Арабский халифат.ppt
- Количество слайдов: 13
Тема 15. Арабский халифат и мусульманское право Арабский халифат сложился в результате объединения арабских племен с религиозной окраской (7 век).
Население мусульмане Немусульмане (зиммии)
Халифы – единоличные вожди ( «замы пророка» ) с 7 – до 1 -й половины 8 века завоевание больших территорий.
Периоды: 661 – 750 – дамасский (династия Омейяды) 750 – 1258 – багдадский (династия Аббассидов)
Государственный строй: - Исламское государство; - Доминирует государственная собственность на землю; - Много рабов.
1 -й период централизованная теократическая монархия
Халиф -духовный (имамат) верховный судья -светский (эмират) Местное Управление Диваны Начальник Коллегия (канцелярия) Провинции. Заведующие Центральный личной богословов Во главе Орган полицией охраны (отправляла Эмиры государственного Правосудие) (ответственные Халифа Управления. Визирь. (главный Советник, Высшая Должность) Чиновник, осуществляющий надзор за другими Должностными лицами перед Халифом – помощники – наибы) Военных дел Внутренних дел Почтовая Служба И. т. д. Мелкие Административные Единицы. Визирь (города, с широкой селения) властью во главе – шейхи (старейшины) Визирь с Ограниченными Полномочиями.
2 -й период - Ограничение светской власти Халифа - Возросла численность армии - Усиливаются оппозиционные тенденции в провинциях (власть эмиров и шейхов становится все более независимой ) -Халифат распадается на эмират и султанат.
Мусульманское право (шариат) - Вобрало элементы предшествующих правовых культур Востока. - Строго конфессиональное право. - Было слито с теологией ислама. Синкретизм - Его нормы регулировали общественные и духовные отношения - Внимание уделялось не правам, а обязанностям мусульманина - Целостное право - Всеохватывающая нормативная система (в отличие от канонического права)
Шариат Сунниты Шииты ортодоксальное направление возникают самостоятельные школы
Источники: -КОРАН - священная книга мусульман; состоит из притч, молитв, проповеди Мухаммеда Делится на суры Стихи (аяты) - носили мифологический характер; казуальный характер - толкования, данные пророками
-СУННА - ( «священное предание» ) - рассказы (хадисы) о суждениях и поступках Мухаммеда - содержит много противоречий. ИДЖМА - ( «общее согласие мусульманской общины» ) - интерпретация текста Корана и Сунны - формировала новые нормы, не связанные с Мухаммедом, приспособленные к новым условиям феодального общества.
ФЕТВА – решения и мнения по правовым вопросам отдельных муфтиев. КИЯС – решение правовых дел по аналогии; позволял быстро урегулировать новые общественные отношения без теологических аспектов. МЕСТНЫЕ ОБЫЧАИ - не входили в мусульманское право. УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ХАЛИФОВфирманы; кануны (не должны противоречить приказам шариата).
Арабский халифат.ppt