Скачать презентацию Тема 2 Происхождение государства Вопросы Скачать презентацию Тема 2 Происхождение государства Вопросы

Тема 2 Происхождение государства.pptx

  • Количество слайдов: 109

Тема № 2: Происхождение государства Тема № 2: Происхождение государства

Вопросы: • 1. Характеристика первобытного общества • 2. Предпосылки (причины) происхождения государства • 3. Вопросы: • 1. Характеристика первобытного общества • 2. Предпосылки (причины) происхождения государства • 3. Теории происхождения государства

По сведениям специалистов, По сведениям специалистов, "планета Земля образовалась около 4, 7 млрд. лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газопылевого вещества". Жизнь на Земле возникла около 3 -3, 5 млрд. лет назад в результате закономерной эволюции материи, когда происходило развитие биосферы. 1 1 Биосфера – область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы (греч. пар и сфера – воздушная среда вокруг Земли), гидросферу (совокупность всех водных объектов земного шара) и верхнюю часть литосферы (внешняя сфера "твердой" Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии (оболочка "твердой" Земли, расположенная между земной корой и ядром Земли) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 120).

Первые люди (homo habilis – человек умелый) появились на Земле около 2 млн. лет Первые люди (homo habilis – человек умелый) появились на Земле около 2 млн. лет назад. Человек современного вида (homo sapiens – человек разумный) сформировался более 40 тыс. лет назад. 2 2 Толстик В. А. Происхождение государства // Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М. 1999. С. 31.

Вопрос о происхождении человека 3 на Земле является дискуссионным. Одними из версий происхождения человека Вопрос о происхождении человека 3 на Земле является дискуссионным. Одними из версий происхождения человека являются: эволюционная версия: теологическая версия; космологическая версия. 3 Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1342). Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V. М. 1994. С. 588).

Так, Чарлз Роберт Дарвин в своей книге Так, Чарлз Роберт Дарвин в своей книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезъяноподобного предка. 4 Дарвин Чарлз Роберт (1809 -1882), английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма, 4 иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1867) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 312 -313). Таким образом, мы узнаём, что человек произошёл от четвероногого, покрытого волосами, снабжённого хвостом и остроконечными ушами, который, по всей вероятности, жил на деревьях и был обитателем Старого Света. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор / Перевод И. Сеченова. – С. -Пб: Типография И. Н. Скороходова, 1896. С. 413.

 • В настоящее время «. . единственным критерием человека остается его способность к • В настоящее время «. . единственным критерием человека остается его способность к членораздельной и осмысленной речи. Человек в некотором роде – говорящая обезьяна.

 • До сих пор в науке самой вероятной версией происхождения человека (рода гоминид) • До сих пор в науке самой вероятной версией происхождения человека (рода гоминид) является версия о генетической мутации древних обезьян в результате воздействия жесткого радиационного излучения. Появившиеся на свет уроды вынуждены были компенсировать свою ущербность прогрессом социетарности – общественности в среде себе подобных. Само же становление современного человека, судя по последним научным данным, не было стадиальным, как принято было считать относительно недавно» (Исаев М. А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 36).

Однако сотрудники Московского института медико-биологических проблем РАН Александр Белов и Владимир Витальев обосновали теорию Однако сотрудники Московского института медико-биологических проблем РАН Александр Белов и Владимир Витальев обосновали теорию "биологической инволюции" и утверждают, что теория Ч. Р. Дарвина не верна, "обезьяны и все другие живые организмы вплоть до растений и простейших произошли от человека", который "благодаря своим неразумным устремлениям и проявлениям…стал деградировать. . ". 5 5 http: //www. newsru. com/russia/13 jan 2001/homosapience. html.

Наряду с теорией эволюции и теорией биологической инволюции есть и другие научные гипотезы (предположения, Наряду с теорией эволюции и теорией биологической инволюции есть и другие научные гипотезы (предположения, версии) происхождения человека. Условно их можно обозначить как теологическая 1 и космологическая 2 теории происхождения человека. 1 Теология – богословие (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V. М. 1994. С. 398). Теология (греч. theos – Бог) – богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1201). 2 Космология – наука о законах вещественного мира, земли (космогония – учение о образовании вселенной) (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М. 1994. С. 173). Космология – физическое учение о Вселенной как едином целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Теоретический фундамент космологии составляют основы физической теории (общая теория относительности, теория поля и др. ), эмпирическую основу – внегалактическая астрономия (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 564).

Одним из представителей теологического направления по данному вопросу можно назвать Светлану Благодетелеву, 5 которая Одним из представителей теологического направления по данному вопросу можно назвать Светлану Благодетелеву, 5 которая полагает, что "большинство из перволюдей не имели тела в нашем понимании. Они были прямыми детьми Бога 3", который "эволюционировал в человека". 5 Благодетелева С. О происхождении человека / http: //e 2000. kyiv. org/theory/human. htm; См. также, напр. : интервью с академиком, доктором медицинских наук, заведующим лабораторией ВНИИРП Виктором Хромовым (Васильев П. Пересадка души / "Аргументы и факты". 1996. № 44); Дмитрук М. Код земной жизни / "Не может быть". 1994. № 9 -14. С. 14. 3 Бог – творец, создатель вселенной, вседержитель, всевышний, всемогущий, предвечное существо, сущий, господь (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А – З. М. 1994. С. 103). Бог – высшее сверхъестественное существо, с верой в которого связано существование религии (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 127). Бог (лат. ) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной "сверхъестественными", т. е. необыкновенными, свойствами и силами, в само широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 46).

