Свадебные обрядовые песни русского народа.pptx
- Количество слайдов: 34
Свадебные обряды и песни русского народа. Подготовила: ученица 7 «А» класса МБОУ лицей № 5 Хомякова Анна.
Свадебные обрядовые песни Из семейно – обрядовых песен особое значение имеют свадебные обрядовые песни.
Обряд сватовства Большую часть свадеб русские крестьяне играют осенью, когда прекращаются полевые работы, а также между Крещение и масленицей. Сватами становились крестные родители парня или кто – нибудь из родственников. Если родители сомневались в положительном исходе, то просили человека, пользующегося уважением и до Самым благоприятным временем для обряда сватовства считались вечера вторника, четверга, субботы и воскресенья. Перед отъездом свата (свахи) или сватов из дома, для успеха дела, их хлестали или забрасывали головными женскими уборами. (Вологодская область) или сваха, отправляясь в путь, прихватывала из дома кочергу или небольшую рыболовную сеть. В Псковской области мать парня ударяла выходивших за дверь сватов три раза поясом, приговаривая: «Не я бью, удача бьет» . Родители невесты узнавали свата по особым обрядовым поступкам. Входя в дом, сват подходил к печи и брякал печной заслонкой, а затем садился на лавку «вдоль по полу» (вдоль половиц) и сразу становилось ясно, что пришел сват. « Сват заслонкой побречит, ковшом в кадочке почерпнет: «Вода ваша, воля наша!» (Вологодская область). В Казани сваха, входя в дом, прежде всего обращается к иконам, молилась и затем уже объясняла зачем пожаловала, усаживаясь непременно под одной из «матиц» (балка, на которой положены доски потолка). Матица в обрядах сватовства имела очень большое значение как связующее начало, как граница между внешним и внутренним миром. После этого уже начинался разговор: «Вот, я сватом пришел к вашей милости!» или «Мы по хорошему делу, посватать невесту!» Во Владимирской области например: - Не в ваш ли дом кунка забежала? Следок сюда привел. У нас охотник шибко хорош. - У нас ни лисицы, ни куницы не живут. А каков охотник ваш? - Метко стреляет, в цель попадает, из всех куниц вашу и подстрелить хочет, на других и не смотрит, не ест, не пьет, не стреляет, только об олной куничке помышляет. Ваша куница – нам красная девица! У вас куница, у нас охотничек. Чем не пара? - Что ж, жениха и семью его давно знаем: люди хорошие. Проходите, потолкуем. Мы своей дочке счастья желаем во всем. Обычно сразу на свадьбу не соглашались. Родители девушки должны были отнекиваться, просить дать время на размышление, объясняя свату: «Дочку замуж выдать – не пирог испечь» . После отъезда сватов родители приглашали в избу дочь и сообщали ей о своем решении. Если парень девушки нравился, она соглашалась или наоборот. Однако в большинстве случаев ее ответ мало интересовал родителей. верием среди односельчан.
Песни при сватовстве: песня на величание свата со свахою. У ворот трава росла, У ворот шелковая, Кто ту траву топтал, Кто ту топтал шелковую, Ой ляли, ой ляли, Топтал шелковую. Ай топтал Николай, сударь, Ай топтал Иванович, Ой ляли, ой ляли Топтал Иванович. Он искал перепелок, Молодых коростелок; Не нашел перепелок, Молодых коростелок, Только нашел Алимпиадушку, Только нашел Ивановну, Ой ляли, ой ляли, Нашел Алимпиадушку. Коростелку на тарелку, Перепелку на блюдечко, Алимпиадушку на рученьку, Ивановну на правую. Посиди Ивановна У друга у милаго, У сердца у ретивого, У Николая Ивановича. Ты лежишь, как душенька, Ты дышешь, как кунычка. Друг ты мой, Алимпиадушка, Радость моя Ивановна, Ты меня состарела, Без ума поставила, Без ума, без разума, без великой памяти.
Песни при сватовстве: Песня на согласие невесты: Ты река ль моя, реченька, Ты река ль моя, винная, Ты по сахару река текла, По патак разливалася; У тебя ли, у реченьки Берега были хрустальные, А пески были жемчужные; Как на том ли на бережку, Что стоял белотонкой шатер, Уж как вышла девица из терема, Что пришла ко белу шатру, Что будила, побуживала Удалого, доброго молодца: И ты встань, пробудись молодец, Пробудись душа, радость моя; Я не пить к тебе и не есть пришла, Я пришла позабавиться В политавры во золотые. Проиграла красна девица, Проиграла золот перстень. Не в досаду ли девица? Проигрался свет молодец, Проиграл золоты часы, Не в досаду ли добрый молодец, Не в досаду ли свет молодец? Не в досаду ли девице, Проиграла я , свет девица, Проиграла руссу косу? Не в досаду ли девица, Не в досаду ли красная, Не в досаду ли и добрый молодец?
