Языкович. Тема 10 Буддизм.ppt
- Количество слайдов: 126
Тема 10 Буддизм
Вопросы 1) Типологические черты буддизма 2) Возникновение буддийской традиции и оформление учения 3) Священные тексты буддизма 4) Основные направления буддизма 5) Культурная роль буддизма
Вопрос 1 Типологические черты буддизма
Термин буддизм появился около трехсот лет назад и является европейским по своему происхождению. Понятие буддизм применяется для обозначения паназиатской религиозной традиции, оформившейся в Индии примерно двадцать пять столетий назад. Под буддизмом понимаются идеи, представления, ценности, медитативные практики, организационные структуры, которые объединяются вокруг имени Будды — то, что утверждают, делают и воплощают последователи Будды Буддизм — религиозно философское учение (Дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в 6 в. до н. э. в Южной Азии Буддизм — мировое учение, получившее значительное распространение в Южной, Юго Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке и ставшее одним из наиболее влиятельных в современном мире. По современным оценкам число последователей буддизма достигает 500 млн. человек
Будда Гаутама
Является ли буддизм религией ? Буддизм представляет собой оригинальное учение, основные идеи и ценности которого могут быть непонятны человеку европейской культуры В западной науке нередко оспаривается возможность считать буддизм религией В связи с оценкой буддизма русский буддолог Ф. И. Щербатской вспоминал высказывание Канта о том, что достоянием всякой религии являются три главные идеи: бытие бога, бессмертие души и свобода воли. В противоположность этому характерными чертами буддизма Щербатской называл «мировоззрение без бога, психологию без души, вечность элементов материи и духа, причинность, наследственность, жизненный процесс вместо бытия вещей, отрицание частной собственности, национальной ограниченности, всеобщее братство людей, движение к совершенствованию»
Буддизм и древнеиндийская культура Буддийская традиция развивалась в контексте древнеиндийской культуры, опираясь на ее ценности, идеи и представления. В учении основателя буддизма нашли выражение такие характерные черты индийской культуры как толерантность, гуманность, открытость, готовность взаимодействовать с другими культурами Буддизм отличает исключительная способность к мимикрии, умение вписываться в разнообразные культурные ландшафты, создавать комбинации с иными верованиями, представлениями, ценностями, соединяться с разнородными традициями
Типологические черты буддизма Для буддизма характерны: 1) миролюбие и неконфликтность 2) психологизм, внимание к психологическим измерениям человеческой жизни, сосредоточенность на интроспекции, моделировании состояний психики 3) антропологическая установка, высокая оценка потенциала человека, единственное существо, способное к духовному саморазвитию 4) мироотрицающая установка 5) универсализм, преодоление социальных, этнических, культурных и гендерных перегородок
Критика представления о гуманистическом характере буддизма Ориенталистское осмысление буддизма породило тезис о его гуманистической направленности, помещении человека в центр этого учения. Однако такую установку никак нельзя признать согласующейся с духом и буквой буддийской доктрины. Провозглашая отказ от всех условных категорий (а значит, и от мышления в рамках дихотомии «человек окружающий мир» , «люди не люди» ), а также подчеркивая преходящий характер всех форм существования (сегодняшний человек — это завтрашнее животное, призрак или божество, и наоборот), буддийское учение рассматривает человеческое существование лишь как наиболее приспособленное для практики, но никак не центральное и самоценное. Выделение себя из окружающего мира как некой целостности, допущение разницы между субъектом и объектом (без чего невозможна идентификация себя именно как человека) полностью противоречит принципам буддийской работы над сознанием
Трилакшана ( «Три признака» буддизма) 1) непостоянство мира, который предстает как вечный динамический процесс, движение вечных безначальных элементов (дхарм), никем не сотворен и представляет собой бесконечное круговращение дхарм, поток бытия 2) анатман (не душа): не существует устойчивой личностной основы человека, только кратковременное сочетание, конгламерат различных компонентов человека 3) духкха (страдание) — оценка существования в мире сансары как нестабильного, неподконтрольного человеку, подверженного переменам, которые невозможно предусмотреть, вызывающего страдание
Вопрос 2 Возникновение буддийской традиции и оформление учения
Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, ставший первым Буддой. Принятой датировкой жизни Будды считаются 566— 486 гг. до н. э. На несомненную реальную историческую основу жизни Будды наложились различные мифологические детали. По легендам он родился у царицы Майи — супруги царя Шуддходаны, правителя индийского княжества Чтобы сын стал совершенным правителем и не встал на путь пробуждения (просветления) и ухода из мира сансары, отец построил для него три дворца, в которых он вел жизнь, отгороженную от любых негативных проявлений
Статуя Будды (Шри Ланка)
«Четыре встречи» (духовный переворот принца Гаутамы) «Царь Шакиев, услышав от мудреца по имени Асита, что судьбою для его сына, принца Готамы, является достижение высшего блаженства, стал искать возможности отвлечь принца чувственными наслаждениями, чтобы ему не захотелось уйти из дома в лес Однако, однажды принц услышал о рощах, наполненных песнями, изобилующих душистыми травами, с деревьями, на которых кукуют кукушки, с прудами, украшенными цветами лотоса. Царь, зная сокровенное желание своего сына, распорядился организовать поездку в город, приличествующую его привязанностям и величию, а также возрасту его сына. И он приказал, чтобы все люди низкого звания, страдающие какими бы то ни было недугами, не приближались к дороге, по которой проедет царь, дабы добросердечный принц не был встревожен их видом [. . . ]