Поэтому, утверждает С. Благодетелева, люди Поэтому, утверждает С. Благодетелева, люди "были созданы по образу и подобию Бога, о чем прямо свидетельствует Библия. 4 Природа их тел была энергетической. Они существовали как сгустки энергии. Такое тело помогало нашим предкам перемещаться на огромные расстояния со скоростью света (а возможно даже быстрее). Таким образом, – делает вывод автор, – осуществлялась их экспансия во Вселенной. 4 Библия – слово Божие в полноте своей, Святое писание ветхого и нового заветов (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А – З. М. 1994. С. 86). Библия (греч. книга) – свод книг, составляющих Священное писание. Библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащего собственно христианское учение (Соверменный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 95). Всего вместе с неканоническими книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг (глав), и тот вид, который имеют теперь библейские книги, был придан им в 13 веке кардиналом Стефаном Ленгтоном (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 43).

Но недостатком энергетической формы жизни является отсутствие способности к продолжению рода. . . Для Но недостатком энергетической формы жизни является отсутствие способности к продолжению рода. . . Для этого люди выбрали Землю – подарок Бога. Здесь они должны были изменить свою энергетическую форму на материальную. В одночасье это сделать нельзя. Для материализации своих тел людям понадобились тысячелетия". 5 5 Благодетелева С. О происхождении человека / http: //e 2000. kyiv. org/theory/human. htm; См. также, напр. : интервью с академиком, доктором медицинских наук, заведующим лабораторией ВНИИРП Виктором Хромовым (Васильев П. Пересадка души / "Аргументы и факты". 1996. № 44); Дмитрук М. Код земной жизни / "Не может быть". 1994. № 9 -14. С. 14.

Существование Бога доказывают также весьма известные зарубежные ученые. Об этом, в частности, пишет австралийский Существование Бога доказывают также весьма известные зарубежные ученые. Об этом, в частности, пишет австралийский ученый, профессор математической физики университета Аделаиды Пол Дэвис в своей работе "Разум Бога". Другой специалист в области математической физики, преподаватель Мюнхенского института Макса Планка Фрэнк Тайплер в своей книге "Физика и бессмертие" также доказывает существование Бога, воскресение мертвых и вечную жизнь. 1 1 Бог был и есть / "Российская газета" от 13 февраля 1996 г. См. также, напр. , Ляшевский С. Библия и наука о сотворении мира. М. 1999. – 190 с.

Согласно космологической теории жизнь человека была привнесена на Землю инопланетными (Сириус, Нибиру, 12 -я Согласно космологической теории жизнь человека была привнесена на Землю инопланетными (Сириус, Нибиру, 12 -я планета солнечной системы) цивилизациями (аннунаки, ведруссы). Об этом, в частности, свидетельствуют труды В. В. Пчелинцева – Происхождение человека // Философия Жизни, и американского ученого русского происхождения Захария Ситнича – "12 планета", "Генезис пересмотренный и космический код", а также другие работы. 2 2 http: //dgerelo. org. ua/stati/proishojdenie cheloveka. htm; Мы из космоса / http: //tmn. fio. ru/works/38 x/308/c 01 -1. htm; Валле Ж. Параллельный мир: перевод с английского М. Ю. Шевченко. М. 1995. – 272 с. ; Дмитриев А. Н. Космоземные связи и НЛО. Новосибирск. 1996. – 176 с. ; Юрьев М. И. Хроника аномальных явлений с древнейших времен до начала XX века. Новосибирск. 1996. – 19 с. ; Мулдашев Э. От кого мы произошли / "Аргументы и факты". 1996. № 45; Посысаев Н. Наши предки – инопланетяне / "Экспресс – НЛО". 1994. № 4.

 • http: //potapovm. com • http: //potapovm. com

1. Характеристика первобытного общества 1. Характеристика первобытного общества

Первобытное общество – это • первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, • Первобытное общество – это • первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, • охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права 3 (Владимир Константинович Бабаев) 3 Бабаев В. К. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 1999. С. 23.

Историю развития первобытного общества можно условно разграничить на два периода: • первый – это Историю развития первобытного общества можно условно разграничить на два периода: • первый – это период родовых общин, присваивающей экономики, матриархата; • второй – это период родовых и племенных союзов, производящей экономики, патриархата.

