aad6775f95aed28c0bbe51f0dfa9daa1.ppt
- Количество слайдов: 35
СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ ᾿Ιωάννης ὁ Χρυσόστομος 344 354, 347 гг. , Антиохия (ныне Антакья, Турция) 14. 09. 407, Команы Понтийские (около совр. сел. Гюменек близ г. Токат, Турция) пам. 27 янв. , 14 сент. , 13 нояб. ; 30 янв. в Соборе Трех святителей
Библиография см. специальный сайт по хризостомике: http: //www. cecs. acu. edu. au/chrysostombibliography. html • Baur Ch. Der hl. Johannes Chrysostomus und seine Zeit. München, 1929 1930, 2 vol. • Festugière A. -J. Antioche païenne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris, 1959 • Kelly J. N. D. Golden Mouth: The Story of John Chrysostome – Ascetic, Preacher, Bishop. London, 1995 • Брендле Р. Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик. М. , 2006 (нем. 1999) • Казёнина-Пристанскова Е. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. Ровно, 2003 • Михайлов П. Б. Святитель Иоанн Златоуст о снисхождении Бога и Божественной снисходительности // Сборник докладов историко богословской научно практической конференции «Златоустовские чтения» . М. : Храм свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2017. С. 91− 104
• См. также статью в ПЭ в двух частях: Часть 1: http: //www. pravenc. ru/text/%D 0%98%D 0%9 E%D 0%90%D 0%9 D%20%D 0%97%D 0%9 B%D 0%90%D 0%A 2%D 0%9 E%D 0% A 3%D 0%A 1%D 0%A 2%20%20%D 0%A 7%D 0%B 0%D 1%81%D 1%8 2%D 1%8 C%20 I. html Часть 2: http: //www. pravenc. ru/text/%D 0%98%D 0%9 E%D 0%90%D 0%9 D%D 0 %9 D%20%D 0%97%D 0%9 B%D 0%90%D 0%A 2%D 0%9 E%D 0%A 3 %D 0%A 1%D 0%A 2%20%20%D 0%A 7%D 0%B 0%D 1%81%D 1%82 %D 1%8 C%20 II. html
VITA • Древние жития свт. Иоанна Златоуста / Пер. , вступ. ст. , коммент. А. С. Балаховской. М. : ИМЛИ РАН, 2007
Периодизация жизни • антиохийский (до кон. 397) • константинопольский (кон. 397 20 июня 404) • изгнание (с 20 июня 404 до смерти в 407)
антиохийский (344 354 397) • • • родители – Секунд и Анфуса учители – Либаний 367 372 – Диодор Тарский 367 – Мелетий, крещение 371 2 – чтец 374 378 – отшельник 380/1 – диакон (от Мелетия) 386 – пресвитер (от Флавиана) 387 – дело о статуях (21 гомилия)
константинопольский (кон. 397 20 июня 404) • • • Евтропий jus asuli гот Гайна поездка в Азию (401) проповеди Севериана Габальского Феофил Александрийский Собор «при Дубе» Δρῦς (403)
изгнание (с 20 июня 404 до смерти в 407) • вторая ссылка • Кукуз • Арабис • Команы
Кукуз
OPERA • почти 900 сочинений (см. : CPG, N 4305 5197)
Montfaucon B. , de. Ed. Sancti Iohannis Chrysostomi opera quae exstant vel eius nomine circumferuntur. P. , 1718 1738. 13 t.
русские переводы • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, арх. Конст. , в рус. переводе. СПб. , 1895 1906. М. , 1991 2004. 12 т.
• гомилии (более 700) – догматико полемические, экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно аскетические, праздничные, энкомиастические, автобиографические, на разные случаи • трактаты догматического, пастырского и нравственно аскетического содержания • письма и церковные документы послания, постановления, указы
«Против аномеев» / Contra Anomоeos (386 397) • CPG, N 4318 4325; PG. 48. Col. 701 812; SC. 28 bis. 396; рус. пер. : Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 493 615), общее заглавие 12 гомилий, посвященных опровержению аномейства • 1) 1 5 о непостижимости Божией • 2) с 6 по 12 о единосущии, которые лишь отчасти соответствует своему названию и в целом посвящены обоснованию никейского учения о равенстве Сына Отцу по сущности.
