Телевидение 2020 года 1
• IPTV. Основные понятия • Интерактивные возможности IPTV делают его идеальной технологией для трансляции образовательных программ 2
• • • Как-то, совсем недавно, на одном из интернет-форумов мне на глаза попалась такая запись (стилистика и орфография автора сохранены): "…Недавно с друзьями за кружкой пива обсуждали разные бизнес идеи. Решили — а что если организовать у нас в городе IP-телевидение. Необходимое оборудование: 1. Спутниковая антенна. 2. IP-комбайн с официальной картой "НТВ Плюс" 3. Гигабитный свитч — по одному на каждый подъезд дома. 4. Каждому абоненту — IP-ресивер. 5. Энное количество кабеля UTP-5. Выбираем девятиэтажный дом с двумя и более подъездами. Монтаж производим сами. Подсчитали, если подключить примерно 30 абонентов, все окупится через год-полтора (абонентская плата составит 15 долларов — кабельное у нас стоит 6 долларов в месяц). Как вам такая идея? ". Еще десять лет назад об IPTV и об интернет-телевидении на необъятных просторах нашей родины почти никто не знал, за исключением горстки специалистов. Приведенная выше цитата говорит о том, что идея смотреть на экране собственного телевизора, в своем доме, те телепрограммы, которые хочется, а не те, что расписаны на неделю вперед в прессе, завладела умами довольно большой части аудитории. В крупных российских городах услугами высокоскоростного Интернета охвачена каждая третья семья. 3
• На сегодняшний день подавляющее число интернет- провайдеров убеждены: IPTV является важнейшей и перспективнейшей составной частью пакета услуг triple play (телефония, Интернет и ТВ) на базе высокоскоростного доступа к транспортной сети ADSL, 3 G, 4 G (LTE) и Wi-Fi. С другой стороны, в предложении своим клиентам услуг интернет-телевидения все больше заинтересованы операторы кабельного телевидения (КТВ). В последние несколько лет значительное число операторов КТВ модернизировали свои транспортные сети до уровня гибридных, на основе оптоволоконных технологий — кроме раздачи цифрового ТВ (DVB-C), теперь возможен доступ клиентов к локальной (домовой, районной) сети Ethernet. • Следует отличать интернет-телевидение, при котором трансляция медиаконтента осуществляется на компьютер клиента сети, и IPTV — когда абонент сети имеет возможность просматривать телепрограммы на экране обычного бытового телевизора. IPTV — общее название для разновидности телевидения, программы которого передаются в цифровом виде поверх сетей TCP/IP (Text 4 Control Protocol / Internet Protocol).
• Первая телевизионная трансляция посредством интернеттехнологий была реализована в 1994 году техническими средствами телекомпании АВС, и это был информационный выпуск "World News Now", транслируемый при помощи программного обеспечения CU-See. Me, используемого для проведения видеоконференций. • Сам термин IPTV родился в 1995 году — им был наречен программный продукт компании Percept Software, использовавший IP-трафик для доставки аудио- и видеоконтента абонентским группам и индивидуальным подписчикам в режиме видеотрансляции Multicast — многоадресной рассылки потоков данных, при которой пакет данных адресуется сразу нескольким получателям в рамках группы. • Программа использовалась в операционных системах Windows или Unix для передачи аудиовидеотрафика низкого или DVDкачества от одного или нескольких источников при помощи IPпротоколов Realtime Transport Protocol (RTP) и Realtime Control Protocol (RTCP). В 1998 году Percept Software была приобретена компанией Cisco System. А годом раньше в Гонконге начал IPTV 5 - вещание канал PCCW и абонентам были предоставлены первые пакеты услуг.
• В 1999 году IPTV совершило бросок через океан — британская компания Kingston Communications впервые в Западной Европе начала регулярное вещание в Сети. В начале XXI века IPTV начинает формироваться как социально- культурное явление — эту услугу стали предоставлять крупнейшие мировые телекоммуникационные операторы. Для этого создаются технологические платформы, пакеты программного обеспечения, системы контроля качества медиапродукта, абонентские кластеры и пр. • Первая международная сеть из 100 бесплатных IPTVстанций была развернута в 2003 году компанией Total Access Network Inc. Она действовала в 100 странах мира и передавала передачи на 26 языках. Автор строк, приведенных в начале статьи, практически не слишком ошибся, перечисляя необходимое для построения сети IPTV оборудование. 6
• • И в самом деле, технологическая цепочка состоит из: n головной станции (headend); n подсистемы "видео-по-запросу" (Video-on-Demand, Vo. D); n сервисной платформы (middleware); n операционной и биллинговой систем (OSS/BSS); n абонентского оборудования (set-top box). Головная станция Основа системы IPTV — головная станция, в обязанности которой входит: • n прием контента из эфирных, кабельных, спутниковых и интернет-сетей; • n выполнение, при необходимости, оцифровки, декодирования, расшифровки • принимаемых данных; 7
• • • n ремультиплексирование — формирование программ в multicast- группы, кодирование и криптование (защита) контента. Vo. D Вторым по значимости компонентом является подсистема "видео-позапросу", в обязанности которой входит передача и прием видеоматериала согласно пожеланиям конкретного абонента. При этом контент канала в целом, в отличие от кабельных и спутниковых сетей, клиенту не поставляется. Если упрощенно — Vo. D-сервер функционально представляет собой "сетевой видеомагнитофон" —он подключается к каналу, записывает необходимую программу и помещает ее в базу материалов, доступных абонентам, которые заказывают его просмотр в любое удобное для себя время. Middleware Сервисная платформа middleware — необходимый компонент сети, в его обязанности входит: n интеграция всех компонентов системы в единое целое; n создание интерфейса пользователя (меню, которое абонент видит на экране, считывается с сервера middleware); n отслеживание программного расписания и наличие соответствующего контента на серверах; n управление выдачей контента для каждого абонента. 8
• • • Биллинг Операционная и биллинговая составляющие — четвертый компонент системы. Они отвечают за отслеживание счета и проверку баланса абонента, фиксируют платежи, осуществляют управление услугами и мониторинг доступности услуг, реализуют диспетчеризацию базы хранения ресурсов, автоматизированное подключение услуг и т. п. Абонентские ТВ-приставки 9
• • • Абонентские ТВ-приставки Последний компонент системы —абонентские терминалы set-top box. Они представляет собой коробку, напоминающую приставку для кабельного или спутникового телевидения, управляющуюся программным обеспечением Windows или Linux и снабженную браузером middleware и декодером MPEG. Основные требования к IPTV можно обобщить следующим образом: n достаточная пропускная способность — 4 Мб/с для MPEG-2, и 2, 2 Мб/с для MPEG-4; n поддержка multicast на протяжении всей схемы для реализации услуг телевещания; n система сквозного контроля качества услуг Quality of Service (Qo. S), отслеживающая качество изображения, звука и т. д. 10