 • Характеристика первого периода развития первобытного общества • Характеристика первого периода развития первобытного общества

Основным социальным элементом первого периода первобытного общества был человеческий род, родовая община. Человеческий род Основным социальным элементом первого периода первобытного общества был человеческий род, родовая община. Человеческий род – коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка 4 (для рода характерны экзогамия, часто – родовое имя, родовые культуры. Экзогамия (греч. ) – запрет браков в пределах одного коллектива (семьи, рода) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1389). • 4 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1031.

Родовая община – это • форма социальной организации первобытного общества, т. е. общность (объединение) Родовая община – это • форма социальной организации первобытного общества, т. е. общность (объединение) людей, • основанная на кровном родстве и • ведущая совместное хозяйство (проф. Людмила Александровна Морозова)2 2 Морозова Л. А. Теория государства и права. М. 2002. С. 24.

Социальное управление в родовой общине: 1. Источником власти являлась вся родовая община в целом. Социальное управление в родовой общине: 1. Источником власти являлась вся родовая община в целом. Члены родовой общины: • сами для себя устанавливали правила поведения, • сами обеспечивали их исполнение и • сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой 2. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет (собрание, сход) решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся: • производственной деятельности; • охраны и обороны своей территории; • религиозных обрядов; • разрешения споров между членами рода или между отдельными родами;

 • 3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины, • 3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины, а также на уважении к нему и обычаях; • 4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который избирался на сходе всех взрослых членов рода; • 5. Принуждение и наказание к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины.

В этот период существовал матриархат2 (гинекократия), 3 который являлся одной из ранних форм родовой В этот период существовал матриархат2 (гинекократия), 3 который являлся одной из ранних форм родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующейся первенствующей (главенствующей) ролью женщины: • в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и • в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов). 4 2 Матриархат – (лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть, букв. власть матери) – форма общественного устройства в ранний период первобытного общества. Признаками матриархата считались высокое положение женщины в обществе, матрилинейность, матрилокальность или дислокальность брачных поселений (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 696). 3 Гинекократия (устарев. женщина + власть) – женовластие, то же, что матриархат (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 262). 4 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М. 1986. С. 273.

 • Характеристика второго периода развития первобытного общества • Характеристика второго периода развития первобытного общества

Во время второго периода развития первобытного общества в силу ряда объективных и субъективных причин Во время второго периода развития первобытного общества в силу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, • с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования – племена 9 (фратрии), 10 • с другой, формировались патриархальные семьи. 9 Племя – форма общности людей, свойственная первобытному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М. 1986. С. 366). Племя – тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: общность территории, некоторых элементов хозяйства, языка, религии, самосознания и самоназвания; часто кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии; самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 925). 10 Фратрия (греч. ) - 1) у многих древних народов при родо-племенном строе – подразделение племени (в Древней Греции – филы), представляющие собой совокупность нескольких родов, которые большей частью произошли от одного первоначального рода (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 662). Фратрия (греч. братство) – подразделение племени, экзогамная совокупность нескольких родов (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1296).

Одними из важных причин объединения родовых общин в племена были: 1) установление запрета на Одними из важных причин объединения родовых общин в племена были: 1) установление запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения, поскольку в результате кровосмешения рождались неполноценные, больные люди и род был обречен на вымирание; запрет инцеста (кровосмешения);

2) необходимость коллективного и организованного отражения нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, 2) необходимость коллективного и организованного отражения нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, • с одной стороны, завоевать более плодородные земли, используемые иными родовыми общинами, • с другой, поработить себе подобных с целью их эксплуатации; 3) общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.

Основным социальным элементом второго периода развития первобытного общества было человеческое племя. Племя – • Основным социальным элементом второго периода развития первобытного общества было человеческое племя. Племя – • одна из форм объединения первобытных людей, основанное на • единой территории, • общности языка, • религии, • культуры и • социальных норм, а также имеющее • единые органы управления.

В 7 веке славянские племена, по мнению Т. В. Кашаниной, делились В 7 веке славянские племена, по мнению Т. В. Кашаниной, делились "на три группы: западные, южные и восточные. К западным племенам принадлежали славяне прибалтийские, поляки, чехи и словаки. К южным славянам относились хорваты, сербы и болгары. В состав восточных славян входили русские, украинцы и белорусы". 2 2 Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 102.

Профессор императорской Российской академии наук Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович (1838 -1916) отмечал, что славянские племена Профессор императорской Российской академии наук Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович (1838 -1916) отмечал, что славянские племена "различались в этнографическом, правовом и культурном отношениях и большей частью относились враждебно друг к другу". 3 3 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов - на - Дону. 1995. С. 50.