Смотрины невесты проводились на второй или третий день после сватовства. Во время смотрин девушку представляли молодому человеку и его семье. На смотринах присутствовали ближайшие родственники обоих сторон, также были подруги девушек, песни которых сопровождали следующий обряд. Нарядно одетую девушку выводили на середину избы. Она три раза низко кланялась сватам: « Здравствуйте, сват и сватушка!» , потом всем присутствующим. Потом родителям жениха: «Здравствуйте, матушка и батюшка!» . Затем парень спрашивал как зовут бедещую невесту. Потом обычно спрашивали, что умеет девушка делать. Девушка показывала.
При смотринах подруги поют: Выводила матушка Марьюшку, Выводила, государыня, Ефимовну, Из терема из красного, Из красного, из высокого, Выводила матушку Ефимовну, Выводила, государыня, Марьюшку, Во светлую светличку, Во уборную горничку, К гостям все незнакомым, К молодым, все нарядным; Сажала матушка Марьюшку, Сажала, государыня, Ефимовну, Возле себя на краюшке. Выбирай мое дитятко Выбирай мое милое, Из гостей незнакомых, знакомого, Из молодых, молодого, нарядного; Уж как с тем – ли тебе гостем вековать, Век вековать и меня забывать. Уж, как выбрала Марьюшка, Уж как выбрала Ефимовна Из гостей незнакомых, знакомого, Из молодых молодого, нарядного, Петра, сударя, Петровича. Уж, и я ли с ним, матушка, С ним вековать буду, А тебя, матушка не позабуду.
Смотрины Затем на середину выходил будущий жених, драл будущую невесту за руку, они ходили по избе и давали возможность полюбоваться собой. После этого мать смотрела приданное девушки. На смотринах девушка могла отказаться выходить замуж, это выражалось, например, отказом выходить к гостям или согласием.
Сговор Предварительная договоренность о браке закреплялась на сговоре. Проходил он через несколько дней после смотрин невесты и осмотра дома жениха. Во время обряда «сговора» родители решали вопросы, связанные со свадьбой. Переговоры заканчивались обрядом «рукобитья» , который имел свои варианты. Обряд проходил следующим образом: родители зажигали свечку перед иконой, крестились, Богу молились. Сват взяв кафтан, бил по рукам со всей силы. После рукобитья невеста начинала плакать своим родителям и просила их, чтобы они отменили сделанное рукобитье:
Не утушка в берегах закрякала, Красная девушка в тереме заплакала. Не шайте-ко, жараточки муравленыя Не дуйтесь-ко, огни скорогорящие, Не топись-ко, свеща воску ярова, Перед Спасом и пречистой Богородицей. Ты не здынься-ко, ручка правая, У моих свет желанных родителей Выше плеч по головушку, С головушки на ретивое сердечушко, С сердечушка на правое плечушко. Вы не сделайте, родители, Вы не сделайте, желанные, Крепкого рукобитьица; Не невольте моей волюшки, Не заботьте меня белой лебедушки. Я в каку вину, родители, провинилася, В проступку-ль у вас да проступилася: Знать не скорое да было послушаньице, Знать не легкая бы вам переменушка? Ваша думушка, родители, часовая, Мне же жирушка, желанные, вековая: После схватитесь, - поплачете, Воспомянете, - востоскуетесь. Все же думала я, белая лебедушка: Обсажу я волю жемчужком, Обовью я чистым серебром У своих свет желанных родителей; Как сегодняшним Господним Божьим денечком Наехали рассказы – сваты большие, Выводили надежду – света – батюшка На новы сени на решетчаты, Стали спрашивать про белую лебедушку, Оценять стали бажону вольню волюшку. Сговорил же свет – родитель мой батюшко: Плач невесты после рукобития.