Принц увидел согбенного бременем лет старика, отличавшегося внешним видом от людей, и это пробудило его любопытство. "О, возничий! Кто этот седовласый человек с посохом в руке, с запавшими под брови глазами, с конечностями немощными и искривленными? Он стал таким от природы или в результате несчастного случая? " Возничий, когда принц его так спросил, был смущен, но не увидел вреда в том, чтобы раскрыть смысл того, о чем спросил принц и что осмотрительно утаивалось от него: "Это называется старостью, она разрушает красоту и силу, она – источник скорби, в старости человек перестает наслаждаться, теряет память; старость – враг органов чувств. Этого человека разрушила старость « [. . . ] Долго и пристально смотрел принц на дряхлого человека, вздыхающего и трясущего головой. "Поворачивай коней, возничий. Поехали быстрее домой. Как могу я наслаждаться в саду, когда ожидание смерти перевернуло мое сознание? "
[Во время второй поездки принц точно так же был растревожен, увидев человека, пораженного болезнью. В третью поездку он увидел похоронное шествие: люди, сопровождаемые плакальщиками, несли труп. ] Тогда возничий сказал ему: "Это – конец каждого человека. Смерть неизбежна для всех, какого бы звания он ни был самого низкого, среднего или высокого". Хотя принц был человеком сильным, он упал в обморок, услышав о смерти. Прислонившись к изгороди, он сказал с тоской: "Это – неизбежный конец каждого человека; более того, люди в житейской гавани не боятся и кажутся беспечными» . Тоскуя по уединению, принц отстранился от своих близких и друзей и пришел в заброшенное место у подножья дерева Джамбу, сплошь покрытое прекрасной листвой. Там он сел на землю, где мягкая трава блестела как изумруд
Размышляя о рождении и смерти всего сущего, он решил укрепить свой разум при помощи медитации. Очень быстро состояние его духа стало устойчивым, он освободился от смятений духа, желаний, вызванных чувством к каким либо объектам, и достиг состояния невозмутимости в первом же трансе. Овладев концентрацией сознания, порожденной уединением, принц преисполнился огромной радостью и счастьем. И как только он ясно понял зло болезней, старости и смерти в мире, ложность гордыни и самолюбования, возникающих от веры в собственные силы, кончилась его юность и жизнерадостность покинула его [. . . ]
В то время, как он находился в таком бесстрастном состоянии и чистота проникновения в суть вещей становилась у него все сильнее, перед ним возник человек в одежде странствующего монаха нищего, невидимый никому другому. Принц спросил: "Скажи мне, кто ты? " Человек ответил: "О, лучший из людей, я странствующий монах нищий, который отказался от мира ради его спасения. В этом мире, который идет к гибели, я упорно искал благословенного и незыблемого состояния. Я равно отношусь к своим родным и к совсем незнакомым людям, и я свободен от пороков, берущих начало от органов чувств. Где бы я ни оказывался, где бы ни жил у подножья дерева, в заброшенном доме, в горах или в лесу – где бы я ни блуждал, живя на получаемое подаяние, я не привязывался ни к человеку, ни к месту. И я потерял бы всякую надежду, если бы не достижение основной цели". Теперь принц знал, что ему делать, и он начал обдумывать, как покинуть родной дом» (Ашвагхоша «Жизнь Будды» )
Будда
Четыре Благородные истины «Все есть страдание. . . Рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего либо желаемого – страдание; короче говоря, пятеричная привязанность к существованию есть страдание [Истина о причине страдания –] Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовлетворением и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели [Истина о прекращении причины страдания –] это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ [от нее], отбрасывание, освобождение, оставление [ее] [Истина о Пути, ведущем к освобождению от Страдания] Этот путь лежит посередине, и ведет он к «умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к нирване»
Благородный Восьмеричный путь «Благородная Истина Пути, приводящая к прекращению страданий, есть Благородный Восьмеричный путь, а именно: правильные взгляды, правильное желание, правильная речь, правильное деяние, правильный образ жизни, правильное старание, правильные мысли, правильная сосредоточенность Что такое правильные взгляды? Знание о страдании, знание об освобождении от страданий, знание о прекращении страдания, знание о пути, ведущем к прекращению страдания – это называют правильными взглядами Что такое правильное желание? Желание отказа, желание отсутствия блага, желание неповрежденности – это называют правильным желанием
Что такое правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание от клеветы, воздержание от грубости, воздержание от сплетен – это называют правильной речью Что такое правильное деяние? Воздержание от насилия над живыми существами, воздержание от присвоения того, что тебе не дают, воздержание от дурных чувственных удовольствий – это называют правильным деянием Что такое правильный образ жизни? Ученик Благородного Единства, избавляясь от дурного образа жизни, согласует свою жизнь с правильным образом жизни. Это и называют правильным образом жизни