Среди них ученый называл: • 1) радимичей (союз восточных славянских племен междуречья верховья Днепра Среди них ученый называл: • 1) радимичей (союз восточных славянских племен междуречья верховья Днепра и Десны, 885 г. , в 12 веке занимали большую часть Черниговской и северную часть Смоленской земли); • 2) вятичей (р. Вятка, Новгород); • 3) кривичей (союз восточно-славянских племен в 6 -10 вв. в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги – Смоленск, Полоцк, Изборск);

 • 4) дреговичей (Киев, Чернигов, Полоцк); • 5) древлян (союз восточно-славянских племен в • 4) дреговичей (Киев, Чернигов, Полоцк); • 5) древлян (союз восточно-славянских племен в 6 -12 вв. , находившихся южнее реки Припять, между реками Случь и Тетерев). Среди славянских племен были также: • 6) полян (восточно-славянское племенное образование 6 -9 вв. , находившееся на берегу Днепра и низовий его притоков от устья Припяти до Роси) и • 7) северян (союз восточно-славянских племен в 8 -10 вв. , располагался на берегах рек Десны, Сейма и Сула). 1 1 Владимирский-Буданов М. Ф. Указ. соч. С. 50, 51; Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356, 579, 946, 996, 1086.

 • • Племя включало в себя: существовавшие еще родовые общины, а также вновь • • Племя включало в себя: существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей. Институтами социального управления были сходы взрослого населения племени, совет старейшин племени, вождь племени.

Социальное управление в племени было следующим: • 1. Источником власти являлось все взрослое население Социальное управление в племени было следующим: • 1. Источником власти являлось все взрослое население племени. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход, народное вече - ) всех взрослых членов племени. • 2. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллекте совета старейшин и вождя. • 3. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени совет старейшин и в большей степени вождь.

Совет старейшин – орган социального управления первобытного общества состоял из представителей родовых общин и Совет старейшин – орган социального управления первобытного общества состоял из представителей родовых общин и патриархальных семей. Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин: • а) согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота; • б) рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен; • в) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.

 • 4. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, • 4. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения • либо всех взрослых членов племени, • либо совета старейшин, • либо в более поздние этапы развития вождем.

В этот период существовал патриархат, 4 который являлся одной из поздних форм развития первобытного В этот период существовал патриархат, 4 который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль • в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также • в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др. ) • играют мужчины. Для этого времени также характерны – • патрилинейность, • патрилокальность, • единобрачие (моногамия). 5 4 Патриархат (греч. отец + власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризуется патрилинейным родом, когда мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 450). 5 Моногамия (греч. ) – единобрачие, брак одного мужчины одновременно с одной женщиной (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 751).

2. Предпосылки (причины) происхождения государства 2. Предпосылки (причины) происхождения государства

Первобытное общество существовало гораздо продолжительнее по времени, чем существует какое -либо государство. Так, по Первобытное общество существовало гораздо продолжительнее по времени, чем существует какое -либо государство. Так, по сведениям одних специалистов первобытное общество просуществовало как минимум 190 тыс. лет. 1 Другие полагают, что этот период составлял от 30 до 35 тыс. лет. 2 Первые же государства стали формироваться в период с 4 по 1 тысячелетия до н. э. , а также в первом тысячелетии современной эры. Таким образом, государственное устройство человеческой цивилизации, включая современный период, существует всего 5 -6 тысячелетий. 1 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. М. 2004. С. 7. 2 Комаров С. А. Указ. соч. С. 27; Морозова Л. А. Указ. соч. С. 23; Толстик В. А. Указ. соч. С. 31.

Известно, что одними из первых государств были: • 1) Древний Египет (4 -3 т. Известно, что одними из первых государств были: • 1) Древний Египет (4 -3 т. до н. э. , государство в Северо. Восточной Африке, территория в нижнем течении реки Нил 3); 4 • 2) город Кархемиш (4 -3 тыс до н. э. , территория северной Сирии); 5 • 3) Шумер (3 т. до н. э. , города Лагаш, Ур, Киш – юг современного Ирака); 6 • 4) Древний Китай (14 в. , 2 т. до н. э. , создавался на берегах рек Янцзы7 и Хуанхэ, 8 государство Инь, завоевано в 11 в. до н. э. племенем Чжоу). 9 3 Нил (современное египетское название Эль-Бахр) – река в Африке (в Руанде, Танзании, Уганде, Судане, Египте, самая длинная река в мире – 6671 км. В дельте и долине Нила сосредоточено почти все население и сельское хозяйство Египта (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 809). 4 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 370. 5 Там же. С. 489. 6 Там же. С. 1380. 7 Янцзы (голубая река) – река в Китае – 5800 км. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1425). 8 Хуанхэ (желтая река) – река на востоке Китая – 4845 км. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1325). 9 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 515.

В первом тысячелетии до н. э. государства продолжали образовываться у водных источников, в том В первом тысячелетии до н. э. государства продолжали образовываться у водных источников, в том числе в долинах больших рек. В 5 в. до н. э. формируются • Афины (город государство в Аттике – область на юго-востоке Греции)6 и • Спарта (древний греческий город в Лаконике – Пелопоннес – полуостров и историкогеографическая область на юге Греции). 7 • В 754 г. до н. э. братьями Ромулом и Ремом основан Древний Рим. 8 8 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1026. 6 Там же. С. 76, 77. 7 Там же. С. 892, 1146.

В последней четверти 9 века н. э. , в результате объединения под властью князей В последней четверти 9 века н. э. , в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных в районе старой Ладоги, Гнездова и др. , возникло Древнерусское государство. 1 1 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 356.

