Скачать презентацию Тема 2 Искусство Передней Азии В долинах Скачать презентацию Тема 2 Искусство Передней Азии В долинах

Тема 2. Искусство Передней Азии.pptx.ppt

  • Количество слайдов: 58

Тема 2. Искусство Передней Азии Тема 2. Искусство Передней Азии

В долинах рек Тигра и Евфрата, а также прибрежных районах Средиземного моря и горных В долинах рек Тигра и Евфрата, а также прибрежных районах Средиземного моря и горных районах центральной части Малой Азии на протяжении трех тысячелетий создавались, возвышались и гибли под натиском врагов тесно взаимосвязанные рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Вместе с тем каждое из этих государств внесло свой вклад в историю мирового искусства.

 2 народа: Шумеры – жили на юге; Аккадцы – жили на севере. 2 народа: Шумеры – жили на юге; Аккадцы – жили на севере.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред ставления и мифы.

Скульптура Шумеров До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III Скульптура Шумеров До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Характерная особенность шумерской скульптуры — в условности изображения.

Скульптура. Тесно связана с храмовыми комплексами. Верные слуги богов. Адорант – статуя молящегося, 30 Скульптура. Тесно связана с храмовыми комплексами. Верные слуги богов. Адорант – статуя молящегося, 30 60 см. Делали статуи из мягких пород камня, изображали сидящих или стоящих, ставились в храме. Инкрустированные глаза (лазурит). Нет попыток передать портретное сходство.

Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж. Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.

Стены шумерских храмов укра шались рельефами , повествовав шими как об исторических событиях в Стены шумерских храмов укра шались рельефами , повествовав шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д. ). Рельеф состоял из нескольких яру сов. События разворачивались пе ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э. ), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж. Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж. Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж. Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

Сте ла (др. греч. στήλη, stḗlē) — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или Сте ла (др. греч. στήλη, stḗlē) — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака.

 «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

 «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

 «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

Сохранился Белый Храм в Уруке. На высокой искусственной платформе, плоская крыша. Наружные части храма Сохранился Белый Храм в Уруке. На высокой искусственной платформе, плоская крыша. Наружные части храма украшались мозаикой из конусообразных гвоздей (обожжённая глина).

Белый Храм в Уруке Белый Храм в Уруке

Белый Храм в Уруке Белый Храм в Уруке

Особое место в шумерском изо бразительном наследии принадле житглиптике — резьбе по драго ценному Особое место в шумерском изо бразительном наследии принадле житглиптике — резьбе по драго ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра нилось множество шумерских ез ных печатей в р форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе чатях сюжетов посвящено противо борству различных животных или фантастических существ. Для жите лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма ны, дарили храмам, помещали в за хоронения.

глиптика глиптика

глиптика глиптика

Ваза с изображением культовых сцен Урука. Ваза с изображением культовых сцен Урука.

Все строилось из недолговечного материала – необожжённого кирпича – сырца. Все строилось из недолговечного материала – необожжённого кирпича – сырца.

Урнанш, правитель города Лагаша. Рельеф. Известняк. VI в. до н. э. , Шумер. Урнанш, правитель города Лагаша. Рельеф. Известняк. VI в. до н. э. , Шумер.

В конце IV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Царь аккадцев В конце IV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м).

Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохра нилось очень мало. Отлитая из ме ди голова, Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохра нилось очень мало. Отлитая из ме ди голова, возможно, является порт ретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо родства и внутренней силы. Чувству ется, что мастер стремился вопло тить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульпту ры чёткий, детали выполнены тща тельно — всё свидетельствует о пре красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

Голова Саргона Древнего. Медь. Голова Саргона Древнего. Медь.

Победная стела Нарам Сина (Нарам Суэна). Красный песчанник. Около 2230 г. до н. э. Победная стела Нарам Сина (Нарам Суэна). Красный песчанник. Около 2230 г. до н. э. , Аккадский период.

Искуство Старовавилонского царства. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило Искуство Старовавилонского царства. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т. к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию.

Искуство Старовавилонского царства. Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э. Базальт, Искуство Старовавилонского царства. Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э. Базальт, барельеф. Высота 2, 25 м, ширина 0, 65 м Лувр, Париж

Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.

Искуство Старовавилонского царства. Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима. Мари. XVIII в. до н. Искуство Старовавилонского царства. Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима. Мари. XVIII в. до н. э.

Искуство Старовавилонского царства. Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима. Мари. XVIII в. до н. Искуство Старовавилонского царства. Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима. Мари. XVIII в. до н. э.

Искусство Ассирии. Искусство Ассирии.

Виды рельефа: Барелье ф (фр. bas relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в Виды рельефа: Барелье ф (фр. bas relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. Горелье ф (фр. haut relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф» ) — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях Койланоглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т. е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Ревизия пленных и добычи. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. Ревизия пленных и добычи. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э. Алебастр, резец, барельеф. Британский музей, Лондон

Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э. Алебастр, резец, барельеф. Длина 2, 24 м, ширина 88, 65 см Британский музей, Лондон

Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX Ашшурнасирапал II во время охоты на львов. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э. Алебастр, резец, барельеф. Длина 2, 24 м, ширина 88, 65 см Британский музей, Лондон

Торжественная процессия с данью. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. Торжественная процессия с данью. Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху. IX в. до н. э. Алебастр, резец, барельеф. Высота 2, 63 м, ширина 2, 49 м Британский музей, Лондон

Раненная львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Раненная львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Британский музей, Лондон

Охота на оленей. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, Охота на оленей. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Высота 71— 76 см, ширина 66— 101 см Британский музей, Лондон

Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Алебастр, барельеф. Высота 1, 63 м, ширина 0, 77 м Лувр, Париж

Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар. Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар.

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных плиток, орнаментом и мно гочисленными фигурами львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Наиболее богатую декоративную отделку имели, вероятно, двойные ворота богини любви и плодородия Иштар, расположенные в северной части города между царским дворцом и храмом Нин Мах. Вы сота ворот – 26 метров. Сверху донизу они покрыты голубыми, синими и зелеными глазурованными плитками

Бык (рими) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич) Бык (рими) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)

дракон (сиррух, мушруш) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич) дракон (сиррух, мушруш) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)