сущность и основные черты элитарной культуры.pptx
- Количество слайдов: 10
Сущность и основные черты элитарной культуры Выполнил студент первого курса факультета философии и социальных наук Миронов А. А.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА • от франц. - отборное, лучшее • Субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. • Сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле.
Происхождение термина • Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом ( «Дегуманизация искусства» , «Восстание масс» ) и К. Манхеймом ( «Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» , «Эссе социологии культуры» ), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.
Круг норм и ценностей элитарной культуры является подчеркнуто высоким, инновативным, что достигается различными средствами • 1. Освоение новых социальных и мысленных реалий как культурных феноменов или, напротив, неприятие любого нового и “охранение” узкого круга консервативных ценностей и норм. • 2. Включение своего предмета в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что придает его интерпретации неповторимый и даже исключительный Смысл.
• 3. Создание новой, нарочито усложненной культурной семантики (метафорической, ассоциативной, аллюзивной, символической и метасимволической), требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора. • 4. Выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления) смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества элитарной культуры, “расшифровать” ее смыслы.
• Историческое происхождение элитарной культуры именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между элитарной культурой и культурой массовой в той или иной форме, неоднократно воспроизводились: например в различных религиозных конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессиональное мастерство, в религиозно-философских собраниях, в литературнохудожественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматичного лидера, ученых сообществах и научных школах, в политических объединениях и партиях.
Элитарная и Массовая культуры • Элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции
• Элитарная культура постоянно высмеивает, или обличает массовую культуру, пародирует ее, или гротескно деформирует, представляя мир массового общества и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким. В этом контексте судьбы представителей элитарной культуры рисуются трагическими, ущемленными, сломанными: романтическая и постромантическая концепции “гения и толпы”; “творческого безумия”, или ”священной болезни”, и обыденного “здравого смысла”; вдохновенного “опьянения”, в том числе наркотического, и пошлой “трезвости”; “праздника жизни” и скучной повседневности
Особенности элитарной культуры • Наличие ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» • Жесткая система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» • Индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными • Способность концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений • Создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора • Смысловая и функциональная «закрытость» , «узость» , обособленность от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз» , «хранителей тайны и веры» , что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре
Заключение • Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры.