Tema_10_chast_2_Bioestetika.pptx
- Количество слайдов: 36
Тема 10. Часть 2. Политическое и эстетическое поведение человека: биологические и социальные факторы в представлениях биоэстетики 1. 2. Биоэстетика: предмет, основные антропологические интерпретации сущности искусства. Основные направления биоэстетических дискуссий. Биоэстетические исследования конкретных видов искусства (музыка, пение, поэзия, танец).
Междисциплинарность: понятие и направления Междисциплинарность выражает особенности современного этапа научного познания. Проявлением междисциплинарности является А) комплексный характер постановки и решения проблем в науке; Б) перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие.
Биоэстетика Значение искусства и художественных навыков в эволюции человека. Гипотезы: 1. Художественные навыки – антропологические критерии выбора партнера. 2. Эстетические объекты как символы статуса. 3. Искусство как форма виртуальной реальности.
Биоэстетика Эстетические предпочтения проявляются на нескольких уровнях: ¡ 1. базовый (присущ всем позвоночным); ¡ 2. видоспецифичный (присущ виду Homo sapiens) ¡ 3. культурный (присущ носителям конкретных культур).
Гештальпсихология о восприятии Гештальтпсихология имеет в центре внимания — характерную тенденцию психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгансу Кёллеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. М. Вертгеймер К. Коффка В. Кёллер
Гештальпсихология о восприятии Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось» . Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Биоэстетика: базовый уровень эстетических предпочтений Восприятие - активный процесс отыскивания порядка, сортировки и истолкования
Биоэстетика: базовый уровень эстетических предпочтений
Иллюзия движущейся девушки http: //www. procreo. jp/labo 13. html
Гештальпсихология о восприятии Все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство – целостности (то есть гештальта). Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
Гештальпсихология о восприятии ¡ схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе) Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
Гештальпсихология о восприятии • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое) • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Биоэстетика: базовый уровень эстетических предпочтений Восстановление целостности геометрических фигур
Что было на снимке внизу?
Следующий слайд будет показан на очень короткое время. Вам необходимо определить какая из двух стрелок короче Если короче синяя стрелка - поднимите левую руку Если короче красная стрелка - поднимите правую руку.
Что было нарисовано между стрелками? • «Листья» • «Петли» • «Волны»
Золотое сечение Соотношение 1: 1, 63
Биоэстетика об архитектурных стилях Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античности как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектурные формы отличаются регулярностью планировки и четкостью объемной формы, им свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония частей, спокойный мерный ритм. Архитектурные формы разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм.
Биоэстетика: базовый уровень эстетических предпочтений Поиск упорядоченности вытекает из ограниченной способности нашего мозга к переработке информации. Животные реагируют на определенные знаковые символы, на которые их сенсорные системы уже «настроены» в процессе эволюции филогенеза вида. Чтобы такие адаптивные реакции были возможны, в эволюции должны были сложиться врожденные пусковые механизмы.
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений Понятие «релизер» Опыты с птенцами серебристой чайки – исследование реакций птенца на стимул – длинный желтый клюв с красной точкой
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений Предъявление стимула в преувеличенном виде: изображение глаз на носах судов.
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений «Младенческий тип» , вызывающий покровительственное поведение
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений Эстетическая оценка внешности
Биоэстетика: видоспецифичный уровень эстетических предпочтений Некоторые из эстетических оценок обусловлены филогенетически: ¡ чувство защищенности жилища; ¡ обилие растительных мотивов в украшении жилища; Эстетические факторы, обуславливающие чувство безопасности – фитофилия.
Особенности эстетических оценок
Биоэстетика: культурспецифичный уровень эстетических предпочтений Музыка: ¡ роль ритма; ¡ эмоциональная реакция и передача. Поэзия: ¡ передача, эмоций, фактов; ¡ возможность кодирования сообщения как средство преодоления конфликта между биологическим и социальным; ¡ синхронизация ритмов работы мозга.
Биоэстетика: культурспецифичный уровень эстетических предпочтений Танец: ¡ призыв к действию, фактор выбора партнера; ¡ опыт взаимодействия; ¡ демонстрация единства группы (коллективные танцы).
Биоэстетика: культурспецифичный уровень эстетических предпочтений Культурный стиль как фактор самоидентификации группы, сплочения группы, отражения индивидуальности отдельного человека.
Биоэстетика: культурспецифичный уровень эстетических предпочтений Культурный стиль как фактор фиксации социального статуса, социальных контактов.
DNA Arts Появился дизайн, который использует персональный генетический код заказчика. Бусы и коврики с подобным «личным орнаментом» делает компания Desig. NAgifts - www. designagifts. co. uk Price £ 146. 90 Компания Infectious Awareables http: //www. iawareables. co m продает шарфы и галстуки, украшенные снимками возбудителей различных болезней.
Выводы: биоэстетика Биоэстетика предполагет, что искусство функционирует в рамках коммуникативных систем и служит для передачи сообщений. Эти сообщения передаются в виде социальных пусковых стимулов и культурных символов, облеченных в эстетически привлекательные формы. Чтобы подойти к решению вопросов о том, почему тот или иной предмет или явление кажутся нам прекрасными, с позиций биологии, надо разобраться с что побуждает человека, поступать тем или иным образом.