Зинковский С.Б. ЛК_2_Происх_ГиП.pptx
- Количество слайдов: 37
ТЕМА № 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: ОБЩЕСТВО представляет собой обособившуюся от природы часть материального мира, состоящую из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями. ВЛАСТЬ – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких либо средств. ГОСУДАРСТВО – это особая организация суверенной публичной политической власти над обществом на определенной территории, располагающая аппаратом управления и аппаратом принуждения и выражающая интересы как всего общества в целом, так и социальных групп, стоящих у власти.
ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием, Постоянные интересы и потребности, связывающие членов общества, Совместное удовлетворение этих интересов и потребностей, Осознание необходимости взаимодействия друг с другом, Регулирование поведения членов общества через установленные самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения, Наличие организованной силы – власти, способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность. На разных этапах развития общество характеризуется различными формами организации, различным характером отношений власти и
БАЗОВЫЕ ПРИЗНАКИ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ПОДЧИНЕНИЯ Наличие не менее двух субъектов в этих отношениях – властвующего и подвластного, Выраженный в определенной форме приказ, в котором воплощается воля властвующего, который адресован подвластному, должен быть выполнен подвластным под угрозой применения принуждения за его неисполнение, Социальные нормы, устанавливающие, что властвующий вправе отдавать приказ, а подвластный обязан его выполнить.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЭКОНОМИКА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТ СЛЕДСТВИЕ Самые ранние формы объединения предков Нет необходимости во взаимоотношениях, современного человека (5000 лет тому назад) были взаимодействии между семьями, семья связаны с неупорядоченными (временными) обеспечивает необходимый минимум для семейно родовыми связями. Это могли быть выживания ее членов. отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда необработанные палки, колья, камни. Только спустя многие тысячелетия первобытные Укрепление экономической основы социальных люди научились создавать более совершенные групп, формирование предпосылок для перехода от орудия труда обработанные каменные топоры, присваивающей экономике к производящей копья, скребки и т. п. , а также добывать огонь, экономике. строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Экономика родового строя была присваивающей Препятствия для демографического роста, (люди получали готовый продукт от дикой природы неустойчивость экономической основы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). социальных групп.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЭКОНОМИКА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТ Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины, который впоследствии распределялся между членами рода в зависимости от их авторитета, силы. Такой порядок основан на принципа реципроктности и редистрибуции – когда все складывается в общий котел, а потом перераспределяется. Прибавочного продукта присваивающая экономика не давала. все, что производилось, потреблялось. Установление экзогамии, т. е. брачных отношений только между представителями разных родов и соответственно запрета на кровосмешение внутри рода (запрет промискуитета). СЛЕДСТВИЕ В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но , равных в бедности, людей. Из описанных условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Обусловило активизацию взаимоотношений между родами.
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ДВА НАПРАВЛЕНИЯ а) совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т. д. ); б) совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т. д. ).
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЭКОНОМИКА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТ СЛЕДСТВИЕ Развитие экономики. 10 12 тысяч лет назад начался Постепенное и все более убыстряющееся переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящей повышение производительности труда. Появление (скотоводство, пахотное (плужное) земледелие) – избыточного продукта, его присвоение отдельными членами общества, формирование прибавочного явление, получившее наименование неолитической продукта. революции. В рамках неолитической революции имели место Неолитическая революция и появление три крупнейших разделения труда – отделение прибавочного продукта способствовали быстрому скотоводства от земледелия, отделение росту населения, развитию производства, ремесел ремесленничества от сельского хозяйства, искусства, возникновению городов, письменности и отделение торговли от производства. т. д. Излишек продукта создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для содержания скота и обработки полей. Такую рабочую силу у некоторых народов доставляла война. Прибавочный продукт провоцирует регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЭКОНОМИКА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТ Формирование производящего хозяйства. Неолитическая революция СЛЕДСТВИЕ Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты. У некоторых народов (древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н. э. разложение родового строя привело к феодализму. С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится сферой деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города. Важным последствием неолитической революции явился переход от родовой к соседской (крестьянской) общине. Общественная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей. Мужчина становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства.