• • • достоинствам IPTV относятся: n благодаря наличию обратного канала связи от абонента к порталу провайдера канала резко расширяется интерактивный потенциал, появляется возможность предоставлять большое количество дополнительных услуг; n возможность смотреть любые телепередачи в удобное время, которую дает подсистема "видео-по-запросу"; n неограниченное количество каналов позволяет провайдеру создавать собственные каналы в соответствии с пожеланиями клиентов; n уникальная возможность для клиентов создавать собственные каналы: подписчик может наполнить собственный канал кадрами домашней хроники, записью любительского футбольного матча и т. д. ; n интерактивные возможности IPTV делают его идеальной технологией для трансляции образовательных программ, дистанционного и модульного обучения; n возможность просмотра кинофильмов в день премьеры за сумму, равную цене билета в кинотеатр; n наличие постоянного IP-адреса позволяет провайдеру точно устанавливать местонахождение клиента, что практически нереально для абонентов кабельноспутниковых каналов. Это персонализирует абонентскую связь, делает более надежным процесс предоставления обязательного пакета программ и дополнительных услуг; n использование преимуществ мультимедиа (электронная почта, sms-сообщения, система голосовой связи, видеофон, Vo. IP (video over IP) — голосовая связь по IP), при этом абонент может получать 11 уведомления о любых видах входящих сообщений во время просмотра телепередач;
• • n расширение возможностей видеозаписи. Технология DVR (digital videorecorder) позволяет записывать несколько программ одновременно. Более того, находясь вне дома, клиент по телефону может активизировать телевизионный приемник и поставить нужную передачу на запись. Triple play IPTV предлагается потребителям, главным образом, в рамках пакета triple play, который в начале ХХI века используют крупнейшие мировые телекоммуникационные операторы. Triple play — одновременное предоставление телевизионного изображения, широкополосного (высокоскоростного, позволяющего предоставлять большое количество услуг) Интернета и услуг IPтелефонии. Классическая модель triple play используется во Франции, при этом на пакет услуг назначается единая цена без детализации услуг. 12
• Поэтому, наверное, самой продвинутой страной в Западной Европе, где коммерческое использование IPTV лидирует и по территориальному проникновению, и по количеству абонентов, является Франция. Здесь рынок IPTV разделен между тремя операторами: Neuf Telecom, Free Telecom и France Telecom. Вместе эти компании обслуживают около 1 700 000 абонентов. За Францией следуют Италия и Испания. А вот в Великобритании услугами IPTV пользуются всего около 170 тыс. абонентов. • По мнению аналитиков, рынок Западной Европы по IPTV к концу 2011 года составит семь миллионов абонентов. Конечно, такой рост будет происходить на фоне жесткой борьбы с другими телевизионными форматами, в первую очередь с кабельными операторами. В России доступ ко всему платному телевидению имеют свыше 25 миллионов абонентов. При этом на долю IPTV в конце 2011 года приходилось всего 7% рынка. Если судить лишь по этим абсолютным цифрам, то можно сказать, что это незначительно. 13
• С другой стороны, стоит учитывать, что за этот же период в 2010 году рост абонентской базы в российском IPTV составил 70%, в то время как кабельщики выросли только на 15%. Высокоскоростные сети стремительно распространяются по всему миру, а возможность получать доступ к высококачественному телевидению, Интернету, телефонии и дополнительному медиаконтенту через один кабель — неоспоримое удобство для пользователя. С 2009 года Федеральная телекоммуникационная комиссия США (FCC) в принудительном порядке обязала всех американских телезрителей перейти на цифровое телевидение при помощи set-top box, и за этим примером последовали все развитые страны. 14
Телевидение 2020 года 15
• Создаем 3 D-контент (ПРОДОЛЖЕНИЕ) • В первой части статьи был начат рассказ о производстве контента в формате 3 D. В частности, затрагивались общие особенности, вопросы выбора платформы и оптики. 16
• Синхронизация объективов • На сегодня применяются разные системы синхронизации оптики, отличающиеся по применению. • На телевидении для прямого эфира используются специальные серии оптики для телекамер, выпущенные такими ведущими производителями как Canon и Fujinon. Объективы отличаются более высокими характеристиками по точности позиционирования оптических элементов, оптическими характеристиками и обновленным ПО для работы в режиме 3 D-стерео с возможностью передачи метаданных для обработки. У Canon это серия ex, а у Fujinon – серия BEZD. Стоимость объективов этих серий составляет около 70 тыс. долларов США. 17
• В кино (или как более универсальная система) применяются внешние управляющие комплексы, рассчитанные на работу с механическими объективами. Кинооптика оснащена зубчатыми кольцами для управления наведением на резкость, фокусным расстоянием и диафрагмой. Комплекс синхронного управления состоит из приводных прецизионных электромоторов, контрольных блоков и пульта управления. Моторы устанавливаются на специальных направляющих, а ведущие зубчатые колеса приводов стыкуются с соответствующими кольцами на объективах. Специализированное ПО контрольного блока позволяет юстировать систему перед работой и в дальнейшим управлять синхронно парой механических объективов. Кроме того, подобная система позволяет включить в контур управления также и стереоплатформу, если она имеет электропривод. Контрольный блок имеет возможность запоминать характеристики конкретных объективов, что дает возможность ускорить настройку в будущем. Производят подобные системы управления или их компоненты такие компании как ARRI, Cmotion, Heden, Preston, а также российская фирма МКБК. Стоимость подобного комплекса управления и синхронизации составляет около 35 тыс. евро. 18
