Тема 4 Текст.ppt
- Количество слайдов: 10
Текст. Функционально-семантические типы текста
Литература 1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. : Наука, 1981. 2. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения. http: //www. philology. ru/ Дата обращения 21. 05. 12. 3. Лекант П. А. Современный русский язык. Синтаксис: уч. пособие. – М. , 2010. – С. 226 – 230. 4. Львов М. Р. Основы теории речи. – М. : Академия, 2002. гл. «Основы лингвистики текста» , с. 161 – 170. 5. Москвин В. П. Интертекстуальность: Понятий ный аппарат. Фигуры, жанры, стили. М. , 2011. – 168 с. (С. 71 -77). 6. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М. : Флинта: Наука, 2000. 7. «Русский язык» : Энциклопедия под ред Ю. Н. Караулова. – М. : БРЭ: Дрофа, 1997. статья «Текст» (Николаева Т. М. ) 8. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М. Либроком, 2009.
Определение текста Текст – итог речемыслительной деятельности его создателя, воплощающего особый замысел и ориентированный на определённого слушателя/читателя. (Кубрякова Е. С. ) Текст – это реальный продукт, результат речевой деятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, обобщённым правилам, но заключает конкретный фрагмент «картины мира» (Лекант П. А. ) Текст – (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. (Николаева Т. М. )
Основные признаки текста 1. Информативность – текст содержит информацию о каких-либо явлениях действительности, а также об отношении автора к ним. 2. Логическая и грамматическая связность. 3. Целостность и завершённость – единство темы и смысловая исчерпанность, раскрытие темы, представленной в названии. 4. Типизированность – построение текста по определённым моделям типа, стиля, жанра и т. д. (см. табл. «Функциональносемантические типы текстов» )
Примеры типов текстов (1) Кашка сжал в кулаке катушку от ниток. (2) На самом деле, это была не катушка, а волшебная подзорная труба. (3) Поднесешь к глазу – и видишь, как в светлом кружке обыкновенная трава превращается в заросли сказочного леса. (4) Кашка медленно обводил подзорной трубой джунгли, где жили непонятные существа, сумерки и тайны. (5) Потом джунгли кончились и Кашка увидел море. (6) В море переливалась солнечными блестками голубая вода, а по воде двигался белый парусник. (7) Кашка заморгал и убрал от глаза катушку. (8) Море превратилось в крошечное луговое озерко. (9) Но парусник не исчез. (10) Одномачтовый кораблик, маленький, легкий и такой быстрый, бежал к берегу, где горели на солнце желтые лютики. (По В. Крапивину). ПОВЕСТВОВАНИЕ
Примеры типов текстов (1) Гога Люкин жил в нашем доме. (2) Он учился во втором классе, но его знала вся школа. (3) Дело в том, что он был замечательный музыкант. (4) Во всех концертах школьной самодеятельности он играл нам произведения Шуберта, Моцарта и других великих композиторов. (5) Он был курчавый, большеглазый и очень щупленький, с большой головой на тонкой шее. (6) Когда мы слушали его, нас всегда удивляло, как это он, такой крохотуля, может выбивать из рояля такие звуки. (7) Но еще больше нас удивляло, что он в свои восемь лет сам сочиняет вальсы и польки, и они получаются у него совсем как настоящие. (8) Я сам слышал, как педагоги называли его удивительно одаренным ребенком, и все мы были уверены, что Гога станет композитором. (По Ю. Сотнику). (113 слов). ОПИСАНИЕ