РАЗВИТИЕ ПЛЕМЕННЫХ СВЗЕЙ И ТРАНСФОРМАЦИЯ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ В СОСЕДСКУЮ На поздних стадиях происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связь между ними сохранялась в виде более крупных образований фратрий (братств) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытно общинного строя. Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие культовые и бытовые обряды.
ВЛАСТЬ НА РАННИХ СТАДИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В управлении участвовали все взрослые члены рода как мужчины, так и женщины. Субъект и объект власти совпадали. Высшим органом власти было общее собрание, на котором решались вопросы, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнь рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин, вождей. Но их власть базировалась исключительно на авторитете, уважении старших членов рода, храбрости охотников и воинов. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания было изгнание из рода.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ НА РАННИХ ЭТАПАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Функции общественной власти в первобытном обществе не требовали существования особого аппарата управления и принуждения, выделенного из общества Все эти функции выполнялись самими членами рода одновременно с иными функциями в обществе (охота и т. д. ). Все это позволяло характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную демократию. Она не знала ни имущественных, ни социальных различий, ни государственно политических форм. Такую неполитическую общественную власть называют потестарной.
РАЗВИТИЕ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В ПЕРБОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ В ПРЕДГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭПОХУ Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная организация постепенно превращалась в систему "военной демократии". По мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя – мононорма уступает место социальным нормам, в частности, праву. Новые условия требовали и новой, территориальной организации, охватывающей все население. Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью собрания племени, превратившегося в собрание военной дружины. У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала,
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТ № 1 • Таким образом, возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т. п. ) факторов. РЕЗУЛЬТАТ № 2 • Ранними формами государственной организации общества стали протогосударство и раннее государство.
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обычаи. В современной исторической науке, этнографии и теории права они получили название "мононормы". Они коренились в глубокой древности, складывались в процессе длительной практики, передавались из поколения в поколение через пример, легенды, мифы. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, устоявшиеся мифы и религиозные представления. Обычаи соблюдались в силу прочной привычки, общности интересов членов рода, равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий. В обычаях родового строя невозможно вычленить традиционные, нравственные, религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Обычаи носили слитный (синкретический) характер первоначальных императивов.
Основные характеристики мононормы: «Моно» она называется потому что является единственным ВИДОМ социального регулятора в обществе в тот исторический период. Мононормы отличает синкретизм – нерасчлененность в них социальных регуляторов, Мононормы воспринимаются как часть миропорядка, как и сам человек, он полагает, что их нарушение – это нарушение самого миропорядка, которое не может не принести вред и ему. Она содержит рациональные, объективно возможные модели поведения и их исполнение обеспечивается необходимостью выживания. Она регулирует взаимодействие человека с живой и неживой природой и между людьми, направлена на обеспечение присваивающей экономики, на обеспечение существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде,
Основные характеристики мононормы: Она не предоставляет человеку возможности выбора варианта поведения. По форме она устная, в виде табу, мифов, ритуалах, обрядах и т. д. . Ее невозможно нарушить без утраты содержательной специфики регулируемого отношения, без выключения субъекта из этого отношения, без ущерба для него самого. Она самоисполнима, имеет естественный характер своего обеспечения и не требует внешнего обеспечения. Тем не менее за ее несоблюдение санкции все же применялись – вплоть до изгнания из рода, в любом случае – санкции четко не дифференцировались, в них имел Основными, исторически первыми способами регулирования, которые закреплялись в мононормах, были запреты и позитивные обязывания.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТ № 1 РЕЗУЛЬТАТ № 2 • В силу сосуществования различных племен в рамках племенной группы отношения между людьми не могли регулироваться родовыми обычаями, мононорма уступает место социальным нормам, в частности, праву. • При возможности относительной эмансипации человека от общества появляется возможность выбора поведения, не угрожающая выживанию – появляются различные социальные нормы, вычленяющиеся из мононорм.