• • • Все системы требуют тщательной юстировки перед применением, но позволяют работать оператору и «фокус пулеру» привычным образом, не отвлекаясь на специфику стерео. Особенности съемки планами разной крупности Как и в любой сфере, здесь есть свои особенности, но всегда можно найти компромиссы, важно, чтобы режиссер и оператор уже до съемок знали об этих особенностях не на словах, а на примерах. Говорить и объяснять можно сколько угодно, но лучше одни раз увидеть. К примеру, снимая деталь, можно все стереопараметры выставить именно под нее, и в этом случае есть риск получить разные результаты. Имеет значение, что находится на заднем плане, идет съемка сходящимися или параллельными осями. Задний план при съемке детали может стать плоским, и тут, конечно, нужно мнение режиссера – подходит ли ему это? Или стоит найти иное решение? Есть две основные проблемы. Во-первых, бинокулярное зрение способно воспринимать объем в диапазоне расстояний 0, 1… 100 м. То есть все, что уходит за пределы 100 м, будет восприниматься плоским в любом случае, но эту особенность надо знать и понимать, как с этим работать. Ведь помимо бинокулярности у человека для определения объема есть и иные алгоритмы. 19
• Во-вторых, независимо от того, какой именно план снимается, главными в кадре являются объекты, ближе всего расположенные к камере, и в зависимости от того, насколько они важны для режиссера, решение будет разным. Может быть, эти объекты лучше убрать из кадра вовсе, может быть, стоит расфокусировать их, а может, наоборот, сделать главными и сконцентрироваться на них в ущерб дальнему плану, который в таком случае частично или полностью потеряет объем. 20
• Если режиссеру по каким-то причинам нужно снять глубинную мизансцену, когда в кадре одновременно важными будут и крупный, и общий план, то это серьезная задача, решить которую часто непросто, поиск компромиссов неизбежен. • И решать это лучше задолго до съемок. По этой причине я рекомендую уделять максимум внимания подготовительному периоду. Стереокино не терпит импровизации. • Титры и графика – что учесть при съемке • Думаю, это станет одним из краеугольных камней для стереотелевидения. Зритель уже привык к логотипам, плашкам, титрам на экране телевизора. Привыкли к ним и телевизионщики, и вряд ли кто-то будет отказываться от столь привлекательного компонента изображения. Предстоит найти новые подходы к созданию дополнительной графики, так 21 как ее использование имеет ряд конфликтных
• Прежде всего, стереобаза, геометрия пространства в разных кадрах всегда будет разная, особенно на телевидении, где надо делать все быстро. Графика же либо не содержит параллакса и находится в зоне экранной плоскости, либо имеет статичный параллакс, созданный дизайнерами. А вот теперь попробуйте представить логотип канала в углу экрана, вроде все как обычно, но… этот логотип иногда будет проваливаться по глубине куда-то на фон главного изображения, иногда прилипать к объектам, иногда конфликтовать с ними. Избежать этого можно, но не всегда, а возможно, зрителю придется привыкать к каким-то новшествам. Или надо будет как-то стандартизировать параметры геометрии в кадре, тогда работа с титрами и плашками 22 упростится.
• Если говорить о титрах, которые создаются заранее, то тут немного проще. Есть время выбрать подходящее изображение и разместить текст так, чтобы он не конфликтовал с геометрией кадра. • А учитывать при съемках нужно почти то же, что и обычно: • - нужно понимать, где будет впоследствии размещаться текст, следить за тем, чтобы белые буквы не размещались на белом или слишком пестром фоне, то есть следить за композицией и цветом; • - обязательно фиксировать все параметры съемки, чтобы правильно разместить текст в кадре; • - избегать кадров с положительным параллаксом или следить за тем, чтобы объекты, выходящие из экрана, не мешали размещению текста. • Системы записи • Эта область претерпела минимум изменений по сравнению с обычной 2 D-записью, что и хорошо. Получается, что если кто-то хочет перейти на 3 D, то не нужно менять всю линейку оборудования, поскольку 3 D – лишь надстройка, но не принципиально иная система. 23
• К примеру, если это телеканал, то вещание, обработка сигнала, и прочие вещи идут в рамках того же HD. Меняется только камера, а между режиссерским пультом и камерой появляется дополнительное устройство, которое формирует и корректирует стереоизображение. Потребуются и дополнительные мониторы, позволяющие контролировать стереоизображение. 24
• Если речь идет о кинопроизводстве, то подход может быть разный. В любом случае носители информации те же, обработка изображения та же, что и всегда. Меняется немного структура производства, система учета информации. Ресурсы на обработку и хранение информации вырастают вдвое. Иногда используются специализированные базы данных и серверы, что позволяет упростить технологический процесс, но в данном случае речь идет в большей степени о программном обеспечении. 25
• Особенности монтажа • Для монтажа стереоматериала тоже характерны свои особенности. Прежде всего, в этом случае так называемая «клиповость» , то есть монтаж очень короткими сценами, гораздо сильнее бьет по глазам. Нужно быть внимательнее к классическим приемам монтажа. Кроме того, отрицательное восприятие «слабых» склеек усиливается. • Далее, минимальное расстояние между склейками должно быть в два раза больше, чем в обычном двумерном режиме, в противном случае и без того увеличенный поток информации усваивается мозгом с трудом. • Переход наплывом в некоторых случаях не «спасает» склейку, а наоборот, создает удар по глазам. Это касается тех случаев, когда параллакс в кадрах противоположен. Например, в первом кадре перспектива коридора, а во втором копье или ветка, торчащее из экрана. • Список можно продолжить, но в большей степени это сделают те, кто вырастет на новых фильмах, ведь именно им предстоит формировать новые правила стереокино, исходя из 26 формирующегося сегодня сознания и восприятия.
• • Монтажные системы В настоящее время уже имеется ряд монтажных систем, способных справиться с монтажем стереоматериала. Если речь о телевизионных монтажных системах, то тут есть несколько решений: - специализированные пульты, которые переключают камеры сразу по двум каналам – левому и правому. При использовании такого пульта 3 D-сигнал формируется на выходе; - обычные пульты, на которые подается уже сформированный 3 Dсигнал, например side-by-side half. Разница между этими системами в том, как интегрируется графика, как работают монтажные эффекты, ну и в количестве дополнительного оборудования, конечно. В первом случае нужен только один преобразователь, во втором такой преобразователь стоит на каждой камере. Есть еще различия в универсальности. Если применяется 3 D-пульт, то есть возможность записать весь эфир без halfсжатия, что позволит впоследствии более широко использовать контент. При использовании обычного пульта (если мы мечтаем о более широкой дистрибуции) писать придется сигналы с каждой камеры отдельно и монтировать потом на нелинейной станции. Если речь идет о кино, то надо говорить о формировании общей 27 структуры монтажно-тонировочного процесса. А также системах нелинейного монтажа.
