тема 10 история педагогики.ppt
- Количество слайдов: 21
Тема 1. Становление и развитие мировой педагогической мысли. Вопросы: 1. Основные этапы становления и развития педагогичесой науки. 2. Развитие педагогической мысли в России. Литература: 1. Психология и педагогика. Зуев Ю. Ф. , Кучеров В. Е. и др. – М. : ВУ; 2003. 2. Григорович Л. А. . , Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. – М. «Гардарики» , 2004. 3. Сластенин В. А. , Каширин В. П. Психология и педагогика. – М. 2001. 4. Кучеров В. Е. , Сушанский А. С. Психология и педагогика. Альбом схем. – М. ВУ. 2004. 5. Немов Р. С. Психология. В 3 Кн. – М. : ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. 6. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М. : Владос. 2001.
ВОПРОС 1. Основные этапы становления и развития педагогичесой науки Эмпирический этап в развитии педагогики Зарождение практики обучения и воспитания в первобытно-общинном обществе Педагогическая мысль в рабовладельческих государствах Педагогическая мысль периода феодализма Этап формирования педагогики как науки Формирование педагогической теории в эпоху капитализма в странах Западной Европы и на Востоке Обучение и воспитание в России Современный этап развития педагогики Западная педагогика Педагогика в СССР и России Восточная педагогика 1917 -1929 1930 -1945 -1990 1991 - н. вр.
Зарождение практики обучения и воспитания в первобытно-общинном обществе земледелие Разделение труда Цель воспитания скотоводство Развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода • • Старейшины рода, умудренные опытом члены общины Различные обряды инициации (посвящения) игры, совместный труд, свободное воспитание, физические наказания.
Зарождение практики обучения и воспитания в Древневосточных цивилизациях Жреческие школы Дворцовая школа «Дома табличек» школы писцов ЕГИПЕТ МЕСОПОТАМИЯ Школы: «сян» - места для наставления «сюй» - места для обучения КИТАЙ «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют» Общинные школы. С возникновением Буддизма – лесные университеты, мужские и женские монастыри, школы браминов. 2 тыс. лет до н. э. ИНДИЯ
Практика обучения и воспитания в рабовладельческих государствах Спартанская система воспитания VIII – IV вв. до н. э. (общественная, государственная) 1 Военно-физическая направленность: - полное послушание старшим; физическая закалка и выносливость; военное искусство; лаконический стиль речи. Только дети рабовладельцев с 7 до 20 лет. После испытания (порка у храма Артемиды) – полноправные члены общества Специальная система воспитания девушек Цель – формирование гармонически развитой личности в системе частных школ: Эфебии Гимнасии 18 - 20 лет Палестра 16 -18 лет Кифариста 12 -16 лет Для девочек – только Грамматиста домашнее воспитание с 7 лет Полноправные граждане Афинская система воспитания VII – V вв. до н. э.
Педагогическая мысль в рабовладельческих государствах Цель обучения – приближение души к вечному миру идей, подготовка мыслителя – философа. Цель обучения подготовка добродетельного человека. ДЕМОКРИТ «Ученье вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда» (460 -370 гг. до н. э. ) Обучение = воспитание (427 -347 гг. до н. э. ) Цель обучения – воспитание добросовестного гражданина, развитие высших сторон души. «Я знаю только то, что ничего не знаю» Центр познания – Человек. Учитель помогает ученику в поисках истины. ПЛАТОН Суть – припоминание душой, уже известного ей из мира идей СОКРАТ (470 -399 гг. до н. э. ) Единство нравственного, умственного и физического воспитания АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н. э. )
Практика обучения и воспитания в рабовладельческих государствах 2 Гражданская направленность: Римская система воспитания VI - I вв. до н. э. - активная гражданская позиция; патриотизм; военное искусство; политическая риторика; расчетливое землепользование. Развитие римской системы образования Единая система Риторские школы образования (I в. до н. э. ) (сер III в. – нач. VI в. ) 13 -19 лет Грамматические школы для детей 11 -12 лет богатых Юстиниан М. Квинтилиан людей (II в. до н. э. ) запретил (42 -118 г. н. э. ) – нехристианам Частные школы для создатель преподавать бедняков (V в. до н. э. ) Риторской школы: Совместное обучение мальчиков и девочек - подражание; - наставление; - упражнение. упадок
Педагогика периода феодализма 1 МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК Ибн-Сина (980 -1037) Омар Хайям (1048 -1131) (средняя религиозная школа), готовила служителей культа ислама (мулл и т. п. ) МЕДРЕСЕ МЕКТЕБЕ (высшая религиозная школа), готовила судей (казиев), богословов и лиц недуховного звания (начальная школа, ориентированная на исламское вероучение)
Педагогика периода феодализма 2 УСТАНОВЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ШКОЛ «Семь свободных искусств» : Приходские – мальчикам давались основы грамоты и пение Соборные Монастырские - грамматика, - риторика, - «религиозная диалектика» , - арифметика, - геометрия, - астрономия, - музыка. В 1215 году создан первый в мире университет - Парижский (Сорбонна) РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ В XIII-XVI вв. Новые типы школ Цеховые – начальное образование Гильдейские – для детей купцов (реальное образование) Рыцарская система воспитания «Семь рыцарских добродетелей» : - верховая езда; - плавание; - владение копьем, - фехтование; - охота; - игра в шахматы; - стихосложение или музицирование.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения 1 XIV – XVI вв. - РОСТ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ АНТИЧНОСТИ (РЕНЕССАНС), ЗНАНИЯМ, ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТИПЫ ШКОЛ: Ф. РАБЛЕ «ШКОЛА РАДОСТИ» Витторино де Фельтре (Италия) (1494 -1553) Сатирически изобразил в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Средневековую систему воспитания. Высказал новые идеи воспитания оптимистичного, сильного духом и телом человека. М. МОНТЕНЬ (1553 -1592) В трактате «Опыты» теорети – чески обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию творческого мышле – ния детей и их инициативу: - общение как фактор образования; - оптимизм как жизненная позиция; - уважение личного достоинства; - усиление физического воспитания.