Театральное искусство.pptx
- Количество слайдов: 16
Театральное искусство П. О. Бомарше Презентация ученицы 11 Г класса Смирновой Екатерины
Французский театр эпохи Просвещения • Во Франции в эпоху Просвещения был создан новый жанр литературы - мещанская драма. Он знаменовал собой этап демократизации общества, а также победу просветительского реализма. • Примерами этого жанра могут быть работы Д. Дидро, Л. С. Мерсъе и Ж. Седена. В этих произведениях противопоставляется уклад жизни дворянского общества и повседневная действительность мещанской прослойки. Наблюдается приближение тематики драматургии к реальной жизни. Несмотря на реализм происходящего, нужно отметить некоторую идеализацию главного героя - представителя буржуазного общества. Таким образом, идилличность и дидактизм, которые проскальзывают в "слезливых комедиях" Нивель де Лашоссе и Ф. Детуша, присущи многим произведениям эпохи Просвещения. Одним из ярких представителей этого жанра является Пьер Огюстен Карон де Бомарше.
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732 -1799)
Пьер Огюстен Карон де Бомарше • Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Жизнь Пьера напоминает приключенческий роман. Истинный сын века, он в труднейших условиях предреволюционной Франции проявил необычайную энергию, предприимчивость и политический ум. Сын часовщика, начавший свою карьеру простым ремесленником, он проник ко двору, разбогател, был инициатором крупных политических и финансовых операций. Он снабжал оружием восставшие американские колонии, оказывал давление на короля в целях признания только что созданных Соединенных Штатов Америки; в Испании он предлагал организацию торговых компаний по эксплуатации богатств Южной Америки, во время революции закупал оружие для французской революционной армии. • К одному из самых значительных явлений французской литературы второй половины века относится театр Бомарше, и прежде всего комедия «Женитьба Фигаро» , созданная в 1784 г. , т. е. за пять лет до революции. Подлинное значение переворота, произведенного Бомарше, станет ясным, если рассматривать его творчество как итог развития комедии во Франции на протяжении XVIII в.
Трилогия «Фигаро»
«Севильский цирюльник» • В комедии «Севильский цирюльник» (поставленной в 1775 г. ), открывающей трилогию о приключениях Фигаро, Бомарше решительно выступает против тех, кто считает, единственно возможным тот театр, где изображаются «смешные подданные и несчастные короли» . Бомарше ломает эту традицию. Развивая лучшие достижения Мольера, драматург наделяет положительными чертами плебея. Его Фигаро отнюдь не смешон, он полон человеческого достоинства, знает себе цену. Жизнь бросала его из стороны в сторону, ставила ему ловушки, но несчастья только закалили Фигаро, сделали его более искусным в борьбе. Герой Бомарше — качественно новый вариант ловкого слуги, часта встречавшегося в творчестве Мольера, Лесажа и других драматургов. Однако есть и своеобразие. Фигаро лишен ярко выраженного корыстолюбия. Правда, он не бескорыстно служит Альмавиве, но в то же время в его действиях чувствуется своеобразная артистичность. Фигаро умело использует свой талант, в нем ищет выхода незаурядная интеллектуальная сила, его влекут хитроумные комбинации, возможность насладиться победой в трудной борьбе. Фигаро весело, с песней шагает по земле, хотя ему пришлось выдержать немало испытаний. Кем только он не был!По аттестации автора: «кропателем стишков, отважным певцом, неутомимым гитаристом, графским камердинером» и, наконец, цирюльником.
«Севильский цирюльник» • В «Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Бомарше. В нём много черт самого Бомарше. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, — он умеет находить выход из всякого положения. Он — центральная фигура. Таким образом, уже в этой комедии главное лицо — простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Будучи связан с просветительской идеологией, «Севильский цирюльник» является все же комедией особого рода. Это произведение новаторское. Его новаторство заключается прежде всего в жизненной полнокровности центрального героя. Фигаро отнюдь не воплощение какихто отвлеченных истин. Он конкретный, живой человек. Отсюда его обаятельность, заразительная сила его смеха.
«Севильский цирюльник»
Фигаро- главный герой пьесы • Фигаро — последователь «веселой философии» , он принципиальный оптимист именно потому, что действительность полна страданий и печали. «Я тороплюсь смеяться, потому что боюсь, как бы мне не пришлось заплакать» . Смех, улыбка — его верные помощники в борьбе за утверждение собственной человеческой сущности. Фигаро верит в свою звезду, у него такой запас сил, столько выдумки, что все кажется ему простым и легко выполнимым. Замышляя план одурачивания Бартоло, он не без хвастовства заявляет графу Альмавиве: «Я войду в этот дом, с помощью моего искусства одним взмахом волшебной палочки усыплю бдительность, пробужу любовь, собью с толку ревность, вверх дном переверну все козни и опрокину все преграды» .