• Практически все распространенные программы для монтажа и многослойных эффектов имеют либо встроенные средства для работы с 3 D, либо набор подключаемых модулей. Иногда можно обходиться без каких-то специальных средств, просто используя штатные инструменты приложения. Схемы работы могут быть различны: • - весь материал без исключения после съемок сводится, для того чтобы монтаж осуществлялся исключительно с учетом специфики 3 D. На этапе сведения осуществляется создание единого трека, синхронизация каналов, коррекция ракурсов; • - приоритет остается за режиссерской версией монтажа, 3 D создается на финальном этапе, к уже созданному каналу добавляется второй канал. • В этих двух, казалось бы, простых и логичных подходах кроется масса подводных камней, у каждого есть свои плюсы и минусы. • Можно предложить альтернативу – компромиссную схему между первым и вторым подходом. Вырастает число этапов, но снижается количество времени и сил, потраченных впустую. 28
• Для этого после съемки производится предварительный просмотр, выбираются дубли, которые точно не пойдут в работу по тем или иным причинам. Далее производится черновое сведение, куда входит синхронизация левого и правого канала, предварительная подстройка ракурсов. Теперь просматривается 3 D-материал, отбираются дубли, которые подходят для монтажа. Материал, вошедший в монтаж, сводится окончательно, осуществляется выравнива ние каналов по цвету и яркости, исключаются артефакты геометрии. Параллельно, от момента создания раскадровки и до последнего дня производства, идет работа с базой данных, где описывается каждый дубль. Это своего рода каталог, с которым работают все, от помощника режиссера до специалистов по компьютерной графике. Вся нужная информация, а не только ссылки на дубли, хранится тут, эта база может одновременно являться и системой управления всем проектом. Осуществляются рабочие метки на всех этапах работы. 29
• Частично упрощает работу использование телевизионной техники, 3 D-панелей и устройств для воспроизведения отснятого материала. • Приложения же – это всего лишь инструменты в технологических цепочках, которые я только что описал. Но эти инструменты нередко вносят свои коррективы в рабочий алгоритм. Начнем с самого простого. • Sony Vegas Pro 9 • Относительно недорогая программа (599 долларов США) с интуитивно понятным интерфейсом и богатыми возможностями. Здесь нет специализированных 3 Dинструментов, но встроенные функции позволяют формировать 3 D-изображение и выводить его на 3 Dмонитор в реальном масштабе времени. Либо сформировать анаглиф и работать с ним. Возможна организация параллельной работы над одним проектом, благодаря тому, что программа умеет работать с вложенными проектами. То есть на одном треке может быть несколько дорожек, которые в это же время 30 обрабатывает кто-то еще.
• • Sony Vegas Pro 10 Новая версия порадовала хорошей поддержкой 3 D – настроив проект, монтажер получает дополнительные широкие возможности по работе с 3 D-изображением. Это встроенная функция, за которую не надо переплачивать. Набор возможностей при этом вполне исчерпывающий – есть все, что нужно для работы, включая замечательную функцию автокоррекции, которая экономит огромное количество времени. 31
• Процесс работы довольно прост. Изначально объединяем левый и правый ракурсы в один 3 D-субклип, а далее работаем с материалом как с одним треком. В просмотровом окне или на экране внешнего монитора можно видеть изображение в разном режиме: анаглифическое, горизонтальную стереопару (side-byside), отдельно левое или правое и пр. Список довольно обширный. • Cineform Neo 3 D • Это не монтажная система, но без ее описания невозможно представить работу в некоторых монтажных программах. • Neo 3 D создана как универсальное средство для работы с 3 Dизображением. Программа берет на себя все функции по сведению и коррекции 3 D-материала, то есть компенсирует отсутствие 3 D-функций в каких-то других системах. На входе – отснятый материал левого и правого канала, на выходе – сведенное изображение с описанными метаданными. Подходит для работы в разных операционных системах, как Windows, так и Mac. • Таким образом, за 2995 долларов можно получить возможность работать в любом монтажном приложении независимо от его 32 возможностей.
• Adobe Premiere CS 3 -5 • Специализированных 3 D-инструментов в этой замечательной программе нет, но можно использовать штатные средства, чтобы добиться желаемого результата. Компромиссным решением может быть использование Neo 3 D. • Final Cut Pro так же не имеет встроенных специализированных 3 D-инструментов, но богатые возможности программы позволяют добиться желаемого результата штатными средствами. Часто это не слишком эффективно, но возможно. • Работа может быть сильно упрощена за счет использования Neo 3 D. Также существует замечательный подключаемый модуль от компании Dashwood – Stereo 3 D Toolbox (1499 долларов), обладающий широким набором инструментов для 33 работы со стереоматериалом.
• Прочие • Также инструменты для работы с 3 D-стерео есть и в AVID Media Composer, Adobe After Effects, Nuke. В большинстве ведущих систем в последних версиях добавились такие инструменты, которые упрощают работу с 3 Dизображением, беря на себя перечень стандартных функций по сведению и монтажу двух каналов. • Ну а если в какой-то системе вы не нашли специализированных средств, то, как уже говорилось выше, альтернативой может быть Neo 3 D или использование штатных средств для работы с изображением. • Есть интересные решения у Digital Vision Nucoda, последняя консоль для цветокорекции содержит 34 также и поддержку 3 D.
