Tema_1.pptx
- Количество слайдов: 40
Тема 1 Введение в дисциплину «Социология» . История социологической науки
Вопросы по теме: 1. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. 2. История становления и развития зарубежной социологической науки в ХIX–ХХв. 3. Развитие социологии в Беларуси. 4. Итоги: Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологического знания. Основные функции и методология социологии. Связь социологии с социально гуманитарными науками.
Социология – наука об обществе, законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем. Первоначально представления об обществе и социальном развивались в рамках философии и отражены: в социально политических учениях древнегреч. философов Платона ( «Государство» , «Законы» ) и Аристотеля ( «Политика» , «Афинская полития» , «Никомахова этика» ); в работах философов эпохи Просвещения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо (концепции общественного договора), в социалистических утопических концепциях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Д. Уинстенли, Г. Бабёфа, А. Сен-Симона, Ф. М. Шарля, Р. Фурье, Р. Оуэна; в философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии: 1. Изменение существовавших ранее представлений об обществе ( «идеологический переворот» ). Формирование идеологемы «естественного права» и распространение понятия «общество» на все социальные слои. 2. Развитие капиталистических рыночных отношений и формирование индустриального общества способствовало возникновению представлений о рационально и самопроизвольно регулируемом социальном устройстве. 3. Переворот в научном видении мира: формировалось представление о позитивной науке – о знании, полученном рационально эмпирическим или непосредственно эмпирическим путем; социальная мысль испытывала сильное влияние естественных наук, применяя их методы к познанию общества.
Социология как самостоятельная наука начала формироваться с 1840 х гг. Ее основоположник – фр. философ позитивист О. Конт (1798– 1857 гг. ), который ввел термин «социология» в научный оборот, используя его в своей работе «Курс позитивной философии» (1842 г. ).
История становления и развития зарубежной социологической науки в ХIX – ХХ вв. 1. 2. 3. 4. 5. этап протосоциологии, этап классической социологии, этап неоклассической социологии, этап постмодернистской социологии.
Огюст Конт (1798– 1857 гг. ) Выделял три стадии интеллектуальной и социальной эволюции: • теологическая стадия (период с древности до конца XIII в. ), когда человек объяснял все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. д. ; • метафизическая стадия (период с XIV до конца XVIII в. ), когда объяснение окружающего мира достигалось за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями; • позитивная стадия (начинается в XIXв. ) – характеризуется отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходом к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений. На позитивной стадии эволюции человеческого знания возникает действительное знание об обществе – социология.
Система наук и их методов по Конту: Математика логика Геометрия, механика наблюдение Астрономия наблюдение Физика наблюдение + эксперимент Химия наблюдение + эксперимент + классификация Биология: наблюдение+эксперимент+классификация+сравнение Социология: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение+ +исторический метод
У Конта социология фундаментальная наука об объективных законах общества. Общество все человечество или какая то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Социологическая теория Конта состоит из двух частей: 1. «Социальная статика» - предполагает анализ структуры общества и элементов, консолидирующих совокупность индивидов и социальных институтов в целостную систему; исследует условия существования общества и законы социальной гармонии. Анализ «социальной статики» начинается с семьи – первичной формы объединения людей, из которой вырастают более сложные сообщества (племя, народ, и др. ). 2. «Социальная динамика» изучает законы и этапы изменения общества, т. е. исследует общество в развитии. Согласно О. Конту, уровень развития общества опре деляется не материальными изменениями, а духовно нрав ственнымиотношениями между людьми.
Герберт Спенсер (1820– 1903 гг. ) Задача социологии – изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Полагал, что об щество похоже на биологический организм, и описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимоза висимыхчастей. Отличие между обществом и биологическим организмом лишь в том, что в организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот – оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы: 1) поддерживающую, (экономика), обеспечивающую производство источников питания 2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, 3) регулирующую, обеспечивающую взаимосвязь отдельных частей в целом (государственная власть).
Карл Маркс (1818– 1883 гг. ) В основе социологии марксизма – объективные законы развития общества, которые позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественноисторический процесс, в котором одна общественно‑экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной. Всего выделялось 5 формаций: 1. первобытнообщинная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4. капиталистическая, 5. коммунистическая. Каждая общественно‑экономическая формация отличается присущим ей способом производства и системой производственно‑экономических отношений, которые определяют особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни. В результате несоответствия производительных сил производственным отношениям происходит смена формаций. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.
Этап классической социологии (к. ХIХ – нач. ХХв. ) Он характеризовался появлением совокупности исследований, предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы. Он ознаменовался началом институциализации социологии, т. е. превращения в социальный институт.
Представители классической западной социологии: Э. Дюркгейм М. Вебер Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Зомбарт Г. Лебон Ч. Кули Дж. Г. Мид «Чикагская школа» : А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Э. Берджес, Э. Мэйо • Ф. Гиддингс • Л. Гумплович • В. Парето • •
Эмиль Дюркгейм (1858– 1917 гг. ) Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Поэтому основу социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности» . Социальная солидарность высший моральный принцип, ценность, признаваемая всеми членами общества. 1. Механическая солидарность характерна для архаичных обществ, основана на подобности индивидов и их функций. 2. Органическая солидарность основана на разделении труда, стремлении к единству, обмену и договору. Дюркгейм предпринял попытку представить общество как социальную реальность, которую составляют социальные факты способы действия или мышления, имеющие объективный характер по отношению к индивиду и наделенные принудительной силой (юридические и нравственные нормы, религиозные догмы, экономические законы).
Макс Вебер (1864– 1920 гг. ) Основоположник понимающей социологии: считал, что социология это – наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. Предмет социологии социальное действие – т. е. осознанное действие субъекта по отношению к окружающим. Четыре типа социального действия: • целерациональное, • ценностнорациональное, • традиционное, • аффективное. Последние два не относятся к предмету социологии, так как совершаются либо по привычке (традиции), либо бессознательно. В основу понимающей социологии Вебера легло учение об идеальных типах. Идеальный тип теоретическая конструкция (понятие), отражающая объективную реальность, позволяющая выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип может быть: историческим раскрывать генетическую связь исторических явлений ( «средневековый город» , «кальвинизм» и т. п. ), социологическим устанавливающим общие правила событий вне их пространственно временного определения ( «общество» , «государство» , «класс» и т. д. ).
«Чикагская школа» Это сообщество исследователей, которые в начале ХХ века сформировали традиции эмпирического изучения ценностных ориентаций и образа жизни представителей различных этнических и религиозных общностей, структуры социальных групп и форм взаимодействия их членов, конфликтов и проблем адаптации индивидов и групп в городской среде. Исследования касались жизни общин сельских и иностранных мигрантов, проблем их адаптации в городе, различных форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, юношеской преступности, бродяжничества и т. д. Албион Смолл (1854– 1926 гг. ) – американский социолог, организатор Чикагской школы социологии. Другие представители: Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Эрнст Берджес, Элтон Мэйо.
Российская социологическая мысль 1860– 1920 гг. • Особенности: 1) она уходит корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Преобладающими ориентациями в социальном мышлении России были славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество – с другой; 2) она развивалась как интегральная часть европейской культуры (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К. Михайловский). • В 1859 году опубликованы две работы П. Л. Лаврова «Механическая теория мира» и «Очерки теории личности» , написанные в русле позитивизма. На рубеже 1860– 1870 -х гг. появились первые собственно социологические работы Н. К. Михайловского, написанные в рамках методологии позитивизма. В 1897 году вышел первый обзор по социологии на русском языке Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии» .
К концу XIX началу XXв. в русской социологии сложился ряд направлений: • Географическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов) • Органическая школа (Е. В. де Роберти, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков) • Социолого-юридическое направление (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяновский) • Субъективная школа или психологическое направление (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев) • Марксистская школа (А. А. Богданов, М. И. Туган Барановский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) • Неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев) • «Христианская социология» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) • М. М. Ковалевский • Н. Я. Данилевский
Российская социология в послереволюционный период (1917 – 1920 е гг. ) • В 1918– 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение во главе с П. М. Сорокиным. • Высылка в 1922 году большой группы ведущих обществоведов (П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев и др. ) из страны привела к снижению уровня российской социологии. В конце 1922 года были закрыты кафедры общей социологии во всех центральных университетах, журналы «Мысль» , «Экономист» , а к концу 1924 года – все немарксистские журналы. Основная направленность социологических работ теперь состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма.