Что такое правильное старание? Монах создает желание, старание, возбуждает свою энергию, напрягает свой ум и старается, чтобы и на низших ступенях невозникновение не возникло, [. . . ] чтобы достигнуть освобождения и на низших ступенях, [. . . ] чтобы и на высших ступенях возникновение не возникло, [. . . ] чтобы полнота и законченность не возникли и на высших ступенях. Это и называют правильным старанием Что такое правильные мысли? Монах расстается с созерцанием тела в теле, [. . . ] чувств в чувствах, [. . . ] ума в уме, [. . . ] состояния ума в состояниях ума. [. . . ] Ревностный, он понимает их правильно, мысля о них так, чтобы не допускать в мир зависть и уныние. Это и называют правильными мыслями
И что такое правильная сосредоточенность? Монах, далекий от чувственных удовольствий, далекий от непросвещенных состояний ума, достигает и пребывает в первом состоянии медитации, сопровождающемся начальным мышлением и дискурсивным мышлением, которое порождено отдаленностью, которое восхитительно и радостно. Утоляя жажду этим начальным мышлением и дискурсивным мышлением, когда ум сам успокаивается и сосредоточивается на одной точке, он достигает и пребывает во втором состоянии медитации, которое лишено начального мышления и дискурсивного мышления, порождено сосредоточенностью и которое восхитительно и радостно. С угасанием восхищения [. . . ] он достигает и пребывает в третьем состоянии медитации [. . . ] в четвертом состоянии медитации. Это и называют правильной сосредоточенностью» «Мадждхима Никайа»
Татхагата – один из титулов Будды Если слово Tathagata (с долгим «а» в середине) интерпретируется как tatha+gata, то оно будет означать «Так Пришедший» , а если как «tatha+agata» , то его значение станет «Так Ушедший» . Поскольку такая семантическая игра возможна только на санскрите, на другие языки слово «Татхагата» переводилось то как «Так Ушедший» (тибетский яз. ), то как «Так Пришедший» (китайский яз. ). Полисемия этого эпитета обыгрывается в некоторых буддийских священных текстах (сутрах). Например: Татхагата ниоткуда не пришел и никуда не ушел, поэтому его и называют Татхагатой» (Ваджраччхедика Праджня парамита сутра)
Закон взаимозависимого возникновения «От неведения зависит карма; От кармы зависит сознание; От сознания зависят имя и форма; От имени и формы зависят шесть органов чувств; От шести органов чувств зависит отношение; От отношения зависит чувство; От чувства зависит вожделение; От вожделения зависит восприятие; От восприятия зависит существование; От существования зависит рождение. От рождения зависят старость и смерть, Горе, скорбь, страдание и отчаяние. Так возрастает полнота страданий.
Но при полном затухании и прекращении неведения Карма уничтожается; При уничтожении кармы уничтожается сознание; При прекращении сознания уничтожаются имя и форма; При уничтожении имени и формы уничтожаются шесть органов чувств; При уничтожении шести органов чувств прекращается отношение; При прекращении отношения прекращается чувство; При прекращении чувства прекращается вожделение: При прекращении вожделения прекращается восприятие; При прекращении восприятия прекращается существование; При прекращении существования прекращается рождение; При прекращении рождения уничтожается старость и смерть, Горе, скорбь, страдание и отчаяние. Так прекращается полнота страданий» «Самйутта Никайа»
Буддийская этика Буддийская система поведения основывается на добром и любящем сердце Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним 10 заповедей буддизма это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом
Четыре возвышенные состояния Буддийский этический идеал выражается в культивировании четырех возвышенных состояний (брахмавихара): 1) стремления к освобождению живых существ от страданий (каруна), 2) любовного отношения, не отягощенного привязанностью к объекту и стремлением обладать им (метта), 3) способности радоваться благу других живых существ (мудита), 4) нейтрального, равновесного или неэмоционального отношения ко всем внутренним и внешним явлениям (упеккха)
1) 10 заповедей буддизма Запрет убийства: не убивай, но спасай чужую жизнь первая заповедь буддизма 2) Запрет воровства: не кради, но уважай собственность других и практикуй щедрости вторая заповедь буддизма 3) Запрет половой распущенности: не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни третья заповедь буддизма 4) Запрет лжи: не лги, будь честным и искренним четвертая заповедь буддизма 5) Запрет клеветы: не клевещи, но вноси гармонию между людьми пятая заповедь буддизма. 6) Запрет грубой речи: не говори грубо шестая заповедь буддизма 7) Запрет пустой болтовни и сплетен: не трать время на пустую болтовню иль сплетню седьмая заповедь буддизма 8) Запрет алчности: пресекай алчные мысли восьмая заповедь буддизма 9) Запрет злонамеренности: не намеревайся причинить кому либо вред девятая заповедь буддизма 10) Запрет ложных взглядов: верь в закон причины и следствия (кармических сплетений), не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней
Обрядовая сторона буддизма выглядит очень простой в ранних формах учения, но по мере эволюции традиции заметно усложняется Возникают многочисленные процедуры почитания будд, их учеников и др. фигур, заменяющие в буддизме обычную для других религий категорию веры Наиболее известной формой такого почитания можно считать сооружение ступ, конических сооружений, хранящих буддийские реликвии Сам процесс почитания становится наиболее простой формой накопления благоприятной кармы, доступной абсолютно для всех последователей учения, вне зависимости от степени их духовного прогресса С течением времени развивается своеобразный буддийский пантеон, на основе которого формируется иконография и искусство, усложняется культ, охватывающий в некоторых течениях (тибетский буддизм) все стороны жизни последователя
