Мифология и её роль в развитии МХК.ppt
- Количество слайдов: 34
Тема 2. Мифология и её роль в развитии МХК Искусство начинается мифологией, ею живет и ею творит. В. Н. Топоров
План : 1. Происхождение искусства. 2. Понятие мифа; функции мифа в первобытном обществе. 3. Миф как основа важнейших обрядов. Место обрядов в непрерывном круге жизни. 4. Классификация мифов. 5. Мифологические архетипы. 6. Синкретическая природа первобытного искусства. 7. Трансформация мифа в мировой культуре. 2
Искусство появилось тогда, когда человек осознал себя ЧЕЛОВЕКОМ – т. е. осознал первые нравственные нормы. «В начале было слово» - без него не мог начаться культурный процесс на планете Первобытный мир начал формирование системы символов (знаков) - речь и различные виды искусства В первобытном мире искусство стало важнейшим средством выживания людей – оно передавало знания. Знать означало назвать, слепить, нарисовать, изобразить в пантомиме или танце – эти способности помогали выжить). Знание было магической силой, а обладавший знаниями становился избранным и почитаемым Отсутствие научных знаний об окружающем мире и полная зависимость от него пугали, заставляя персонифицировать природные явления, объясняя их доступным образом. 3
Пластика и архитектура природы Макет медведя в пещере Монтеспан. Франция Пластика палеолита особенно наглядно демонстрирует слитность феноменов деятельности древнего человека со стихией каменной материи земли. В ритуале экспонирования туши или символических частей зверя (голова, конечности, шкура), реальное животное постепенно заменяется «натуральным макетом» , который собирали на каменной основе, напоминающей своими формами зверя. Барельефы бизонов Пещера Тюк д'Одубер, Франция
«Газетный камень» . Штат Юта, США
Объяснения природных явлений не носили научного характера, а обретали форму своеобразных рассказов – мифов. Мифы включали в себя всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из мифа выделились религия, науки, искусства. Миф – это особая форма закрепления памяти человека, передаваемая в устной традиции через поколения. В мифах отсутствует анализ явления, но обязательно присутствует метафорическое, образное мышление, т. е. сливаются реальность и фантазия 6
Слово. Миф. Сказка В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду относятся: мифы творения; циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные); мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной. Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.
Миф выполнял множество функций: выражал и обобщал верования обосновывал моральные нормы и правила содержал практические правила жизни доказывал целесообразность обрядов Т. е. подобно Библии и Корану, мифы являются древнейшими священными законами, определявшими веру и моральную мудрость 8
Человек в древнекаменном веке Особенность палеолита в том, что человечество забыло о нем, а изображения палеолитического искусства недоступны пониманию современного человека. «Развитие такой правополушарной функции, как рисунок, — исторически «Развитие такой правополушарной функции, самое раннее как рисунок, — исторически самое раннее и сравнительно древнее приобретение и сравнительно древнее человечества» (Н. Н. Николаенко). приобретение человечества» (Н. Н. Николаенко). Рисунки в пещере Шове. Франция
Изобразительная деятельность Для живописи на стенах пещер палеолита характерно то, что древний художник работал в пространстве с незаданными границами, в неупорядоченном по вертикали и горизонтали поле. Полное отсутствие композиции дополняется хаотичным наслоением изображений друг на друга. Отпечатки рук палеонтропа. Культура Тольденсе, Патагония Фриз отпечатков рук и изображений животных Прорисовка. Пещера Кастильо, Испания Пещера Пеш-Мерль. Ло, Франция
Место человека в живописном мире палеолита определяется фактом абсолютного превалирования изображений животных над изображениями человека. Животные «полностью заслоняют собой человека» . «Колдун» из пещеры Трех братьев, составленный из частей разных животных, демонстрирует «стремление воплотиться в животное, через него занять свое место во вселенной» (Э. Л. Лаевская). Колдун из пещеры Труа Фрер (Трех братьев) Пещера Ласко. Дордонь, Франция
Проблески в небытии Для истории орнамента в палеолите важны гриффады — бессистемные следы когтей пещерного медведя. Поля гриффад послужили образцом для лабиринтообразных изображений, получивших название «макароны» . Полотно гриффад. Пещера Гаргас, Франция «Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира. Прорисовка
Миф являлся органической частью всех древнейших обрядов, до сих пор играющих важную роль в жизни человека Древнейшие обряды: свадебный погребальный посвятительный (инициация) Обряды чётко фиксируют определённый этап в жизни человека, важный для всего рода, и объясняет его значение и смысл в соответствующих мифах Обряды имеют схожий смысловой алгоритм – во время обряда человек как бы «умирает» в нынешней ипостаси и воскрешается уже в новом качестве 13
