Социология. Презентация 1.pptx
- Количество слайдов: 32
ТЕМА 1: СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ 1. Возникновение социологии. О. Конт. Позитивизм. 2. Изменение предмета социологии в ходе её исторического развития. Э. Дюркгейм. М. Вебер. Современная социология об объекте и предмете этой науки. 3.
ОГЮСТ КОНТ (1798 -1857) АВТОР ТЕРМИНА «СОЦИОЛОГИЯ» ОСНОВНАЯ РАБОТА «КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ»
1. Разработал проект будущей науки социологии , дал ей название, образовав его из двух латинских слов: «societas» общественный, относящийся к обществу и «logos» слово, учение, знание. В буквальном смысле слова – «социология» – наука об обществе. 2. Социология должна стать «позитивной» наукой, преодолевающей такие недостатки «негативных» наук об обществе, как метафизика, схоластика и теологизм.
1. Метафи зика ( «то, что после физики» ) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, как такового. Синоним «идеального» , «сверхчувственного» , лежащего за пределами явленного. 2. Схола стика (Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. Сегодня схоластом называют теоретика, забывающего важность практики и практического образования. Слово «Схоластика» применяется не только к средневековой философии, но и ко всему, что в современном образовании напоминает по содержанию и форме схоластицизм — и применяется обычно как отрицательный эпитет. 3. Богосло вие, или теоло гия (греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
О. КОНТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОЗИТИВИЗМА 1. 2. 3. Позитивная философия признает все явления подчиненными неизменным законам, открытие которых и составляет цель всех человеческих умственных усилий. Научное (позитивное) знание — достоверное, точное, полезное, в противоположность метафизике как знанию неточному, недостоверному, бесполезному. Идеалом и образцом науки является физика. Социология должна быть построена по образцу физики, она должна отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания.
СОЦИОЛОГИЯ КАК «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА» «Как физик изучает природу, так и социолог должен изучать общество» Разделы социологии: 1. 2. социальная статика —изучает условия стабильного существования общества, состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми ( «естественными» ) условиями существования любого общественного строя; одинаковые для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в исследовании взаимосвязи различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка. социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ (ТРЕХ СОСТОЯНИЙ) Изучив ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть абсолютный закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии: «Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным» . (О. Конт, Дух позитивной философии. СПб. , 1910)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ Теологическая [с древности до 1300 года] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.
ВТОРАЯ СТАДИЯ Метафизическая [1300— 1800] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философскоспекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» , такими как «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор» , «права человека» , «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ Научная [XIX век] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия» ; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ: 1. 2. 3. 4. Социология не имеет собственного предмета, это общее название для всех наук об обществе (обществознание); Социология должна переработать методы физики таким образом, чтобы их можно было использовать при изучении общества; Социология должна «вооружить» этими позитивными (научными) методами науки, изучающие общество; Полученные знания социология должна объединить под общим названием «социология» .
Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативнопринудительной силой. Правило социологического метода – «социальные факты нужно рассматривать как вещи» .
1. 2. 3. Социальные факты первичны по отношению к составляющим его людям; социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола; социальные факты оказывают принужающее воздействие на индивида.
1. 2. Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование. Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда.
1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны; 2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. 3) Важным условием солидарной деятельности людей является наличие в обществе коллективного сознания и коллективных представлений, как основного элемента коллективного сознания
С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.
Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем. Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Р. Мертон Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации» , незначительно распространён.
1920 СОЦИОЛОГ ИСТОРИК ЭКОНОМИСТ АЛЬФРЕДА ВЕБЕРА Внёс существенный научный вклад в социальные науки, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий.
Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Вебер выделял 2 признака социального действия: осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи» , на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем, служит основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как идеальный тип, обозначающий совокупность социальных институтов и связей. Свобода от ценностных суждений: необходимо отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Свобода от ценностных суждений: любое познание связано с ценностями познающего, т. е. существует взаимозависимость науки и культурного контекста.
целерациональное — субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики; ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); аффективное — не направлено на достижение цели, определяется эмоциями (страх, гнев, ненависть, ужас, отвага и т. д. ); традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
Анализируется связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателярационалиста.
Социология О. Конта включает в себя разделы … a) социальная статика и социальная динамика b) социология социальных групп и социология личности c) микросоциология и макросоциология d) теоретическая и практическая социология 3. Термин «социология» ввел в научный оборот… a) Г. Спенсер b) М. Вебер c) Дж. Локк d) О. Конт Работу «Протестантская этика и дух капитализма» написал… a) Г. Зиммель b) М. Вебер c) Э. Дюркгейм d) Г. Лукач Основоположником теории структурно-функционального анализа является… a) Э. Дюркгейм b) Р. Миллс c) М. Вебер d) Т. Парсонс
Работа «Самоубийство» написана… a) Дж. Мидом b) Дж. Хомансом c) Р. Скиннером d) Э. Дюркгеймом Э. Дюркгейм разрабатывал понятие… a) конфликт b) органическая солидарность c) социология d) толпа Одним из основоположников понимающей социологии является… a) Э. Дюркгейм b) Г. Лебон c) О. Конт d) М. Вебер Общество в своем развитии проходит три обязательных стадии: теологическую, метафизическую, позитивную, утверждал… a) К. Маркс b) Э. Дюркгейм c) М. Вебер d) О. Конт
В социологии О. Конта в качестве критерия общественного прогресса выделяется … a) развитие личности b) развитие науки и формирование позитивного мышления c) развитие производительных сил общества d) дифференциация и интеграция общественной системы О. Конт рассматривал социологию как… a) социальную биологию b) социальную геометрию c) социальную физику d) социальную химию О. Конт полагал, что социология есть … a) теория революционных изменений b) теория эволюционных изменений c) статичная картина социальной реальности d) теория жизненных циклов цивилизаций
Основоположником позитивизма в социологии является… a) К. Маркс b) О. Конт c) М. Вебер d) Э. Дюркгейм 22. Понятия социальной статики и социальной динамики ввел… a) К. Маркс b) М. Вебер c) О. Конт d) Э. Дюркгейм Термин «социология» впервые ввел… a) О. Конт b) К. Маркс c) М. Вебер d) Г. Спенсер 27. Идея о том, что главное влияние на развитие общества оказывает «интеллектуальная эволюция сознания человека» , принадлежит теории… a) О. Конта b) К. Маркса c) М. Вебера d) Г. Спенсера
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ И ПРЕДМЕТЕ ЭТОЙ НАУКИ Объектом любой науки выступает часть объективной реальности, выбранной для изучения. Отличие наук друг от друга состоит в том, что на одном и том же объекте они исследуют специфические законы, которым подчиняется функционирование данного объекта. Развитие и функционирование общества подчинено экономическим, демографическим, психологическим, социальным и другим закономерностям, которые являются предметом соответствующих наук. Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное» ; в узком смысле социальное – это совокупность отношений, складывающихся между членами общества в процессе совместной деятельности; Социальное – это результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в общении и взаимодействии; Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах и проявляется в различных отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. На протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты (Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О СТАНОВЛЕНИИ, РАЗВИТИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ О СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТИХ ОБЩНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ПРОЦЕССАХ (В. А. ЯДОВ)
На основе культурно-исторической самобытности (нации и народы); Родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие и половозрастные); На основе профессиональноквалификационных признаков; На основе территориально-региональных признаков; На основе единства относительно кратковременных совместных действий.
Социология. Презентация 1.pptx