Нирваническое состояние (? )
Учение о Срединном Пути Будда проповедовал своим последователям Срединный Путь, учение о пути духовного освобождения Он советовал избегать двух крайностей: не использовать религиозные обряды ради достижения мирских целей и не изнурять свое тело и ум отшельническими обетами и аскетизмом Основной акцент был сделан на медитативные практики, умение концентрировать внимание и погружаться в созерцание (самадхи) — последнюю ступень Восьмеричного Пути
Медитативные практики В буддийской традиции создан практический комплекс занятий по созерцанию Четырех Благородных истин и других основополагающих идей При обучении сосредоточению буддисты используют 40 видов объектов от возвышенных (например, Три Драгоценности) до разлагающегося трупа. Цель этих упражнений состоит в создании условий для проявления интуитивной мудрости, ведущей к достижению состояния святости Другой вид медитативной техники именуется невозмутимый покой. Сосредоточение и покой называют соответственно динамической и статической системами медитации. Если задача созерцания состоит в том, чтобы убедить себя в истинности учения Будды, то применение техники «невозмутимого покоя» приводит к полному «опустошению» ума, отвлечению от содержания сознания посредством концентрации на одной точке, в качестве которой используют пустоту или свет
Буддийская Дхьяна (созерцание) В буддизме дхьяна включает последовательные стадии созерцания, приближающие к освобождению от страданий и круга рождений На первых четырех ступенях дхьяны созерцаются миры космической сферы форм и цветов. На 1 й ступени достигается непривязанность к чувствам и желаниям, на 2 й — отрешенность от рассудочных моделей мышления, на 3 й обретается уравновешенность и внимательность, на 4 й достигается состояние, в котором сознание не испытывает ни удовольствия, ни страдания На последующих ступенях дхьяны достигаются миры вне форм и цветов (бесконечное пространство, бесконечное сознание, абсолютное ничто и «небо» ) По буддийским представлениям практика дхьяны развивает чудесные способности (ясновидение, чтение чужих мыслей и т. д. )
Вопрос 3 Священные тексты буддизма
Происхождение Трипитаки То, что проповедовал Будда, о чем потом рассказывали его ученики, передавалось устно из поколения в поколение По преданию, в 1 в. до н. э. царь Цейлона собрал 500 лучших знатоков устной традиции и предложил им продиктовать то, что они помнили Эти записи были сделаны на пальмовых листьях, которые складывались для хранения в плетеные корзины. Поэтому записи сводов священных текстов буддизма получили название Типитака (букв. «три корзины» ) Для упорядочения Типитаки был использован один из индийских языков — пали, на котором говорил сам Будда Другая версия канона — на санскрите, классическом языке индийской культуры — была записана позже и получила обозначение Трипитака
Кодификация Трипитаки В 1871 г. в Бирме был созван специальный буддийский собор с целью упорядочения Священных текстов 2400 участников собора путем сопоставления различных списков и переводов Типитаки создали единый унифицированный текст, который был вырезан на 729 мраморных плитах Каждую плиту поместили в особом храме Так в Бирме вырос оригинальный город библиотека — Купо до Пайя, почитаемый буддистами всего мира
Высеченная на мраморе Типитака в Куто до Пайя
Стандартное издание тайского палийского канона
«Лес пагод» кладбище недалеко от Шаолиня, в котором захоронены останки буддийских настоятелей и монахов)
Структура Трипитаки Чаще всего Трипитаку разделяют на три больших части: 1) Виная-питака ( «Корзина устава» , или «Корзина монашеской дисциплины» ) 2) Сутра-питака ( «Корзина наставления» , или «Корзина сутр» ) 3) Абхидхарма-питака ( «Корзина чистого знания» , или «Корзина высшего учения» )
Виная-питака содержит в себе три части: 1) в Сутта-вибханге перечисляются прегрешения и наказания за них, самое суровое из которых — исключение из общины. Большинство правил сопровождаются пространными рассказами о том, какие события стали основанием для их установления 2) в Кхандхаке описываются основные церемонии, обряды и правила поведения, которых должны придерживаться монахи 3) Паривара составлена в форме вопросов и ответов. Она включена в канон для облегчения запоминания монахами многочисленных правил и запретов
Сутра-питака В Сутра-питаку входят: 1) пять сборников, в которых буддийское учение изложено в форме притч и бесед, приписываемых Будде и его ближайшим ученикам 2) сборники легенд и афоризмов, поэмы, комментарии, включая Дхаммападу Материалы Сутра питаки упорядочены по специальным разделам (никайа) на Короткий Раздел (Кхудакка Никайа), Длинный Раздел (Дигха Никайа), Средний Раздел (Мадждхима Никайа)
Ограничение Будды Гаутамы Отшельник Готама избегает наносить вред семенам и растениям всех видов Отшельник Готама избегает принимать пищу не вовремя, принимая пищу раз в день и воздерживается от нее ночью Отшельник Готама избегает посещать зрелище с танцами, пением и музыкой Отшельник Готама избегает употреблять венки, благовония, притирания, заниматься украшениями и нарядами Отшельник Готама избегает пользоваться высоким ложем или большим ложем Отшельник Готама избегает принимать золото и серебро Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно Отшельник Готама избегает принимать сырое мясо Отшельник Готама избегает принимать женщин и молодых девушек Готама избегает принимать рабынь и рабов