Телевидение 2020 года 35
• Создаем 3 D-контент (НАЧАЛО) • У 3 D-производства есть свои особенности, которые можно условно разделить на технические, физиологические, психологические и художественные, а также надо иметь в виду ряд ограничений, имеющих место при работе в данном формате. 36
• Технические особенности • В зависимости от выбранной технологии и оборудования съемочный процесс обрастает дополнительными сложностями. Часто неповоротливая и громоздкая техника может стать помехой для успешной работы. Необходимо гораздо тщательнее планировать съемочный процесс, чем при работе в традиционном формате 2 D. С другой стороны, это неплохо, поскольку немного дисциплинирует. Еще до съемок прорабатываются все планы (кадры). Опираясь на раскадровку и фото выбранных мест, расписываются точки съемки, перемещение камер. Создается логистика перестроек планов. И если все спланировано верно, то вместо затягивания сроков можно, наоборот, получить четкую слаженную работу всего коллектива, работающего по жесткому расписанию и понимающего что, 37 когда и зачем нужно делать.
• Стоит заимствовать опыт больших анимационных проектов. В анимации нельзя делать много дублей, нельзя «переснять все» или подвигать камеру чуть левее, чуть правее. Все «снято» уже на этапе создания аниматика. Также положительным может быть использование предварительной визуализации, съемка фильма на уровне 3 D-примитивов с использованием трехмерного моделирования. Это позволяет максимально опробовать все возможные творческие идеи еще до съемок, найти наилучшее решение и 38 избежать ошибок.
• Физиологические особенности • Поскольку стереоэффект является физиологической особенностью человеческого восприятия, необходимо понимать, как этот эффект формируется. Почему одни люди видят стерео, а другие нет. Почему разные люди на одно и то же стереоизображение реагируют по-разному? От чего зависит утомляемость зрителя и можно ли этим както управлять? Почему возникает головокружение или тошнота? Как этого избегать? • Психологические и художественные особенности • Немного о психологии, гипнозе и трансе. Любой кинофильм погружает зрителя в полутрансовое состояние. Чем интереснее картина, тем выше степень погружения. На определенном этапе зритель, прямо как на приеме у психотерапевта, перестает замечать окружающую его реальность, шорохи, движения и пр. Стереокино позволяет погрузить зрителя в это состояние гораздо сильнее, при этом намного активнее задействованы функции мозга. Увеличивается поток информации, подключаются дополнительные алгоритмы для ее обработки. Картина выглядит гораздо реальнее, степень воздействия на 39 зрителя усиливается.
• Однако стереоэффект, хоть и приближает нас к восприятию реальности, все же далек от нее, так как стереоизображение – всего лишь иллюзия. Многие приемы работают сильнее, чем обычно, или не работают вовсе. Разные кадры с разной глубиной или построением сцены могут нести различную психологическую окраску. 40
• В целом, все наработки кинематографа, живописи и фотографии сохраняются, меняются акценты и мелкие детали. К примеру, глубина резкости в стереокино работает несколько иначе. Подругому воспринимаются кадры с экспрес сивным движением. Гораздо сильнее заметны особенности работы длиннофокусной или короткофокусной оптики, что иногда может вызывать странные ощущения, необычное восприятие, казалось бы «обычного» мира. Возможность «вытаскивать» объекты за пределы экрана порождает еще несколько психологических особенностей – нарушение личностного пространства зрителя, в разных ситуациях это нарушение будет вызывать разные подсознательные реакции. 41
• Поскольку стереоэффект построен на бинокулярности, то важно создать не просто два ракурса, а два ракурса, которые бы отличались друг от друга. Это значит, что требуется не только правильно разнести камеры, но и следить за тем, чтобы было как можно больше мелких отличий, а стало быть, следует иначе подходить к освещению в сцене, уделять внимание особенностям костюма, грима и многому другому. Например, если герой будет одет в черное, если на нем не будет какой-либо фактурности (мелкой текстуры), то ощущение объема сильно пострадает. Переоденьте его в то же черное, но имеющее хоть какую-то фактуру в виде рисунка, тиснения, добавьте серых пятен – и картинка резко изменится. 42
• Так же и со светом. Если будут слабо освещенные уголки в кадре, или, наоборот, участки с пересветами, идеальными однотонными поверхностями – эти участки будут проигрывать в объеме. И это, конечно, вопрос к режиссеру – нужно ему такое решение, или какое-то другое? А для того, чтобы режиссер видел и понимал, о чем речь, необходим опыт и знания. 43
• Ограничения • Есть определенный закон построения стереоизображения, четкая и понятная формула, спорить с которой, как с любой математической аксиомой – бессмысленно. Точнее, формул несколько, есть простые и сложные. Самое простое – это вычислить базу, исходя только из расстояния до объекта съемки. • Например, до объекта 3 м, делим это значение на 30, получаем 100 мм. Но такое упрощение не подходит для кино. Получившееся значение очень грубое, и величина параллакса для большого экрана будет слишком велика. Для более точного расчета используется несколько формул. Сначала высчитывается максимально допустимое значение параллакса для определенного экрана. Далее, исходя из него, рассчитывается базис между камерами, при этом расчетными величинами являются длина фокуса объектива, расстояние до первого объекта в сцене, расстояние до центрального объекта в сцене, максимально допустимый параллакс, размер матрицы камеры. Кроме этого, можно учитывать еще некоторые мелочи. Обычно для таких расчетов используются специальные программы-калькуляторы. Их довольно много, в том числе и 44 калькулятор, разработанный съемочной группой «Джей Си»
• Однако все формулы выводились не только на основе физиологических особенностей строения человеческого зрения, но и из субъективных ощущений усредненной массы людей, а это значит, что эта самая субъективность остается всегда, и хорошо разбираясь в психологических нюансах, можно находить компромиссы, чтобы избежать ограничений, накладываемых математикой. Есть в этой формуле одна неприятная вещь – диапазоны расстояний. Существует некая критическая зона, в которую не должны попадать никакие объекты. Что делать режиссерам, которые хотят в одной композиции совместить деталь и дальний план или снять глубинную мизансцену? Это сложная задача, часто от нее проще отказаться, но если выбирать, что для нас главнее, то решить эту задачу можно по-разному. Вместе с этим и результаты с точки зрения стерео будут разными. Второе ограничение, накладываемое формулой, менее критично – дальний план. Как бы мы ни старались, объекты при удалении видятся нам все менее объемным, поначалу превращаясь в картонные плоскости, а затем сливаются в один плоский 45 фон.