Научный анализ источников информации показывает, что мнения авторов, которые считают древнюю Русь государством, по Научный анализ источников информации показывает, что мнения авторов, которые считают древнюю Русь государством, по вопросам условий (факторов) и времени его создания неоднозначны. • Так, одни из них констатируют, что в настоящий момент практически общепринятой считается дата 862 г. н. э. образования государства Руси. Здесь речь идет о времени, ". . когда предводитель варягов Рюрик Ютландский, обосновавшись сначала в Старой Ладоге и построив там крепость, принял власть в Новгороде "по ряду", т. е. по договору с местными славянскими боярами". Дёмин С. В. К вопросу об истории возникновения древнерусского государства / http: //www. hrono. ru/statii/2005/demin_oleg. html; http: //fictionbook. ru/author/diemin_s_v/k_voprosu_ob_istorii _vozniknoveniya_drev/read_online. html? page=1

 • Другие полагают, что: • Другие полагают, что: "История Русской земли – нового государственного образования под объединяющей княжеской властью начинается с точной даты – 852 года. . Спустя десять лет от первого упоминания Русской земли в греческом летописании, сначала изгнав варяг за море, новгородцы опять призывают их княжить в свою землю". При этом исследователь А. Н Ужанков пишет, что ". . летописец выделяет русь среди других народов. . " и не отождествляет их с варягами, а ". . восточнославянские племена, объединенные славянской речью, а затем и христианской верой, и представляют собою русь". Ужанков А. Н. "Русь" и "Русская земля" в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. / http: //www. pravoslavie. ru/jurnal/268. htm.

 • Третьи авторы считают, что государство Киевской Руси было создано в 882 г. • Третьи авторы считают, что государство Киевской Руси было создано в 882 г. в результате объединение двух восточнославянских центров Новгорода и Киева. Это стало возможным, когда Олег – князь Новгородский, со своей дружиной завоевал Киев, а также подчинил себе территории древлян, северян и радимичей. См. , напр. : История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. – М. : Высшая школа, 2004. С. 36 / http: //www. alleng. ru/d/hist 004. htm; Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 2004. С. 118119; Портнов В. П. Возникновение древнерусского государства и права, IХ-ХII в. в. // В мире права. 1999. № 1 / http: //lawportal. ru/magazine/document. asp? mag. ID=3&mag. Num=1&mag. Year=1999&article. ID=1146436; Проценко Ю. Л. Древнерусское государство и право. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. С. 11.

 • Четвертые утверждают, что: • Четвертые утверждают, что: "В настоящее время наиболее принята компромиссная теория Брима о двойном, северном и южном, происхождении слова "Русь". Но эта теория, как всякое компромиссное решение, по существу ничего не объясняет, потому что оставляет в силе и теорию, возводящую "Русь" к варягам-скандинавам, и взгляды о южном происхождении Руси". При этом в своих работах исследователи доказывают, что: "Название "Русь" — древнее прозвище Киевской земли, страны полян, известное уже в первой половине IX в. , задолго до завоевания Киева северными князьями". Тихомиров М. Н. Происхождение названий "Русь" и "Русская земля" / Русское летописание. — М. , 1979. С. 23 / http: //litopys. org. ua/rizne/spysok/spys 05. htm; Брим В. А. Происхождение термина "Русь". — В кн. : Россия и Запад: Ист. сб-к. Пг. Вып. 1. 1923. С. 5 — 10.

 • Пятые отмечают: • Пятые отмечают: "Нельзя, забывать, что от создания какого-либо государственноподобного образования до того времени, когда такое государство начинает посылать посольства (которые и являются первым признаком наличия такого государства) проходит, по крайней мере, несколько лет, т. е. дата образования первого русского государства несколько древнее 839 г. ". В качестве доказательства этого вывода приводятся так называемые "Бертинские Анналы", в которых ". . имеется запись, о посольстве некоего народа рус, прибывшего в 839 г. вместе с византийскими послами в ставку императора Священной Римской Империи Людовика Немецкого в г. Ингельгейм на Рейне. Это письменное свидетельство, – пишет далее С. В. Демин, – даже более убедительно, чем гораздо более поздние письменные источники о государстве Рюрика упоминавшиеся выше, поскольку составлено оно практически по следам этих событий, а не записано с устных преданий через 200 лет, как в случае письменных источников по государству Рюрика, включившее в себя заодно фольклорные мотивы о трёх братьях". Автор также полагает, что: "Гипотеза о существовании "первого русского государства" (вторым, согласно этой гипотезе, было ладожско-новгородское государство Рюрика, третьим киевское государство Олега) была выдвинута российским филологом и историком А. А. Шахматовым. Он, основываясь на трудах арабских историков IX в. Ибн Руста и Аль Якуби, помещал центр (столицу) этого государства в Старой Руссе. Британская энциклопедия, аккумулирующая выводы западных историков, указывает место на реке Оке, приблизительно в районе современной Рязани". Дёмин В. Н. К вопросу об истории возникновения древнерусского государства / http: //fictionbook. ru/author/diemin_s_v/k_voprosu_ob_istorii_vozniknoveniya_drev/read_online. html? page=1

 • Шестые пишут, что: • Шестые пишут, что: ". . славяне, несомненно, существовали в VII веке до н. э. и в более позднее время, а вовсе не образовались в V веке н. э. , как утверждает современная историография. Иными словами, еще за 1200 лет до великого расселения народов существовало не одно славянское государство, а целая империя, Русь славян". Чудинов В. А. Руница и алфавитное письмо. 2006 / http: //www. dazzle. ru/spec/riap. shtml#c 17.

