Скачать презентацию Сущность категорий доверие доверительные отношения их Скачать презентацию Сущность категорий доверие доверительные отношения их

Suschnost_kategory_doverie__doveritelnye_ot.ppt

  • Количество слайдов: 46

Сущность категорий «доверие» , «доверительные отношения» , их роль в социально-педагогической и социально-психологической деятельности Сущность категорий «доверие» , «доверительные отношения» , их роль в социально-педагогической и социально-психологической деятельности ТЕМА 2

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие» . 2. Доверительные отношения в системе «человек – человек» . Доверие в межличностных отношениях. 3. Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе (Т. П. Скрипкина). Соотношение понятий доверие и недоверие (А. Б. Купрейченко). 4. Доверительные отношения на каждом возрастном этапе становления личности ребенка. Доверчивость как свойство личности.

ВОПРОС 1 «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская ВОПРОС 1 «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие»

ДОВЕРИЕ • традиционно рассматривается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми; • рассматривается ДОВЕРИЕ • традиционно рассматривается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми; • рассматривается в философии в реально существующих взаимоотношениях между людьми и связаны с нравственными нормами

Т. П. Скрипкина • под доверительными понимаются отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных Т. П. Скрипкина • под доверительными понимаются отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных взаимных обязательствах; • обязательства соотнесены с требованиями, выработанными в течение длительного времени развития человечества и предъявляемыми обществом к личности

ВЕРА • традиционная наука продолжительный период времени рассматривала веру с позиций религиозного мировоззрения как ВЕРА • традиционная наука продолжительный период времени рассматривала веру с позиций религиозного мировоззрения как «глубинную установку теистического сознания, предполагающую верность и доверие к Богу»

ВЕРА • 1. Убежденность, уверенность в ком либо, в чем- либо; • 2. Убежденность ВЕРА • 1. Убежденность, уверенность в ком либо, в чем- либо; • 2. Убежденность в существовании Бога; • 3. То же, что и религия

 «Belief-вера» • это вера во что-то или в кого-то – чувство, что-то или «Belief-вера» • это вера во что-то или в кого-то – чувство, что-то или кто-то является реальным или действительным; • доверие или уверенность в чем-либо, ком-либо; • религия или что-либо, проповедуемое как часть религии

 «Faith-вера» • • вера во что-то или в кого-то; доверие, абсолютная уверенность; глубокая «Faith-вера» • • вера во что-то или в кого-то; доверие, абсолютная уверенность; глубокая религиозная вера; религия

 «Trust-доверие» • доверие к кому-то или к чему-то; • это вера или желание «Trust-доверие» • доверие к кому-то или к чему-то; • это вера или желание верить в возможность положиться на доброжелательность, силу, способности и т. д. кого-либо, чего-либо; • соглашение, в соответствии с которым группа людей или организация распоряжается деньгами или собственностью, принадлежащей кому- либо, и использует их для его блага.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80 -90 гг. • вера противопоставляется научному знанию, т. е. , вера ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80 -90 гг. • вера противопоставляется научному знанию, т. е. , вера начинается там, где заканчивается знание; • вера определяется «как центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка» • в гносеологии: «принятие какого-либо знания без непосредственного эмпирического и рационального обоснования»

Современный философский словарь (1996 г. ) «Фэйтх-вера» : • духовная способность человеческой души непосредственно Современный философский словарь (1996 г. ) «Фэйтх-вера» : • духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия, интуитивно постигать сущность; • подлинное начало человеческого познания и прямой источник информации о мире в целом и крупных сферах бытия.

Современный философский словарь (1996 г. ) «Билиф-вера» : • сопряжена с с противопоставлением «я» Современный философский словарь (1996 г. ) «Билиф-вера» : • сопряжена с с противопоставлением «я» внешнему миру; • начинается с субъективной чувственной достоверности, то есть с доверия к данным собственных ощущений и восприятия; • обнаруживается в структуре рационального познания, связана с образами сверхчувственной реальности (эталоны, идеалы культуры, авторитетные свидетельства и т. д. )

Развитие представлений о вере • «верую, ибо абсурдно» (К. С. Ф. Тертуллиан, 160 -220 Развитие представлений о вере • «верую, ибо абсурдно» (К. С. Ф. Тертуллиан, 160 -220 гг. ); • «верую, чтобы понять» (Августин Блаженный, 354 -430 гг. ); • «понимаю, чтобы верить» (А. Кентоберийский, 1033 -1109 гг. )

