Скачать презентацию Студент Слусарь Евгения Преподователь Раку Ж Кишинев 2014 Скачать презентацию Студент Слусарь Евгения Преподователь Раку Ж Кишинев 2014

Томас Гоббс.pptx

  • Количество слайдов: 12

Студент: Слусарь Евгения Преподователь: Раку Ж. Кишинев, 2014 Студент: Слусарь Евгения Преподователь: Раку Ж. Кишинев, 2014

 Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения; отец сельский священник; его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве, Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе , которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит "Медею" Еврепида в стихах на латинский язык. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим - Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.

 После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году ), и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

 "Элементы законов, естественных и политических" (1640) философская трилогия "Основы философии" (16401658) "Философские элементы учения о гражданине" (1642) "О теле" (1655) "О человеке" (1658) "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651); "О свободе и необходимости" (1654) "Бегемот, или Долгий парламент" (1668)

 Томас Гоббс мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начиналась с простых движений, описываемых Томас Гоббс мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начиналась с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие» для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода - особенно те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна - действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известна теория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

 В сфере моральной философии Гоббс также разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической В сфере моральной философии Гоббс также разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса «естественным правом» ), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны быть приняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основана на страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. Под «благом» мы имеем в виду просто то, чего желаем; под «злом» – то, чего стремимся избежать. Будучи достаточно последовательным мыслителем, Гоббс верил в детерминизм и полагал, что волевой акт есть просто «последнее влечение в процессе обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действия» .

 Учение Томаса Гоббса внесло большой вклад в развитие психологии. Именно Гоббсу принадлежит заслуга Учение Томаса Гоббса внесло большой вклад в развитие психологии. Именно Гоббсу принадлежит заслуга выдвижения идей, положивших начало ассоциативной психологии. Речь идет о материалистическом направлении ассоцианизма, так как порядок и связь представлений отражают, по Гоббсу, последовательность ощущений и обусловлены, в конечном счете, воздействием внешних объектов на органы чувств. Исходным моментом познавательной деятельности человека и психики вообще является по Гоббсу, ощущение. Все остальное производно от него. Причиной ощущения Гоббс считает внешнее тело, или объект, который производит давление на соответствующий орган. Это давление передается внутрь с помощью нервов, волокон и перепонок и доходит до мозга и сердца. Здесь оно вызывает сопротивление, или обратное давление, которое, будучи направлено вовне, кажется чем-то находящимся снаружи. «И это кажущееся, или этот призрак, люди называют ощущением» .

 Эмоциональную сферу человеческого сознания Гоббс исследовал с точки зрения механического материализма и сенсуализма. Эмоциональную сферу человеческого сознания Гоббс исследовал с точки зрения механического материализма и сенсуализма. Он исходил из того, что причиной, как ощущения, так и влечения и отвращения, удовольствия и неудовольствия являются сами предметы, действующие на органы чувств. Как будет действовать испытывающий влечение человек, зависит от него, но само влечение избирается им. Влечение и отвращение имеют ту же природу, что и ощущения. Чувства или эмоции, по Гоббсу, представляют собой не что иное, как «движение сердца» , то есть особое «внутреннее движение» , направленное от органов чувств к сердцу и распространяющееся далее от сердца по всему организму. Когда движения сердца способствуют тому, что является жизненным, или органическим, движением, у человека возникает удовлетворение, или удовольствие. В противном же случае возникает неудовольствие, или отвращение. С другой стороны, влечение есть движение в сторону того, что его вызвало, а отвращение - это движение, или усилие, направленное в противоположную сторону. Когда люди желают чего-либо, они называют это любовью, а когда питают к чему- либо отвращение, именуют это ненавистью. Разница лишь в том, что желание указывает на отсутствие объекта, а слово «любовь» - на его присутствие. Точно так же слово «отвращение» указывает на отсутствие, а «ненависть» - на наличие объекта. Таким образом, слова удовольствие, любовь и влечение можно назвать разными именами, одной и той же вещи, которую человек рассматривает с разных сторон.

Что касается способностей человека, учение Гоббса включало важное положение: «люди равны от природы» . Что касается способностей человека, учение Гоббса включало важное положение: «люди равны от природы» . Английский философ утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей. В решении вопроса о соотношении своды и необходимости Гоббс выступает как противник учения о свободе воли. Гоббс определяет волю как желание, проистекающее из предшествующего акта обдумывания. «Воля есть … последнее действие в процессе обдумывания» . Воля не является произвольной, утверждает Гоббс, т. е. он отрицает какую бы то ни было свободу воли. «Наши желания вытекают из наших мнений точно так же, как наши действия - из наших желаний» . Отрицание свободы воли не означает, по Гоббсу, отрицание свободы вообще. Но свободный человек - это не тот, кто заявляет: «я могу делать то, что хочу» , а тот, кому ничто не препятствует делать желаемое. Не отрицая способность человека к волевому акту, он последовательно и настойчиво проводил мысль о том, что "сама воля обусловлена другими, не зависящими от нее вещами" и что поэтому «все добровольные действия обусловлены необходимыми причинами и являются вынужденными» . Гоббс, таким образом, приближался к выявлению единства свободы и необходимости. С другой стороны Гоббс отождествлял необходимость и причинность, сводил первую ко второй. Результатом этого было отрицание случайности в действиях и поступках людей, а также в природных процессах. «…Всякое событие, каким бы случайным оно ни казалось, и всякий поступок, каким бы добровольным он ни был, - писал Гоббс, - происходят с необходимостью…» , то есть он не признавал объективного существования случайности. Принцип причинности и необходимости действует во всех областях, которые затрагивает Гоббс в своем учении.

 Для того, чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы Для того, чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей. Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет . . . Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Красота — это обещание счастья.

Философская система Томаса Гоббса сыграла очень важную роль в истории материалистической психологии, кроме того, Философская система Томаса Гоббса сыграла очень важную роль в истории материалистической психологии, кроме того, он выдвинул идеи, которые легли в основу ассоциативной психологии. В XVII столетии жили такие философы, как Декарт, Спиноза и отчасти Лейбниц, которые силой ума и глубиною превосходили Гоббса. Однако они гораздо меньше сделали для правильного понимания природы, человека и общества. Именно Томас Гоббс вывел основные понятия познания из ощущения и восприятия, и первый проложил дорогу от сенсуализма к конструктивному методу, выросшему из математической философии. Кроме вклада в психологию, теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и в его время, и в более поздние периоды. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII веков складывались в значительной степени под влиянием проблем, поднятых Гоббсом. Проницательность и глубокий ум позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности. Современники и последователи теории Гоббса ценили его довольно высоко. Например, Дени Дидро в своих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его с корифеем сенсуализма Джоном Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса свидетельствует характеристика Маркса, в которой он хотя и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одного из родоначальников материализма нового времени. Ограниченность его материалистической философии лежит в ограниченности его эпохи и того нового класса, идеологом которого он явился.