В отечественной литературе вопрос о причинах происхождения государства не имеет однозначного решения. В отечественной литературе вопрос о причинах происхождения государства не имеет однозначного решения.

В литературе называются: • экономические; • политические; • идеологические; • психологические предпосылки (причины) происхождения В литературе называются: • экономические; • политические; • идеологические; • психологические предпосылки (причины) происхождения государства.

Экономические причины происхождения государства: а) разделение общественного труда (переход: от собирательства к земледелию; от Экономические причины происхождения государства: а) разделение общественного труда (переход: от собирательства к земледелию; от охоты к скотоводству; от примитивных орудий труда к ремеслу; от потребления к обмену) привело • к увеличению производительности труда и формированию так называемого "избыточного продукта", что • послужило основой формирования частной собственности и • разграничения людей на состоятельных (имущих, богатых) и несостоятельных (неимущих, бедных) людей;

б) институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми, с общими, одинаковыми б) институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми, с общими, одинаковыми интересами, а в условиях, • когда такого равенства не стало, • требовалась иная организация власти, • сориентированная на сдерживание противоборства различных групп и слоев общества (бедных и богатых);

в) расслоение общества привело к тому, что в) расслоение общества привело к тому, что "из общей массы рода выделяется знать – обособленная группа вождей, военачальников, жрецов…", которые • "присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, • приобретали большое количество скота, ремесленных изделий, орудий труда;

 • г) люди, имеющие в собственности результаты труда, могли себе позволить содержать аппарат • г) люди, имеющие в собственности результаты труда, могли себе позволить содержать аппарат его охраны и защиты, а также нанимать на работу неимущих, бедных; • д) создается государственный аппарат подчинения, принуждения одних (несостоятельных, подвластных) другим (состоятельным, властным).

К политическим предпосылкам происхождения государства относится: а) рост численности населения и потребность в регулировании К политическим предпосылкам происхождения государства относится: а) рост численности населения и потребность в регулировании отношений между людьми и социальными группами; б) необходимость обеспечения безопасности людей внутри человеческого сообщества, которая сопряжена • с урегулированием спорных взаимоотношений между соплеменниками, а также • с применением принуждения, насилия к нарушителям установленного порядка;

 • в) необходимость регулирование отношений между социальными группами одного территориального образования (социальной группы • в) необходимость регулирование отношений между социальными группами одного территориального образования (социальной группы одной территории) с социальными группами другого территориального образования; • г) военные предводители, имеющие небольшую численность дружинников, не способны были организовать широкомасштабные военные нашествия (или эффективную оборону). Их место занимали многочисленные и организованные вооруженные институты.

Идеологическими причинами образования государства являлись: • а) переход от языческой веры к монорелигии, к Идеологическими причинами образования государства являлись: • а) переход от языческой веры к монорелигии, к единобожию, что объединяло население; • б) теологическое обоснование власти, когда власть вождя объяснялась божественным происхождением и существованием. • в) деятельность клириков по убеждению населения в религиозной необходимости подчинения государственной (светской) власти.

Психологическими предпосылками возникновения государства являлись: а) осознание и понимание людьми необходимости подчиняться установленным органами Психологическими предпосылками возникновения государства являлись: а) осознание и понимание людьми необходимости подчиняться установленным органами управления правилам поведения. • В противном случае возникала опасность произвола и хаоса, что не могло устраивать человека с точки зрения его безопасности. • Именно страх людей перед беспорядком и желание жить в безопасности (инстинкт любого живого организма выжить) заставляли их создавать институты государственной власти;

 • б) понимание людьми сочетания личных и общих интересов, которые проявлялись в необходимости • б) понимание людьми сочетания личных и общих интересов, которые проявлялись в необходимости поддерживать порядок и спокойствие внутри социальных организаций и защиты их интересов в отношениях с другими соседними, приграничными социальными общностями.

Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич основными причинами происхождения государства называет: • 1) необходимость совершенствования управления Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич основными причинами происхождения государства называет: • 1) необходимость совершенствования управления обществом, которое появляется в связи с разделением труда, ростом численности населения; • 2) необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей; • 3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

 • 4) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость • 4) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен; • 5) необходимость ведения войн как оборонительных, так и захватнических. 1 1 Афанасьев В. С. Происхождение государства и права // Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М. 2003. С. 74 -75.