Иммануил Кант • вера выступает как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо; • Иммануил Кант • вера выступает как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо; • вера является субъективным оправданием возможности достижения цели, ее реализации в процессе деятельности; • одним из первых назвал веру необходимым условием, связывающим деятельность с поставленной целью

Эрих Фромм • человек не может жить без веры и связывает веру с чувством Эрих Фромм • человек не может жить без веры и связывает веру с чувством безопасности, надежности самого человеческого существования; • разделяет веру на рациональную и иррациональную

Эрих Фромм • иррациональная вера – убежденность, подчиненность кому-либо или чему-либо авторитетному; • рациональная Эрих Фромм • иррациональная вера – убежденность, подчиненность кому-либо или чему-либо авторитетному; • рациональная вера – это независимость убеждений, основанных на продуктивном собственном наблюдении и размышлении, базируется на личном опыте и убеждениях человека, т. е. фактически это вера в самого себя

ВЕРА ДОВЕРИЕ В основе лежит акт принятия В основе находится акт состояния Не нуждается ВЕРА ДОВЕРИЕ В основе лежит акт принятия В основе находится акт состояния Не нуждается в опытной проверке Связано с возникающим при взаимодействии ценностным отношением Отношения S-О-S´ К изменению сознания приводит отождествление субъекта с содержанием веры, Отношения S-О Предполагающая неустранимую дистанцию близость Содержание становится сущностью верующей личности Наполнено содержанием, к которому можно лишь относиться, но невозможно принять Признаваемую истину человек воспринимает как нечто вечное, лишь сегодня актуализированное Доверие имеет начало во времени, но доверяющий отождествляет его с началом соприкосновения Важнейший механизм социализации личности через отождествление субъекта с содержанием установки на веру Соотношение субъективного и объективного, позволяющее человеку целостно воспринимать себя в мире

ВЫВОД • Вера осуществляет функцию моделирования целостности бытия, поскольку является неотъемлемой частью творческой активности ВЫВОД • Вера осуществляет функцию моделирования целостности бытия, поскольку является неотъемлемой частью творческой активности личности и важным условием ее развития; • Доверие выступает как относительно самостоятельная часть веры, где субъект и объект неотождествляемы, принципиально несоединяемы; несоединяемы • Традиционное философское отношение к доверию как к этической категории морали позволило говорить о доверии в сфере общения и взаимодействия людей; • Некоторые философы выделяют также доверие к себе.

ВОПРОС 2 Доверительные отношения в системе «человек – человек» . Доверие в межличностных отношениях ВОПРОС 2 Доверительные отношения в системе «человек – человек» . Доверие в межличностных отношениях

60 -70 -е годы прошлого века за рубежом М. Дойтч определял доверие через отрицание: 60 -70 -е годы прошлого века за рубежом М. Дойтч определял доверие через отрицание: доверие не есть принудительная вера с целью избежания большего зла; не является доверием общественный конформизм, то есть проявление доверия только под влиянием группы; нельзя назвать доверием наивность, когда доверительное поведение становится следствием неспособности личности оценить негативные стороны другого человека; с доверием не следует отождествлять импульсивность, слепую веру или рискованное поведение. Он называет это проявлением псевдодоверия. . псевдодоверия

Ситуационный аспект доверия • личность имеет бóльшее доверие к какойлибо ситуации, когда ее прогнозирует; Ситуационный аспект доверия • личность имеет бóльшее доверие к какойлибо ситуации, когда ее прогнозирует; • личность по-разному воспринимает поощрения и наказания в зависимости от своего отношения к объекту воздействия; • существенными факторами, порождающими доверие, является готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми.

Механизм появления доверительной позиции • готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми; Механизм появления доверительной позиции • готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми; • личность использует возможность установления контактов с другим человеком, общения и единения с ним; • количество и качество контактов позволяют партнерам взаимодействия воспринимать такие важные черты доверительных отношений, как намерение, компетенция и возможности выполнения взаимных ожиданий; • в процессе взаимодействия обе стороны открыто демонстрируют свои намерения и ожидания, касающиеся взаимного доверия.

 • доверие служит средством повышения активности субъектов взаимодействия, а отсутствие доверия снижает их • доверие служит средством повышения активности субъектов взаимодействия, а отсутствие доверия снижает их возможности в этом направлении; • слишком высокий уровень доверия может иметь негативные последствия в экстремальных или сложных ситуациях, в таких случаях лучше полагаться на себя; • не всегда возможно некритическое восприятие, апробирование любой поступающей информации; • требование от партнера дополнительных «подкреплений» его честных намерений снижает эффект роста доверия; • на установление ДО оказывает влияние частота поступающей информации, ее точность, и, особенно, – открытость партнеров, их готовность к взаимодействию.

