Скачать презентацию Тема 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ДРЕВНЯЯ Скачать презентацию Тема 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ДРЕВНЯЯ

лекция 2 Древний Восток.pptx

  • Количество слайдов: 55

Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН 1. Основные Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН 1. Основные черты и особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока. 2. Государство и право Древней Индии 3. Государство и право Вавилона

Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и право. Древневосточные государства находились Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в Северной Африке. Наиболее ранними были государства Древнего Востока: Древний Египет, Вавилон, Индия и Китай, которые сложились на рубеже IV и III тысячелетия до н. э. Различают два типа рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественноэкономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество.

Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются: 1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются: 1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности. 2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей. 3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.

Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления была деспотия, которая Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления была деспотия, которая характеризовалась: во-первых, неограниченной наследственной властью монарха; во-вторых, обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти; в-третьих, наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата; в-четвертых, признанием монарха верховным собственником всей земли.

К основным функциям древневосточных государств можно отнести следующие: - в силу особых климатических условий К основным функциям древневосточных государств можно отнести следующие: - в силу особых климатических условий и почвы, которые требовали создания сложных ирригационных систем, возникает необходимость в организации общественных работ; - функция подавления недовольства и массовых выступлений народных масс; - внешняя функция: защита своей территории от внешней опасности и захват чужих территорий, ограбление чужих народов, захват военнопленных с целью превращения их в рабов.

Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими функциями. Здесь существовали лишь три Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими функциями. Здесь существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.

Основные особенности древневосточного права: 1. Тесная связь с религией. Предшествуя праву, религия существенно влияла Основные особенности древневосточного права: 1. Тесная связь с религией. Предшествуя праву, религия существенно влияла на его возникновение и формирование. Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление. Они оказывали влияние на содержание права путем толкования правовых норм, внося в них изменения и дополнения. 2. Право не знало деления на отрасли права, было бессистемным. Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т. д. Современные ученые для удобства анализ

3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной практики, не содержат общих 3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной практики, не содержат общих правил, а излагают конкретные случаи - казусы, и поэтому нормы права носят казуистический характер. 4. Нормы древневосточного права носили неразвитый, застойный, формальный характер и очень медленно изменялись. 5. Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя нашло отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности общины за преступления, совершенные членом семьи или общины в действии принципа “талиона” (“равное за равное”, “око за око, зуб за зуб”). 6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимоисключаемости и даже до абсурдности.

В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всего Древнего Востока, В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всего Древнего Востока, присутствует и ряд особенностей: - касто-варновая система общества; - следы военной демократии. Характер и формы правления в Индии были разными. Наряду с монархическими формами правления существовали республики.

Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему правовому положению, критериями Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему правовому положению, критериями принадлежности к которой являются: - принадлежность к ариям или неариям (арии - завоеватели, неарии покоренное население Индии); - род занятий; - имущественное положение; Каста - мелкие социально замкнутые группы людей, на которые делились варны.

В современной науке индологии существует очень много проблем, связанных, прежде всего, с вопросами о В современной науке индологии существует очень много проблем, связанных, прежде всего, с вопросами о происхождении варн, о возможностях и разрешении перехода от одной варны к другой. Все эти проблемы очень сложные, но и по сей день они остаются актуальными. Некоторые ученые считают, что варновую систему образовали "арии" с целью отмежевания от коренного темнокожего населения и сохранения чистоты своей крови.

Как аргумент этой мысли, они приводят один из вариантов перевода слова варна - Как аргумент этой мысли, они приводят один из вариантов перевода слова варна - "цвет". Но в старинных текстах про цвет кожи ничего не говорится. Известный ученый Г. М. Бонгард-Левин, наоборот, утверждает, что каждая варна имела свой символический цвет, который означал не цвет кожи, а этические нормы. Например, белый - моральную честность, красный - энергию, желтый объединение честности и решительности, черный - порочность.

В историографии советского периода доминировала концепция образования варновой системы для обеспечения общественной стабильности, так В историографии советского периода доминировала концепция образования варновой системы для обеспечения общественной стабильности, так как в Индии существовали этнические, политические, религиозные, хозяйственные и прочие противоречия. Одним из представителей этой концепции был Е. М. Медведев, который обосновал свои мысли в научной работе "Очерки истории Индии до XIII века", М. , 1990.

Другие исследователи (прежде всего Л. Б. Алаев) утверждали, что возникновение варн связанно с формами Другие исследователи (прежде всего Л. Б. Алаев) утверждали, что возникновение варн связанно с формами собственности на землю. Существует интересная мысль, что концепций о происхождении индийских варн столько, сколько исследователей рассматривали эту проблему.

