Крито- Микенская цивилизация.pptx
- Количество слайдов: 32
ТАЛАЕВ АЛЕКСАНДР Исторический факультет I курс.
КРИТО- МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Начало
Первая эпоха греческой истории – крито-мискенская (III – II тыс. до н. э. ) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901 г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией. Время данной эпохи – это время зарождения первых государств, возникновения первых образцов подлинного искусства, появления первых памятников письменности в Европе. События и герои этой цивилизации послужили основой для мифотворчества позднейших греков, создание легенд о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геракла и Тесея, трагической судьбе Эдипа, плаваний аргонавтов и Троянской войне.
Археологические открытия Крито – Микенской цивилизации
Ученые первой половины XIX в. обычно начинали изложение истории Древней Греции с VIII в. до н. э. Так, например, Дж. Грот (1794 - 1871), автор 12 – томной “Истории Греции”, открывает повествование 776 г. до н. э. , годом, с которого, по преданию, в храме Зевса олимпийского в Элиде стал справляться популярнейшей в Греции праздник – знаменитые Олимпиады. Но историки первой половины XIX в. проходили мимо того факта, что у самих греков сохранились более или менее отчетливые воспоминания о значительно раннем периоде их исторической жизни.
Историческое предание сохранило ряд подробностей о Миносе и его державе. Так, у Диодора о самом Миносе можно прочесть следующее: «Многие поколения спустя после рождения богов на Крите появилось и немало героев, самыми прославленными из которых были Минос, Радамант и Сарпедон» . Старший из братьев Минос стал царем острова, основав на немало городов, самые прославленные из которых 3 : Кносс, в той части острова, которая обращена к Азии, Фест, расположенный на юге у моря, и Кидония на западе, в местности, обращенной к Пелопоннесу. Минос дал критянам и немало законов, объявив, что получил их от отца своего Зевса, встречаясь с ним для бесед в какой то пещере. Создал он и многочисленный военный флот, с помощью которого подчинил себе великое множество островов и первым из эллинов установил господство на море.
До 70 – х гг. XIX в. ученые полностью игнорировали эти легенды. Мысль о том, что в древних сказаниях могла найти отражение реальная историческая действительность, позднее облегченная в форму мифов, не приходила им в голову. В науке того времени преобладала гиперкритическое направление, и главную задачу научного исследования ученые видели в том, чтобы провести четкую грань между областью легендарного и областью исторически достоверного*.
Перелом в этих взглядах произошел в 70 – х гг. XIX в. он связан с раскопками и археологическими открытиями Генриха Шлимана. Замечательные произведения “Илиада” и “Одиссея” были любимыми произведениями Шлимана. Руководствуясь указаниями древних комментариаторов к тексту “Илиады” и “Одиссеи”, он в 1870 г. преступил к раскопкам холма Гиссарлык, расположенного на побережье Малой Азии, и его надежды оправдались. Через несколько дней после начала раскопок были обнаружены следы очень древнего, просуществовавшего несколько веков, не раз подвергался разрушениям и вновь восстановившегося города. Таким образом, скептическое отношение ученых к эпосу было сломлено. Стало очевидным, что в таких произведениях, как эпические поэмы, приписываемые легендарному Гомеру, может находить отражение реальная историческая действительность.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КРИТА И МИКЕН
Событием первостепенной важности было открытие Артуром Эвансом Кносского дворца, который представлял собой комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений, занимавших в общей сложности 16 тыс. м
Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний.
Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. По-видимому здесь находилась дворцовая прачечная. Под вымосткой полов дворца была обнаружена система водопроводных и сточных труб.
В Микенах, Тиринфе и других городах Балканской Греции, как и на Крите, стены дворцов украшались фресками, тематика, стилистические приемы, восприятие жизни которых глубоко своеобразны. Линия, которая в искусстве Крита выражала настроения и чувства мастера, теперь стала лишь средством изображения того или иного предмета. Своеобразна тематика многих ахейских произведений, далекая от безмятежности, выраженной в большинстве критских памятников. Чаще всего это охота на львов, травящие кабана собаки, воины, седлающие боевых коней. Подобные сюжеты
Государственное управление и социальноэкономическая структура Микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите
Микены находятся на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до н. э. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику. Очевидно, по этой причине поселение, названное Микены, постепенно расширялось. Открытие микенских табличек окончательно опровергло предположение о существовании крупной микенской державы, управляющийся из единого политического центра Микенские дворцы с их архивами были центрами независимых правителей, а небольшие Микенские государства на территориях, окруженных естественными географическими границами (горы, береговая линия), явились прообразом греческих городов – государств I тысячелетия до н. э.
Самая обширная территория управлялась из Кносского дворца, расцвет которого приходится на рубеже XV – XIV вв. до н. э. Царство Нестора простиралось приблизительно на 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток, т. е. было по размерам приблизительно в 2 раза меньше Крита, Территория которого составляет около 8300 кв. км. (Из книги А. Бартонека «Златообильные Микены» )[11]. Резиденций Нестора, по Гомеру, был древний Пилосским государством управлял царь – ванака. Непосредственным помещиком царя был воевода – лавагет. В ряде надписей перечисляются административные функции лавагета: он мог освобождать отдельных лиц от повинностей, вздымал с населения налоги, ведал военными делами, и т. д. Ванаке и лавагету подчинялись другие должностные лица, например, басилеи – племенные вожди и др.
