Тело как художественный { и социальный проект
Питер Артсен «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» (1551) Пространство изобилия, торжество вкуса, возбуждающее аппетит… Идеал бюргера XVI века
Франс Снейдерс «Рыбная лавка» 1621 В «Рыбной лавке» воля художника объединила все, что только могли дать человеку морские глубины… Герои того времени вполне отражали этот «идеальный ландшафт эпохи первоначального накопления капитала» …
Питер Пауль Рубенс «Три Грации» , 1639 Питер Пауль Рубенс «Грехопадение» , 1628 -29 • Герои отражали «идеал сытости» и напоминали богов…
… Боги, атлетичностью и скульптурностью сложения – героев эпохи – бюргеров, античных атлетов, так не похожих на аскетичные образы средневековья … Питер Пауль Рубенс «Распятие» 1620
Конрад фон Сест «Распятие Христа» , 1404 Иероним Босх «Распятие Христа» , 1480 -1485
• Эпоха Ренессанса изменила представления человека о мире и о самом себе • Тело – отражение эпохи • Эпоха продуцирует представление о теле
Ренессанс телесности
Ренессанс телесности
Тело как культурный феномен В обществе и культуре тело в дополнение к своим изначально данным, естественным характеристикам начинает обладать свойствами и качествами, порожденными особенностями социокультурной среды. Эта средовая специфика определяет • • • условия существования тела, характер его осмысления, принципы использования и преобразования каноны, ценностную нагрузку (И. М. Быховская)
Тело как объект контроля «… в классический век произошло открытие тела как объекта и мишени власти. Не составляет труда найти признаки пристального внимания к телу, которое подвергается манипуляциям, формированию, муштре, которое повинуется, реагирует, становится ловким и набирает силу» М. Фуко. Надзирать и наказывать
Кадр из фильма «Триумф воли» (Л. Рефеншталь, 1935) Парад на Красной площади, 1 мая 1933 г.
Тело как объект контроля
Тело как объект контроля Планировка мебели исходя из стандартной фигуры Стандартная фигура
«В дисциплинарном пространстве каждому индивиду приписано определенное место. Но это не просто место, а одновременно и ранг, место в той классификации, которую устанавливает данная дисциплина…» Мишель Фуко «Дисциплина — это искусство ранжирования и техника организации распределений. Она индивидуализирует тела, приписывая им определенные места, посредством которых они распределяются и включаются в системы отношений»
• М. М. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) • Михаил Михайлович Бахтин Он разработал категорию «телесного канона» , т. е. социально-нормативных представлений о том, каким является и каким должно быть человеческое тело. Эти нормативные представления, которые меняются в ходе исторического развития общества, занимают одно из центральных мест в любой картине мира и оказывают сильнейшее воздействие на реальное поведение людей.
Тело как социальный проект Общество на каждом этапе своего развития формировало стандарты представления о теле…
Плиний в «Естественной истории» писал: «Из этой статуи художники извлекали, как будто из книги, твердые правила и законы, и таким образом, Поликлет в этом произведении оставил последующим художникам как бы учебник своего искусства» Поликлет. Дорифор
Идеальные пропорции тела пробовал определить Леонардо да Винчи - в 1490 году ученый выполнил знаменитый рисунок обнаженного мужчины – «Витрувианский человек» Пропорции достаточно обычны для современности, и гармоничность фигуры налицо. Сравнить свое тело с эталоном не составит труда. Канонические пропорции мужского тела Леонардо да Винчи взял из трактатов римского архитектора и инженера Витрувия «Витрувианский человек»
Профессор Иван Борисович Галант в статье «Новая схема конституционных типов женщин» , напечатанной в Казанском медицинском журнале в 1927 году, выделил семь типов женских конституций: 1. Астенический тип 2. Стеноплаcтическийтип 3. Мезопластический тип 4. Пикнический тип 5. Субатлетический тип 6. Атлетический тип 7. Эурипластический тип
Варвара Степанова – советский конструктор, которая разработала модели одежды на основе типов И. Б. Галанта Модели В. Степановой
• Монографии Генри Дрейфуса «Designing for People» ( «Проектирование для людей» ) и «Measure for Man» ( «Мера для человека» ) стали базовыми пособиями и справочниками по эргономике. • Благодаря Дрейфусу в языке американских технологов и конструкторов появились Джо и Жозефина стандартные медианные фигуры среднего американца.
Локомотив New York Central Railroad (дизайн-проект Дрейфуса) Интерьер салона был разработан в соответствии со стандартными медианными фигурами Телефон Дрейфуса, Western Electric 302, 1930 г.
Тело как индивидуальный проект Э. Гидденс: Тело, которое когда-то являлось природной данностью, теперь становится объектом сознательного выбора, частью рефлексивного проекта личности по самоконструированию.
Тело как индивидуальный проект
Тело как индивидуальный проект Christine Jorgensen Sister Mary Elizabeth
Тело как индивидуальный проект
Тело как индивидуальный проект Эрик Спарг. Человек-ящерица Рик Генест. Человек-зомби
Энтони Гидденс: …Тело начинает занимать центральное место в структуре идентичности только в условиях постмодернизма… Энтони Гидденс …ответственность за его состояние возлагается на человека, который теперь может свободно культивировать и реструктурировать свою плоть, применяя к ней различные телесные режимы, широкий выбор которых предоставляет современное общество
Анри Бергсон: «Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Их взаимосвязь не позволяет сознанию в своих актах полностью отделится от тела, всегда остается внутренний голос тела»
Димитрий Данилов «Свобода себя» Попытки самостоятельного конструирования тела нашли во второй половине ХХ века разное выражение и применение Они часто приводили к дегуманизации тела и балансировании на грани потери идентичности
Димитрий Данилов «Весна» Димитрий Данилов «Супермаркет»
Жан Дюбюффе Примером может быть Арт-брют, художники-аутсайдеры, визионеры Термин арт-брют придумал в 1940 -м году Жан Дюбюффе, собиравший произведения художников, существовавших за пределами художественной культуры и не пытавшихся подражать великим образцам или следовать тенденциям в искусстве
Жан Дюбюффе «Джаз-банд» , 1955
Скандальную известность так же завоевала его серия «Женские тела» , (1950). Жан Дюбюффе «Автопортрет» , 1958
Лори Липтон Американская художница, ныне проживающая в Лондоне. Рисовать начала уже в четыре года. В ее работах чувствуется влияние школ гиперреализма и сюрреализма.
За гладкой, почти фотографической поверхностью карандашных рисунков американской художницы Лори Липтон прячется очень странный и запутанный мир. Вдохновленная гиперреалистической живописью фламандских и голландских мастеров XV века, она разработала свою уникальную графическую технику «построения человека»
Пионерами художественных экспериментов в поисках новой телесности можно считать художников поп-арта Ричард Гамильтон «$he» , (1958) Ричард Гамильтон «Картинка на стену» , (1961)
«Художник — это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но — по какой-то причине — как он считает, это следует им дать» Энди Уорхол
Марк Дженкинс никогда не планировал стать художником. Учился на геолога, играл на саксофоне фанк и рэп электронику. Интерес к изобразительному искусству возник у него уже после окончания университета. На выставке Хуана Муньёса в 2001 году его поразили скульптуры без пьедестала напоминающие по конструкции куклыневаляшки
Полная дегуманизация и потеря тела или новая форма социального контроля?