Скачать презентацию Тема 2 Средневековая государственно-правовая мысль n n n Скачать презентацию Тема 2 Средневековая государственно-правовая мысль n n n

Средневековая правовая мысль.ppt

  • Количество слайдов: 42

Тема 2. Средневековая государственно-правовая мысль n n n Вопрос 1. Государственно-правовые идеи в христианском Тема 2. Средневековая государственно-правовая мысль n n n Вопрос 1. Государственно-правовые идеи в христианском богословии Вопрос 2. Идея права и государства в Священной Римской империи (Византии) Вопрос 3. Государственно-правовые идеи Августина Блаженного Вопрос 4. Идея Божественного происхождения и сущности права Ф. Аквинского Вопрос 5. Правовые идеи глоссаторов и постглоссаторов 1

Рекомендуемая литература: n n n n n Основная: Азаревич Д. История византийского права. История Рекомендуемая литература: n n n n n Основная: Азаревич Д. История византийского права. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. М. , 2005. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. СПб. , 1999. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М. , 2004. Нерсесянц В. С. Философия права. М. , 1997. Чичуров И. С. Политическая идеология средневековья. Византия и РУСЬ. М. , 1992. Компанелла Т. Город Солнца. М, 1954. Осиновский И. Н. Томас Мор. М. , мысль. 1985. Баргош Ю. Фома Аквинский. М. , 1986. Горфункель А. Х. Философия эпохи возрождения. М. , Высшая школа. 1980. С. 123 -140. 2

Рекомендуемая литература: n n n n n Козлихин И. Ю. политическое учение Николо Макиавелли// Рекомендуемая литература: n n n n n Козлихин И. Ю. политическое учение Николо Макиавелли// Правоведение. № 4. 1996. С. 152 -161. Кондратьев С. В. Юристы общего права предреволюционной Англии о происхождении государства и права//Правоведение. № 6. 1995. С. 68. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М. , 1996. Нерсесянц В. С. Из истории политической и правовой мысли. Гегель. М. , 1979. Ракитская И. Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. Л. , 1984. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л. , 1976. Савонарола. Библиографические очерки. М. , 1995. Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. Вступит. Ст. в кн. : 107. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М. , 1996. 3

Вопрос 1. Государственноправовые идеи в христианском богословии Период от сотворения мира до земного Рождества Вопрос 1. Государственноправовые идеи в христианском богословии Период от сотворения мира до земного Рождества Христа христианство называет «эпохой Закона» - эпоха Ветхого Завета, а после Рождества Христова «эпохой Благодати» - эпоха Нового завета. 4

Основные понятия христианской философии права n n Изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные Основные понятия христианской философии права n n Изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные ученикам Иисусом Христом являются основой христианской морали и самого христианского вероучения. Главная заповедь - заповедь Любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . 5

Заповеди блаженства n n n n n 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Заповеди блаженства n n n n n 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. . 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3— 12) 6

Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 21 Вы слышали, что Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» , подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не 7 отдашь до последнего кодранта.

Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 27 Вы слышали, что Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. 8

Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 38 Вы слышали, что Сравнительный анализ заповедей Ветхого и Нового Заветов n n n 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф 5, 21— 48) 9

Заповеди Христа Закон Моисея n n n Внешнее благочестие (Направленность воли нарушителя во внимание Заповеди Христа Закон Моисея n n n Внешнее благочестие (Направленность воли нарушителя во внимание не принималась) Главный принцип – «око за око, зуб за зуб» Страх Господень – основа ветхозаветной правовой культуры n Внутренняя чистота ( «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ) n n Главный принцип – милость и прощение Любовь к ближнему – основа христианской правовой культуры 10

Основные понятия христианского богословия n Период от сотворения мира до земного Рождества Христа христианство Основные понятия христианского богословия n Период от сотворения мира до земного Рождества Христа христианство называет «эпохой Закона» - эпоха Ветхого Завета, а после Рождества Христова «эпохой Благодати» - эпоха Нового завета. 11

n Церковь утверждает, что Ветхий Завет – неотъемлемая часть Священного Писания, и что Бог n Церковь утверждает, что Ветхий Завет – неотъемлемая часть Священного Писания, и что Бог патриархов и пророков – Тот же Самый, что и Бог апостолов и евангелистов, и что не только Новый Завет, но «все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2 -е Послание к Тимофею, 3: 16). 12

Ценности христианства 1. Ценность Закона n «. . . Закон положен не для праведника, Ценности христианства 1. Ценность Закона n «. . . Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для отцеубийц, человекоубийц, для блудников… (1 Тим. 1, 9)» 13

Ценности христианства 2. Ценность Мира n n «мирись с соперником твоим скорее, пока ты Ценности христианства 2. Ценность Мира n n «мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф. V, 25, 26) «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Иоан. III, 19) 14

