Сущность спора и варианты его протекания.ppt
- Количество слайдов: 20
Сущность спора и вариант его протекания Выполнили: Верещагина Валентина Овчинникова Мария СКР-402
n Спор - это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины.
n В. И. Андреев в книге «Конфликтология: искусство спора, « ведения переговоров, разрешения конфликтов» предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее: Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
В. И. Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссииспора: n Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.
n Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.
n Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.
n Софи зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, зм умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость» ) — ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным.
Примеры софизмов Полупустое и полуполное Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное. n
n Самый простой пример софизма: все преступники – это люди, Петров – человек, следовательно, Петров – преступник
Чётное и нечетное 5 есть 2+3 ( «два и три» ). Два — число чётное, три — нечётное, выходит, что пять — число и чётное и нечётное. Пять не делится на два, также, как и 2+3 , значит, оба числа нечётные. n
Не знаешь то, что знаешь — Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить? — Нет. — Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? — Знаю. — Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь. n
Лекарства Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. n
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего. n
Рогатый Есть ли у тебя то, что ты не терял? Конечно есть. Ты рога не терял, значит они у тебя есть. n
n Пример, как два софиста решили запутать простого человека по имени Ктисипп. : «Скажи-ка, есть ли у тебя собака? » - «Есть и очень злая» , - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее щенята? » - «Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака? » - «Да» - «Что ж, эта собака твоя? » - «Конечно» - «Значит, этот отец - твой, следовательно, твой отец - собака и ты - брат щенят»
Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим. Суть данного спора заключается в оперировании авторитетами и должностными положениями: врач сказал - в морг, значит – в морг. n
n n Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение. Схема такого спора выглядит примерно так: может быть, я неправ, но ведь он-то негодяй и халтурщик, значит, мои доводы куда лучше.
n Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.
n Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.
Спасибо за внимание!