«…я, хотя знаю многое, но не понимаю способа существования предметов. Знаю, что Бог существует, знаю, что Он существует целостно, но не знаю, каким образом; знаю, что Он безначален, нерожден, вечен, но не знаю, как… знаю, что Он родил Сына, но не знаю, как; знаю, что Дух происходит из Него, но как –– из Него, не знаю; я принимаю пищу, но как она образуется в кровь, сукровицу, желчь, не знаю. Того, что мы едим и видим каждый день, мы не понимаем, так как же мы хотим постичь само существо Божие? » –– нам достаточно знать, что Бог существует» Contra anomoeos I, 3; II, 71 75
συγκατάβασις теория божественного снисхождения • Τί δέ ἐστι συγκατάβασις; ῞Οταν μὴ • ὡς ἔστιν ὁ Θεὸς φαίνηται, ἀλλ' ὡς ὁ δυνάμενος αὐτὸν θεωρεῖν οἷός τέ ἐστιν, οὕτως ἑαυτὸν δεικνύῃ, ἐπιμετρῶν τῇ τῶν ὁρώντων ἀσθενείᾳ τῆς ὄψεως τὴν ἐπίδειξιν. • • ῞Οτι γὰρ συγκατάβασις τὸ φαινόμενον ἦν ἀλλ' οὐκ ἐπίδειξις τοῦ πράγματος ἀκριβής, ἀπ' αὐτῶν δῆλον τῶν ῥημάτων τοῦ εὐαγγελιστοῦ. • ᾿Επειδὴ γὰρ ἄγγελοι πολλάκις ἐπὶ τῆς γῆς ἐφάνησαν ἐν ἀνθρώπου τύπῳ, καὶ αὐτὸς δὲ ὁ Θεὸς, τὸ δὲ φαινόμενον οὐκ ἦν σαρκὸς ἀλήθεια, ἀλλὰ συγκατάβασις· • Что такое снисхождение? –– то, когда Бог является не так, как Он есть, но показывает Себя столько, сколько имеющий созерцать Его способен к этому, приспособляя явление лица к немощи созерцающих» Contra anomoeos III, 3. cнисхождение было явлением, а не точным показанием существа Ad Theodorum lapsum 11, 54 57 Ведь поскольку ангелы и Сам Бог часто являлись на земле в человеческом облике, являемое было не осязаемой подлинностью плоти, а снисхождением Adv. anom. 7 // PG 48. Col. 765
«Сколь велика снисходительность (συγκατάβασις) выражений [Писания], сколь значительно человеколюбие (φιλανθρωπία) Господа!» In principium Actorum (homiliae 1 4) // PG. T. 51. Col. 417 «Уразумей, какова снисходительность Божественного Писания, какими выражениями оно пользуется ради нашей немощи!» In Genesim // PG. T. 53. Col. 35; passim. «Слова и вещи, употребляемые и упоминаемые в Писании, суть [проявления] Божественной снисходительности» In epistulam ad Titum // PG. T. 62. Col. 678
догматические творения Трактат «Доказательство против иудеев и язычников о том, что Христос есть Бог» (Πρός τε ἰουδαίους κα ἕλληνας ἀπόδειξις ὅτι ἐστ Θεὸς ὁ Χριστός; Contra Judaeos et gentiles quod Christus sit Deus; CPG, N 4326; PG. 48. Col. 813 838; Mc. Kendrick. 1966; рус. пер. : Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 616 644), написан ок. 387
• Трактат «О промысле Божием» , или «К тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями» (Περ τῆς τοῦ Θεοῦ προνοίας; Ad eos qui scandalizati sunt ob adversitates; CPG, N 4401; PG. 52. Col. 479 528; SC. 79; рус. пер. : Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 497 549), написан в нач. 407 г.
• Гомилия «О воскресении мертвых» (Περ τῆς τῶν νεκρῶν ἀναστάσεως; De resurrectione mortuorum; CPG, N 4340; PG. 50. Col. 417 432; рус. пер. : Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 465 481), произнесена в Антиохии, предположительно в 387 (Acta. SS. Sept. T. 4. P. 461) или 388 г. (Baur. 1929 1930. Bd. 1. S. 235). Затрагивает вопросы христ. эсхатологии: Страшный Суд, воздаяние и награды в будущей жизни, воскресение, в к ром тело, освободившись от тления и смерти, привнесенных грехом, соединится с душой и воскреснет весь человек.
Пастырские и катехизические • Трактат «О священстве» (Περ ἱερωσύνης; De sacerdotio (lib. 1 6); CPG, N 4316; PG. 48. Col. 623 692; Narin. 1906; Colombo. 1934; SC. 272. P. 52 362; рус. пер. : Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 403 484), основное святоотеческое сочинение по вопросам пастырского служения; по свидетельству Сократа Схоластика, трактат был написан вскоре после посвящения И. З. во диакона (Socr. Hist. eccl. VI 3), т. е. после 381 г. , однако на основании различных критериев исследователями была предложена более поздняя датировка: ок. 386/7 г.