Отшельник Готама избегает принимать коз и овец Отшельник Готама избегает принимать петухов и свиней Отшельник Готама избегает принимать слонов, коров, коней и кобыл Отшельник Готама избегает принимать поля и имущество Отшельник Готама избегает исполнять обязанности вестника или посыльного Отшельник Готама избегает покупать и продавать Отшельник Готама избегает обманывать на весах, обманывать в монете, обманывать в мере Отшельник Готама избегает криводушия, нечестности, коварства, изворотливости Отшельник Готама избегает ранить, убивать, заключать в оковы, разбойничать, грабить, применять насилие
Самостоятельность пути к нирване «Итак, Ананда, ты должен быть светильником в самом себе. Полагайся только на себя и не рассчитывай на помощь со стороны. Уверенно держись истины, словно светильника и убежища, и не ищи убежища где либо вне себя. Итак, брат становится своим собственным светильником и убежищем, постепенно созерцая свое тело, чувства, восприятие, настроение и мысли таким образом, что он подавляет стремления и уныние обычных людей и пребывает всегда бодрым, самодостаточным и собранным. Если кто либо из моих учеников совершает это, теперь или когда я умру, то если он даже и колеблется в учении, все равно достигает высшей цели. . . » «Махапаринирвана сутра»
Абхидхарма-питака Состоит из семи трактатов, в которых буддийское учение излагается в форме философских рассуждений Наиболее известным является трактат Васубандху «Абхидхармакоша» (3 в. н. э. )
Жанр джатак — назидательные истории, эпизоды из «житий Бодхисатт» , припоминаемые и излагаемые Буддой с целью нравственного наставления слушателей Один из древнейших памятников индийской литературы на языке пали Основу джатак составляют сказки, басни, занимательные истории и другие произведения индийского фольклора, возникшие в Центральной и Восточной Индии в начале 1 го тысячелетия до н. э. Джатаки стали причудливым литературным гибридом басни, сказки, мифа, занятного анекдота с параболой, нравоучительной сентенцией, притчей В 430 г. н. э. на Шри Ланке ученый монах Буддхагхоша осуществил перевод или переложение древнесингальского текста джатак на пали
Персонажи джатак Согласно южноиндийскому буддийскому Канону, Будда был единственным человеком, достигшим полного просветления и вспомнившим все свои бесчисленные перерождения В ходе своих разнообразных перерождений Будда воплощался в обличьях человека, зверя, рыбы, птицы, духа и даже иного Будды
Композиция джатак Композиционно джатака обычно построена в соответствии с излюбленным в древнеиндийской литературе принципом обрамления и содержит три основные части: 1) в зачине ( «рассказе о настоящем» ) излагаются обстоятельства, вынуждающие Будду припомнить какой либо аналогичный эпизод из прошлых рождений 2) затем следует «повествование о прошлом» , главным героем которого неизменно выступает Будда в облике одного из Бодхисатт 3) в заключении связываются действующие лица зачина и «повествования о прошлом»
Значение Дхаммапады Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде и произносившихся по поводу конкретного случая В Дхаммападе изложены основные морально этической принципы раннего буддизма Один из шедевров древнеиндийской и мировой художественной литературы
Стилистика Дхаммапады Дхаммапада состоит из 423 коротких стихотворных изречений Каждая сутра Дхаммапады маленькое рассуждение на заданную тему, в котором штрих из древнеиндийской повседневной жизни или конкретное сравнение поясняет определенную мысль, переводит ее в план житейского комментария, притчи
Изречения Дхаммапады (Будды? ) 1 Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть разум, из разумаони сотворены. Если кто нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего 2 Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть разум, из разума они сотворены. Если кто нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень 5 Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма 121 Не думай легкомысленно о зле: "Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его 125 К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая вуаль, брошенная против ветра
Жанр «Вопросов Милинды» «Вопросы царя Милинды» — знаменитый диалогический текст, в котором эллинистический царь Менандр (Милинда), живший во 2 в. до н. э. , беседует с мудрецом Нагасеной об основах буддийского миропонимания
Несуществование души «Узел этот был распутан уже в древности. Царь Калинга, придя некогда к тхере Нагасене, сказал: «Я хотел бы спросить почтенного, но отшельники, случается, очень болтливы. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу? » – «Спрашивай» , – последовал ответ, «душа и тело – одно ли и то же, или душа – одно, а тело – другое? » – «Это неопределенно» , – сказал тхера. «Как! Мы же заранее условились, почтенный, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: это де неопределенно? » Тхера сказал: «Я бы тоже хотел спросить государя, но цари, случается, очень болтливы. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу? » – «Спрашивай» , – последовал ответ. «Плоды того мангового дерева, что растет у тебя во дворце, кислые или сладкие? » – «Да нет у меня во дворце никакого мангового дерева» , – сказал тот. «Как! Мы же заранее условились, государь, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: нет де мангового дерева? » – «Как я скажу, сладкие у дерева плоды или кислые, если его нет? » – «Вот точно так же, государь, души ведь нет. Как же я скажу, тождественна она телу или отлична от него? »
Вопрос 4 Основные направления буддизма
