Философия Тема 12.ppt
- Количество слайдов: 24
Тема 12. Познание Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Познание, творчество, практика. Вера и знание.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познаваем ли мир? • Агностицизм – отрицает принципиальную возможность познания мира • Скептицизм - либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате • Диалектико-материалистический подход – познание - процесс активного творческого отражения действительности
Гносеология (теория познания) • Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. Два основных значениях: • а) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека; • б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин "эпистемология".
Теория познания Онтология Логика Диалектика Методология
Значение гносеологии • "вооружает" исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, чем специально не занимается ни одна частная наука. • дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения в целом, о его формах, уровнях, исходных предпосылках, о социальноисторическом контексте познания, о единстве когнитивного (познавательного) и ценностного и т. д.
Сомнения в достижениях науки • печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики" (А. Эдингтон), • "субъект и объект едины", между ними не существует барьера (Э. Шредингер) • "сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности" (К. Вайцзеккер) • квантовая физика вообще "не ведет больше к объективному описанию внешнего мира" (Луи де Бройль)
Познавательный процесс конца ХХ – начала ХХI вв. • Соединение объективного мира и мира человека • трансформация идеала "ценностнонейтрального исследования". • включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений • изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении • Понятие «виртуальной реальности»
Типы познания • Мифологическое. Персонификация, олицетворение сложных понятий в образах богов. Антропоморфизм • Религиозное • Философское. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках. • Чувственное. Результат непосредственного взаимодействия субъекта и объекта • Научное (рациональное). Формы: понятие, суждение, умозаключение.
Творчество • Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности • Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата
Творчество Виды Функции Предмет художественное Создание новых эмоций Произведения (искусства) Открытия Теории публикации научное Создание новых знаний техническое Создание новых средств, предметов труда Технические усовершенствования, изобретения спортивное Создание новых рекордов Рекордсмены
Познание • активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального • В процессе "задействованы" все таланты и способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция • особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации
Творческое познание невозможно без • самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, • гибкости мышления, • умения делать выводы из допущенных ошибок, • мыслить быстро (но не скоропалительно), • отделять существенное от несущественного • самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям
Творческий процесс бессознательное рациональное интуитивное дискурсивное иррациональное
Теория познания второй пол. ХХ в. • Требование преодоления понимания теории познания в ее усеченном стандартами классического рационализма варианте • задача - дополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих • необходимым рассмотрение познания не только как открытия объективной истины, независимой ни от человека, ни от человечества, но и как человекоразмерного события, ценностного акта утверждения человеческой подлинности
Практика • Практика (др. -греч. πράξις «деятельность» ) — целесообразная и целенаправленная деятельность. • Практика — это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели. • специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде ("вторая природа").
Структура практики • Объект — то, на что направлено действие. • Субъект — тот, кто совершает действие. • Цель — то, ради чего совершается действие. • Результат — то, что получается по окончании действия. • Средство — то, с помощью чего осуществляется действие
Важнейшие формы практики • 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. • 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" • 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).
Основные функции практики • Практика является источником познания • Практика выступает как основа познания, его движущая сила • Практика является целью познания • Практика представляет собой решающий критерий истины
Вера и знание • Неотомизм - философское направление, стремящееся соединить веру и разум • Основная задача неотомистов – рациональное раскрытие и оправдывание истин теологии • Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры.
Взгляды философов на синтез веры и знания • Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.
Взгляды философов на синтез веры и знания (2) • Тейяр де Шарден пытался создать "научную феноменологию", которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, с его точки зрения, своему регулятору и своей конечной цели - "точке Омега", воплощением которой является Христос.
Взгляды философов на синтез веры и знания (3) • Б. Рассел понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. • выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и как производное - свойство предложений, выражающих веру.
Позиции противопоставления веры знанию • а) абсолютизация знания и полная элиминация веры; • б) гипертрофирование последней в ущерб знанию; • в) попытки совмещения обоих полюсов - в особенности, современная философия религии.