ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
В 1877 году на Хлебной площади (Театральной) было построено деревянное здание городского театра, в русском стиле. Автором проекта был Иван Васильевич Нефедьев.
Театр строился на пожертвования горожан – (из 20 тысяч рублей на постройку земство отпустило всего тысячу). Сначала здесь устраивались танцевальные вечера, балы, а также любительские спектакли. Активное участие в театральной жизни Вятки принимала представительница известной купеческой династии Ольга Прозорова: она играла в спектаклях, занималась режиссурой, сама организовывала вечера.
В конце 1901 года в Вятку приехал знаменитый русский трагический актер Мамонт Дальский, служивший на императорской сцене. Спектакли Дальского, по выражению местной прессы, «подняли на ноги весь город» - отзывы о его Гамлете, Отелло, Чацком ежедневно печатались в местных газетах. Побывал в Вятке и весь классический оперный репертуар в исполнении столичных театров: «Отелло» , «Гамлет» , «Евгений Онегин» , «Русалка» , «Демон» .
На сцене Вятского театра танцевала знаменитая балерина Екатерина Гельцер, блистал великий русский артист Владимир Давыдов. В сезоне 1909 -1910 года здесь играл Виктор Мариусович Петипа – сын знаменитого русского балетмейстера. Летом на отдых в родные места часто приезжал артист московского Малого театра Николай Падарин, вместе с женой он также принимал участие в благотворительных спектаклях.
Выглядел театр следующим образом: "Продольный разрез здания напоминает обыкновенный двухэтажный дом с мезонином, поперечный разрез - вид креста, центр которого занимает главный зал для собраний - в два света и с двумя входами, противоположными другу; как бы по концам креста с правой стороны главного входа - сцена, с левой - ложи, в остальных концах - комнаты: уборная, для хранения платья, фойе и проч. , в подвальном этаже буфет и помещение для печей"
В нач. 1930 -х гг. Вятка стала областным центром, и вскоре было принято решение о строительстве в городе нового здания театра - каменного. После того, как его возведение и отделка были завершены, в 1939 г. старый театр разобрали. Уже в конце 40 -х на месте старого театра был устроен восьмиугольный сквер.
С приходом советской главной тематикой стала идейнопатриотическая. Ставили пьесы Островского, Горького. Имя С. М. Кирова было присвоено театру. Пять раз на сцене Кировской драмы ставили «Разлом» Бориса Лавренева. В последней, пятой, постановке режиссера Виталия Ланского в спектакле зазвучали стихи Маяковского.
В годы ВОВ заведующим литературной частью Кировского драмтеатра работал писатель и драматург Евгений Шварц. В Вятке он написал пьесы “Одна ночь” и “Далекий край” здесь же он начал работу над пьесой “Дракон”. Тогда же в этом театре играла Августа Миклашевская, последняя муза Сергея Есенина.
В 1941 году в стенах Кировского театра драмы разместился эвакуированный из Ленинграда БДТ. Актеры БДТ играли спектакли, давали концерты, устраивали литературные вечера, выступали в госпиталях. (коллектив Кировского драмтеатра на это время переехал работать в город Слободской). На кировской сцене шли «Слуга двух господ» , «Русские люди» , «Вишневый сад» , «Фельдмаршал Кутузов» , «Фронт»
Также в эвакуации в Вятке был Кирилл Лавров - здесь 14 летним подростком он впервые вышел на сцену в спектакле для детей, он всегда тепло и с любовью вспоминал это тяжелое военное время.
В послевоенные годы На афишах театра значились имена Утесова, Руслановой, Орловой, Симонова, Ойстраха, Лепешинской
Кировские актеры: Виталий. Ланской, Владимир Портной, Рима Аюпова, Марина Меримсон, Давид Меримсон, Аркадий Мальцев, Юрий Тарасов.
музыка Также в драмтеатре игрались увертюры и ставились оперы. В 1832 г. была поставлена опера «Мельник» . В 1936 г. с участием ссыльного А. И. Герцена был поставлен спектакль "Марфа и Угар".
Большая часть музыкального оркестра были вятскими любителями. в 1886 г. состоялся бенефис дирижера оркестра Г. А. Кундта, была исполнена оперетта Ф. Зуппе "Бокаччо". Дирижеры являлись инициаторами многих оперных постановок, а так же концертов памяти великих композиторов.
Население приобщалось к музыкальной культуре в церкви. Хор выполнял миссию просветителя, пропагандиста национального певческого искусства. К началу ХХ столетия в Вятке насчитывалось несколько десятков церквей и действовало более 10 крупных духовных хоров. Александро – Невский Собор
Певчими и регентами церковных хоров были музыкально образованные люди, ученики и выпускники духовных семинарий. Увлекались духовной музыкой и светские певцы, исполняя сольные номера во время больших церковных праздников. Многие вятские хормейстеры были известны Архиерейский дом за пределами Вятки. Самым Вятской Духовной известным на вятской земле Семинарии был Архиерейский хор.
