Евтушенко Денис ТП 9-1.pptx
- Количество слайдов: 13
Студента группы ТП 9/1 Евтушенко Дениса Андреевича
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года в Автономной Республике Крым проживало 2024 тыс. человек, среди которых есть представители более 100 национальностей. (Справочно: по информации ГУ статистики в АРК по состоянию на 1 июня 2010 года в автономии проживает 1964 тыс. человек). Вместе с тем, полиэтничность автономии относительна, поскольку на долю трех основных этносов – русских, украинцев и крымских татар приходится почти 95% всего населения. Остальные 5% делятся между десятками других националь- ностей. Однако лишь небол- ьшую часть из них можно считать достаточно заметными этническими группами. К ним можно отнести белорусов (29, 2 тыс. ), татар Сибири и Поволжья (11 тыс. ), армян (8, 7 тыс. ), евреев (4, 5 тыс. ), азербайджанцев (3, 7 тыс. ), греков и корейцев (по 2, 8 тыс. ), немцев (2, 5 тыс. ), болгар (1, 8 тыс. ), караимов (670), крымчаков (204) и некоторых других.
Караимов и крымчаков к этой категории позволяет отнести автохтонность происхождения, высокий уровень этнической мобилизации и необходимость сохранения их культурного наследия в связи с угрозой исчезновения. В соответствии с Всеукраинской переписью населения 2001 года в Крыму проживает 670 караимов и 200 крымчаков, средний возраст представителей этих этносов составляет около 60 лет. Особенностью последних лет стало последующее расширение списка национальностей сугубо иммигрантского происхождения, в основном из числа беженцев и прежних студентов крымских вузов: арабов, афганцев, албанцев, китайцев, курдов, вьетнамцев, индусов, а также появления в этнической палитре французов (8), американцев (43), шведов (4), голландцев (8) и др. Наиболее высокий уровень многолетней этнической мобилизации свойственен крымским татарам и практически отсутствует у подавляющего большинства других этнических групп. Определенная степень активности части русского и украинского населения генерируется в основном лидерами их общественных организаций при относительно слабой активности основного большинства.
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года 77% жителей Крыма считают русский язык родным, украинский – 10%, крымскотатарский – 11%. Таким образом, часть русскоязычных намного превышает часть этнических русских. Русский язык остается основным средством общения во всех сферах общественной жизни Крыма. Воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях и образование в учебных заведениях осуществляются в основном на русском языке. В средствах массовой информации преобладают издания с русским языком, тиражи газет на украинском, крымскотатарском и других языках не превышают 5% от их общего объема. Государственная телерадиокомпания «Крым» и коммерческие телерадиокомпании основной объем передач ведут на русском языке. В Крыму из четырех государственных театров два (Крымский академический русский драматический театр им. Горького и Республиканский кукольный театр) осуще- ствляют свою работу на русском языке полностью, а Крым- ский академический украинский музыкальный и Крымско- татарский музыкально-драматический театры - частично. Из более чем четырехсот библиотек только в шести преобладает литература на украинском и крымскотатарском языках. Однако, русские общественные организации Крыма достаточно болезненно воспринимают тенденции к сокращению русского культурного и языкового пространства, видя в них элементы дискриминации, несоблюдения норм международного права. В свою очередь, украинские и крымско- татарские организации активно требуют повышения роли государственного языка в автономии и определения статуса крымскотатарского языка, открытия новых школ и классов с украинским и крымскотатарским языками обучения.
По состоянию на 01. 2011 религиозная сеть Автономной Республики Крым насчитывает 1368 религиозных организаций 50 конфессий, течений и направлений, в частности 1333 религиозных общины, 2 религиозных центра, 7 религиозных управлений, 6 монастырей и 6 миссий, 5 религиозных братств и 9 духовных учебныхзаведений. Разнообразие религиозной сети в определенной степени влияет на этноконфессиональные отношения в Крыму. Вместе с тем, наибольшее влияние на социальнополитические процессы полуострова продолжают оказывать представители двух конфессий – Православия и Ислама. Своеобразным стабилизирующим фактором можно было бы назвать деятельность межконфессионального совета «Мир – Дар Божий» , членами которого являются лидеры 8 религиозных конфессий и направлений, если бы в него вошли представители духовного управления мусульман Крыма. Отсутствие взаимосогласованных действий между двумя наибольшими религиозными конфессиями – Православием и Исламом несет за собой скрытую угрозу возникновения межэтнических конфликтов на религиозной основе. Кроме того, на этноконфессиональную ситуацию влияют внутрицерковные и внутрирелигиозные процессы в каждой из конфессий.
В Крыму в отличие от других регионов Украины, доля нехристианских религиозных организаций в религиозной сети составляет около 30% (в Украине – 4 -5%). Спецификой Крыма является и то, что продолжается процесс возвращения и обустройства крымскотатарского народа, а вместе с ним – распространение ислама, на который также как и на другие религиозные конфессии осуществляется сильное зарубежное влияние. В Крыму, как ни в одном регионе Украины, большое влияние имеет Русская Право- славная Церковь, структурным подразделением которой в каноническом отношении является Украинская Право- славная Церковь. Именно тюрко-славянский и мусульманско-православный аспекты будут продолжать играть доминирующую роль в этноконфессиональных отношениях. И в дальнейшем от этих взаимоотношений будет зависеть стабильность в крымском обществе.
В последние годы, представители зарегистрированных в 1999 – 2003 гг. автономных мусульманских общин все чаще становятся участниками разных религиозных мероприятий, которые проводят адепты религиозно политической партии «Хизб-ут-тахрир» и вахабитско-салафитских групп, что определенным образом свидетельствует о попадании таких общин в сферу влияния радикальных течений. Что касается других религиозных организаций национальных меньшинств, то кроме ислама, который исповедует большая часть крымских татар и около 20 тыс. представителей других национальностей, в автономии зарегистрировано еще 46 религиозных организаций по национальному признаку. Из них: 9 общин Немецкой евангельсколютеранской Церкви, 13 иудейских общин (ортодоксального и реформистского направлений), 7 – Армянской Апостольской Церкви, 9 караимских общин, 1 – крымчаков, 5 – общин православных греков (входят в состав Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви) и 2 общины Корейской Баптистской Церкви.
Обустройство и социально-культурная адаптация депортированных граждан остается одним из наиболее острых вопросов в сфере межнациональных отношений в Автономной Республике Крым. С момента массового возвращения крымских татар (1989 г) по состоянию на 01. 2011 года общая численность репатриантов составила около 270, 0 тыс. человек. Кроме того, по данным социологических опросов и другим источникам информации на сегодняшний день за пределами Украины остается еще около 100 тысяч крымских татар. Основная масса из них (до 80 тыс. чел. ) расселена в Узбекистане. Около 15 тыс. чел. приходится на Россию, 1, 5 -2 тыс. - на Таджикистан и Киргизию. В других регионах Украины сегодня проживает до 10 -12 тысяч крымских татар (г. Севастополь, Херсонская область и др. ), хотя по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года их количество не превышает 5 тыс. человек. Следует отметить, что в связи с трудностями обустройства в Крыму большинство крымских татар, живущих за пределами автономии и знающих о ситуации в ней, связывают сроки своего возвращения с созданием соответствующих условий (предоставле- нием жилья, трудоустройством и т. п. ). Тем не менее, очевидно, что процесс репатриации будет продолжаться в течение ближайших 10 лет в объемах от 2 до 3 тыс. человек в год. Увеличению числа репатриантов может способствовать как ухудшение общеполитической и этниче- ской ситуации в Узбекистане, Таджики- стане, так и дальнейшая стабилизация социально-экономического положения в Украине и Крыму.
В последние годы решение проблем депортированных крымских татар, армян, болгар, греков, немцев приобрело новые качественные формы. В связи с тенденцией сокращения числа репатриантов на первый план вышли вопросы не возвращения и расселения, а обустройства, социально-культурной адаптации и интеграции их в украинское общество. На начало 2011 года в Автономную Республику Крым по данным исполкомов городских советов и райгосадминистраций на постоянное местожительство вернулись и были зарегистрированы около 265 тыс. крымских татар и 4907 депортированных армян, болгар, греков и немцев. Доля депортированных граждан в составе населения Автономной Республики Крым (без г. Севастополя) на сегодня превышает 13%. На сегодня в Крыму сформировалось около 300 поселков и массивов компактного проживания репатриантов, в т. ч. 6 армянских, греческих, болгарских и немецких. Две трети из них обеспеченно водой и около 87% электроэнергией. Уровень газификации не превышает 25%. Канализационные сети и дороги с твердым покрытием практически отсутствуют. Особенно тяжелое положение с обустройством репатриантов складывается в сельских районах, где трудно найти постоянную работу.
Начиная с 1991 года в государственном, а с 1999 года и в бюджете Автономной Республики Крым отдельной строкой предусматриваются расходы на обустройство депортированных граждан, общая сумма которых составила 1259, 2 млн. грн. За счет освоения указанных средств построено и выкуплено 456, 1 тыс. кв. м. жилья, 1202, 6 км линий электропередач, 894, 2 км водопроводных сетей, 486, 8 км сетей газоснабжения, 113, 3 км дорог в щебеночном покрытии, 9 школ на 2832 уч. места и др объекты. Выполнялись реставрационные работы памятников истории и культуры. Построенные за 1991 -2010 годы, за счет государственных капитальных вложений, более 3, 6 тысяч единиц жилья и выкупленные до 2700 домов и квартир на вторичном рынке позволили обеспечить жильем приблизительно 36 тыс. человек. Кроме того, около 130 тыс. крымских татар полностью или в основном закончили строительство собственных домов или приобрели жилье самосто- ятельно. Вместе с тем, в очереди на получение государственного жилья в городских и сельских советах стоят более 7, 5 тыс. семей. 16 тыс. семей индивидуальных застройщиков из-за отсутствия средств не в состоянии завершить начатое строительство домов, хотя многие проживают в недостроенных домах или временных зданиях.
Одним из основных заданий республиканских органов исполнительной власти есть удовлетворение этнокультурных потребностей национальных меньшинств с целью свободного и равноправного развития граждан всех национальностей, которые проживают в Крыму. Важнейшим аспектом обеспечения прав национальных меньшинств является развитие образования на родных языках и возрождение национальных культур. Возможность удовлетворения образовательных потребностей является важным фактором, который влияет на социальное самочувствие граждан, обеспечивает сохранение их национально-этнической самобытности. Ввиду специфики этнонационального состава Автономной Республики Крым, а именно его полиэтничности, существует необходимость учета региональных особенностей в разработке и реализации государственной языковой политики в системе образования. В Крыму актуальным является сложное задание по обеспечению развития и функционирования украинского языка, возрождению и развитию крымскотатарского языка, сохранению болгарского, армянского, греческого, караимского и других языков национальных меньшинств. Следует отметить, что использование крымскотатарского языка как средства усвоения учебных предметов на сегодняшний день усложняется рядом факторов.
В Автономной Республике Крым 427 коллективов носят звание «народный» и «образцовый» любительский коллектив. Из них национальных - 150: украинские-42; русские-55; крымскотатарские-41; немецкие-4; греческие-2; белорусские -2; армянские, чешские, караимские и еврейские по одному. Во взаимодействии трех этнических групп – русских, украинцев и крымских татар, можно выделить ряд проблемных составляющих, основанных на разном видении путей решения вопросов социально-экономического развития региона, распределения ресурсов, а также разных внешнеполитических ориентирах. Основными проблемными вопросами являются: политико-правовые: - отсутствие правовой реабилитации депортированных по национальному признаку, - введение в правовое поле представительских органов крымских татар, - представительство в органах власти. социально-экономические: - низкий уровень социально-бытовых условий проживания репатриантов, связанный с необустроенностью массивов; - высокий уровень безработицы и ее этническая окраска; - распределение ресурсов (земля, жилье, инфраструктура). социально- культурные: - возрождение исторической памяти путем восстановления топонимики Крыма, - возвращение и реставрация культовых зданий, - предоставление земельных участков для строительства новых культовых зданий, - развитие национальных культур. языковые: - возможность получения образования на родном языке для всех этнических групп, - формирование системы образования на крымскотатарском языке, - доступность информации на родном языке.