Причины дробления буддизма Буддизм получил масштабное распространение по всей Южной, Юго Восточной и Центральной Азии и Дальнему Востоку, а затем и в неазиатских регионах Развиваясь в различных культурных условиях, учение основателя буддизма получило различную форму и множество интепретаций, толкований, многократно переосмысливалось и ассимилировалось Он обрастал местными особенностями, приобретал своеобразную форму. Никогда не существовало общебуддийской церкви, административного единства мировой буддийской традиции Принцип общиной организации жизни, Сангхи, вносил демократические элементы в буддийскую общность Центральная задача каждого последователя Будды — достижение освобождения, нирваны — ориентировала на самостоятельный духовный путь Буддийская община не знала единства уже при жизни основателя. Процесс дробления на разнообразные школы, направления, течения продолжается до настоящего времени
Тхеравада (хинаяна) Тхеравада ( «учение старейшин» ) считается школой строгого следования правилам Винаи для монахов и монахинь Будда — существо, достигшее Просветления в процессе духовного совершенствования, протекавшего в различных формах на протяжении сотен рождений В качестве духовных практик последователи тхеравады широко используют разнообразные медитативные техники. Философские искания не свойственны адептам данного направления Основным регулятором поведения является добровольное соблюдение дисциплинарного устава (Винаи) Тхеравада получила распространение в странах Южной и Юго Восточной Азии (Шри Ланка, Мьямна [Бирма], Лаос, Вьетнам, Кампучия)
Эталонные фигуры раннего буддизма В раннебуддийских источниках выделяются четыре степени святости 1. Шротапанна — состояние «вступившего в поток» (т. е. следующего по Восьмеричному Пути). Оно может быть достигнуто монахами и мирянами, строго соблюдающими все буддийские обеты. В результате обретается благая карма, нерождение в животном состоянии и в низших сферах вселенной. До достижения нирваны шротапанне остается пройти семь рождений 2. Сакритагамин ( «тот, кто вернется еще раз» ) — человек, иско ренивший в себе жажду бытия, нокармический осадок приведет его к еще одному рождению 3. Анагамин — «тот, кто не возвращается» больше на землю, а рождается в одном из божественных миров 4. Архат ( «достойный войти в нирвану» ) является высшей степенью святости. Первым архатом называл себя Будда Шакьямуни, достигший видения подлинной природы вещей. Архатами стали многие ученики Будды. В отличие от других стадий святости архат уходит в нирвану непосредственно после окончания данной жизни. Архат
Подаяние монахам
Изображение Будды (Таиланд)
Махаяна ( «Великая колесница» ) — второе по времени исторического оформления направление в буддизме — как самостоятельное течение сложилось в начале нашей эры Махаяна представлена различными школами во Вьетнаме, Китае, Корее, Тайбее (Тайване) и Японии В махаяне получила развитие идея бодхисаттв (досл. «существа пробуждения» , т. е. существа, находящегося на пути к превращению в будду), высших существ, помогающих спастись другим существам, класса небесных существ, достигших просветления, но продолжающих череду рождений в сансаре, для оказания помощи другим В махаяне признается бесчисленное число будд, считается, что состояния будды может достичь каждый Базовой идеей махаяны было открытие пустотности (шунъята) всех явлений и тезис о тождестве самсары и нирваны. Пустотность явлений распространяется и на нирвану
Праздничная иллюминация
Почитание Будды
Почитание Будды
Поклонение Будде
Концепция «татхата» и трех тел Будды в буддизме махаяны Объективно существует только «таковость» (татхата), «природа будды» , к рой наделены все живые существа «Таковость» , познаваемая и реализуемая через просветление, составляет т. н. «тело закона» (дхарма кайа), принцип единства всего сущего, преодоления дуализма и множественности. В трактовке некоторых школ буддизма (йогачара и др. ) «тело закона» является единственной, абсолютной сущностью в мире «Тело наслаждения» (самбхога кайа) становится объектом созерцания для продвинувшихся практиков, а «явленное тело» (нирмана кайа) представляет собой существования будды в образе человека, делающего закон доступным для живых существ
Образы будд и бодхосаттв в традиции махаяны
Буддийский храм
Статуя Будды
Статуя Будды Майтрейи в Лэшане (высота – 71 м, построена в 713 800 гг. )
Статуя Будды
Статуя Миле (Китай)
«Лес пагод» кладбище недалеко от Шаолиня, на котором захоронены останки буддийских настоятелей и монахов
Ваджраяна ( «Алмазная колесница» ) стала третьим крупным направлением, в котором наследие раннего буддизма дополнилось новыми практиками, текстами, мифологией и ритуалами Ваджраяна начала формироваться в Индии в 5 в. Для нее характерны акцент на посвящения и обряды, культивирование новых видов йоги. Как необязательные для исполнения рассматриваются нравственные запреты. Достигнуть высшего состояния будды возможно для любого верующего в земной жизни, для чего практикуются магия, йога, различные ритуалы, чтение мантр, особое значение придается йогическому совершенствованию женщин Вырабатывается представление о новом классе женских божеств и духов (дакини), выступающем в качестве защитницы Дхармы (буддийского учения)
Одна из посещаемых достопримечательностей в Индонезии храм Боробудур
В день рождения Будды в небо запускаются фонарики
Празднование дня рождения Будды
Празднование дня рождения Будды
Юные буддисты на службе в честь дня рождения Будды в храме Сеула
Собака на полу среди буддистских монахов на службе в храме в Чхунчхоне
Падмасамбхава ( «рождённый из лотоса» ) индий. учитель буддийской тантры 8 в.