Фигаро- главный герой пьесы • Речь Фигаро пестрит острыми, меткими афоризмами. Он наделен необычайно быстрой реакцией на все внешние «раздражители» . Словно искусный фехтовальщик, он на один удар отвечает целым каскадом. Выпады его отнюдь не безобидны в социальном отношении, они таят в себе яд, но все это преподносится в легкой, изящной форме, как бы мимоходом, с веселой улыбкой шутника, а не угрюмой насмешкой сатирика. Тем не менее колкости Бомарше достигали своей цели. Аристократический Париж особенно возмущался теми репликами, высказываниями Фигаро, где тот с напускной небрежностью подчеркивал свое превосходство над Альмавивой и, следовательно, над всей дворянской кастой. Дворянская спесь чувствовала себя уязвленной, когда Фигаро, парируя упреки Альмавивы в шалопайстве и сумасбродстве, замечал: «Ежели принять в соображение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли, ваше сиятельство, найдется господ, достойных быть слугами» .
«Женитьба Фигаро» • Следующей в трилогии Бомарше пьесой стала «Женитьба Фигаро» ( 1784 г). После представления «Женитьбы Фигаро» реакционная критика обрушилась на Бомарше с обвинениями в ниспровержении самих основ, феодального государства. Основания для такого заключения имелись. И суть дела не просто в отрицательном образе Альмавивы. Развенчание безнравственного аристократа — отнюдь не новая тема во французском театре. Она блестяще была разработана Мольером ( «Дон-Жуан» )-и другими драматургами. Бомарше сумел придать ей качественно новый поворот. Он не ограничился обличением Альмавивы, изображением, его любовных похождений. Развращенному вельможе противопоставлен в комедии честный слуга, мешающий господину стать любовником 1 своей невесты. В этом единоборстве Альмавивы и Фигаро, завершившемся полной 8 победой плебея над Дворянином, состояла разрушительная сила пьесы, ее революционность. От нее веяло духом великих социальных перемен.
«Женитьба Фигаро» • Бомарше преследует в «Женитьбе Фигаро» обличительную цель. По его собственному признанию, он не ставил перед собой задачи создания «сатиры» , т. е. , как тогда понимали, развенчания конкретных лиц. Альмавиве он придал обобщающие черты, показал в нем порождение всей системы феодальнокрепостнических отношений. Именно это обстоятельство и вызвало «дикие вопли» монархически настроенных журналистов. Сам Бомарше так говорит о своем замысле: «. . . Вместо того, чтобы заклеймить какой-нибудь один порочный характер, — скажем, игрока, честолюбца, скупца, лицемера. . . , автор составил такой план, который дал ему возможность подвергнуть критике ряд злоупотреблений, пагубных для общества» . • Действующие лица-комедии психологически сложны, способны к саморазвитию. Драматическое действие и движется столкновением их характеров. Бомарше как истинный художник-реалист прислушивается к «голосу» своих героев, пишет под их «быструю диктовку» , «и тут уж, признается он, я могу быть уверен, что они не введут меня в заблуждение» . Изображение исторически конкретных конфликтов эпохи, раскрывающихся в борьбе социально определенных личностей, — неопровержимое свидетельство глубокого реализма Бомарше.
«Женитьба Фигаро»
«Преступная мать» • Последним произведением драматурга, завершающим трилогию о Фигаро, была пьеса «Преступная мать» (поставлена в 1792 г. ). , Она существенно отличается от «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро» . Это уже не комедия, а чувствительная психологическая драма. Искусная интрига сочетается в ней с анализом душевных состояний героев. Конфликт пьесы носит чисто моральный характер, лишен социального звучания. Альмавива и «остепенившийся» Фигаро не только не враждуют, они теперь оказываются в одном лагере. Граф к старости сильно изменился. Его мучит ревность. Он не может простить Розине невольной измены с Керубино. Однако сам Альмавива забывает о том, что под одной крышей с Розиной живет Флорестина, его побочная дочь. Душевную рану Альмавивы растравляет лицемер Бенарс, прикидывающийся честный человеком. Фигаро разрушает все козни нового Тартюфа, восстанавливая мир в семье. Бомар. Ще в «Преступной матери» берет под свою защиту Розину, заставляет прозреть Альмавиву. И уже в этом состоял гуманистический пафос произведения.
Спасибо за внимание!
Театральное искусство.pptx