• Применение различных съемочных платформ • Как известно, все платформы для стереосъемки делятся на два типа – с параллельной установкой камер и с ортогональной, для чего применяется светоделительный блок. • Большинство светоделительных блоков обеспечивают диапазон регулировки межосевого расстояния примерно 0… 100 мм. И если говорить о кино для большого экрана, то существенная стереобаза требуется в крайне редких ситуациях, а любая горизонтальная платформа дает базу более 150 мм (если речь идет о кинокамерах, у которых, как правило, крупный корпус является физическим ограничением для более близкого расположения камер). Если камеры имеют очень маленькие габариты, то вполне может быть, что зеркальная платформа вообще не потребуется. В целом же выбор типа платформы во многом зависит от поставленной задачи – исходя из нее подбирается оптика, рассчитывается стереобаза, и после этого становится ясно, чем и как можно снимать. 46
• • Например, необходимо снять, как распускается цветок, это будет почти макросъемка, до объекта всего полметра, базис камеры (межосевое расстояние оптики) – очень маленький, всего несколько миллиметров. В этом случае можно использовать только зеркальную платформу. Другой пример – c вершины горы нужно снять горный пейзаж, при этом на переднем плане нет объектов. В этой ситуации можно использовать гипербазу, то есть расстояние между камерами будет очень большим, для чего подходит только горизонтальная платформа. 47
• Бытует мнение, что бывают ситуации, в которых просто невозможно снять в формате 3 D, а потому для получения стереоизображения приходится применять конвертер 2 D в 3 D. Однако я противник категоричных заявлений, что бывают случаи, когда стоит отказаться от стереосъемки. Скорее существуют технические сложности, которые можно и нужно решать, не исключается также поиск компромиссов. Ведь и в обычном кино можно найти немало ограничений, но часто они решаются с помощью мастерства оператора, монтажера и путем поиска новых технических средств. Наша компания немало внимания уделяет конверсии, нами разработаны и опробованы на практике как минимум четыре различных метода преобразования, и проще сказать, что нельзя конвертировать хорошо, либо делать это чрезвычайно сложно и нерентабельно. Вот лишь некоторые примеры кадров, которые являются «узким местом» конверсии: 48
• -любая сложная фактура (трава, лес, мех, растрепанные волосы); • -атмосферные и погодные явления (туман, дождь, снег); • -большое скопление подвижных объектов (толпа, поток машин, и пр. ). • Кто хотя бы раз снимал в 3 D, никогда не согласится на конверсию. Слишком велика и очевидна разница в качестве. Но есть и некоторое утешение – на монтаже короткие 2 Dвставки иногда могут быть незаметны зрителю или он распознает их с задержкой. Появление 3 D распознается быстрее, нежели его исчезновение. Особенно если в плоском кадре присутствует ярко выраженная перспектива, свет, цвет – исчерпывающий набор художественных средств, позволяющий зрителю в течение некоторого времени воспринимать такой кадр как объемный, если склейкой ранее кадр действительно был объемным. 49
• То есть использовать можно не только конверсию, но и обычный 2 D-материал, в случаях, когда: • -имеет место технический брак 3 D-съемки (не включилась вторая камера, утеряны данные, ошибка стереографа, и прочие случайности, от которых никто не застрахован); • -этого требуют экономические показатели или наблюдается нехватка дополнительных технических средств. • Моноблочные камеры • Отдельно хотелось бы остановиться на моноблочных видеокамерах с двумя объективами типа Panasonic AG 3 DA 1. Эта камера и аналогичные ей легки и удобны, благодаря чему могут с успехом найти применение на телевидении, при корпоративных съемках, для учебных целей и в малобюджетном кинематографе. Мы удачно отработали с ней на нескольких проектах, включая съемку концерта в одном из клубов. 50
• • Главные достоинства: -малые масса и габариты, а потому – удобство в работе. Просто достаешь из сумки и сразу снимаешь; -все треки уже по умолчанию синхронизированы; не требуется подгонка треков по цвету, экспозиции и другим параметрам, что присуще для горизонтальной и зеркальной платформ. Недостатки: -сегодня требования к качеству цифрового изображения значительно выросли, поэтому и картинка, получаемая такими камерами, должна быть лучше по качеству; -снимать можно в диапазоне 3… 20 м, фиксированное межокулярное расстояние накладывает ограничения. Частично их можно обходить с помощью трансфокатора и управления конвергенцией. Уверен, что будущее за 3 D-камерами, но это будущее наступит не сразу. Все мы были свидетелями того, сколько времени ушло на освоение HD и цифрового кинематографа. Несмотря на то, что вся индустрия уже сегодня активно перестраивается, доступные по цене и удовлетворяющие профессионалов по качеству 3 D-камеры появятся не сразу. Платформы для камер рассматриваю не только как переходный вариант, но и как возможность использовать те камеры, к которым операторы привыкли и отлично знают их достоинства и 51 недостатки.
