Сущность явления политическая культура элиты.pptx
- Количество слайдов: 15
СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭЛИТЫ»
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 6. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ
1. ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБ. /А. Ю. МЕЛЬВИЛЬ (И ДР. ). – : МОСКОВСКИЙ М. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РОССИИ, ПРОСПЕКТ, 2009. 2. ГАДЖИЕВ К. С. ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. – М. : ЛОГОС, 2001. 3. Г. АЛМОНД. « РАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» С 4. « 26 ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» . // " ПОЛИС", 1993, № 1. 5. РУДОЙ В. В. , ПОНЕДЕЛКОВ А. В. , СТАРОСТИН А. М. , ШВЕЦ Л. Г. «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИДЕОЛОГИЯ, ЦЕННОСТИ, ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ» 6. АШИН Г. К. , ПОНЕДЕЛКОВ А. В. , ИГНАТОВ В. Г. , СТАРОСТИН А. М. . ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТОЛОГИИ. -М. , 1998 7. КРЫШТАНОВСКАЯ О. В. АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ. — ЗАХАРОВ, 2005. М. : 8. МАРТЫНОВА М. Ю. МОНОГРАФИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX ВЕКА» , 2001 Г. 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ЭЛИТОЛОГИИ» О. В. ГАМАН-ГОЛУТВИНА. ПОЛИС № 3, 2000 Г. 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ РОССИИ: ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ. ГАМАН-ГОЛУТВИНА О. В. . «РОССИЯ 21 ВЕК» № 2, 2004 Г. 11. РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Ч. 2. О. В. ГАМАН-ГОЛУТВИНА. ПОЛИС, 2006, № 2 -3 12. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ О. Г. ЗЕВИНА, Б. И. МАКАРЕНКО
• Характеристики элиты в России 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Слово культура в переводе с латинского означает « возделывание» , «взращивание» . Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята известным американским политологом Г. Алмондом в статье «Сравнительные политическое системы» , опубликованной в 1956 г. Г. Алмонд выделил два уровня анализа политической системы: институциональный (традиционно определяющий институты и их функции, нормы, механизмы работы государства) и ориентационный (описывающий особые формы отношения людей к различным политическим объектам). С помощью ориентационного анализа и был охарактеризован особый класс политических явлений – политическая культура, которая соединяет институциональный и реальный уровни функционирования политической системы.
«Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой. Есть два момента, которые необходимо отметить в связи с понятием политической культуры. Во первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура» . Г. Алмонд. «Сравнительные политические системы» . В настоящее время в политологии сложились три основных направления в истолковании политической культуры. Одна группа ученых, придерживающихся определения данного Алмондом, отождествляют политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Вебра и др. ) в мире политики. Другие политологи видят в политической культуре выражение нормативных требований (С. Уайт) или совокупность образцов поведения человека в политике (Д. Плейно). Представителями третьего подхода культура понимается как способ, стиль политической деятельности человека, который предполагает воплощение его убеждений, идеалов, принципов в поведении, – И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум.
Политическая культура совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества. Ценностные ориентации создают своего рода идеальный тип политической деятельности человека. Но человек не всегда может вести себя в соответствии со своими убеждениями, поэтому в общем политическая культура содержит в себе противоречия между идеальными и практическими формами существования и на уровне личности, и на уровне целого государства. В качестве основы политической культуры выступают ориентации на политическую систему и ее части. Г. Алмонд выделил три вида ориентаций: личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях); аффективные(чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев).
2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ идентификация показывает потребность человека в осознании своей групповой принадлежности, в определении оптимальных способов участия в выражении своих интересов. ориентация характеризует стремление человека к пониманию собственных возможностей для реализации прав и свобод в конкретной политической системе. предписание дает понимание приоритетности каких то норм и ориентаций, обуславливающих направленность и границы человеческого поведения. социализация выявляет обретение человеком навыков и свойств, которые позволяют ему реализовать свои гражданские права, политические функции и интересы. интеграция (дезинтеграция) обеспечивает группам возможность сосуществования в рамках политической системы, сохранении целостности государства, и линии его поведения с обществом. коммуникация показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых стереотипов, символов и других средств информирования и общения. При нестабильной ситуации некоторые функции могут сворачиваться или прекращаться. При кризисе например, снижается коммуникативная способность норма государственной жизни, а следовательно обостряются споры и различные конфликты.
3. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В основании типологии политических культур лежат различные факторы: своеобразие стран и регионов (Алионд, Верба); открытость и закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Шварценберг); идеологические различия (Е. Вятр); специфика различных политических систем (Г. Экстайн); поведенческие и культурные особенности поведния человека (Дуглас); целостность культурных компонентов (Каванах); типы ориентации граждан в политической игре (Д. Элейзер); отличия в деятельности элитарных и неэлитарных слоев и др. Наиболее распространенная классификация Алмонда и Вербы была опубликована в работе «Гражданская культура» (1963 г. ). Они выделили три «чистых» типа политической культуры: подданническая, где присутствует сильная ориентация на политическое институты, но не высокий уровень индивидуальной активности граждан; приходская, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе, и отсутствуют ожидания от ее функционирования; партиципаторная (участническая), которая показывает заинтересованность граждан в политическом участии и проявлении ими соответствующей активности. Так же по степени освоения ценностей и норм политологи выделяют поляризованную и консесуальную политические культуры. При поляризованной культуре субкультуры отличаются явным несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения, элиты и электората. Консенсуальная политическая культура характеризуется высокой степенью сплоченности граждан вокруг ведущий ценностей, целей государства и общественные формы участия населения в политике.
4. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite лучший, отборный, избранный. Парето в 1897 г. ввел в научный оборот термин "элита". Моска в 1881 г. сформулировал теорию правящего класса. Парето определял элиту как людей, "занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества". Парето наделяет тех, кто входит в элиту, "незаурядными качествами, которые и обеспечивают ей власть". Автор понимает элиту именно как замкнутую группу, оказывающую влияние на массы. А. Сванн, Дж. Мэнор, Э. Куинн, Э. Райс: "Элиты по определению люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). В некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан. Элита те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролирует большую часть собственности и имеют наивысший престиж". Эти авторы считают, число этих людей составляет примерно около одного процента от численности населения.
Политическая элита группа, которая концентрирует в своих руках государственную и информационную власть, принимает ключевые политические решения или непосредственно влияет на них. Эта группа внутренне дефференцирована, неоднородна, но относительно интегрирована. Политическую элиту отличают, как правило, более высокие с остальной частью общества профессиональная подготовленность к выполнению управленческих функций, организованность и активность, высокий социальный статус. В политическую элиту входят представители политических партий, органов власти, общественных организаций, политические лидеры и активные в политическом отношении представители экономической и культурной элиты. Критерием эффективности деятельности политической элиты является не количество затраченного времени и труда, на что чаще всего ссылаются политические лидеры и государственные чиновники, а достигнутый уровень прогресса, благосостояния своего народа, обеспечения политической стабильности и национальной безопасности. Характерными чертами политической элиты являются следующие: это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ По отношению к власти выделяют: правящую элиту; неправящую или контрэлиту. По уровню компетенции: высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная. По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита (квазиэлита); антиэлита. Выражаемые интересы: Профессиональные Демократические Этнические Религиозные
6. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация интересов различных социальных общностей; отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии конституции, законов и т. п. ); создание механизма воплощения политических замыслов; назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров. (программ, доктрин, Важнейшая функция политической элиты является выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения.
7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ Основные черты российской политической культуры. 1. Эта культура носит отчетливый «государственнический» характер. Большая часть российского общества верит в «благодетельность» государства и связывает с ним свои надежды на будущее. 2. Если судить об установках на экономическое и общественно политическое развитие, общество также остается переходным. 3. В социальных установках политической культуры начался качественный сдвиг: все большее число россиян под социальной справедливостью понимают не «уравниловку» , а равенство возможностей и правовую защищенность. 4. Наличие прагматичного подхода к Западу – с подозрением в недоброжелательности, но с готовностью заимствовать у него лучшее, сотрудничать, не допускать острой конфронтации. 5. Отсутствует устойчивая традиция участия основной массы населения в политической жизни.
Сообщество политически влиятельных лиц в России распадается на две группы представители властных структур ( «бюрократы» ) и «свободные худож ники» , вольные стрелки» « ( «лидеры» ). Первая группа, безусловно, доминирующая, включает глав исполнительной, законодательной и реже судебной ветвей региональной и муниципальной власти, руководите лей региональных силовых и специальных структур, территориальных органов федеральных ведомств, федеральных округов и т. д. Вторая группа представители политических партий и общественных движений; лидеры общественного мнения; руководители государственных СМИ и важнейших учреждений науки, культуры, образования; представители духовенства.
Структура и деятельность современных российских элит напрямую связана с их положением и влиянием, определяемым принадлежностью к тем или иным политическим, экономическим, культурным институтам. Элитное расположение в обществе, обусловленное приоритетным социально политическим и финансово экономическим статусом, также поддерживается системой влияния на общество. Это влияние базируется на идеологии и ценностных концептах. Черты политической культуры элиты в России: Ограниченность и узость интересов, установок элиты, ее неготовность взять на себя руководство; Преобладание статусных позиций над личными проявлениями; Ориентация на нормы политической жизни и образцы поведения западных элит.