Ценности христианства 3. Ценность Любви n n n «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44; Ценности христианства 3. Ценность Любви n n n «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 35) “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине” (1 Кор. 13: 4 -6) «Брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев (1 Кор. 6: 6 -8) 15

Христианское отношение к государству n n n «Воздавайте Богу Богово, а Кесарю кесарево» «Всякая Христианское отношение к государству n n n «Воздавайте Богу Богово, а Кесарю кесарево» «Всякая душа да будет покорна властям; ибо нет власти не от Бога» «Бога бойтесь, царя чтите» 16

Вопрос 2. Идея права и государства в Священной Римской империи (Византии) n Византи йская Вопрос 2. Идея права и государства в Священной Римской империи (Византии) n Византи йская импе рия (395 - 1453) - государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. 17

Идея римского права n n n Одна мысль всегда занимала римлян – «единое государство, Идея римского права n n n Одна мысль всегда занимала римлян – «единое государство, единый закон, единая религия» . Чувство права есть ощущение собственного владычества, наложение силы на внешний предмет и сохранение за собой плодов завоеванного. «То, что человек приобрел потом и кровью, он хочет сохранить за собой. Личной энергии и силе принадлежит мир, в самом себе носит единичная личность основание своего права и сама должна она его защитить – вот квинтэссенция древнеримского воззрения на жизнь. Мечом основан римский мир, и меч или копье являются древнейшими символами римского права» (Рудольф Иеринг. Дух римского права) Право делает из человека гражданина, а выше статуса римского гражданина не может быть ничего. Поэтому неудивительно, что право для римлян стало более чем просто источником умственного наслаждения и удовольствия, «оно было для них предметом нравственного возношения» (Рудольф Иеринг. Дух римского права) 18

n n Византийское право – модернизированное римское право (результат развития и доработки римского права) n n Византийское право – модернизированное римское право (результат развития и доработки римского права) В отличие от классического римского права jus, в котором идея права сводилась к оформлению власти над вещью (собственного владычества), в Восточной империи идея права обожествляется (обретает нравственную легитимность). Империя как «трансляция власти» и империя как «трансляция веры» соединены в Византии После Константина Великого (272 -337) римское право и государство получили Божье благословление 19

Идея Византийской империи n n Послание апостола Павла к фессалоникийцам (2 Фес. 7): «Тайна Идея Византийской империи n n Послание апостола Павла к фессалоникийцам (2 Фес. 7): «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий» Под «удерживающим» стали понимать Римское государство, не допускающее врагу Бога погубить Его Церковь. 20

Идея права в Византии n n n Закон нужен человеку до Христа, до Воцерковления, Идея права в Византии n n n Закон нужен человеку до Христа, до Воцерковления, христианину закон не нужен – у него есть совесть; Закон исполняется в той части, в которой не противоречит Христу; Свобода личности дарована не государством, а Богом Царь должен пользуясь власть смягчать строгость закона, когда его механическое применение противоречит высшей справедливости Божественная справедливость является единственным нравственным источником закона, имеющим всемирное значение в границах вселенской Римской империи, а Римский император выступает высшим гарантом этой гармонии. 21

Сборник законодательных актов времен Македонской династии «Василики» : n «Закон получил наименование от правды, Сборник законодательных актов времен Македонской династии «Василики» : n «Закон получил наименование от правды, так как есть искусство прекрасного и равного. Правда же есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому принадлежащее ему право. Свойства правды – честно жить, другому не вредить и каждому воздавать свое. Мудрость правды состоит в познании дел Божеских и человеческих, справедливого и несправедливого» Соколов И. И. Вселенские судьи в Византии // Сочинения. СПб. , 2003. С. 222 -223. 22

Идея симфонии властей Иоанн Златоуст (345 -407 гг. ) n «Оставайся в своих границах Идея симфонии властей Иоанн Златоуст (345 -407 гг. ) n «Оставайся в своих границах – одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого…Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души…Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника» 23

Вопрос 3. Государственно-правовые идеи Августина Блаженного Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354— 430) — Вопрос 3. Государственно-правовые идеи Августина Блаженного Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354— 430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейшийпроповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей 24

Аврелий Августин «О граде Божием» n n Существует два града (Божий град – церковь Аврелий Августин «О граде Божием» n n Существует два града (Божий град – церковь Христа и Земной град – светское государство) Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Государства делятся на разбойничьи шайки и государства христианские Оправдание государства в служении церкви, в помощи граду земному 25

n n n Неравенство – следствие грехопадения Земные блага – средство для исполнения обязанностей n n n Неравенство – следствие грехопадения Земные блага – средство для исполнения обязанностей милосердия Люди должны помнить о родстве Власть поддерживает порядок Земной град оправдывает свое существование служением церкви 26

n «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным n «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог» 27