«Эта волюшка во сто рублей, Руса косынка во тысячу, А красной девушке и цены нет. » Как збахвалился рассказ больший сват, Стал засуливать родителю Города да с пригородками, Села да с приселками. Но на это мой родитель не окинулся, А прочь подальше отодвинулся. Восхвалять-то стал больший сват Младого сына отецкого, Что на походочку есть щепетливый, На разговорушки учтивый, Его доброе хоромное строеньице Сорок сажень вверх подынуто, И светлые есть светлицы, И стольные есть горницы. И на это мой родитель не окинулся И не сменял моей бажоной вольной волюшки. Но лукав был злодей большой сват: Он близешенько к родителю двигается, Низешенько ему да поклоняется, Сам сулить ему да засуливает Сорок ведер зелена вина, Сорок бочек пива пьяного. На то мои родители окинулись, Променяли мою вольную – то волюшку Как на этое на сладко зелено вино, Как на этыя на вины малы чарочки Пропились да промоталися, Прогуляли мою волюшку. (Петразаводский уезд). (продолжение)
сговор После рукобитья в избу приглашали просватанную девушку, которую с этого момента называли невестой, а парня – женихом. Им сообщали о том, что рукобитье состоялось. Все присутствующие становились на колени и молились. Затем жених и невеста целовали икону и друга. После их благословляли родители. Иногда молодые обменивались кольцами – обручались. Вот как происходил обряд «обручения» в Казани. Затем лицо невесты «занавешивали» платком. Этикет требовал, чтобы невеста препятствовала повязыванию платка, выражая сильное горе. Потом невеста начинала вести свои плачи – причитания.
Плачи-причетания невесты Ты радельница мой батюшка Ты радельница матушка И что у вас за пир идет За веселые за празднички Али пропили меня молоду Вы за чару зелена вина И вы не дали мне молоде И вы не дали нагулятися В красоте моей во девичей Отдаете меня молоду На чужую дальнюю сторону Ко чужому отцу с матерью Ко чужому роду племени
Плачи причетания подругам: Вы голубушки мои белые Мои милые подруженьки Об чем я вам побью челом Понизехоньку покланяюсь: Неоставте меня молоду Неоставте голубушки Проводите меня молоду На чужую сторонушку.
Ответ подруг Отставала лебедь белая Прочь от стада лебединого, Приставала лебедушка К стаду ко серым гусям Начали гуси гоготати А белая лебедь кликати: Не щиплите-тко вы серы гуси Не сама я к вам залетела Не своею охотою Занесло меня водой полою Водой полою холодною Отставала наша Аннушка ( Владимирская губерния Переславский уезд)
После обряда жених договаривался со священником о дне венчания. До этого дня священник должен был трижды оповестить с церковного амвона о вступающей в брак паре. Сговор и рукобитье ставили точку на переговорах: отказ от свадьбы с этого момента считался невозможным и рассматривался как страшный грех.
Погляды Родители и близкие родственники девушки приходили в дом парня, чтобы выяснить как он живет. Этот был обряд «погляды» и проходил он обычно через тричетыре дня после смотрин девушки. Смотреть хозяйство (место) ездили всюду и всегда отец невесты. Нет отца – старший брат, дядя, - словом, глава дома. Когда один, когда и с матерью. «По всему дому ходили. Хлеб смотрели: много ли? Много ли лопотья суконного, кошули есь ли да визитки? » . Приезд гостей всегда обставлялся очень торжественно. Их принимала вся семья жениха. Гостям показывали все хозяйство. Если родители хорошо знали друга, то обряд носил чисто форменный характер.
После сговора «Затем шла предсвадебная неделя: завершение шитья приданого в доме невесты; поездки ее прощаться с родными; прощанье невесты на могилах с умершими близкими; поездка невестиной родни в дом жениха — знакомиться с его хозяйством и бытом семьи; оповещение о свадьбе всей деревне — подруги невесты ходили по улицам; в доме невесты-вечеринки для молодежи. Все это сопровождалось песнями, каждый раз -своими. Непременными были и присказки, шутки, загадки, рифмованные диалоги.
девчник Девушка готовилась к замужеству с помощью обрядов, которые назывались «прощание с девичеством» или «прощание с красотой» . Обряды «прощания» проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации накануне венчания – на девичнике, который устраивала невеста. Например, во Владимирской губернии собираются все родственники невесты. Как только родственники на пороге, невеста покрывается платком и каждого встречает плачем: Ты насвете мой дядюшка Не прогневайся родимый мой Что я тебя не встретила Середи двора широкова По конец мосту калинова Что печаль младу захватила Подкосились ноги скорые Опустились руки белые.