• «Огласительные гомилии» (῾Ομιλίαι κατηχητικα πρὸς τοὺς μέλλοντας φωτίζεσθαι; Catecheses ad illuminandos; CPG, N 4460 4472). 4+8 • Рус. пер. : Огласительные гомилии / Пер. , вступ. ст. И. Пролыгиной. Тверь, 2006
Экзегетические • • на Ветхий Завет Sermones 1 9 in Genesim Homiliae 1 67 in Genesim De Anna sermones De Davide et Saule homiliae Expositio in psalmos Commentarius in Iob In Isaiam • • • • на Новый Завет In Matthaeum homiliae 1 90 In Ioannem homiliae 1 88 In Acta apostolorum homiliae 1 55 In epistulam ad Romanos homiliae 1 32 In epistulam I ad Corinthios argumentum et homiliae 1 44 In epistulam ad Galatas commentarius In epistulam ad Ephesios argumentum et homiliae 1 24 In epistulam ad Philippenses argumentum et homiliae 1 15 In epistulam ad Colossenses homiliae 1 12 In epistulam I ad Thessalonicenses homiliae 1 11 Ad Timoth. Ad Titum Ad Philemonem In epistulam ad Hebraeos argumentum et homiliae
Письма • Датируются периодом 2 й ссылки И. З. (404 407) и адресованы более чем 130 лицам; являются основным источником сведений о последнем периоде жизни святителя и имеют большую историческую ценность. До наст. времени письма И. З. не исследованы в должной мере, ставятся вопросы о подлинности ряда писем. Письма 18 173 производят впечатление написанных по единому образцу, тогда как письма 174 242 отличаются живостью языка и богатством содержания.
DOCTRINA theologia τα δόγματα τὰ δόγματα τὰ ἠθικά τὰ ἠθικώτερα τὰ δογματικά ἠθικὸς λόγος δογματικὸς λόγος ἡ κατὰ Θεὸν φιλοσοφία
экзегетика • ὡς εἴρηται ἐκληπτέον (Быт 1. 1) • κατὰ διπλῆν ἐκδοχήν, τά τε αἰσθητὰ νοοῦντες, καὶ τὰ νοητὰ ἐκδεχόμενοι жертвоприношение Исаака (Быт 22. 12 13) • ἀπεναντίας ταῖς λέξεσιν (Ис 65. 25): Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей
θεωρία vs. ἀλληγορία • τύπος • κατ᾿ ἀναγωγήν, μυστικῶς • Исаия, описывая шестикрылых серафимов, «посредством грубых образов открывает нам нечто таинственное, снисходя к немощи слушавших его тогда и посредством приспособления (διὰ τῆς συγκαταβάσεως) с точностью открывая нам мысли, превосходящие всякий ум» (In Is. 6. 2)
«Писание истолковывает Писание» «Подобно тому, как если ты возьмешь, например, часть ребра, и в этой части найдешь все, из чего состоит целое животное: и нервы, и жилы, и кости, и артерии, и кровь, словом, все существенные части телесного состава, так же точно и в Свящ. Писании можно видеть то же самое: и здесь каждая часть написанного ясно показывает сродство с целым» (Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 3)
Εἰ δὲ χρή τι καὶ κατὰ ἀναγωγὴν εἰπεῖν, οὐ παραιτητέον. Τὰ μὲν γὰρ ἔστι καὶ θεωρῆσαι· τὰ δὲ οὕτω δεῖ νοεῖν, ὡς εἴρηται μόνον· ὡς τὸ, Ἐν ἀρχῇ ἐποίησεν ὁ Θεὸς τὸν οὐρανὸν καὶ τὴν γῆν· τὰ δὲ ἀπεναντίας ταῖς λέξεσιν· ὡς τὸ, Ἔλαφος φιλίας, καὶ πῶλος σῶν χαρίτων, ὁμιλείτω σοι. Καὶ πάλιν· Ἔστω σοι μόνῳ ὑπάρχοντα, καὶ μηδεὶς ἀλλότριος μετασχέτω σοί. Ἡ πηγή σου τοῦ ὕδατός σοι ἔστω μόνῳ. Τοῦτο γὰρ, ἂν τὸ κείμενον νοήσῃς, καὶ μὴ φύγῃς μὲν τὸ ῥῆμα, διώκῃς δὲ τὸ νόημα, καὶ πολλῆς ἀπανθρωπίας ἐστὶ, τὸ μηδὲ ὕδατός τινι μεταδοῦναι· ἀλλ’ ἐνταῦθα περὶ γυναικὸς ὁ λόγος, ὥστε αὐτῆς ἀπολαύειν μετὰ σωφροσύνης, πηγὴν καλῶν αὐτὴν, καὶ ἔλαφον, διὰ τὸ καθαρὸν τῆς τοῦ γάμου συνουσίας. Καὶ ἐνταῦθα μὲν οὕτως· ἀλλαχοῦ δὲ δεῖ καὶ τὸ κείμενον δέχεσθαι, καὶ τὸ ἐξ αὐτοῦ δηλούμενον· • In psalmum 9 // PG 55, 126 127 Когда нужно объяснить что нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто дру гое, а иногда нужно понимать их только так, как они ска заны, например: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, на пример: «любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим. . . : источник твой да будет благословен» (Притч. 5: 17 19). Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных вы ражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно — не да вать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью» , по причине чистоты супружеского сожи тия. Здесь — так, а в других местах нужно принимать и са ми слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл
aad6775f95aed28c0bbe51f0dfa9daa1.ppt