Общество как социальная система менеджеры 2014.ppt
- Количество слайдов: 36
ТЕМА 2 Общество как социальная система
ПЛАН лекции: 1. Общество как социальная система 2. Трактовки понятия общество в различных социологических школах 3. Признаки общества 4. Типология обществ. 5. Анализ и критика общества в постмодернизме. Глобализация мировой системы.
• Батыгин Г. С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, № 4 -5. С. 634. • Парсонс Т. Система современных обществ. Москва: Аспект Пресс, 1998. • Штомпка П. . Социология. Анализ современного общества. - М. : Логос, 2005. • Парсонс. О социальных системах. М. : Академический проект, 2002. •
1. Общество как социальная система.
Общее понятие системы Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим, и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.
Классическое определение системы • Система - целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. • Качества социальных систем: • структурно-функциональная целостность • устойчивость • открытость • динамизм • самоорганизация и самовоспроизводство • эволюция
Системные качества Элементы Целостность Связи и отношения Порядок расположения (структура) Функционирование и развитие Совокупность свойств, присущих соц. объекту как единому целому
Социальная система Первый аспект интеракция — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т. д. ) социальная организация Второй аспект — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций социальная организация Третий аспект — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы с понятием культуры
Социальная система üупорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями Социетальная система (от лат. societas- общность) - вся совокупность системы социальных отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом
Определение общества: Общество – самая большая из проживающих на данной территории группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности.
2. Трактовки понятия общество в различных социологических школах По Тённису социальная целостность возникает из определяемых сознательной волей взаимоотношений индивидов. Дюркгейм различая механическую и органическую солидарность, рассматривает общество с двух сторон, отличительным признаком является разделение труда. При этом основа - ценностная структура. К. Маркс - общество – это «система отношений, складывающихся на основе способа производства материальных условий существования человека» . Основополагающими считается теория Т. Парсонса
самостоятельно • Прочитать на трактовки категории «Общество» у различных социологов
Теория немецкого социолога Н. Лумана. • Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: • системы взаимодействия (коммуникации) • социетальные системы (глобальное сообщество) • система организации (как общество себя выстраивает).
Признаки соц. систем по Луману • Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают, по Луману: • самореференция • аутопойэсис
Самореференция • Самореференция – это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем. • Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы.
Аутопойэсис • Аутопойэсис означает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы (что отличает их от других обществ). • Общества регенерируют свои свойства на протяжении длительного времени.
Точка зрения Д. Иванова
2. Признаки общества • Как Вы считаете, как признаки общества мы можем выделить?
Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям (по Э. Шилзу): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Не является частью какой-либо более крупной системы. Браки заключаются между представителями данного объединения. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной. У него собственное название и собственная история. Оно обладает собственной системой управления. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которые называют культурой.
территория • Важным признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. • Существует обоснованное мнение, что территория оказывает влияние на общественные устои (у горских народов схожие обычаи, у народов живущих у моря свои)
внутренние взаимосвязи. • Отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая характеристика общества. • Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т. е. при условии признания их целесообразности большинством населения.
Толкотт Парсонс q. Функции ü Адаптация - должна обладать способностью к адаптации, т. е. приспосабливаться к меняющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы (экономика) ü Целеполагание - должна быть способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения (политика) ü Передача образца - должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе. ü Интеграция - должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений (культура)
4. Типология обществ Г. Ленски и Дж. Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное промышленное.
Типология Ф. Тенниса – традиционное и современное • • • Для традиционного общества характерны: 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства ( «семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, установки типа «не высовывайся» , «будь как все» ; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.
Для современного общества характерны: • • • 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессиональноквалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права) 5) сложная система социального управления – выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления; 6) секуляризация религии, т. е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело» , «не бойся риска» , «стремись к победе» ; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. Аморальное становится нормой
Теория Н. Данилевского. А. Тойнби • Общество развивается в рамках культурно-исторических типов (или цивилизаций по А. Тойби). • Авторы не сходятся во мнении о количестве цивилизаций. • Данная теория является полной противоположностью теории К. Маркса
К. Маркс В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками — способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре Формации: 1. 2. 3. 4. 5. первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.
Даниел Белл подразделил всемирную историю на три стадии: В доиндустриальном обществе ( традиционным), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Карл Поппер • Открытые и закрытые общества • Задание – придумать и обосновать свою собственную типологию обществ
5. Анализ и критика общества в постмодернизме • Постмодернизм – философская парадигма второй половины XX века. • Основные принципы были изожены в работах Ж. Ф. Лиотара, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Фуко. • Данная парадигма отчасти свидетельствует о кризисе классической науки, основанной на позитивизме и структурализме
Децентрация: «все перемешано, нет единого центра» • Децентрация. – Постмодернизм подвергает критике центрированность как основной принцип европейской культуры Нового времени, рационального мышления модерна, которое отвергается как метафизическое. Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого строилось познание, культура, общественная жизнь. • "Смерть субъекта» - торжество массовой культуры, человек не существует «вне текста культуры» невозможность независимого индивидуального существования, доказывает, что индивид постоянно и главным образом бессознательно обусловливается в процессе своего мышления языковыми структурами. (дискурс поглощает индивида)
Интуиция вместо точного анализа • наиболее адекватное постижение реальности доступно не естественным и точным наукам, не традиционной философии, опирающейся на формализованный понятийный аппарат, а интуитивному, "поэтическому мышлению" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью. • Нет структуры, есть «ризома» – хаос. • Не нужна формулировка понятий, а нужно лишь их обозначить, читатель сам их додумает. • При анализе общества нет ни одной верной теории • Вывод: в целом негативное отношение к современному обществу, торжество рынка, ущемление природы человека – «мягкое насилие» .
Недостатки постмодернизма: • Фразы, лишённые смысла, и изощренная фразеология, • Отсутствие четких методологических подходов к изучению общества, • Излишняя эмоциональность, негативизм • Псевдонаучный пафос, ввод понятий без обоснованного их раскрытия (выдвигают понятия «деконструкция» , «тело» , «сюжет» , «дискурс» , «машина желания» )
• ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ? • Процесс берет начало в 1970 -х. • Римский клуб. • Доклад «Пределы роста»
Теория И. Валлерстайна • Ядро • Полупериферия • Периферия
• Спасибо за внимание!
Общество как социальная система менеджеры 2014.ppt