• • Оптика Здесь имеется два подхода. Первый – это использование калиброванных по характеристикам пар объективов, а второй заключается в применении любой пары, но с эффективной системой синхронизации. В оптимальном варианте под рукой лучше иметь и первое, и второе. Однако практика показывает, что работать можно и при отсутствии этих важных вещей, только в этом случае появятся определенные ограничения, и все будет зависеть от профессионализма оператора и стереографа. Для стабильного качественного результата лучше иметь комплект оптики, отъюстированной для конкретного вида съемки. При этом желательно, чтобы комплект для управления объективами был максимально эффективным (точным и быстрым), иначе все усилия по юстировке могут быть сведены на нет. Ну и стоит, наверное, сказать о том, что как бы мы ни гнались за качеством, субъективность восприятия позволяет иметь небольшую погрешность. Это значит, что основные силы и время следует уделить достижению схожести двух изображений, но не имеет смысла делать это до бесконечности. Рано или поздно наступает предел, когда что-то улучшать дальше просто не стоит. 52
Телевидение 2020 года 53
• ЧТО ТАКОЕ 3 D И ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЕГО ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ? (Часть первая) 54
• Термин "3 D" знаком нам уже давно, но его значение трактуют поразному. Это может сбивать с толку зрителей, так касается большого диапазона технологий, многие из которых не связаны с пространственным зрением. 55
• Кратко о главном. • Современные телевизионные системы 3 D демонстрируют зрителям информации не больше, чем движение, звук, цвет и высокую четкость. Создаваемое ими ощущение глубины меняется в зависимости от размеров экрана телевизора, расстояния от зрителя до экрана и расстояния между зрачками человека (в среднем 64 мм). • При определенных условиях у некоторых зрителей просмотр 3 D-контента может вызывать дискомфорт. Понимание назначения и технологий 3 D поможет уменьшить проблемы зрителей и сумятицу в их умах. Будущие телевизионные технологии 3 D могут сильно отличаться от теперешних. • Семантическая двусмысленность термина "3 D". 56
• • "3 D" без пространственного зрения. Введите словосочетание "3 D circuit" в поисковую систему, и первые результаты поиска будут, скорее всего, связаны с Третьим Окружным судом. (Примечание: Этот пример больше подходит для английского языка. Так как весьма вероятно, что поисковая система воспримет термин "3 D", как сокращение от "Third", что переводится как "третий", а слово "circuit" как "окружной"). Первый результат, не связанный с судом, мог бы относиться к методикам 3 D-упаковки транзисторов или других электронных компонентов. Даже указание области поиска, в нашем случае такой областью является телевидение, не обязательно даст нам результат. Ведущие производители рекламируют новые цифровые плоскопанельные телевизоры с поддержкой HDTV, в которых используют гребенчатый фильтр 3 D Comb. Filter. И в этом случае тремя измерениями будут два обычных измерения двухмерной картинки и время в качестве третьего. В 2010 году три награды американской Академии в области науки и техники (Scientific & Technical Awards) были вручены за достижения в области технологий 3 D, которые не были связаны с пространственным зрением. Их наградили за обработку изображений при помощи 3 D-таблиц преобразований, где тремя измерениями были цветовые оси. 57
58
• Уровень 3 D в телевидении. Даже, когда термин 3 D употребляется в отношении пространственного зрения и в отношении телевидения, остается множество возможных вариантов его трактовки. В 2010 году Исследовательская группа 6 из ITU-R выпустила отчет, "излагающий основные этапы внедрения телевидения 3 D в будущем". Форма сигнала третьего поколения называется "профилем объектной волны", возможно, она больше известна как электронная голография. А второе поколение – это автостереоскопия. 59
• И второе, и третье поколение сигнала позволяет зрителям при повороте головы увидеть объемные изображения (как в "реальном", не телевизионном мире). Форму сигнала первого поколения в отчете называют "плоско-стереоскопической". Даже этой форме сигнала присваивают четыре уровня, основанных на степени совместимости с существующими средствами отображения, форматами кадра и стандартами передачи сигнала. Но и отчет ITU-R не затрагивает всех параметров просмотра 3 D. Например, на высоком техническом уровне уже присутствуют полностью подвижное изображение, высокая цветопередача, высококачественная голография, хотя в существующем варианте ее реализации она не может продолжительно передаваться в реальном времени ни в одной телевизионной системе. На более низких технических уровнях существуют методы обеспечения восприятия 3 D, которые считаются более простыми, чем плоскостереоскопический метод. Такие, например, как иллюзия, возникающая благодаря эффекту Пульфриха, стереохроматизм, временное смещение изображения и микростереопсис – каждый из этих методов был использован в создании телевизионных программ. Обычное телевизионное изображение получается благодаря применению еще более простых методов, которые, в свою очередь, обеспечивают множество указателей глубины. Например, термины "3 D-графика" и "3 D-анимация" были применены к объектам, полученным цифровым путем, и к сценам, где использовались такие методики как затенение и перспектива, чтобы создать видимость объема даже на двухмерных 60 изображениях.
• Признаки, указывающие человеку на глубину изображения. Главный показатель глубины в зрении человека при любом расстоянии до объекта, на который он смотрит, это преграда или промежуточное положение наблюдаемого объекта (объект находится между преградами, возможно, частично). Все это очень просто для понимания. Если объект А закрывает собой объект Б, то получается, что объект Б находится за объектом А. Есть много других примеров подобной пространственности, как изображено на иллюстрации ниже. Даже при том, что на следующем рисунке показана сильно уменьшенная репродукция картины XVI века, у человека, смотрящего на нее, может возникнуть трудность в разделении переднего плана и фона. Это происходит благодаря таким признакам глубины как: преграды, размеры объектов, структурная перспектива (детализированная растительность, горы и вода, становящаяся менее отчетливой к фону) и пространственная перспектива (объекты на удалении становятся голубее и туманнее). При передаче подвижного изображения, например как в телевидении, существует еще больше признаков глубины, включая параллакс движения (способность камеры "видеть" окружающие ее движущиеся объекты) и временное изменение размеров изображения (например, машина становится больше приближении камеры). 61
• В "реальном" мире добавляется еще три "сигнала" глубины. Первый – приспособляемость, то есть сосредоточение линз глаза на чемлибо. Фокусирующие мышцы передают информацию в головной мозг. Второй – вергенция (или конвергенция), то есть стремление глаз. И снова обратная связь глазных мышц и головного мозга обеспечивает "сигнал" глубины. • Третий сигнал называется стереоскопическим или бинокулярным зрением. У зрителей с бинокулярным (двуглазым) зрением, каждый глаз получает немного разные изображения, как камера, которая получает два различных изображения движущегося объекта в разные моменты времени. Бинокулярное зрение, однако, не требует камеры или движения наблюдаемого объекта. В отсутствие другого сигнала бинокулярное зрение может предоставить информацию о глубине. 62
