театр, музыка и кино.pptx
- Количество слайдов: 11
Театр, музыка и кино Санкт-Петербург
Статистика • В конце 1830 -х годов в городе было 8300 домов, 117 мостов, тротуаров в общей сложности 270 километров, свыше 4000 уличных фонарей и 630 колов звонили по праздникам. При этом население Санкт-Петербурга 1 сентября 1832 года насчитывало 479 993 человека, 30 процентов от общего количества горожан составляло крестьянство, 9 процентов – дворянство, то есть на каждого дворянина приходилось по три крестьянина: статистика для всей остальной России удивительная. Причем стоит отметить еще один интересный факт, примерно каждый тысячный житель служил в полицейском отделении, а каждый сороковой был чиновником. При этом, по сравнению с другими городами России, Петербург был чрезвычайно разнороден по населению, конечно, не стоит забывать и о том, что в конце XIX века в молодую столицу перебралась почти вся знать страны. •
Театральный мир Петербурга • Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство. • Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова. Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма. • Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцовсамодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.
Александрийский театр • Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов (1813 -1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы. • Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова (1816 -1860), создателя целого ряда образов «маленьких людей» , защищавшего их право на счастье, было исключением для Александрийского театра тех лет. Он играл Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Мошкина в «Холостяке» Тургенева, много ролей из репертуара Островского. Одним из высочайших достижений артиста был образ Тихона в «Грозе» Островского. Мартынов был одинок в театре, ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил.
• Политическая реакция 80 -90 -х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70 -80 -х годах. Мария Гавриловна Савина (1854 -1915) - великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа. Владимир Николаевич Давыдов (1849 -1925) с неповторимым мастерством воплотил на сцене образы Фамусова, Городничего, Расплюева, многих героев Островского. Константин Александрович Варламов (1849 -1915) - актер могучего, стихийного дарования, создатель незабываемых образов в пьесах Гоголя, Островского, русской и зарубежной классики. • В творчестве Савиной, Давыдова, замечательного актера, режиссера и теоретика сценического искусства Ленского намечается стремление к изображению сложных психологических переживаний человека, созданию глубоких характеров. 90 -е годы выдвинули перед театром новые художественные задачи. Творчество этих актеров прокладывало дорогу для их решения, открывало путь театру будущего.
Частные сцены • Для русского общества второй половины XIX в. актуальна идея публичного собрания. Театральное искусство, требующее живого отклика зрителей, является поводом для общения. Воплощения идеи публичного собрания можно рассматривать и ранее, примерно с 1860 -х гг. Любительские спектакли проходили в домашних театрах, на сценах, принадлежавших различным обществам, причем зачастую несанкционированно, в обход существовавших положений. Например, в 1861 г. во 2 -й роте Измайловского полка имелся частный театр для драматических представлений, который возник «явочным порядком» без разрешения Дирекции Императорских театров. • Сцены, где давались любительские спектакли, залы общественных собраний, в которых спектакли проходили не для широкой публики, а для членов данного общества, могли в обход этого запрета представлять пьесы, действительно созвучные настроениям публики. • Частные театры имели свой круг публики. • Наряду с императорскими театрами после отмены монополии в столице функционировало множество частных сценических площадок. Они обеспечили возможность расширения театрально-концертного предложения, необходимость в котором была продиктована самой атмосферой духовной жизни столицы, потребностью людей, занимавших активную жизненную позицию, разночинцев, интеллигенции в общении с искусством.
Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века • В XIX веке Петербург был центром развития русской музыкальной культуры. Самыми известными были Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк. • Однако существует любопытный документ из фондов дирекции императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на десятилетия вперёд. Он называется так: «Положение о публичных маскарадах, балах и других увеселениях в столицах» . Концерты даже не внесены в заголовок, а классифицированы как «другие увеселения» , куда менее значимые, нежели балы и маскарады. • Маскарады имели право давать не все. Преимущество было на стороне потомственных дворян, входивших в Дворянское собрание. Благотворительным обществам маскарады давать запрещалось, а вот балы – можно, но только по одному в год, да и то «если он не был вместе с концертом» .
• Самыми любимыми музыкальными жанрами оставались балет и опера. • Наибольшего расцвета эти жанры достигли в середине XIX века. • Основоположник русской классической музыки – М. И. Глинка. • В 60 -е годы в Петербурге Антоном Рубинштейном была создана первая русская консерватория. В 1862 году её учеником становится Пётр Ильич Чайковский.
• В Петербурге жил и создавал свои произведения С. Даргомыжский – младший современник великого классика (Чайковский). Следом за ним в музыкальной жизни Петербурга получили известность М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин.
Задания: • Параграф 22. • Используя информацию в учебнике и презентации, ответьте на вопросы: • 1. Почему театральные и музыкальные представления были так популярны в СПб того времени? • 2. Как театр оказался связан с политической ситуацией в стране? Возможна ли такая связь в настоящее время? • 3. Объясните слова В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» , как вы их понимаете?
театр, музыка и кино.pptx