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ В ПРОТОГОСУДАРСТВЕ: Протогосударство создавалось на базе нескольких племен или общин, которые не исчезают с появлением этого государства, но образуют внутри него иерархию, где место каждого определялось престижем и силой соответствующей группы. Традиционные формы потестарной власти пока более стабильны, чем публичная власть, чувствуют себя уверенно, за ними стоят обычное право и консерватизм привычного уклада жизни. В основе политичес кой интеграции лежал комплекс экономических, религиозных, военно оборонительных или захватнических интересов. Имеет место непрерывное скрытое либо явное соперничество между властными элитами отдельных групп, идет борьба против централизаторских устремлений и деспотизма публичной власти. Постепенно изживали себя основные ячейки родового строя — маленькие разрозненные и замкнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия
ВЛАСТЬ В ПРОТОГОСУДАРСТВЕ Протогосударство характеризуется существованием различных типов власти и форм властвования – потестарная власть и зачатки публичной политической власти сосуществуют. Государство как таковое возникает путем усиления властных признаков управленческих структур: права создавать социальные нормы и права принуждать и организационной оформленности, институционализации. Государствообразование предполагало социальный раскол не только общества, но и его верхушки, оно ставило в двусмысленное положение обычное право, которое пытались использовать в своих интересах противоборствующие страты общества и группировки внутри них. В протогосударстве сохраняются обычно правовые институты, связанные по своему происхождению и функционированию с родоплеменными властными (потестарными) структурами. Одновременно происходит обособление власти от народа
ТРИ ПУТИ ПОЛИТОГЕНЕЗА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ Военный путь (военно иерархический) предполагает усиление военной организации племен, сплочение военных лидеров союзных племен под руководством военного вождя для веде ния захватнических войн с целью добычи рабов и богатства, военная структура становится прообразом управленческих структур государства. Аристократический путь характеризуется постепенным превращением знати, родоплеменной верхушки, монополизировавшей экономические, сакральные и военные функции, в политически организованную силу — публичную власть, тогда как рядовые общинники становились политически и экономи чески зависимым, эксплуатируемым слоем людей. Плутократический путь демонстрирует способ формирования политической организации на основе объединения социальной группы вокруг "большого человека", от которого она экономически зависит, здесь экономическая зависимость порождает политическую зависимость.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ Происходит постепенное утверждение территориального, а не кровнородственного принципа распространения власти. В центре власти стоит лицо, за которым признается право представлять «политические» интересы союзного единства групп вовне, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен или иных групп и осуществлять в рамках обычного права контроль за исп Происходит обособление властвования от иных форм деятельности – управленческая специализация и диверсификация. В структуру публичной власти входят проточиновники, люди, которые помогают царю выполнять его функции, находятся у него на службе, специализируются по определенным видам «управленческой» деятельности, то есть происходит институционализация власти, создани Власть осуществляется в интересах всего общества Публичная политическая власть обладает суверенитетом, то есть верховенством как внутри определенной территории, так и во взаимоотношениях с иными властями вовне ее, монополизирует право издания законов, обязательных для исполнения, получает так называемую
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ПРОТОГОСУДАРСТВА В компиляциях правовых обычаев отражалось господствующее положение правящих слоев общества, но лишь в той степени, в какой оно вошло в традицию, стало исторически закрепленным фактом. Протогосударство ограничивается по верхностным вмешательством в правовую сферу. Сохраняется значение обычного права, «неписаного закона» . В протогосударствах ни сам царь, ни кто либо другой по его поручению не мог отменять норм обычного права и обычаев вообще, потому что они, как считали люди, идут от далеких предков, освяще ны религией и, самое главное, относятся к тому социальному уровню Хотя классовый интерес элиты давно и четко обособился, существуют большие трудности в смысле его законодательного закрепления. В протогосударстве еще не было регулярных налогов и узаконенных повинностей в пользу публичной власти. Существовали формы данничества. Речь идет о военных рейдах царя (князя) в пределах своих владений с целью сбора дани, а заодно и рассмотрения споров, ул