• • Просмотр 3 D ТВ. • Открытие против ощущения 3 Dиногда считается следующим этапом в развитии средств передачи изображения, отражающим развитие движения, звука, цвета и высокой четкости. С точки зрения бизнеса это очень заманчиво. 63
• В выставке CES технический директор компании Panasonic Эйсуке Цуюдзаки (Eisuke Tsuyuzaki) сказал: "Это многообещающий рынок (для продажи телевизоров). Нам нужно, чтобы что-нибудь вытолкнуло нас туда. По-моему, нас туда сможет привести только 3 D. " Как показывает опыт, 3 D сильно отличается от сигналов звука, цвета, высокого разрешения. В сравнении с 3 D, все существующие технологии в ТВ можно сравнить с чернобелым изображением 1954 года, приведенным на рисунке ниже. Без движения зрителям сложно представить, что произошло (или произойдет). Без звука они не знают, что Мэрилин Монро говорит или, может быть, поет. Без цвета сложно понять, действительно ли она блондинка или ее волосы покрашены в синий цвет, кажущийся белым. Без высокой четкости они не увидят, есть ли в ушах сережки или это струйка крови. Однако можно понять, сопоставив размеры, что лицо в нижнем правом углу находится дальше основного объекта. 64
Диапазон ощущений в 3 D-телевидении. В отчете Исследовательской группы 6 из ITU-R говорится, что "профиль объектной волны" – единственная форма 3 Dтелевидения, которая технически могла бы через 15 -20 лет предоставить визуальные ощущения глубины, сравнимые с "реальными". В соглашении 2009 года NAB, японский Национальный институт информационных и коммуникационных технологий продемонстрировал настоящую 3 D-голографию. Изображение было миниатюрным и примитивным, имело ограниченный угол обзора, и для его создания потребовалась комната, полная лабораторного оборудования. А стоило пройти в соседнее помещение, и можно было увидеть, как вещательная корпорация NHK демонстрирует форму автостереоскопического 3 D-телевидения. Они назвали его "составное" телевидение. Использовался многолинзовый массив, как в режиме съемки, так и в режиме просмотра, что позволило предоставить больше информации, поскольку зритель во время просмотра мог поворачивать голову. К сожалению, разрешающая способность такой системы снижается пропорционально количеству кадров. 65
• Несмотря на использование камеры UHDTV с разрешением, в 16 раз большим, чем так называемый формат Full HD (1080 p), на выходе получается изображение с разрешением меньше, чем на некачественной видеокассете VHS. В противоположной от зрителя стороне 3 Dощущения ниже, чем в "плоскостереоскопических" системах "первого поколения" по градации ITU-R. Изменение ракурса – это несколько ограниченный параллакс движения. Если изменение довольно значительное и изображение остается постоянным, то мы получим сильные ощущения глубины. В 3 D-иллюзии Пульфриха зритель закрывает один глаз. Часть сцен на переднем плане должны горизонтально перемещаться в одном направлении, а на заднем плане – в противоположном. Для эффекта Пульфриха вращение (например, карусель) – идеальное объяснение. 66
• Согласно одной теории о принципе работы этой иллюзии, закрытие глаза приводит к смене дневного (относящегося к колбочковому) зрения на ночное (относящегося к палочковому). Фотохимические процессы в колбочках происходят быстрее, чем в палочках. Именно поэтому незатемненный глаз видит, то, что происходит, а затемненный – то, что произошло (то есть с некоторым запозданием), – это и создает форму параллакса движения. 3 D -эффект Пульфриха часто использовался в телевидении. 67
• Стереохроматизм основан на неспособности любого простого объектива фокусировать различные цвета в одном и том же месте, в одно и то же время. Фокальная точка (центр) красного цвета ближе, чем синего, поэтому в сценах, где передний план красноватый, а фон синеватый, будет обеспечиваться умеренное ощущение глубины. Так же, как эффект Пульфриха требует внимания к переднему заднему плану перемещений, хромостереоскопия требует внимания к размещению цвета в месте действия. Эффект может усиливаться очками, которые перемещают цвета во всех направлениях. Изменение ракурса, иллюзию Пульфриха и хромостереопсис используются не только в обычном телевидении и системах распределения, но, даже когда используются очки, изображение может видеть и зритель без очков. Другие 3 D-системы (не считая автостереоскопию, голографию и так называемые дисплеи с трехкоординатной разверткой) используют стереоскопию. Стереоскопия пытается воспроизвести бинокулярное зрение человека. Отдельные изображения для левого и правого глаза собираются вместе – микростереопсис (будет описан позже). Для показа зрителю должен использоваться некоторый механизм, чтобы соответствующее изображение направить соответствующему глазу. Существует целый ряд механизмов – от дисплейных очков со встроенными экранами для каждого глаза и разнообразных очков, управляющих изображением до автостереоскопических показов без очков, основанных на зрительных барьерах и лентикулярных линзах. При первой 3 D-телевизионной 68 трансляции 1928 года для просмотра использовали стереоскоп. Это вынуждало зрителя неподвижно держать голову напротив объекта.
• Конфликт сигнала. В "реальном" мире все • зрительные сигналы глубины должны работать вместе, чтобы предоставлять одну и ту же информацию. Однако в мире художественных образов это не так. Иногда конфликт сигнала используют преднамеренно, чтобы получить желаемый эффект. Например, в комнате зрительных иллюзий Эймса используется искаженный вариант нормальной комнаты, так что сигнал восприятия параллельных линий обманчив. В комнате Эймса поверхности, кажущиеся параллельными: стены, потолок и пол, таковыми не являются. Специально иллюзию использовали в фильме "Властелин колец", чтобы некоторые герои казались меньше других. План комнаты Эймса показан на правом верхнем рисунке. Однако иногда могут быть нежелательные конфликты сигналов. Например, в видении "реального" мира приспособляемость и вергенция должны всегда обеспечивать одну и ту же мышечную обратную связь глубины. В стереоскопическом 3 D глаза всегда фокусируются на экране, но вергенция может быть позади экрана или перед ним. 69
• Верхняя левая иллюстрация изображает конфликт. Слева изображен "реальный" мир, а справа экран 3 D. В этом случае стереоскопическая точка конвергенции расположена позади экрана. Конфликт сигналов вергенции и приспособляемости, как было доказано, вызвал дискомфорт при определенных условиях просмотра. На большом расстоянии, как например от зрителя до театральной сцены, это вообще не вызывает проблем, если стереоскопическая точка конвергенции находится далеко на лицевой стороне экрана. При небольшом расстоянии, например при просмотре телевизора дома, точка конвергенции, находящаяся далеко позади экрана, может вызвать дискомфорт у зрителя. 70
71
Телевидение 2020 года 72
300 звук камера УЗТС К О М М У Т А Т О Р 300 Пульт распределитель IIIIII Видеомагнитофонное воспроизведение Видеомагнитофонная запись Монитор контрольный ЛУР Сервер 73
300 Ф А К У Л Т Е Т Ы Ректорат Отдел Ректор 3 этаж Проректор 2 этаж Пр Приемный монитор 3 этаж 1 этаж П 1 этаж ЛУ 74
75
76
77
78
79
80
81