Ю. Роттер • уровень межличностного доверия зависит от того, имел ли предшествующий опыт людей Ю. Роттер • уровень межличностного доверия зависит от того, имел ли предшествующий опыт людей положительное или отрицательное подкрепление; • формирование базового доверия становится фундаментом возникновения доверчивости как свойства личности и доверия к себе

Ю. Роттер • выделил позитивные и негативные стороны влияния доверия или недоверия на личность, Ю. Роттер • выделил позитивные и негативные стороны влияния доверия или недоверия на личность, на ее отношение к посторонним; • люди, проявляющие доверие как черту личности, менее склонны в обману, реже совершают противоправные поступки, нацелены на то, чтобы дать другим людям шанс для исправления, даже в том случае, если пострадали от них; • люди, проявляющие высокий уровень доверия, чаще ощущают себя счастливыми, менее конфликтны. Такие люди проявляют симпатию к другим. В свою очередь, другие воспринимают их как достойных доверия лиц.

Ю. Роттер • на проявление доверия (недоверия) оказывают влияние не только обобщенные ожидания (доверчивость Ю. Роттер • на проявление доверия (недоверия) оказывают влияние не только обобщенные ожидания (доверчивость как свойство личности); • предполагает наличие так называемых специфических ожиданий, возникающих в результате соприкосновения человека с определенными людьми, группами или ситуациями, с которыми личность имела отношения в прошлом и в которых она уверена; • ставит вопрос о том, что же в действительности оказывает влияние на доверительное поведение человека: его личностные качества, средовые ожидания или ситуации, в которые личность попадает в течение жизни.

Е. Бетти • одни и те же люди проявляют различный уровень доверия в школьных Е. Бетти • одни и те же люди проявляют различный уровень доверия в школьных и в профессиональных ситуациях, в отношениях с друзьями. Вывод: вместо развития одномерного доверия вообще, личность развивает разные стороны доверия к различным людям и ситуациям, например, к врачам, учителям, клиентам и так далее.

Третье направление • при изучении проблем доверия акцентируют внимание на проблеме соответствия ожиданиям другого Третье направление • при изучении проблем доверия акцентируют внимание на проблеме соответствия ожиданиям другого человека; • наблюдая за другим человеком и его поведением, мы оцениваем его с позиций доверия – недоверия, приписывая его личности определенные значимые для нас качества или констатируем их отсутствие; • большую роль уделяют механизмам социальной перцепции: констатируется тесная взаимосвязь между поведением человека и его восприятием другими людьми.

Отношение • общенаучная категория, выступает элементарной частицей, способной соединить несоединимое, и объединяет воедино различные Отношение • общенаучная категория, выступает элементарной частицей, способной соединить несоединимое, и объединяет воедино различные стороны познания – обыденную, естественную, философскую, религиозную

Отношение • в философии – характеризует определенные взаимозависимости элементов определенной системы; • в структуре Отношение • в философии – характеризует определенные взаимозависимости элементов определенной системы; • в структуре жизненно значимых отношений личности – отношение к миру, отношение к другим людям и отношение к себе

Отношение В психологии: • как «связь, зависимость» , а значит – как взаимоотношение, общение Отношение В психологии: • как «связь, зависимость» , а значит – как взаимоотношение, общение (т. е. отношение с …); • как мнение, оценка, социальная установка, ценностная ориентация (т. е. отношение к …).

 «Теория отношений» В. Н. Мясищева • отношение – одна из форм отражения человеком «Теория отношений» В. Н. Мясищева • отношение – одна из форм отражения человеком окружающей действительности; • формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения ею на сознательном уровне социальных, объективно существующих в обществе, отношений к разным сторонам мира

Общение (Т. В. Сенько) • процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и Общение (Т. В. Сенько) • процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и социальнопсихологические отношения, интегрирующиеся в межличностных отношениях

Отражение • раскрывает идеальную сторону общения; • способ или форма общения и отношений, т. Отражение • раскрывает идеальную сторону общения; • способ или форма общения и отношений, т. е. особенностей поведения, которые человек демонстрирует по отношению к другим людям; • эти отношения эмоционально окрашены и интегрируются в различные групповые эффекты взаимодействия и взаимоотношений

Взаимоотношения • отражают субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах; • Взаимоотношения • отражают субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах; • отличительная черта – наличие взаимности, ответного отношения; • основываются на определенных побуждениях, включают то или иное поведение, имеют чувственноэмоциональную окраску; • предполагают познание субъекта отношений, а также проявление воли.