Этап неоклассической социологии (сер. 1920‑х – к. 1950‑х гг. ) В середине 1920‑х гг. в западной социологии актуальной стала проблематика теоретического синтеза или создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода (идеи классиков) и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией. Эта проблематика доминировала на протяжении 1920– 1950‑х гг. и определила направленность работ социологов, получивших признание в качестве новых классиков. В России с 1930 -х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы: марксистско-ленинская философия объявлена И. Сталиным универсальным учением в объяснении окружающей действительности. Социология и ее методы были запрещены.
Представители неоклассической западной социологии: • П. А. Сорокин (теория социальной стратификации и мобильности и теория социокультурной динамики) • Т. Парсонс (общая теория социального действия и методология структурно функ ционального анализа ) • Дж. Хоманс (теория социальной группы) • К. Дэвис и У. Мур (теория социальной стратификации) • Л. Козер (теория социального конфликта) • Э. Шилз (теория общества) • Р. Мертон (методология структурно функционального анализа) • Франкфрутскоая школа: М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно
Этап постклассической западной социологии (1960 – 1970‑х гг. ) Для социологии он стал периодом парадигмального кризиса, который выразился в критике господствовавших макросоциологических, позитивистских и объективистских представлений о предмете, методах и предназначении социологии, а также в создании множества альтернативных концепций, претендующих на статус парадигмы. В результате парадигмального кризиса исследовательская деятельность социологов стала развиваться не в направлении теоретико‑методологического консенсуса, а в направлении плюрализма. Поэтому исследования 1960 – 1970‑х гг. могут быть обозначены как постклассическая социология.
Представители постклассической западной социологии: • Дж. Хоманс и П. Блау (концепция социального обмена) • П. Бергер социология) и Т. Лукман (феноменологическая • Г. Блумер • А. Турен (парадигма социального акционализма)
Российская социология (к. 1950 х – н. 1980 х гг. ) В России (СССР) с конца 1950 х гг. – на волне «хрущевской оттепели» начался новый этап развития социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР, с 1972 г. это Институт социологических исследований. В конце 1960 х гг. позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Это началось с идеологической кампании, развернутой вокруг вышедших в 1968 году «Лекций по социологии» Левады, в которых отсутствовал партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности. Конкретные социологические исследования в 1970– 1980 е гг. проводились, но подвергались жесткой цензуре.
Этап постмодернистской западной социологии (с к. 1970 х гг. до настоящего времени) На развитие социологии в этот период существенно сказалось осознание того, что во второй половине ХХ века характер социальных процессов существенно изменился по сравнению с периодом возникновения и первоначального развития социологии. Здесь можно выделить три основные тенденции: • сформировалась постиндустриальная экономика, где выше ценятся навыки создания символического продукта, т. е. навыки обработки информации и налаживания коммуникации – целенаправленного и эффективного общения с людьми; • стала развиваться постидеологическая политика; • возникла постмодернистская культура. К концу 1970‑х гг. в самой социологии возобладали постмодернистские тенденции, что выразилось в ослаблении стремления к поиску новой парадигмы социологического знания и распространении идеи согласования между собой уже существующих и конкурирующих парадигм, а также идеи возвращения к наследию классиков.
Основные направления постмодернистской западной социологии: • конструктивистский структурализм П. Бурдье, • теория структурации Э. Гидденса, • теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, • школа структурно функционального анализа Т. Парсонса, • теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, • символический интеракционизм Г. Блюмера, • феноменология А. Шюца, Т. Лукмана, • этнометодология Г. Гарфинкеля, А. Сикурела, • теория действия или теория обмена Дж. Хоманса, • марксистское направление (неомарксизм Г. Маркузе).
Современный этап развития социологии в России (со второй пол. 1980 х гг. ) • Были организованы отделы, социологические лаборатории и группы социологов в Москве, Ленинграде. Новосибирске, Минске, Свердловске и других городах. • Открылись социологические факультеты при Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевских университетах. • Институт социологических исследований с 1990 г. преобразован в Институт социологии. • Издан ряд работ по методологии и методике социологических исследований, СМИ и общественному мнению, социологии труда, личности, семьи и брака (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Харчев и др. ). • В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни. Введена ученая степень кандидата и доктора социологических наук. Современные ученые: Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и др.