девичник Во время ужина с родственниками и подругами она становится покрытая платком по середине избы и в плаче собирает себе поезд, плач этот поется так, обращаясь к каждому из предназначенных ею поезжан: Ты насвет мой дядюшко Об чем я тебе побью челом Понизехоньку покланяюсь Проводите-тко меня молоду На чужую дальнюю сторону Ко чужому отцу с матерью.
девичник Когда после ужина все родственники разойдутся по домам, сажают за стол подруг невесты, а она садится на самом краю и плачет к подругам: Вы голубушки мои белые Мои милые подруженьки Посидитко-те голубушки Во останные во первые За столом за дубовым У радельника мово батюшка У радельницы матушки.
девичник После ужина берет за руку свою любимую подругу или родственницу, сажает рядом с собой, снимает с головы покрывало и плачет: Голубушка моя белая Моя милая подруженька Заплети-тко мне русу косу По единому русу волосу Середи моей русой косы Заплети-тко голубушка Два ножичка булатные Приехала бы сваханька Со чужой дальней сторонушки Она станет мою русу косу Расплетати развязывать Перерезала бы руки белые Теми-то ножами булатными Притупила бы ногти вострые Об замки полужоные. (Владимирская губерния) (после девичника — последняя в отцовском доме баня для невесты)
Обряд выкупа невесты Утро в семье невесты было посвящено подготовке к бракосочетанию. Все подруги ночевали у невесты, и как ударяли колокола к заутрени, то невеста, не зажигая свечи, накрывшись платком, обращалась с плачем к матери: Раздельница моя матушка Уж ты встань-ко родимая Пробудись от крепкова сна Засвети-тко ты светла огня Собери-тко ты меня молоду Ко честной славой заутрене Ко честному молебену. Потом обращалась с плачем к отцу крестному, который на эту ночь также оставался в доме невесты. Ты насвет мой крестный батюшко Об чем я тебе побъю челом Понизехоньку покланяюсь Проводи-тко меня молоду Ко честной славной заутрене Ко честному молебену. После этого плача отправлялись к заутрени; впереди шел отец крестный, за ним невеста и потом все ее подруги. После заутрени служили молебен. Выйдя из церкви, невеста покрывала голову платком и обращалась с плачем к отцу крестному, шла домой. Ты насвете мой крестный батюшко Об чем я тебе побъю челом Понизехоньку покланяюсь Ты поди-тко по тихохоньку И ты дай-ко мне молод И ты дай мне нагулятиси По селу по Большой Бремболе Во остапные во первые Во девичьей во красоте Я селом иду точно городом Я пародом-то как торжиною.
Обряд выкупа невесты Подойдя к своему дому, снова плачет: Уж и что за терем стоит Широкое подворьице И тут есть ли кому встретити. Как только невеста подходила к воротам, их отворяли отец с матерью и зайдя на двор, невеста плакала подругам, становясь лицом к воротам: Вы голубушки мои белые Мои милые подруженьки Спасибо вам голубушки Проводили вы меня молоду Ко честной славной заутрене Уж об чем-то я вас просить буду: Как придет весна красная И вы будете в лугах гулять И вы будите цветочки рвать Станете веночки вить Вы сорвите и мой цветок Вы и свейте и мне венок Занеситко-те голубушки Ко радельнице моей матушке Положила бы она мой венок Ко себе во кован ларец Через час бы поглядела Не завянет ли мой цветок Не заноет ли мое сердце Во чужих людях живучи. После этого, поклонясь подругам, шла в избу и все шли за ней. Войдя в избу и помолясь, снова плакала: Ты радельник мой батюшка Радельница матушка Была то я молода Я у ранней заутрени У честнова молебена Я молилась не склоняючи Я глядела не мигаючи И я видела молода Я свово-то суженого Об чем то я вам побъю челом Понизехоньку покланяюсь Благословите меня молоду Вы ко батюшку ко злату венцу.