Семь исторических эпох прогресса n n n n первая эпоха — от Адама до Семь исторических эпох прогресса n n n n первая эпоха — от Адама до Великого потопа вторая — от Ноя до Авраама третья — от Авраама до Давида четвёртая — от Давида до вавилонского пленения пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом. седьмая — вечность 28

Вопрос 4. Идея Божественного происхождения и сущности права Ф. Аквинского n n На политико-правовую Вопрос 4. Идея Божественного происхождения и сущности права Ф. Аквинского n n На политико-правовую мысль средневековья большое влияние оказали: 1. Феодализм, как новая общественноэкономическая формация; 2. Христианская религия и римскокатолическая церковь; 3. Противоборство между папством и светскими феодалами (монархами) за главенство в обществе 29

Фома Аквинский (1226 -1274) 30 Фома Аквинский (1226 -1274) 30

Учение Аквината n n Является официальной доктриной католицизма Лежит в основе католической теории права Учение Аквината n n Является официальной доктриной католицизма Лежит в основе католической теории права Основано на синтезе идей Августина и Аристотеля Обосновывает теократическое государство 31

Аквинат дает следующую классификацию законов: n n : Вечный закон – общие принципы божественного Аквинат дает следующую классификацию законов: n n : Вечный закон – общие принципы божественного разума, всеобщий закон миропорядка, «сам божественный разум, управляющий миром» ; Естественный закон – производный от вечного, согласно которому человек движется к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т. е. законом) человеческой природы (общежития, самосохранения, продолжения рода); 32

n n Человеческие законы (позитивное право) предназначенные большей частью для людей порочных и заблудших, n n Человеческие законы (позитивное право) предназначенные большей частью для людей порочных и заблудших, разделяются на общенародное и гражданское; Божественный закон, данный людям в божественном откровении – в Библии, помогающий людям лучше понимать что есть добро, зло, справедливость, общее благо и т. д. 33

Учение о государстве n n Три элемента государственной власти – сущность, происхождение и использование Учение о государстве n n Три элемента государственной власти – сущность, происхождение и использование Монархия – лучшая форма правления 34

Отношение к собственности n всякая собственность, даже оставаясь с юридической точки зрения частной, должна Отношение к собственности n всякая собственность, даже оставаясь с юридической точки зрения частной, должна служить общему благу 35

Вопрос 5. Правовые идеи глоссаторов и постглоссаторов n n n Глосса – замечание, пояснение Вопрос 5. Правовые идеи глоссаторов и постглоссаторов n n n Глосса – замечание, пояснение Corpus Juris Civilis – Дигесты Юстиниана в 1088 г. Ирнерий начал свое преподавание и этим положил начало знаменитому Болонскому университету 36

Глоссаторы n n Булгар, Мартин, Хуго и Якоб Плацентин и Азо Аккурсий Мартин – Глоссаторы n n Булгар, Мартин, Хуго и Якоб Плацентин и Азо Аккурсий Мартин – основатель правового идеализма, Булгар – родоначальник юридического догматизма 37

n (лат. glossator от греч. glossa, здесь: устаревшее или редкое слово, требующее пояснения)- в n (лат. glossator от греч. glossa, здесь: устаревшее или редкое слово, требующее пояснения)- в средние века (XI-XIII вв. ) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов и законов. 38

n Основателем школы Г. был Ирнерий, работавший в городе Болонье. Г. считали римское право n Основателем школы Г. был Ирнерий, работавший в городе Болонье. Г. считали римское право "писанным разумом", абсолютной истиной и видели свою задачу в том, чтобы выявить точный смысл античных норм, ничего не меняя в их содержании. 39

Постглоссаторы или консилиаторы n n в Средние века итальянские и французские юристы, занимавшиеся толкованием Постглоссаторы или консилиаторы n n в Средние века итальянские и французские юристы, занимавшиеся толкованием норм и отрывков из Свода Юстиниана, имевшихся в работах глоссаторов. П. называют также комментаторами, поскольку они изучали римское право не в источниках, а по глоссам (комментариям), и консилиаторами, т. к. одним из видов их деятельности была дача консультаций - consilia - по юридическим вопросам, где требовалось согласовать мнения и правовые 40 источники.

Какие идеи лежали в основе Византийской империи n n Христианской нравственной проповеди Исламской проповеди; Какие идеи лежали в основе Византийской империи n n Христианской нравственной проповеди Исламской проповеди; Классовой ненависти; Расового превосходства 41

Кем был Августин Блаженный n n Христианским богословом Исламским богословом Фарисеем, то есть иудейским Кем был Августин Блаженный n n Христианским богословом Исламским богословом Фарисеем, то есть иудейским книжником Католиком 42