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ВЫВОД № 1 ВЫВОД № 2 • Признаками протогосударства можно считать его структурную неустойчивость, хрупкость, относительно слабую укорененность в экономике и социальных отношениях. • Отсюда необычайная подвижность этой политической формы; она могла постепенно развиться в раннее и зрелое государство, но чаще всего она распадалась, и вновь возвращались старые родоплеменные формы властвования.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАННЕГО ГОСУДАРСТВА Это прочно осевший в определенной области племенной союз, в рамках которого существует более или менее устойчивая королевская власть, единоличная или чаще всего опирающаяся на иерархическую систему княжеской власти. В отличие от протогосударства – имеет место территориальная организация населения и укрепление институциональной структуры публичной власти. Существенное ослабление и постепенное отмирание потестарных родоплеменных структур. Их роль на себя берет новая власть Пока отсутствуют резкие социальные противоречия – существующая политическая структура наряду с интересами знати выражает и общеплеменной интерес. Существует имущественное и социальное расслоение, основная масса населения отстранена от управления общественными делами, которые фактически переходят в руки элиты. Осуществление политической власти в значительной мере носит традиционный, ориентированный на родоплеменные ценности характер.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА № 1 № 2 • Неолитическая революция и три крупнейших разделения труда сформировали экономические предпосылки для появления государства. Так, появление избыточного продукта предопределило со временем его превращение в прибавочный продукт, которому сопутствовало появление частной собственности, дифференциации труда, автономности личности вместо коллективистских способов хозяйствования – на основе этих факторов началось социальное расслоение, социальные противоречия, что повлекло за собой неспособность догосударственных форм организации общества, общественной власти и обычаев урегулировать новые общественные отношения. Это обусловило необходимость появления новой формы организации общества – государства, нового характера власти – публичной политической, новых социальных регуляторов – в первую очередь, права, как системы норм, установленных и санкционированных государством и обеспеченных силой его принуждения. • В связи с переходом к производящей экономике появляется объективная возможность содержать обеспечить содержание как большего количества народа, так и социальных групп – управленцев, которые не принимают непосредственного участия в материальном производстве.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА № 3 № 4 • Процесс государствогенеза сопровождал переход от родовой общины к соседской, от кровнородственных связей к необходимости обеспечить согласованное функционирование групп лиц, не связанных родственными отношениями. В целом государство приходит на смену родовому строю. • К появлению государства привело развитие и дифференциация общественных отношений и усложнение структуры общества. Первобытная община разлагаясь, дифференцируется на слои, классы, кланы и т. д. , что привело к дифференциации интересов внутри сообщества (как в части несовпадения интересов различных членов общества, так и в части несовпадения интересов различных социальных групп, и , в конечном итоге – интерес власти перестал совпадать с интересами общества). Появляется необходимость подавлять какие либо социальные группы.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА № 5 № 6 • Важную роль в появлении государства сыграло появление городов как центров экономической и политической жизни общества. • Демографический фактор – рост численности населения и необходимость использования более совершенных форм управления более крупными коллективами.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Процесс государствогенеза сопровождался переходом от потестарной власти к публичной политической власти. В основе власти ложится территориальный принцип вместо кровнородственного. В процессе возникновения государства проявляются в различном сочетании три пути политогенеза. Власть институционализируется, отмирают родоплеменные властные структуры, появляются структуры государственные, в первую очередь – аппарат управления и аппарат принуждения, происходит количественный рост властного аппарата. Дифференциация власти происходит по следующим направлениям: отделения ее от общества (если раньше субъект и объект власти совпадали, то теперь они различаются); обособление управления от иных форм деятельности, проявление внутренней институциональной и фу Надродовые интересы становятся выше частных и родовых интересов, что требует новых форм властвования. Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических также потребовало более совершенной формы организации общества. Растет роль религии как консолидирующего фактора и способа легитимации публичной политической власти.