Падмасамбхава
Скульптура Падмасамбхава в форме Падма Тотренг Цэл в монастыре Самье
Падмасамбхава Внес значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. В Бутане и в Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду Гуру Падмасамбхава создал традицию устной передачи известной как Кама, которая переходит от учителя к ученику, а также цикл скрытых учений (терма) Гуру Ринпоче — прямое перевоплощение Введение Будды Шакьямуни. Будда Шакьямуни называл его воплощением всех будд трех времен. Многие пророчества указывали на то, что Гуру Ринпоче будет полностью просветленным, буддой, который появится в этом мире, дабы помогать всем существам
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Ургьен Джорчжэ Ченг Гуру Шакья Сэнгэ
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Пема Гьялпо Гуру Падмасамбхава
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Лоден Чоксе
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Ньима Одзэр
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Дорчжэ Дроло
Восемь проявлений Падмасамбхавы Гуру Сэнгэ Дралог
Гуру Ринпоче в радужном теле
Древо Прибежища Гуру Падмасамбхавы
Чистая земля Гуру Падмасамбхавы
Ламаизм представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и архаических верований народов пригималайского региона Совершение обрядов трактуется в ламаизме как основной путь выхода из цепи перерождений. В монастырях совершается поклонение священным предметам, хранятся сборники канонических текстов, изображения наиболее почитаемых фигур. Получили популярность вращаемые молитвенные барабаны цилиндры с текстами молитв Сформировались и укоренились направления ламаизма, в т. ч. «красношапочное» и «желтошапочное» (гелукпа), сложившееся в 15 в. и ставшее ведущим. Глава гелукпы — Далай лама ( «лама океан [мудрости]» ) — почитается как воплощение Авалокитешвары — с 17 в. он становится духовным и светским главой Тибета. Преобладает на Тибете, распространилось в Монголии, Бурятии, Калмыкии
Статуи Будд (Тибет)
Мандала Падмасамбхавы Центр Мандалы Падмасамбхавы
Далай лама XIV (Тенцзин Гьятсо)
Панорама Лхасы – столицы Тибета
Статуя Будда Дорденма ( «Удар бриллиантовой молнии» ), высота 51, 5 м, построена в Бутане в 2010 г. , внутри статуи расположен храм со 125 тыс. изображений позолоченных Будд
Статуя Будды
Вопрос 5 Культурная роль буддизма
Раскрытие творческого потенциала буддизма в 1 тыс. н. э. Со 2 го по 9 го вв. н. э. буддизм пережил период раскрытия своего творческого потенциала и расширения влияния до паназиатских масштабов В 1 тысячелетии н. э. буддизм процветал в Индии, на Шри Ланке и в Центральной Азии Распространяясь вдоль торговых путем, ассимилируя уже существующие верования и практики, буддизм устанавливается как имперская религия Буддизм стал доминирующей религией в объединенной китайской империи, его распространение продолжилось в Юго Восточной Азии В 6 в. н. э. буддизм был завезен в Японию, в 7 в. буддийские миссионеры пришли в Тибет
Буддизм как паназиатская цивилизация Роль буддизма как паназиатской цивилизации подразумевала не только универсальное присутствие Буддийские монастыри, часто поддерживаемые государством и расположенные около столиц различных буддийских королевств, функционировали в соответствии с моделями, схожими с современными университетами Происходило постоянное передвижение буддийских монахов, распространение текстов и художественных традиций на все более обширных пространствах Индийские и центрально азиатские миссионеры путешествовали в Китай и с помощью китайских буддистов перевели целые библиотеки книг на китайский язык, который стал третьим главным священным языком буддизма наряду с пали и санскритом В течение последних столетий первого тысячелетия н. э. буддийская цивилизация создала новый, в определенной степени независимый центр в Китае, который достиг своего пика в правление династий Су и Тан
Буддизм как паназиатская цивилизация Когда буддийские тексты и изображения были доставлены в Японию, они были представлены и ассимилированы как неотъемлемая часть китайской культуры буддизм устанавливает религиозные, философские, художественные и другие стандарты, которым должны были соответствовать другие азиатские традиции В качестве цивилизационного учения буддизм определял такие интеллектуальные измерения культуры как логика, медицина, грамматика, технологии, что сделало его привлекательным для многих людей и групп, включая правителей и представителей различных азиатских аристократий