3. Теории происхождения государства 3. Теории происхождения государства

В научной литературе речь идет о многих теориях происхождения государства. К ним относятся: • В научной литературе речь идет о многих теориях происхождения государства. К ним относятся: • теологическая теория; • патриархальная теория; • ирригационная теория; • органическая теория; • психологическая теория; • договорная теория; • классово-экономическая теория;

 • • теория насилия; расовая теория; инцестная теория; спортивная теория; патримониальная теория; диффузная • • теория насилия; расовая теория; инцестная теория; спортивная теория; патримониальная теория; диффузная теория специализации.

Теологическая 1 теория происхождения государства. Одними из ее авторов были: • 1) архиепископ Константинополя Теологическая 1 теория происхождения государства. Одними из ее авторов были: • 1) архиепископ Константинополя (Царьград, столица Византийской империи), представитель греческого церковного красноречия, византийский церковный деятель, православный богослов Иоанн Златоуст (344 -407); • 2) византийский философ Фома Аквинский (12261274, 13 век, соч. "О правлении властителей"); 1 Теология (греч. Бог + логия, богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1201).

 • 3) игумен (ведущий, духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря) Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф • 3) игумен (ведущий, духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря) Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иванович Санин, 1439 -1515); • 4) французский философ Жак Маритен (1882 -1973, основатель неотомизма – официальная философия католической церкви, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий, томизм – учение Ф. Аквинского).

Основные положения теории: • 1) государство есть результат Божественного замысла; • 2) государство образовалось Основные положения теории: • 1) государство есть результат Божественного замысла; • 2) государство образовалось в результате сложного исторического процесса и усложнения общественных связей, которыми руководит "Промысел Божий"; • 3) государство возникло как необходимый элемент в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений пороков (греха);

 • 4) государство сформировалось в результате последствий грехопадения прародителей, исказившее первозданную природу человека, • 4) государство сформировалось в результате последствий грехопадения прародителей, исказившее первозданную природу человека, его разум, его волю, не позволяющие падшему человеку принять полноту совершенного Божественного закона; 1 • 5) государство вечно как и сам Бог; • 6) государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовать волю Бога на земле; 1 Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. 2002. С. 10, 629.

 • 7) государство формируется вместе с монорелигией; • 8) царь, король, правитель отвечая • 7) государство формируется вместе с монорелигией; • 8) царь, король, правитель отвечая перед Богом за вверенное ему государство, несет три обязанности – распространять учение Божье, создавать условия для благочестивой жизни людей, наказывать творящих зло.

Патриархальная 2 теория происхождения государства. Ее представители: • 1) древнегреческие философы Платон (428348 до Патриархальная 2 теория происхождения государства. Ее представители: • 1) древнегреческие философы Платон (428348 до н. э. , соч. "Государство") и Аристотель (384 -322 до н. э. , соч. "Политика"); • 2) английский ученый Роберт Фильмер (17 в. соч. "Патриарх"); • 3) русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842 -1904). 2 Патриарх (греч. ) – 1) глава рода в родовом обществе; 2) старейший, всеми уважаемый человек, основоположник, старейший представитель какой-либо области деятельности (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 450).

Основные положения теории: • 1) люди стремятся к общению и образованию семей, а их Основные положения теории: • 1) люди стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства; • 2) государство возникло в результате разрастаний семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, народности; • 3) государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

Ирригационная 3 теория происхождения государства. Ее основателем считается немецкий ученый К. Витфогель (соч. Ирригационная 3 теория происхождения государства. Ее основателем считается немецкий ученый К. Витфогель (соч. "Восточный деспотизм"). 3 Ирригация (лат. поливка, орошение) – искусственное орошение полей – отрасль сельскохозяйственной мелиорации (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 248).

Основные положения теории: • 1) в Древнем Египте на берегах Нила, в Шумере на Основные положения теории: • 1) в Древнем Египте на берегах Нила, в Шумере на берегах рек Евфрат и Тигр, в Древнем Китая на берегах Янцзы и Хуанхэ жили кочевые племена, которые затем перешли к оседлой жизни; • 2) этому способствовал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

 • 3) для ведения земледелия и скотоводства требовалось орошать земли, что возможно было • 3) для ведения земледелия и скотоводства требовалось орошать земли, что возможно было только путем создания ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др. ); • 4) создание таких сооружений возможно было путем организации большого количества людей, которыми необходимо было управлять, руководить; • 5) создание аппарата управления и послужило причиной происхождения государства.

Органическая теория происхождения государства. Ее представителями были: • 1) английский философ и социолог Г. Органическая теория происхождения государства. Ее представителями были: • 1) английский философ и социолог Г. Спенсер (1820 -1903, соч. "Позитивная политика"); • 2) швейцарский юрист И. Блюнчли (18081881); • 3) французский социолог Р. Вормс (18691926); • 4) русский юрист Трубецкой Евгений Николаевич (1863 -1920).