Развитие социологии в Беларуси (1920 – 1930 е гг. ) • • • Развитие социологии как науки в Беларуси началось в 20 -е гг. XX века. В 1921 году в БГУ открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии. Социальными исследованиями занимался созданный в январе 1922 г. Институт белорусской культуры (с 1929 г. АН Беларуси). Исследования затрагивали вопросы: социально экономических и социокультурных проблем развития белорусской нации (Х. Ф. Карский, С. М. Некрашевич); динамики социальной структуры (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С. М. Василевский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес). Были опубликованы серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. З. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925), С. М. Василевского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований» . В 1930 -е гг. социологические исследования в Беларуси, как и в СССР в целом, были прекращены, проводились репрессии против научных кадров.
Развитие социологии в Беларуси (сер. 1960 – 1980 е гг. ) • С сер. 1960 х гг. созданы проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте нар. хозяйства, а также социологические группы в БПИ, Минском пед. институте, Белорусской с/х академии, Гродненских пед. и с/х институтах, Брестском пед. институте, где велись исследования на хоздоговорной основе. • В 1967 г. в БГУ организована Проблемная научно исследовательская социологическая лаборатория. Сейчас это Центр социологических и политических исследований, руководителем которого является Д. Г. Ротман. • В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, в 1970 г. преобразованный в отдел социальных исследований. • В 1989 г. создан Центр социологических исследований. • В 1989 г. открыто отделение социологии на философско экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством проф. А. Н. Елсукова.
Развитие социологии в Беларуси на современном этапе • В 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии, возглавляемый проф. Е. М. Бабосовым (ныне почетный директор). • В 1991 г. социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. • В 1994 г. создана Белорусская социологическая ассоциация (президент Е. М. Бабосов). • В 1996 г. основан Институт социально-политических исследований при администрации Президента РБ. • С 1992 г. началось преподавание социологии во всех вузах РБ. • С 1997 г. в Беларуси издается жур. «Социология» . Таким образом, с 1990 -х гг. история социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии. В настоящее время проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А. Н. Данилов, Д. Г. Ротман, И. В. Котляров, С. В. Лапина и др. Продолжают развиваться: социология культуры, социология религии, социологии науки.
Итоги • Социология формировалась как самостоятельная наука с 1840 х гг. , опираясь на предшествующие философские представления об обществе. • Объект социологии – общество и общественные явления. • Предмет социологии – социальная обусловленность любых явлений.
Структурные компоненты социологии • • 1. По критерию предмета: Макросоциология – это теории фундаментального, общесоциологического уровня. Цель – изучение общества в целом, больших социальных групп и общностей. Мезосоциология – это теории среднего уровня. Цель – изучение средних по численности социальных групп. Микросоциология – это теории микроуровня (например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, теории личности, социального обмена). Цель – изучение небольших по численности социальных групп. Метасоциология – научная дисциплина, объектом которой, является сама социология.
Структурные компоненты социологии 2. По критерию способа познания: Теоретическая социология – носит академический характер; разрабатывает методологическую основу социологического познания. 1) общесоциологичекие теории, 2) специальные социологические теории, 3) «отраслевые теории» . 1) 2) 3) Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера. фундаментальные исследования, прикладные исследования, «теории среднего уровня» .
Структурные компоненты социологии 3. По критерию цели и использования результатов исследования: • Академическая социология – это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания. • Прикладная социология в основном ориентирована на решение конкретных практических задач. Например, определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т. д.
Основные задачи социологии: 1) получение объективных знаний о социальных объектах, их структуре и вариантах изменения в будущем; 2) предоставление рекомендаций для разрешения конкретных социальных проблем; 3) прогноз возможных последствий управленческих решений в социальной сфере.
Основные функции социологии: • познавательная (гносеологическая) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества в целом или отдельных его подсистем; • прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов социальных изменений в рамках тех или иных социальных структур; • организационно‑управленческая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом); • воспитательно‑идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально‑политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера.
Методология социологии 1. общефилософские методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. 2. общенаучные методы: системный подход, метод моделирования, метод типологизации. 3. специфические социологические методы: методы общей социологической теории, методы прикладных социологических исследований.
Методы общей социологической теории: • • • структурно‑функциональный анализ, компаративный (сравнительный) метод, метод кросскультурного анализа, корреляционно‑каузальный метод, метод вычленения устойчивости (инвариантности).
Методы прикладных социологических исследований: • • • наблюдение; анализ документов; выборочный метод; метод опроса; социальный эксперимент; анализ и обобщение социологической информации.
Социология взаимосвязана с такими науками, как: • • • социальная философия история политология экономика культурология психология этнография демография статистика