А. А. Бодалев, А. Н. Сухов • доверительные отношения связаны с доверительным общением; • А. А. Бодалев, А. Н. Сухов • доверительные отношения связаны с доверительным общением; • доверительным называется общение, при котором человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая разные стороны своего внутреннего мира; • доверительное общение приобретает форму однонаправленного процесса передачи информации от субъекта взаимодействия к объекту.

Признаки доверительного общения • прочность установленного контакта; • отсутствие жесткого контроля в процессе контакта; Признаки доверительного общения • прочность установленного контакта; • отсутствие жесткого контроля в процессе контакта; • искренность; • уверенность в неиспользовании полученной информации во вред; • значимость раскрываемого собеседнику материала, степень доверия к партнеру; • наличие психологического контакта.

М. С. Каган, А. М. Эткинд • сущность процесса общения шире, чем просто факт М. С. Каган, А. М. Эткинд • сущность процесса общения шире, чем просто факт передачи или приема информации; • общение предполагает выработку «новой информации, общей для общающихся людей и рождающей общность» ; • разводят понятия «общение» и «коммуникация» (общение «порождает общность» , а коммуникация сводится к обмену информацией, предполагающую личностную обособленность ее участников); • доверительные отношения при переходе от акта безличной коммуникации к акту общения, предполагают взаимосвязь взаимодействующих субъектов в едином диалогичном процессе.

Обращение (по А. У. Харашу) • внутренне-смысловое, личностное обращение человека к человеку; • обращенность Обращение (по А. У. Харашу) • внутренне-смысловое, личностное обращение человека к человеку; • обращенность человека к другим людям характеризуется определенным коммуникативным состоянием.

Коммуникативное состояние • состояние готовности к воздействию других людей (установка, преднастройка), • готовность к Коммуникативное состояние • состояние готовности к воздействию других людей (установка, преднастройка), • готовность к коммуникативному воздействию, предрасположенность к действиям и оценкам по отношению к другим людям. Предполагает установку или преднастройку на общение как самим субъектом, так и его ожиданиями относительно другого субъекта.

Ранжирование коммуникативных состояний 1) полная закрытость, первоначально связанная с ролевой защитой; 2) дискуссионная защита, Ранжирование коммуникативных состояний 1) полная закрытость, первоначально связанная с ролевой защитой; 2) дискуссионная защита, связанная с псевдораскрытием; 3) открытая защита; 4) отказ от использования защиты, который предполагает доверительные отношения.

В. А. Сафонов • один человек доверяет другому конкретный значимый материал, т. е. доверие В. А. Сафонов • один человек доверяет другому конкретный значимый материал, т. е. доверие к партнеру носит не общий характер, а «всегда конкретно соотнесено с раскрываемым содержанием» ; • возникновение доверительного общения в каждой конкретной ситуации и доверительных отношений к каждому конкретному человеку связано со знанием черт и особенностей личности партнера, убежденности в наличии у него определенных нравственных качеств; • доверительность в отношениях может возникнуть уже потому, что собеседник располагает своим внешним видом, манерой вести беседу и т. п. к проявлению доверия; • основу доверительного общения составляет установка на доверие

Установка на доверие • общая предрасположенность, готовность к проявлению доверительности в каком-либо отношении; • Установка на доверие • общая предрасположенность, готовность к проявлению доверительности в каком-либо отношении; • отражает «потребности личности, характерологические особенности, привычки, текущее психическое состояние» , т. е. всю «совокупность внутренних условий» (С. Л. Рубинштейн); • взаимодействие сопряжено также с оценкой конкретных условий общения, которые оказывают влияние на расположенность доверия или недоверия.

ВОПРОС 3 Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие ВОПРОС 3 Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе (Т. П. Скрипкина)

ДОВЕРИЕ • представлено в рамках единой трехмерной модели, • выступает как специфический вид отношения ДОВЕРИЕ • представлено в рамках единой трехмерной модели, • выступает как специфический вид отношения к любому объекту, представленный субъекту как значимое переживание, проявляющееся в соотношении ценностных отношений к себе и миру; • выделено доверие к миру, доверие к себе и доверие к другим, • имеет двухполюсную природу и отражает взаимосвязь доверия к миру и доверия к себе.