Таким образом, варновая система пронизывала всю общественную жизнь в Индии. От варновой принадлежности зависели Таким образом, варновая система пронизывала всю общественную жизнь в Индии. От варновой принадлежности зависели тяжесть наказаний, размер владения имуществом, процент договорного займа, род занятия, одежда и прочее.

Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городовгосударств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40 -50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.

Ценнейшим и уникальным правовым источником в XVIII в. до н. э. считались Законы царя Ценнейшим и уникальным правовым источником в XVIII в. до н. э. считались Законы царя Хаммурапи, благодаря которому сегодня возможно изучение и исследование характера общественных, политических, экономических и правовых отношений. Законы были найдены в 1901 г. французскими археологами в Сузах, а перевел их французский ученый В. Шейл.

Ученые по-разному трактуют Законы Хаммурапи, считая его, кто моральным кодексом, кто действующим законодательством, кто Ученые по-разному трактуют Законы Хаммурапи, считая его, кто моральным кодексом, кто действующим законодательством, кто отчетом царя перед богами. А некоторые ученые вообще называют Законы Хаммурапи казуистической памяткой, так как они отображали лишь спорные случаи, когда требовалось решение царя или его чиновников.

Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы: пожизненная долговая кабала заменялась тремя Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы: пожизненная долговая кабала заменялась тремя годами (ст. 117); запрещено отдавать в кабалу хозяина; самовольное изъятие кредитором долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113).

Регламентации брачно-семейных отношений в Законах посвящалось более 70 статей. Семейные отношения имели четко выраженный Регламентации брачно-семейных отношений в Законах посвящалось более 70 статей. Семейные отношения имели четко выраженный патриархальный характер. Брак укреплялся договором между женихом и отцом невесты. Жених платил задаток, а потом выкупную плату за невесту. После такой покупки муж мог полностью распоряжаться своей женой, а именно мог продать ее и детей даже в рабство.

Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж в 12 -14 лет. Но, Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж в 12 -14 лет. Но, несмотря на общий патриархальный характер брачно -семейных отношений, все-таки женщина имела некоторые преимущества, а именно: в некоторых случаях имела право на развод, выйти вторично замуж и, кроме того, социальный статус определялся не по мужу, а по жене. Например, сын свободной женщины и раба считался свободным, и, наоборот, рабыни и свободного - рабом. Об этом свидетельствуют статьи Законов (170 - 171, 175).

Развод был возможен для мужчин в случаях бесплодия жены, ее измены и если она Развод был возможен для мужчин в случаях бесплодия жены, ее измены и если она разрушает дом; для жены если "муж уходит из дома и очень позорит ее" и если муж попадал в плен. Наследование происходило только в пределах семьи. Приданое принадлежало жене, а если она разводилась, то забирала его себе, присоединяя и часть общего имущества.

В законах Хаммурапи еще нет определений понятий преступления и наказания. Кроме того, отсутствуют статьи, В законах Хаммурапи еще нет определений понятий преступления и наказания. Кроме того, отсутствуют статьи, регламентирующие преступления против царской власти. Вероятно, выдача таких преступников считалась обязательной. Законы предусматривали различные виды преступлений и наказаний.

В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы единые принципы уголовно-правовой ответственности. В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы единые принципы уголовно-правовой ответственности. За одно и то же преступление следовало совершенно разное наказание в зависимости от социальной принадлежности. В законах применялись наказания к заведомо невиновным лицам (например, ст. 230). Характерным признаком было то, что действие принципа талиона во многих случаях заменялось принципом композиции. Это было обусловлено усиливающейся социальной дифференциацией в Вавилоне.

В Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями были специальные чиновники, которые В Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями были специальные чиновники, которые уже использовали нормы писаного права. Судебный процесс начинался по инициативе частных лиц, а не государства. Первоначально подавалось заявление истца, а затем - ответчика. Судья знакомился с доказательствами, которые предоставляли обе стороны, выслушивал свидетелей. Если же этого было недостаточно, применялись так называемые «ордалии» , т. е. божий суд.

Для судебного процесса характерным стало то, что, во-первых, не существовало разницы между гражданским и Для судебного процесса характерным стало то, что, во-первых, не существовало разницы между гражданским и уголовным судопроизводством, во-вторых, он носил состязательный характер, в-третьих, широко использовались так называемые «вещественные доказательства» , «клятвы» и «алиби» . В результате судебного разбирательства выносилось судебное решение, которое записывалось на глиняной таблице и скреплялось печатью.

Пересмотреть решение суда мог только царь. Несмотря на общий соревновательный характер судопроизводства, в государстве Пересмотреть решение суда мог только царь. Несмотря на общий соревновательный характер судопроизводства, в государстве уже сложилось процессуальное право, согласно которому судьи должны были не ограничиваться доказательствами свидетелей, а расследовать дело. Но это было больше похоже на инквизиционный (сыскной) процесс.