Примеры типов текстов Ещё в прошлом веке наука сделала возможными многомесячные космические полёты. (2) Но чтобы их выдержать, космонавтам необходимо регулярно тренироваться. (3) Во-первых, в космосе нет силы тяжести, поэтому космонавты должны привыкнуть жить в невесомости. (4) Для этого они тренируются под водой, где тяжесть тела ощущается меньше. (5) Во-вторых, при взлёте ракеты тоже сильнейшие перегрузки, поэтому космонавты привыкают к очень быстрому вращению в центрифуге. (6) Если вы хотите путешествовать к далёким звёздам, необходим долгий и упорный труд. РАССУЖДЕНИЕ (1) Аглая нравилась мне даже в самой будничной одежде, а тут она предстала передо мной в наряде сказочной принцессы. (2) На ней было платье из марли, раскрашенное голубой, розовой и жёлтой красками. (3) На шее переливалось ожерелье из разноцветных стеклянных бус, какими украшают ёлки. (4) Надо лбом в тёмных волосах блестела мохнатая ёлочная звезда, а две такие же звезды, но поменьше, украшали стоптанные тапочки. (5) Заглядевшись на всю эту красоту, я даже палец сунул в рот от восхищения. (по Ю. Сотнику) ОПИСАНИЕ
Примеры типов текстов (1) Каждого, кто внимательно относится к языку, слово «близорукий» непременно озадачит: при чём здесь руки, если речь идёт о зрении? (2) Дальнозоркий – тот, кто хорошо видит вдаль; соответственно, близорукий – тот, кто вдаль видит плохо, и только вблизи – хорошо. (3) Получается, должно быть слово «близозоркий» . (4) Оказывается, в древнерусском языке так и было, но в слове рядом стояли два одинаковых слога (зо-зо). (5) Произносить их было неудобно, поэтому один из них выпал, а слово превратилось в непонятное «близоркий» . (6) Но язык не любит непонятных слов, и он уподобил это слово другим, известным: «долгорукий, короткорукий» , вот и получилось «близорукий» . (7) Причём выпадают похожие слоги только в часто употребляющихся словах, из слова гиппопотам, например, они не выпадут: оно редкое. (По Л. Успенскому) РАССУЖДЕНИЕ
Примеры типов текстов • На Птичьем рынке я купил себе клеста: с перьями клюквенного цвета, с клювом, скрещённым, как два кривых костяных ножа. (2) Он сидел на жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. (3) Я назвал клеста Капитан Клюквин. (4) Это имя передавало и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. (5) Кривоклювый Капитан пел целыми днями, сочно и сильно. ОПИСАНИЕ (6) Вскоре я начал учиться играть на гитаре. (7) Капитан Клюквин слушал меня очень внимательно. (8) Звуки гитары потрясли его. (9) Он даже бросил петь и только восхищённо цокал. (10) Но скоро клёст перешёл в наступление. (11) Как только я брал гитару, Клюквин начинал свистеть и старался меня заглушить. (12) Я злился и сразу загонял его в клетку, которую накрывал пиджаком, но и оттуда Капитан зловеще цыкал. (13) Когда я стал играть получше, Клюквин тотчас успокоился. (14) Он пел теперь тише, приноравливаясь к гитаре. (15) До этого мне казалось, что клёст поёт бестолково и только мешает, но, прислушавшись, я понял, что Капитан Клюквин украшает мою игру таинственными, хвойными, лесными звуками. (По Ю. Ковалю) ПОВЕСТВОВАНИЕ Смешанный тип: повествование с элементами описания
Примеры типов текстов • Есть особенные картины – они не написаны красками, а составлены из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками. (2) Такие картины в окнах называются витражами. (3) «Vitre» по -французски «оконное стекло» , отсюда и витраж. (4) Витраж – старинный вид искусства. (5) Никто точно не знает, когда оно возникло, но больше всего оно было известно в средние века. (6) В то время люди считали, что красота витражей способна просветлять душу человека и удерживать его ото зла. (7) Почти все средневековые соборы Западной Европы славятся своими витражами. (8) Какие диковинные фантастические звери и птицы изображены здесь, как ярко и красиво они окрашены! (9) Когда сквозь высокие узкие проемы окон падают лучи солнца, окна как будто загораются. (10) Яркие цветные стекла начинают светиться, как драгоценные камни. (По Е. Каменевой). ОПИСАНИЕ