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения 2 «Учить всех – всему» «ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА» 1632 г. Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592 -1670) «Ученость без добродетели – все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи» • Идея всеобщего обучения на родном языке; • Принцип природосообразности обучения и воспитания; • Классно-урочная система обучения; • Введение игрового элемента в обучение; • Учет психолого-возрастных особенностей; • Теория дошкольного воспитания.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО ТИПА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - КЛАССИЧЕСКОГО ГИМНАЗИЯ Изучение латинского и греческого языков, античной литературы и др. Э. РОТТЕРДАМСКИЙ (1466 -1536) Критиковал формализм образования (цицеронианство) в гимназиях ДЖ. ЛОКК (1632 -1704) Обосновал идею «чистой доски» - «tabula rasa» : все знания человека возникают из опыта, мира чувств. В труде «Некоторые мысли о воспитании» выступает за - дачу ученикам полезных в жизни знаний, - сочетание умственного о трудового обучения; - воспитание воли, высоких нравственных качеств личности; - важность личного примера старших; - индивидуальный подход в обучении; - учет возрастных особенностей детей.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения Последователь Руссо. В работе «Лингард и Гертруда» и др. отстаивал идею природосообразного формирования гармонично развитого человека в определенной системе и последовательности на основе разработанной им теории элементарного образования. Сословная школа Классовая школа Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1746 -1827) для всех имущих классические реальные профессиональные В романе «Эмиль или о воспитании» отстаивал идею естественного, свободного развития детей, стадиальности воспитания (от физического до нравственного), равных прав для всех сословий получать образование. Ж. Ж. РУССО (1712 -1778) «Все средства из самого себя»
Педагогические идеи XVIII – XIX вв. ЦЕЛЬЮ воспитания видел создание человека-патриота, свободного от религии, сочетающего личные интересы с общественными. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» 1773 г. И. Ф. ГЕРБАРТ (1776 -1841) К. А. ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 -1771) ЦЕЛЬЮ воспитания считал формирование добросовестного, разностороннего, с широким кругозором человека. Выдвинул теорию ступеней воспитывающего обучения. Делал упор на нравственное воспитание «УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ» - осуществлял подготовку учителей в Германии. Последователь Песталоцци. Создал дидактику развивающего обучения на основе идеи общечеловеческого воспитания. Три принципа обучения: 1) природосообразность; 2) культуросообразность; 3) самодеятельность. Ф. В. А. ДИСТЕРВЕГ (1790 -1866)
ВОПРОС 2. Развитие педагогической мысли в России. КИЕВСКАЯ РУСЬ Первые христианские школы В Новгороде - ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ум. В 1054 г. ) «Собра от старост и поповых детей 300 учити книгам» Первая библиотека в Киеве Ярослав Осмомысл (XIII в. ): берестяные грамоты; «мастера грамоты» ; «Изборник Святослава» Владимир I Красное Солнышко ум. 1015) «Поучения князя Владимира Мономаха» Владимир Мономах (1053 -1125)
Педагогическая мысль в России XVI – XVII вв. ПОЛУЧИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ Первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (1687 г. ) СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ - писатель А. Д. Кантемир; - архитектор В. И Баженов и др. (1629 -1680) Московская духовная академия в 1814 г. М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 -1765)
Педагогическая мысль в России XVIII - XIX вв. Эпоха реформации образования в России Появилась периодическая печать Ввел гражданский алфавит Открыл первые светские школы: Создал в 1715 г. Морскую академию - математических и навигационных наук; - реальных школ; - цифирных школ. ПЕТР I (1672 -1725) Учредил Академию наук в Петербурге 1725 г. Народные школы и училища Дворянские учебные заведения Сословный характер образования Духовные учебные заведения
Педагогическая мысль в России XVIII - XIX вв. Эпоха реформации образования в России Отстаивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы По его проекту открыт Московский университет Развивал патриотические и демократические традиции в науке и просвещении М. В. ЛОМОНОСОВ Великий ученый, поэт, художник (1711 -1765) И. И. БЕЦКОЙ (1704 -1795) А. Н. РАДИЩЕВ (1749 -1802) Н. И. НОВИКОВ (1744 -1818)
Педагогическая мысль в России начала XIX в. РЕФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ начала XIX в. , вызванные обострением борьбы прогрессивных сил против феодальноабсолютистских режимов, кризисом крепостнических отношений в России НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЕ СРЕДНЕЕ НАЧАЛЬНОЕ Либеральный, прогрессивный «Устав учебных заведений …» 1804 г. Реакционные тенденции первой четверти XIX в. Реакционный «Устав учебных заведений …» 1828 г. Отход от либеральных положений Устава 1804 г. Усиление сословности и монархических начал в образовании Введение с 1811 г. Закона Божьего во всех учебных заведениях Введение платы за обучение в училищах и гимназиях
Педагогическая мысль в России первой половины XIX в. Педагогическая мысль Антикрепостническая Антисамодержавная Демократическая Идеи декабристов «Русская правда» П. И. Пестеля: - распространение грамотности в народе. - выступали против телесного наказания солдат.
Педагогическая мысль в России второй половины XIX в. Л. Н ТОЛСТОЙ Н. И. ПИРОГОВ (1810 -1881) А. С. МАКАРЕНКО К. Д. УШИНСКИЙ