В XIX веке на Вятке появляются свои композиторы - А. Л. Луппов, А. А. Осокин. Их творчество связано главным образом с духовной музыкой. В 1872 г. при Вятском музее публичной библиотеки была открыта бесплатная музыкальная школа. Гармоника и Балалайка
к 1901 г. в 18 училищах вятского уезда существовали школьные хоры (Бахтинское, Усть. Чепецкое, Волминское, Бурмакинское, Карийское, Пасеговское, Вожгальское, Просницкое училища ). Их задачей было обучение детей церковному пению и участие их в сельских богослужениях. С 1867 по 1883 г. Александр Васнецов собирает и записывает вятскую народную песню, В 1894 г. сборника "Песни Северо. Восточной России".
После подавления польского восстания 1863 -1864 гг. на Вятку попали ссыльные поляки. В 1870 -х годах Иосиф Рожанский, Эмерик Средзинский, Станислав Адамский и Виктор Левальд создали в Вятке собственный оркестр, который давал концерты в Вятке и в некоторых уездных городах. Известными вятскими исполнителями были любители: В. А. Машковцева, М. Н. Семенова, Е. А. Падарина, Е. А и А. А. Болтины. Юристы: Н. Д. Дмитириев, В. П. Аленицын (пианист, педагог), Р. П. Раннекампф, А. А. Рудольский, В. С. Васильев. В концертах выступали чиновники: Е. И. Чилаев, Ф. И. Силин, И. П. Ларионов, И. В. Гусев, Г. Т Кушев, П. А. Зубов, В. А. Кандауров, жены и дети чиновников - Е. И. Струкова, Е. Д. Бренчанинова, А. И. Кушева, М. Н. Аленицына, Е. И. Клингенберг, О. Ф. Вагнер, Н. П. фон Циглер, С. О. Кондратович и многие другие. Первым настоящим гастролером был в 1853 г. итальянец, солист большого миланского театра и итальянской оперы в Вене Ф. Джордани (баритон).
Широкое распространение получили в Вятке духовые оркестры, чья музыка звучала в городских садах многих Вятских городов. В 1879 г. в Александровском саду открылся "вокзал" - площадка для танцев, на которой публика танцевала под духовой оркестр.
"Театр на Спасской" Здание было построено в 1813 -1816 гг. для купца Аршаулова. В 1837 году там состоялось торжественное открытие публичной библиотеки по инициативе А. И. Герцена, а в 1855 здесь был устроен бал в честь жены А. С. Пушкина – Натальи Гончаровой, приехавшей в Вятку со своим вторым мужем.
Современность В городе действует Кировский драматический театр имени С. М. Кирова, ТЮЗ «Театр на Спасской» , Театр кукол, областная филармония, ряд любительских театральных коллективов.
ТЮЗ с 1980 по 2004 г. главный режиссёр, а затем и художественный руководитель Александр Павлович Клоков. Им созданы блестящие спектакли: "Мамаша Кураж и её дети", "Мольер", "Чайка", "Урфин Джюс", "Гамлет", "Вечно живые", "Маленькие трагедии", "Дон Кихот", "Ромео и Джульетта", "Сирано де Бержерак", "Дядя Ваня", "Орфей и Эвридика" и другие. По итогам конкурса газеты "Культура" - "Окно в Россию» « ТЮЗ стал лауреатом в номинации "Театр года – 2000" и вошел в пятерку лучших театров провинции России.
Кировский государственный театр кукол создан в июне 1935 года. Основным направлением деятельности театра является создание и показ спектаклей для детей, подростков и молодежи. В репертуаре театра кукол более 30 постановок по произведениям русской и зарубежной литературы. В октябре 2010 года Кировский театр кукол им. А. Н. Афанасьева торжественно отметил свой 75 -й юбилей. . Кировский государственный театр кукол
Драмтеатр В настоящее время на сцене театра с успехом идут более 40 спектаклей для взрослых и детей, здесь работают ведущие мастера сцены: Ветко Тамара Ивановна, Смирнов Александрович, Владимир Исаева Наталья Николаевна. За творческие достижения театр в рамках международной программы "Партнёрство ради прогресса" был награждён во Франции почётными призами "Золотая пальма" и Гран-при.
Борис Павлович режиссёр, драматург, театральный педагог С 2006 года - художественный руководитель "Театра на Спасской". Автор спектаклей "Наивно. Супер", "Мифы Древней Греции", "Тартюф", "Человеческий голос", "Маленький принц" и других. С 2007 года руководит Драматической лабораторией Вят. ГГУ.