итория соцмысли.pptx
- Количество слайдов: 22
Тема 2. Основные направления в истории социологии. 1. Социология О. Конта. 2. Развитие социологии в Англии и Франции (конца XIXначала XX вв. ). 3. Социологическая традиция Германии: Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. 4. Социология марксизма. 5. Основные направления и школы западной современной социологии.
Особенность социологии как гуманитарной науки…… Она состоит в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее.
Огюст Конт (1798— 1857) Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830— 1842) и «Система позитивной политики» (1851— 1854). Он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. использование социологией "позитивного мето да" означает опору теоретического анализа на совокупность эмпири ческих данных, собранных в наблюдении и эксперименте, данных про веренных, надежных, не вызывающих сомнения.
Г. Спенсер (1820 -1903) основной труд «Социальная статика» (Social Statics, 1851) а) Центральным понятием его теории является социальный эволюционизм, как усложнение форм общественной жизни. Это не единый процесс, а множество относительно автономных. б) Индивидуализм, т. е. он говорил о том, что общество должно служить индивидам, его составляющим. в) Органицизм – общество развивается по аналогии с живым организмом.
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания. Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество). Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции. Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Эмиль Дюркгейм (1858– 1917) «Социальный факт есть всякий образ действия, фиксированный или нет, но способный прилагать к индивиду внешнее ограничение; или же всякий образ действия, общий для всего данного общества, но в то же время существующий в своём собственном праве независимо от его отдельных проявлений. » Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода «Определяющую причину социального факта необходимо искать среди предшествующих социальных фактов, но не среди состояний индивидуального сознания. » Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода
Эмиль Дюркгейм Социологизм имеет два аспекта: онтологический методологический социальная реальность включена в общество – часть природы, поэтому общий универсальный порядок, она социология в методологическом плане реальна и подчиняется определенным соответствует естественным наукам; законам; социальные факты следует рассматривать общество есть реальность особого как вещи; рода не сводимая к другим; социальные факты должны объясняться человек – двойственная реальность: другими социальными фактами; социальная и индивидуальная, в социология должна строиться на котором также доминирует социальное эмпирическом и рациональном фундаменте Общество создает индивида.
Эмиль Дюркгейм Одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (например, интеграция) Он отвергал психологические, биологические, географические причины объяснения причин самоубийств и рассматривал самоубийства в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями (семейными, религиозными, национальными и т. д. ). В связи с этим он выделил три основных типа самоубийств: а) эгоистическое б) альтруистическое в) аномическое
М. Вебер (1864 -1920) Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие» В рамках основанной на нём концепции «понимающей социологии» учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. «Социология – это …наука , которая пытается достичь интерпретативного понимания социального действия с целью нахождения каузального объяснения его направления и эффектов»
М. Вебер Цель социологии, по Веберу, сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осо знан. . Социология, по Веберу, это наука, исследующая социальные действия, т. е. действия ориентированные на поведение других индивидов. Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет "ожиданием" или "аттитюдом" и без которого действие не является социальным.
М. Вебер выделяет четыре вида социального действия: 1) целерациональное – критерием рациональности является успех; 2) ценностнорациональное – через сознательную веру в эстетические, этические , религиозные ценности; 3) аффективное эмоционально, благодаря аффектам и состоянию эмоций ; 4) традиционное благодаря установившейся практике, привычкам.
Карл Маркс (1818 - 1883) Общественно-экономическая формация общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др. ). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
Толкотт Парсонс (1902– 1979). Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр. , функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Т. Парсонс Центральная тема его творчества проблема социального порядка. Придерживается позиции системного подхода. Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективно.
Т. Парсонс Человек упорядочивает свой мир, приобретает знания и опыт, систематизирует социальную реальность, создает социальные институты наш мир является упорядоченным человек создает этим самым порядком благоприятные условия для разворачивания социального действия во всех сферах общества Социальное действие пронизало собой все что только можно.
Т. Парсонс выделяет следующие четыре подсистемы общей системы социального действия: Биологический организм: индивидуальная психофизическая конституция человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на человеческое поведение. Система личности: мотивационная структура индивида Социальная система. Под ней понимается совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли. Система культуры, куда относятся культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.
Т. Парсонс Четыре подсистемы вместе образуют общую систему действия. В общей модели действия выделяется следующие основные элементы: а) деятель б) ситуация, ситуационное окружение в) ориентация деятеля на ситуацию.
Т. Парсонс Системы действия открытые системы, которые должны удовлетворять 4 основным условиям. Пар сонс доказывал, что все социальные системы для выживания должны обладать набором из четырех основных функций: Адаптация любая социальная система приспосабливается или адаптируется как к внутренней ситуации, так и к изменениям внеш ней среды. Целедостижение система определяет и достигает поставленные цели. Интеграция система связывает и увязывает все свои компоненты, а также перечисленные функции. Удержание образца любая социальная система создает, сох раняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы.
Мид Джордж Герберт (1863— 1931) Представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации» , то есть общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Один из основных тезисов символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда социальны, то есть личность не может формироваться вне общества.
Мид Джордж Герберт «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль. Мид различает два аспекта формирования самости: 1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. 2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Гарольд Гарфинкель (1917 2001) люди взаимодействуют на основе здравого смысла. Причём эти взаимодействия не всегда осознаются и поддаются рефлексии самими действующими индивидами. социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения. Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия.
Ральф Дарендорф ( 1929 2009) Конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон.