sukkot.ppt
- Количество слайдов: 22
СУККОТ СИМХАТ-ТОРА סוכות שמחת תורה © IRINA FRIDMAN
СУККОТ /13/ ПРАЗДНИК СУКОТ СОВЕРШАЙ СЕМЬ ДНЕЙ, КОГДА УБЕРЕШЬ С ГУМНА ТВОЕГО И ИЗ ВИНОДЕЛЬНИ ТВОЕЙ. /14/ И РАДУЙСЯ В ПРАЗДНИК ТВОЙ, ТЫ, И СЫН ТВОЙ, И ДОЧЬ ТВОЯ, И РАБ ТВОЙ, И РАБЫНЯ ТВОЯ, И ЛЕВИТ, И ПРИШЕЛЕЦ, И СИРОТА, И ВДОВА, КОТОРЫЕ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. Дварим 16: 13 14 Начинается Суккот 15 го числа месяца Тишрей и продолжается 7 дней в Земле Израиля, и 8 дней – странах Диаспоры. Из них первый день (в Диаспоре – первые 2 дня) полный праздник, ( יום טוב Йом Тов), а остальные шесть дней – «праздничные дни» , отличающиеся от полного праздника тем, что в них можно делать многие из «будничных» дел, которыми не занимаются в йом тов, как раз для того, чтобы йом тов стал «полным праздником» . На иврите такой праздничный день называется חל (המועד Холь а Моэд) – в буквальном переводе: «будни праздничного периода» . (Кроме того, Тора выделяет восьмой день от начала празднования Сукот, т. е. 22 ое Тишри, для другого, самостоятельного праздника Шмини Ацерет (в Диаспоре – опять же, 2 дня: Шмини Ацерет и Симхат Тора. )
НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА • Суккот • Праздник сбора урожая • «Время радости нашей» • Религиозный праздник (связь со своей страной и со своим историческим прошлым)
ШАЛАШ /42/ В ШАЛАШАХ ЖИВИТЕ СЕМЬ ДНЕЙ; КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ В ИЗРАИЛЕ ДОЛЖЕН ЖИТЬ В ШАЛАШЕ, /43/ ДАБЫ ЗНАЛИ ПОКОЛЕНИЯ ВАШИ, ЧТО В ШАЛАШАХ ПОСЕЛИЛ Я СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, КОГДА ВЫВЕЛ ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ. Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ". Ваикра 23: 42 43 • Сука начинает строиться сразу после Йом Кипура • Число стенок сукки вытекает из строения букв слова סכה • Шалаш должен стоять только под открытым небом • Главная, наиболее важная часть шалаша его покрытие ( סכך схах). • Пригодна для использования в праздник лишь такая сука, в которой солнечных лучей меньше, чем тени.
УКРАШЕНИЕ ШАЛАША Наиболее распространенные виды украшений. Семь видов растений, которыми славится Страна Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Символы благословения: во многих общинах принято вешать в шалаше бутылочки с оливковым маслом, мукой, вином и т. п. в знак надежды, что новый год принесет с собой благословение. "Птицы": в еврейских общинах Италии и Южной Франции существовал следующий обычай: пус тые куриные яйца раскрашивали яркими красками, приклеивали к ним птичьи перья и этих красочных "птиц" подвешивали к схаху. Ковры: у выходцев из стран Востока принято завешивать стены шалаша дорогими коврами. Гирлянды и украшения из бумаги: это древняя традиция, возникшая много веков назад в еврейских общинах Европы. Связками луковиц, головок чеснока, красного перца и других овощей украшали свои шалаши евреи земледельцы в странах Европы. Виды святых городов: выражая свою любовь к родной стране, многие вешают в шалашах картины с изображением четырех святых городов Эрец Исраэль Иерусалима, Цфата, Тверии и Хеврона.
…לישב בסכה
ШАЛАШ СИМВОЛ МИРА Филон Александрийский, еврейский философ, живший в I в. н. э. в Египте, в г. Александрия, писал: "Шалаш, напоминая нам о той эпохе, когда предки наши жили в шалашах, преподает нам социальный урок: пребывая в богатстве, человек должен помнить о тех временах, когда он пребывал в бедности; в дни величия своего он обязан помнить о днях своей униженности, а в эпоху мира - об опасности войны. Жизнь в шалаше учит человека быть скромным и довольствоваться малым" ("О законах", кн. 2, параграф 208).
/16/ ТРИ РАЗА В ГОДУ ПУСТЬ ПРЕДСТАНЕТ КАЖДЫЙ МУЖЧИНА У ТЕБЯ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ, НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ ОН ИЗБЕРЕТ… Дварим 16: 16 О каких трех разах идет речь?
УШПИЗИН Традиция говорит нам, что каждый шалаш посещают во время праздника семь важных гостей ушпизин ( אשפיזין это слово и означает по арамейски "гости"). Это души праотцев нашего народа, которые приходят, чтобы благословить нас. Семеро гостей это Авраам, Ицхак, Яаков, Иосеф, Моше, Аарон и Давид.
ЧЕТЫРЕ ВИДА РАСТЕНИЙ ארבעת המינים /40/ И ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПЛОД ДЕРЕВА ВЕЛИКОЛЕПНОГО, ВЕТВИ ПАЛЬМОВЫЕ И ОТРОСТКИ ДЕРЕВА ГУСТОЛИСТВЕННОГО, И ВЕРБ РЕЧНЫХ, И РАДУЙТЕСЬ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ВАШИМ, СЕМЬ ДНЕЙ. Ваикра 23: 40 ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ • Единство еврейского народа. Мидраш говорит, что народу Израиля будет послано Избавление и он вернется в родную страну только тогда, когда в народе воцарится единство, когда все евреи будут спаяны воедино (Ялкут Шимони, Ваикра, 651). • Символ народа Израиля. Мудрецы наши говорят, что каждое из этих растений символизирует собой определенный слой еврейского народа. Этрог обладает вкусом и ароматом так и среди сынов Израиля есть люди, знающие Тору, постигшие се мудрость и исполняющие ее заповеди. Лулав (плоды финиковой пальмы) обладает только вкусом, но не ароматом так и среди сынов Израиля есть люди, знающие Тору, но не исполняющие всех се заповедей. Гадас обладает ароматом, но не имеет вкуса так и среди сынов Израиля есть люди, соблюдающие заповеди Торы, но не знающие как полагается Тору. И, наконец, арава, у которой нет ни вкуса, ни запаха, и среди сынов Израиля есть такие, что не знают Торы и не исполняют се заповедей. Всевышний не забывает, однако, ни о ком из Своих сынов и связывает их в единое целое, ибо только все вместе они составляют единый организм (Ваикра раба, 30: 11).
Этрог האתרוג х. Адас Лулав הדס לולב Выбери пригодные для Суккота растения: Арава ערבה
КНИГА «КОЭЛЕТ»
«ВЕСЕЛЬЕ ВОЗЛИЯНИЯ ВОДЫ» שמחת בית השואבה "Тот, кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот в жизни своей не видел веселья" (Сука, 5 а). «Сказал Всевышний: "Возливайте предо Мною воду в праздник, чтобы было у нас изобилие дождей в новом году"» (Рош ха Шана, 16 а). «Во всем Иерусалиме не было ни одного двора, который не был бы наполнен светом, исходящим из двора Храма, где праздновали "Симхат бейт гашоэйва"» (Сука, 5: 3).
ОШАНА-РАБА הושענא רבה
ШМИНИ-АЦЕРЕТ /35/ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ ПУСТЬ БУДЕТ У ВАС, НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ. Бемидбар 29: 35 В Шмини Ацерет не исполняют заповедей, связанных с Почему, на ваш взгляд, в сам Суккот мы Сукот, и поэтому нельзя в этот день сидеть в шалаше или не просим Всевышнего послать дождь? произносить благословение над "четырьмя видами растений". Для чего вообще необходимо читать В Шмини Ацерет читают особую молитву о дожде. молитву о дожде? Молитва о дожде читается в синагогах перед молитвой "Мусаф".
СИМХАТ-ТОРА В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл. Акафот ( «( )הקפות круги» , «обходы» ) во время вечерней и утренней службы молящиеся обходят вокруг бимы семь раз (каждый круг назван по имени одного из ушпизин); возглавляющие процессию несут в руках свитки Торы, произнося пиюты, выражающие благодарение за завершение годичного цикла чтения Торы. Праздник возник в Вавилонии в к. Х – нач. ХІ в. н. э. Одна из важнейших заповедей Симхат Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Дварим 16: 14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Бог народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).
Дети участвуют в "акафот" и ощущают себя взрослыми. В руках они держат флажки и миниатюрные игрушечные свитки Торы. В течение года детей не вызывают к Торе. Но в Симхат Тора всех находящихся в синагоге детей вызывают к свитку Торы (так называемой кол ха-не‘арим — все мальчики), а после чтения раздают сладости. Над головами мальчиков простирают таллит, и собравшиеся произносят им благословение, данное Иаковом Эфраиму и Менашше: "Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит этих отроков и да наречется на них имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они весьма на земле!" (Берейшит, 48: 16).
• В праздник Суккот меняются функции дома и шалаша. Каким образом? • Зачем, по вашему, нужны эти ежегодные хлопоты со строительством сукки? Может быть, достаточно было сохранить память о скитаниях в пустыне посредством рассказов, рисунков с изображением сукки, песен? • Перечитайте отрывки из Торы и подумайте: как мудрецы вывели из Торы, что в праздник Суккот человек должен превратить сукку в свое постоянное жилище?
1. «Суккот и Симхат-Тора» , Министерство абсорбции Израиля 2. «Суккот» , издательство «Амана» , Иерусалим, 1992 3. «Осенние праздники» , составитель П. Полонский, Иерусалим, Маханаим, 1996 4. «Праздники месяца Тишрей» , Иерусалим, Библиотека -Алия, 1997 5. Сайт «Маханаим» : www. machanaim. org 6. «Суккот» , «Симхат-Тора» Краткая еврейская энциклопедия
sukkot.ppt