Танец алеутов Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания Танец долганов Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837
Место обрядов в непрерывном круге жизни: жизнь есть непрерывная цепь , состоящая из рождения, перерождения во взрослого дееспособного человека и его смерти, когда умирает тело, а дух переселяется в ТОТЕМ Рождение человека Погребальный обряд инициации или свадьбы тотем 15
Тотем – первопредок, основатель рода. Им могло быть какое-либо животное или неживой предмет. Тотемы всячески оберегались. Если алгоритм обряда как-либо нарушался, то не совершалось таинство перерождения - нарушался естественный ход жизни и неизбежно следовала кара, месть умерших предков. 16
Общие тенденции в развитии мифологии всех народов : от сакрально-магического к эстетическому, от природных сил к герою. Основные группы мифов: Тотемические Календарные Антропогонические Мифы о культурных героях Эсхатологические Космогонические 17
Тотемические мифы рассказывают о первопредке – растении или животном, с которым связано происхождение людей племени. В них отражены как представления о возможности взаимного превращения, так и древнейшие зооморфные представления. Представления о тотемах сложились раньше, чем осознание обычного человеческого родства. С данной группой мифов связаны мистерии – магические посвятительные обряды, действа, церемонии. Тотемизм сохранился в современной культуре в виде 18 запретов на некоторую пищу, в символике и геральдике.
Тотемы разных народов 19
Пещера Ласко. Дордонь, Франция
Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней. Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта
Виллендорфская Венера из Савиньяно. Модена В многочисленных фигурках массивных палеолитических венер подчеркивается плоть огромного животворящего каменного чрева. Под плотью не чувствуется костяка-структуры, так же не структурирована голова, на которой отсутствует лицо.
Календарные мифы повествуют о естественной смене времён года и необходимости совершать сельскохозяйственные работы С ними связано множество обрядов, песен, закличек, игр и т. п. , дошедших до наших дней. С ними связаны пары главнейших божеств, «отвечающих» за плодородие (Озирис и Изида, Деметра и Персефона, Лада и Леля) 23
Антропогонические мифы рассказывают о происхождении человека и человеческого общества 24
Мифы о культурных героях повествую о происхождении или введении каких-либо культурных благ 25
Эсхатологические мифы - это мифы о конце времён, «конце света» У всех народов есть представление о том, что конец есть начало, т. е. время бесконечно – у него нет начала и конца. 26
Космогонические мифы повествуют о происхождении земли и вселенной, выявляют процесс и причины творения. Эти мифы самые молодые. С ними связаны основные мировые символы: - Мировой Океан - Мировая Гора - Мировое Древо (Ось земли; Древо познания добра и зла) - Мировое Яйцо 27
Орнаментальные «тексты» Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде Вознесеновка, Нижний Амур Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при Сосуд помощи огня формируется эпохи неолита тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции Дипилонская плоских сосудов. ваза
Керамика периода трипольской культуры Японская веревочная керамика неолита – дземон В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.
Мегалитическая архитектура Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ. Менгир Бретань, Франция В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы. Дольмен «Волконский» . Северо. Западный Кавказ В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции искусственных космоса – В космогенез. курганах человек воспроизвел природные формы горы. Курган Нью. Гнейндж Ирландия Дольмен «Большой Кичмай» . Краснодарский край
Кромлех в Стоунхе ндже Великоб ритания Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли. Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря. Реконструкция (forums. civ. org. pl)
Космогония в произведениях искусства: 32
Культура первобытного человека опиралась на миф и являлась синкретической (нерасчленённой на виды и жанры) На основе мифа строился магический обряд – мистерия, включавший в себя слово, пантомиму, танец и пение; действие происходило в специально построенном святилище, украшенном скульптурой, живописью, а участники были облачены в ритуальные маски и костюмы. Мистерии являются истоком современного театра 33
Со временем миф утратил свои первичные функции, но сохранился в мировой культуре в ином качестве: Волшебные сказки Эпос мифы Обряды Суеверия Мифы являются основой культуры. Человечество придало новый смысл древним представлениям и мифы обретают новую жизнь. 34