Основные положения теории: • 1) общество функционирует подобно человеческому организму; • 2) государство есть Основные положения теории: • 1) общество функционирует подобно человеческому организму; • 2) государство есть результат эволюции общества;

 • 3) государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же как • 3) государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает; • 4) функции мозга выполняет правительство, системой пищеварения являются низшие классы (земледельцы, ремесленники), кровеносную систему составляют торговля, транспорт и иные средства сообщения.

Психологическая теория происхождения государства. Эту теорию обосновывали: • 1) французский социолог Г. Тард (1843 Психологическая теория происхождения государства. Эту теорию обосновывали: • 1) французский социолог Г. Тард (1843 -1904, соч. "Социальные законы"); • 2) профессор Петербургского университета Николай Михайлович Коркунов (1853 -1904); • 3) английский ученый Д. Фрэзер (1854 -1941); • 4) австрийский ученый, врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 -1939);

 • 5) основатель психологической школы права, русский юрист Лев Иосифович Петражицкий (1867 -1931); • 5) основатель психологической школы права, русский юрист Лев Иосифович Петражицкий (1867 -1931); • 6) русский профессор М. А. Рейснер (18681928); • 7) русский юрист Федорович Кокошкин (1871 -1918).

Основные положения теории: • 1) психологически врожденная потребность людей жить вместе; • 2) постоянная Основные положения теории: • 1) психологически врожденная потребность людей жить вместе; • 2) постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов;

 • 3) появление государства – результат особых свойств человеческой психики, в том числе • 3) появление государства – результат особых свойств человеческой психики, в том числе стремление людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни; • 4) государство создается посредством эмоций и переживаний людей; • 5) государство появилось как результат подавления агрессивных влечений человека.

Договорная теория происхождения государства. Ее разработчиками были: • 1) голландский юрист Гуго Гроций (1583 Договорная теория происхождения государства. Ее разработчиками были: • 1) голландский юрист Гуго Гроций (1583 -1645, соч. "О праве войны и мира"); • 2) английский философ Томас Гоббс (1588 -1679, соч. "Левиафан"1); • 3) английский философ Джон Локк (1632 -1704, соч. "Два трактата о правлении"); • 4) французский философ Жан-Жак Руссо (1712 -1778, соч. "Общественный договор"); • 5) русский писатель, мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749 -1802). 1 Левиафан – в библейской мифологии огромное морское чудовище (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 618).

Основные положения теории: • 1) до возникновения государства люди жили в условиях так называемого Основные положения теории: • 1) до возникновения государства люди жили в условиях так называемого естественного состояния, т. е. в положении "войны всех против всех"; • 2) чтобы не уничтожить друга, люди договорились между собой о создании государства для обеспечения общего блага; • 3) для этого они заключили общественный договор (договор всех со всеми), по которому люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности;

 • 4) эти права были переданы правящим, которые обязаны были обеспечить порядок как • 4) эти права были переданы правящим, которые обязаны были обеспечить порядок как среди подвластных, так и защиту от нападения со стороны других племен; • 5) общественный договор, который послужил основанием возникновения государства, представлял собой "состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого объединяющего всех центра". 2 2 Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 84.

Классово-экономическую теорию обосновали немецкие мыслители и общественные деятели Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Классово-экономическую теорию обосновали немецкие мыслители и общественные деятели Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820 -1895), изложившие свои взгляды в совместных работах "Немецкая идеология" и "Манифест Коммунистической партии", а также в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В дальнейшем данная теория получила развитие в работах Владимира Ильича Ленина (1870 -1924) "Государство и революция" и в лекции "О государстве".

Основные положения теории: • 1) государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения Основные положения теории: • 1) государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противоположные классы;

 • 2) в результате появления избыточного продукта (частная собственность), который накапливался у определенной • 2) в результате появления избыточного продукта (частная собственность), который накапливался у определенной группы людей, старейшин, вождей, военачальников, постепенно в обществе сформировалось два класса – имущие (богатые) и неимущие (бедные); • 3) для того, чтобы они не уничтожили друга, возникает необходимость в создании организации особого рода, которую назвали государством;

 • 4) такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс • 4) такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих; • 5) государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классовые противоречия.

Теория насилия происхождения государства. Ее обосновывали: • 1) немецкий философ Евгений Дюринг (1833 -1921, Теория насилия происхождения государства. Ее обосновывали: • 1) немецкий философ Евгений Дюринг (1833 -1921, соч. "Ценность жизни"); • 2) австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838 -1909, соч. "Общее учение о государстве"); • 3) немецкий философ Карл Каутский (18541938).

Основные положения теории: • 1) государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим; Основные положения теории: • 1) государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим; • 2) такое завоевание обусловлено необходимостью применения насилия по отношению к побежденному племени; • 3) "племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати";

 • 4) • 4) "принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство"; 1 • 5) между людьми возникают конфликты, их нельзя разрешить иначе, как посредством привлечения третьей силы, которую выполняет аппарат насилия; 1 Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. М. 1931. С. 77; Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 53.

 • 6) без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство; • 7) • 6) без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство; • 7) собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. 2 2 Дюринг Е. Ценность жизни. СПб. 1894; Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 57.