Единство и унифицирующее влияние буддизма в 1 тыс. н. э. В течение периода гегемонии буддизма как паназиатского учения он сохранял свое доктринальное единство В каждом из крупных направлений были отшельники и ученики, занимавшиеся буддийскими размышлениями, священнослужители и моралисты, монахи и миряне, включенные в буддийское служение, специалисты по магии и экзорцизму Буддизм осуществил успешную культурную унификацию таким образом, что другие религиозные традиции, включая индуизм в Индии, манихейство в Центральной Азии, даосизм в Китае, синто в Японии и бон в Тибете приняли ряд новшеств, воспроизводящих буддийские идеи и ценности
Преобразование буддизма в ряд самостоятельных культурных традиций Начиная приблизительно с пятого столетия н. э. по всей Азии буддизм постепенно преобразовался в то, что можно назвать "культурной религией" Буддийская цивилизация зависела от защищенности и материального процветания относительно небольшого числа крупных монастырей и монашеских университетов, которые поддерживали контакты друг с другом и имели общие интересы и ценности. Эта институциональная основа фактически была весьма хрупкой, что проявилось в ряде исторических событий, угрожавших благосостоянию этих монастырей и их обитателей Новая ситуация в конечном счете преобразила буддизм в ряд самостоятельных культурных традиций
Укрепление буддийской жизни на корневом уровне Снижение влияния международной буддийской элиты и ослабление мощных монашеских структур уравновешивалось укреплением буддийской жизни на корневом уровне. Меньшие, локальные учреждения, долгое время сосуществовавшие с большими монастырями, получали новое значение как центральные структуры в жизни буддийского сообщества
Ассимилированные формы буддизма В Японии, Корее, Тибете, Шри Ланке и Юго Восточной Азии, начиная с 10 в. развились различные ассимилированные формы буддизма Происходила реорганизация буддийского сообщества с акцентом на разграничение между элитой и обычными буддистами. В каждой стране развивались системы буддийских ритуалов, символики, которые стали основными для национальных культур. Здесь буддизм не должен был конкурировать с местными традициями и успешно утвердился как доминантное учение
Влияние буддизма на развитие художественной культуры Азии и Запада Многие азиатские литературы, традиции изобразительного искусства и архитектуры, национальные интеллектуальные, философские и научные школы народов Азии сформировались под базовым влиянием буддизма Начиная с 18 в. значительный интерес к буддизму проявляют мастера западной культуры. Этот интерес присутствует в творчестве таких видных деятелей европейской культуры как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой, Г. Гессе В европейской науке развернулись значительные исследо вания буддизма, классических буддийских текстов, пришедших из Японии. Распростране ние изучения буддизма в других частях мира, в том числе на Западе, где появляется много последователей японского дзен буддизма или тибетского тантризма, сыграло значительную роль в его возрождении в конце 20 в.
Кризис влияния буддизма в начале 20 в. В начале 20 в. казалось, что буддийское учение стало терять свое влияние почти во всех частях света. В Японии оно уступило позиции синтоизму. В Китае его вытеснило конфуцианское учение. Несколько лучше была ситуация в странах Юго Восточной Азии (Камбодже, Лаосе и Таиланде) Казалось, что в Монголии буддизм был полностью ликвидирован. Северная Корея заявила, что буддийское учение успешно искоренено
Возрождение влияния буддизма во второй половине 20 в. Торжества по случаю 2500 летней годовщины ухода Будды в нирвану в 1956 г. показали, что его учение переживает возрождение благодаря тому, что ассоциируется с национальными движениями в азиатских странах На Шри Ланке многие молодые люди вернулись к буддийской вере своих предков. В Индии буддизм перестал рассматриваться как еретическая секта. В странах, следующих традиции махаяны, подъем буддизма был более заметным. Крах советского режима открыл новые перспективы для монгольского буддизма, с 1990 г. монастыри вновь стали действовать Китай предпринял попытку оправдаться за свою политику в Тибете, хотя проблема его отношений с Далай ламой до сих пор далека от решения. В Китае были открыты институты изучения буддизма, возродилась популярная практика паломничества, одновременно появляется все больше научных трудов и популяризаторских работ, а также произведений искусства, посвященных буддизму. Появление таких синкретизированных форм буддизма, как, например, движение «Сока Гаккай» в Японии, свидетельствует о его адаптации к западным ценностям индивидуализма и универсализма
Статуя Будды в Уси, провинция Цзянсу (бронза. высота 88 м, вес 800 т, постр. в 1994 1997)
Буддийский комплекс в Уси
Изображение Будды в Уси
Статуя ладони Будды в Уси
Буддийский комплекс на холме Лишань в Уси
Буддийский комплекс на холме Лишань в Уси
Усику Дайбуцу (Большой Будда) статуя Будды Амитабхи в городе Усику (высота 100 м+25 м цоколь, построена в 1995)
Усику Дайбуцу (Большой Будда)
Языкович. Тема 10 Буддизм.ppt