В первой половине II тысячелетия до н. э. основные критские общества начинают претерпевать разделения по имущественному цензу. Кносский дворец и аналогичные ему гигантские здания в Маллии, Агиа Триаде и Фесте довольно убедительно доказывают существование государственного аппарата, в определенном смысле – органа насилия*. В Кноссе обнаружены темницы – тюрьмы, изображения вооруженных негров (скорее всего дворцовой стражи), критский иероглиф, изображающий кандалы, наличие большого централизованного дворцового хозяйства. Очевидно, что все это не могло возникнуть в условиях первобытнообщинного строя. Уровень развития производительных сил говорит о том, что критское общество было также рабовладельческим.
Многие центры эгейской цивилизации, стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в. , а о богатейшей культуре, о Крите лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии, в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы, в потолке и других источников освещения не было
Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надувающиеся паруса кораблей, вечная стихия, окружающая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.
Минойские художники середины II тысячелетия искусно воспроизводили детали туалета участников пышных шествий, женские и мужские одеяния: одежда мужчин была проста и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора; каждая из женщин была олицетворением богини-матери. Костюм женщины-аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин, и особенно на статуэтках богинь, узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной.
Ювелирное дело Микен известно нам благодаря целому ряду различных предметов, найденных в могилах акрополя Шлиманом. Эти сосуды можно разделить на 2 категории: сосуды для хранения жидкости и для разливания и сосуды для питья. Уже среди первой категории имеются экземпляры, не лишенные изящества; но наибольшая изобретательность ювелирного искусства сказывается главным образом в сосудах для питья[27]. Между ними нет ни одного, который был бы точной копией другого. По – видимому, мастера в Микенах были очень искусные.
Таким образом, Эгейское искусство обладает, как заметил один из первых его исследователей Б. В. Фармаковский, и одним общим языком форм, испытавшим долгое, медленное и строго постепенное развитие…Величие этого искусства состоит в его необычайной свежести. Художник с восторгом изображает простую действительность. … Здесь не так, как на Востоке, где человек дрожит в страхе, в полной покорности перед владыками земными и небесными. « То, что отличает это искусство от восточного, не что иное, как то, что выделяет искусство греческое от искусства восточного»
Религия Крито-Микенского периода
Религия данного периода интересна и своеобразна. Среди имен божеств, встречающихся в пилосских надписях, фигурируют имена богов позднейшего греческого пантеона – Зевса, Геры, Посейдона, Артемиды, Гермеса, Диониса. Таким образом, надписи опровергают существовавшее прежде мнение некоторых ученых о том, что культ Диониса заимствован греками у фракийцев.
Культ Зевса и Геры засвидетельствован как в Пилосе, так и в Кноссе. Некоторые микенские боги в позднейшей религии греков уже не встречаются. На острове Крит господствовал культ верховного женского божества. Великая богиня, имя которой неизвестно до сих пор, приобретала в представлении критян различный облик. Ей посвящались деревья, с культом богини были связаны птицы, чаще всего голуби. Во дворцовых и домашних святилищах Крита очень часто встречаются фигурки богини со змеями в руках. Они сделаны из фаянса или слоновой кости, щедро украшены золотом. В бедных домах можно встретить грубые глиняные фигурки той же богини. Великая богиня посчиталась и как владычица дверей. На кносских геммах она изображается в виде женщины, у ног которой распростерты два льва. Иногда она выступает в роли охотницы, убивающий вепря.
Также в критском пантеоне встречается мужское божество, олицетворяющее силы природы. Символом этого божества был двойной топор – лабрис, изображение которого часто встречается в критском искусстве[30]. Мужское божество олицетворялось и в образе бога – быка. Культ данного бога предусматривал игры с быком, послужившие сюжетом для одной из кносских фресок. Во время религиозных празднеств на Крите происходили торжественные процессии, приносились жертвы, исполнялись священные танцы и песни. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения культовых сцен на фресках, сосудах, рельефах, печатях. В культовых церемониях критян ведущая роль отводилась женщинам – они выполняли различные религиозные обряды. Мужчины редко появлялись в культовых сценах
Монументальные храмовые здания в Критской религии отсутствовали, во дворцах и домах среднего слоя населения во время раскопок были обнаружены лишь небольшие святилища с жертвенными столами и священным изображением лабриса, сакральных рогов, фигурками богини и т. д. Также для религии данного периода характерно то, что люди, очеловечивая богов, наделяли их же только достоинствами, но и недостатками[32]. Влияние критской религии на последующие религиозные представления и обряды греков, несомненно. Объясняется это тем, что греческая мифология поместила на Крите пещеру, в которой рос Зевс, там же провели свое детство Аполлон, Дионис и Геракл. Некоторые из священных символов, почитавшихся критянами, были также восприняты религией древних греков. Конечно, эти заимствования не дают еще права связывать происхождение греческой религии с одним только Критом. Но преемственность несомненна, критская культура оказывала сильное влияние на весь Эгейский мир. Другие центры столь же высокой культуры на материковой Греции Пилос, Микены, Тиринф, Фивы, Орхомен, Иолк.
Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито. Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.
Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э. , не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.