Обряд выкупа невесты После этого плача подруги расходились по домам и одевшись в праздничную одежду, снова приходили в дом невесты, чтобы совершить обряд «выкупа невесты» . Обряд выкупа невесты во Владимирской губернии на Руси происходил следующим образом: как приедет за невестой поезд, то подруги перед входом его в избу садились все за стол и украсив заранее приготовленную елку лентами и зажжеными свечами, ставили на стол и пели песни невесте, а она сидела покрытая с ними же на постланной на лавке шубе. Первый входил в избу дружка и просил подруг, чтобы они вышли из-за стола. Подруги, не обращая на него внимания, продолжали петь песни и наконец говорили, что они даром место не уступят, а чтобы он прислал помоложе себя с выкупом. Тут входит жених, за ним вносят пряников и жених, подойдя к столу, говорил: «цу, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место» , потом перед каждой кладет по прянику или по два. Девушки опять не обращая внимание и на него, пели песни. Потом подходид тысяцкой (крестный отец жениха) и говорил: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу» . Ложил перед любимой подругой невесты деньги. Если этим даром довольны, то прощались с невестой, целовали ее и выходили из-за стола, а елку оставляли на столе. Елка называли красотой. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола и относила ее матери – к печке, а мать взявши елку ставила в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, а по другую ее сторону садились сваха женихова и невеста начинали плакать в последний раз:
Как не пава по заполью ходила Не златыя перья ронила Завели-то меня молоду За столы за дубовые И за скатерти бранные Ты радельница моя матушка Ты послушай родимая Что я буду тебе рассказывать: По правую сторонушку У меня у младешеньки Точно зимушка холодная А по левую сторонушку Морозы трескучие Впереди меня молодой Что мятель метет Снег в глаза несет Не дает-то мне молодой Не дает свету видети. Потом обращалась жениховой свахе: Ты приезжая моя свахынька Ты зачем ко мне приехала И ты как про меня проведала Не в полях-то мы с тобой гуляли Не работушку работали Не расплетай-ка мне голубушка Не расплетай мою руссу косу Не обрывай-ко ты крупень жемчуг Не выплетай ты ленту алую. Венчальное утро в доме невесты
Венчальное утро в доме невесты В это время сваха расплетала ей косу, гостей угощали, а подруги пели к поезжанам песни и давали им деньги. Вскоре после этого выводили невесту из-за стола и начинали одевать к венцу, а она плакала: Ты голубушка моя белая Моя милая тетушка Об чем-то я тебя просить буду Не княжна-то я не боярыня Не слуга ты моя верная Потрудись-ко ты голубушка Подай-ко ты мне цветно платье На мои плеча могучие, Цветным оно цветнехонько К моему сердцу холоднехонько. (Владимирская губерния) Интересно происходил обряд «выкупа невесты» в Повенецком узде. За тем родители благословляли невесту и жениха и свадебный поезд отправлялся в церковь.
Выкуп невесты
Приезд жениха в дом невесты когда приезжают дружки и жених. В отличие от грустного, а иногда и драматического тона причитаний свадебные песни были эмоционально очень разнообразны. В них и веселье, светлые образы, праздничные приемы поэтики и спокойная интонация. Кульминационный момент в доме невесты — благословение родителями будущих молодых перед венчанием. До этого в доме жениха появлялся дружка со всеми поезжанами, и при них жених принимал благословение от своих родителей. Громы-то прогрянули, Часты дождички пробрызнули, Благословляется чадо милое У своего родимого ботюшки, У своей родимой матушки: Благослови-ко, родимый батюшка! Благослови-ко, родимая матушка! Во путь меня, во дороженьку, Во церковь Божию-матушку Ко звону колокольному, —
венчание несомненное влияние на музыкальный свадебный фольклор, постоянно впитывавший что-то от духовной музыки. Выход молодых из церкви — тоже этап свадебного празднества, доступный всем. К свадебному поезду присоединяются новые лпоют девушки в доме жениха. Когда празднично украшенный свадебный поезд подкатывал к дому невесты, здесь их уже ждало много односельчан разных возрастов. Местами девушки в доме прятали невесту в своем кругу, требуя выкупа; в других местах было принято запирать или заваливать ворота перед выездом поезда в церковь — жених тоже должен был откупиться и т. п. А песни между тем продолжали звучать — теперь уже о том, как звонят колокола: «Ой, от Москвы чуть до Вологды, да чуть до славного Питера. . . » В церкви набиралось множество народа: наступал главный момент свадьбы — венчание. Ведь в глазах всех только церковное венчание означало вступление в брак. Вид у жениха и невесты был поистине княжеский (в песнях их величали князем и княгинею), особенно после того, как священник надевал на них высокие венцы, подобные коронам. Вот уже священник возводит их на амвон, и они стоят у самых царских дверей, перед иконами, которыми благословили их родители, поставленными на время венчания на алтарный иконостас. Рядом с ними, на клиросе, певчие поют уже «многие лета» новобрачным —заключительную часть чина венчания. Пение, сопровождавшее церковный чин венчания, особенности местных распевов включали многие элементы народных песен. С другой стороны, церковная певческая культура оказала ица, другие стоят по пути. Целый цикл песен относится к «встрече от венца» . Но самая большая серия свадебного фольклора — величания на свадебном пиру , после возвращения из церкви: новобрачным вместе и по отдельности, тясяцкому, свахе и свату, дружке, священнику (если он принимал участие в пире), гостьям- девушкам, гостям-парням, женатым гостям, вдове -словом, каждому.