Сбалансировать интересы членов общества и социальных слоев, классов могло только право в силу следующих черт, отличающих его от социальных норм первобытного общества право есть единый масштаб поведения, мера возможного и должного поведения право имеет общеобязатель ный характер право структурно организованно (системно) право формально определенно (как правило, имеет писаную форму и его установления не вызывают разночтений) право обеспечивается государственным принуждением
Два основных пути развития права в раннеклассовых обществах Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм, становятся, как правило, сборники нравственно религиозных положений (Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п. ) В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. • Зафиксированные в таком праве нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями и конкретными имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. • Характерными чертами в раннеклассовом обществе такого типа являются следующие: 1) право присутствует здесь в зародышевой форме; 2) слитность с религией и моралью; 3) многозначность понятий, присущих начальному этапу становления права; 4) казуистичность, противоречивость, пренебрежение к абстрактным формулам. • В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право). • Характерными чертами в раннеклассовом обществе такого типа являются следующие: 1) право дифференцируется от религии и морали, 2) понятийно категориальный аппарат права стремится к обобщениям, 3) право активно использует абстрактные формулы.
Восточный или азиатский путь возникновения государства (Египет, Китай, Месопотамия): Развитие экономики приводит к возникновению не только родоплеменной знати, но и к такому явлению, как «власть собственность» , суть которого заключается в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности, с потерей котор Имеет место эволюция не от собственности к власти, а от власти к собственности. Административные структуры сложились в силу объективной экономической необходимости раньше, чем появилась частная собственность. Политическое господство основывается на отправлении какой либо общественной функции, на занятии определенной должности. Существенное влияние на появление государства оказывают географические и климатические факторы, особенности среды обитания – условием выживания явилось выполнение масштабных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строительс Частная собственность не играла существенной роли в общественном производстве и не оказывала влияния на политическую жизнь. Основным назначение власти в рамках общины было управление особыми резервными фондами, в которых концентрировался общественный избыточный продукт, и защита от внешних врагов. Административные функции часто совмещались с культовыми. Этим достигался особый авторитет власти и объяснялся деспотичный характер власти монарха через ее производность от воли Бога. Основное средство производства – земля – формально находилась в собственности общин, сами общинники были свободными, однако фактически и земля, и общинники оказались во власти государства и абсолютного монарха.
Западный путь возникновения государства: Ведущим государствообразующим фактором стала социальная дифференциация и классовое разделение Таким образом, в основе государствогенеза лежало формирование частной собственности и сопутствующих ей последствий Эволюция шла по направлению от собственности к власти.
Особенностями формирования Афинского государства стали: На раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство и социальное деление на аристократов и простых общинников. Развивается личное рабство как социально экономическая основа государственной власти. С ростом экономического потенциала аристократов они пытаются ослабить роль народного собрания. Борьба между аристократами и массами становится основной движущей силой государствообразов ания, то есть это государство в чистом виде возникло из социальных антагонизмов.
Особенностями формирования государства в Спарте стали: Вместо личного рабства проявляется общинное рабство (илоты) – то есть завоеванные народы, представители которых подчинялись спартанцам. Для обеспечения такого подчинения и подавления восстаний требовалось формирование специального аппарата. Имело место стремление не допустить имущественного неравенства между спартанцами – зарождающееся государство противостояло формированию частной собственности. В существенной мере сохранялись пережитки первобытнообщин ного строя. Курс на уравнительность обеспечивал консервацию первобытнообщинны х порядков и препятствовал формированию социальных сил, способных уничтожить полностью родоплеменную организацию.
Особенностями формирования государства в Древнем Риме стали: Процесс формирования классов шел медленно в силу особого характера борьбы патрициев и плебеев, которые были свободными гражданами. Общественная организация Рима приобрела демократические черты. Особую социально политическую роль играла сельская община, остававшаяся собственником земли. Эти факторы тормозили развитие имущественного и социального неравенства и формирование частной собственности – лишь к концу 2 в. до н. э. в связи с обезземеливанием крестьян формируется такая масса рабов, которую невозможно контролировать без специального государственного аппарата
Особенностями формирования франкского государства стали: Рабовладение в том виде, в каком оно существовало в Греции и Риме, было экономически невыгодно на территории германских племен. В связи с разорением общинников формировались отношения не рабства, а зависимости, что способствовало длительному сохранению коллективных форм собственности. Этому же способствовали военные потребности и полукочевое земледелие. Постепенная имущественная дифференциация и завоевание больших территорий привели к появлению на рабовладельческого, а сразу феодального государства.