СВЯТКИ-ХР.ppt
- Количество слайдов: 29
СВЯТКИ И СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ
Святки– это главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24. 12 /6. 01) и завершаясь в день Крещенья. Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня).
Весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, но особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами". По народной легенде, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять.
Полное и окончательное очищение от "страшных вечеров" совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне - в праздник, завершавший Святки и манифестирующий установление порядка, расставляющего все на свои места.
Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи.
Кутья – это магическая еда из цельных зерен пшеницы с добавлением ягод черемухи и яиц. Зерно и ягодная косточка - семя – демонстрируют нескончаемый круговорот жизни: «семя – растение – семя» . В животном мире зерну соответствует яйцо, содержащее зародыш и также воссоздающее жизнь.
Обязательно готовились блины. Их круглая форма, уподобленная солнцу, служила магическим средством его возвращения после зимы.
Вкушение ритуальной пищи осмыслялось как приобщение к вечному круговороту жизни. Остатки ритуальной пищи после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины.
Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой, исполняли рождественскую молитву и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе *** Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила. Звезда ясно сияла, Трем царям путь показала Три царя приходили, Богу дары приносили, На колени припадали, Христа величали
Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.
Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае.
Так, в Пензенской губ. общество выбирало 12 стариков (по числу месяцев в году), отличавшихся примерной жизнью; около полуночи накануне Нового года избранные шли к церкви и за церковной оградой около паперти ставили снопы разных зерновых культур и картофель. Наутро те же старики возвращались к церкви и примечали: на каком из снопов больше инея, того хлеба и надо сеять больше.
Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год.
Подблюдные гадания основывались на принципе вытаскивания жребия. Перед гаданием приготавливали блюдо (иногда это мог быть другой сосуд, решето или шапка): в него гадающие складывали небольшие предметы, обычно украшения: кольцо, перстень, сережку, брошь, запонку. Блюдо покрывали тканью: скатертью, полотенцем, салфеткой, платком. На ткань сверху или под нее клали кусочки хлеба. Когда все было готово, запевали песню хлебу, поскольку хлеб в крестьянской жизни и в народных представлениях являлся источником и символом благополучия.
Затем приступали к гаданию: пели короткие песни, каждая из которых означала ту или иную судьбу. Во время исполнения каждой песни потряхивали блюдо, и кто-нибудь один ловил попавшееся на лету под салфеткой предмет. если в блюде была вода, то его не встряхивали, а тот, кто держал блюдо, перемешивал кольца рукой и, не глядя, вытаскивал попавшееся. Чье было украшение, тому и предназначалась судьба, отраженная в песне. Затем пели новую песню. Сколько было людей, для всех пели, кроме того, кто проделывал манипуляции с блюдом.
За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.
Основным занятием русского народа было земледелие и, соответственно, традиционная культура русских была ориентирована на "жизнь" солнца. Поэтому издавна замеченное увеличение светового дня в Святки в крестьянском сознании связывалось с представлениями о "рождении" солнца, то есть о вступлении его в новый цикл.
Основным смыслом святочного периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет и гаданий.
Вместе с тем, Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, то есть рождения мира вновь. Этот процесс наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Акт творения миропорядка в народном сознании уподоблялся процессам прядения или тканья.
С этими представлениями связаны, по всей видимости, сложившиеся в традиции запреты совершать в течение этого периода действия, связанные с идеей форморазрушения и формообразования.
Так, в Святки не разрешалось заниматься женским рукодельем: прясть, сматывать в клубок нитки, связывать нити и завязывать узлы, ткать. Нарушение всех этих запретов можно расценивать как вмешательство простых людей своими действиями, носящими обыденный характер, в космогонический процесс.
С идеей формирования в Святки миропорядка связаны традиции загадывать загадки и рассказывать сказки. Построенные на приемах иносказания, сравнения, метафоры, аллегории, они содержат закодированную информацию о явлениях природы, свойствах и качествах предметов.
Что-то гриёт, что-то гриёт во всю землю? Сонце гриёт, сонце гриёт во всю землю. Что-то свитит, что-то свитит во всю ночкю? Мисяц свитит, мисяц свитит во всю ночкю. Что-то бежит, что-то бежит и без ножье? Вода бежит, вода бежит и без ножье. Что-то литит, что-то литит и без крылья? Снег-от литит, снег-от литит и без крылья. Что-то ростёт, что-то ростёт без коренья? Камень ростёт, камень ростёт без коренья. Что-то вьётцё, что-то вьётцё выше древа? Хмель-от вьётцё, хмель-от вьётцё выше древа. Что-то цветёт, что-то цветёт без нацвету? Девка цветёт, девка цветёт без нацвету.
Ориентированность Святок на времена первотворения и на продолжение жизни, судьбу в будущем обусловливает традиционные представления о святочном периоде как времени, когда соединяются прошлое, настоящее и будущее.
Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как ее части. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого происходила передача закрепленного в веках знания многих поколений от старших младшим. Это делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции.
КОНЕЦ Москва, 2012 г.
СВЯТКИ-ХР.ppt