Свадебный пир Одним из важных обрядов на свадьбе был свадебный пир. Новобрачных называли «князем и княгиней» , сажали на почетное место под иконами. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства. Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде и питью. В знак запрета миску ставили пустой, столовые приборы связывали красной лентой. Этот свадебный обряд объясняется древним мифологическим представлением о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми родственниками, так как пока не относились к ним. В Пермской губернии старинный свадебный обряд сложен по другому. Молодые пермяки в знак единодушия ели одной вилкой и одной ложкой одновременно, пили из одного стакана. У богатых за каждым кушаньем бывает круговая подача вина, у людей среднего достатка - через кушанье, у бедных – три раза. Молодые сами угощались вином. Для этого за каждой круговой вставали на ноги: молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. За каждой новой круговой, гости не пили до тех пор, пока молодые не выпивали вина. При каждой подаче, гости поздравляли с законным браком, целовали и дарили деньги. Ужин состоял из рыбного пирога, студени, щей, трех жарких (бараньей лопатки, утки, индейки) и челпана. В постные дни – пирог, судак с уксусом, уха, кисель, мед и челпан. Интересно было требование дружки следующего кушанья по окончании прежде подданного: «Отец родимый! Мать родимая! У нас князь молодой, сокол ясный, с княгиней – молодицей, сидят за столом дубовым и скатертью шитой – бранною и тысяцкий воевода – просят перемену. Поднашивай!. Нет перемены – челпан на стол, поклон воздай! Мы от хлеба соли сыты, от пива и браги пьяны и веселы. Что в руках вожено, во двор пущено, что есть в печи, все носи на плече. Вы не можете, мы дружки подскочим и поможем.
Обработка одной из свадебных песен Песня, которой величали новобрачных. Записана она от двадцатилетней девушки в деревне Сура Сурского района Архангельской области. Исполнялась на свадьбе, разумеется, хором.
Песня: Славен город, славен город Да на возгорье, да на возгорье! Звон-от был, звон-от был У Николы колоколы, у Николы колоколы! Славна была, славна была У Александра дочерь, у Александра дочерь, Славна росла, славна росла У Тимофеича большая, у Тимофеича большая. Сватались на Марьи, сватались на Марьи Трое сватовья, трое сватовья, Трое большое, трое большое. Первое сватовье, первое сватовье Да из Новогорода, да из Новогорода. Другое сватовье, другое сватовье Да из славной Москвы, да из славной Москвы, Третье сватовье, третье сватовье Да из славной волости, да из славной волости, Из славной волости, из славной волости, С волости со Слуды, с волости со Слуды. Олексий-от молод князь, Молод князь-от Потапьевич, молод князь-от Потапьевич. Ездил в город. Олексий-от молод князь, Ездил в новый, повыездил, ездил в новый, повыездил. Красных девок повысмотрел, красных девок повысмотрел, Сужену Марью повыприглядел, сужену Марью повыприглядел, Разумаобычая, разума-обычая повыведал, Сам он говорит — только выславился. У добрых отцей, у добрых отцей Сыновья были добры, сыновья были добры, У хороших матерей, у хороших матерей Дочери хороши, дочери хороши. Сын-от Олексей, сын-от Олексей Потапьевич, Дочерь-то Марья, дочерь-то Марья Александровна, Она тонехонька, она тонехонька, Личушком она белехонька, личушком она белехонька, Она белехонька, она белехонька, Белехонька да румянехонька, белехонька да румянехонька. Ясны очи ясней сокола, ясны очи ясней сокола, Черны брови черней соболя. Ягодницы как маков цвет, Походка у ней все повинная, Разговоры у ней лебединые!
Спасибо за внимание!!!!!!!
Свадебные обрядовые песни русского народа.pptx