5. Скр.альт.влч.контр.ppt
- Количество слайдов: 59
Струнные смычковые инструменты СКРИПКА итал. : violino; фр. : violon; нем. : Violine, Geige; англ. : violin
Средневековые фидели (виелы) по произведениям искусства XII – XIV в.
1. Лира да браччо, Дж. Андреа, Верона, 1511 г. (Вена, Музей истории искусств) 2. Лира да гамба, Италия, XVII в. (Брюссель, Музей инструментов)
Настройка струн
Звуковой диапазон СОЛЬ малой октавы -СОЛЬ 4 -й октавы (без учета флажолетов)
Постановка и аппликатура Позиция - положение левой руки на грифе. Позиции начинаются от порожка. 1 -я позиция
Флажолеты • Натуральные флажолеты (от открытой струны) октавные, квинтовые, квартовые большие терцовые • Искусственные флажолеты (от прижатой струны) квартовые большие терцовые
Характеристика струн • Первая (верхняя) струна Ми sul Е блестящая, яркая звучность, доходящая в высшем регистре (начиная от ми и особенно от ля, си третьей октавы) до резкого, свистящего оттенка • Вторая струна Ля sul А • Третья струна Ре sul D светлая, но заметно мягче по звучности, чем струна Ми • Четвертая струна Соль ( «басок» ) sul G наименее яркая, мягкий и приглушенный тембр, часто используется в мелодиях задушевного характера густая, плотная, мужественная, «страстная» , глубокая звучность, близкая к виолончельной
Аккорды Удобны для исполнения 3 -х и 4 -хзвучные аккорды, включающие: • квинту и более широкие интервалы • звуки открытых струн (левая рука находится в естественном положении)
Сурдина • Сурдина - приспособление, надеваемое на подставку, ослабляет и смягчает звук • Употребление сурдины - con sordino (-ni) Снятие сурдины - senza sordino (-ni)
Технические возможности • Гаммообразные пассажи, гармонические фигурации, мелизматические фигуры, трели в быстрых темпах и т. д. • Определенную трудность представляют высокие позиции, резкие скачки с низких позиций на высокие. • Носитель мелодического начала, функции ведущего мелодического голоса.
Знаменитые скрипачи
Никколо Паганини (1782 – 1840)
Давид Ойстрах (1908 — 1974)
Леонид Коган (1924 – 1982)
Иегуди Менухин (1916 – 1999)
Вадим Репин (р. 1971)
Стефан Грапелли (1908 — 1997)
Дидье Локвуд (р. 1956)
Жан-Люк Понти (р. 1942)
Михаил Ельский (1831 – 1904)
Артем Шишков
АЛЬТ Итал. : viola; фр. : alto; нем. : Bratsche; англ. : viola
Отличия от скрипки Размеры Несколько крупнее скрипки: длина – около 70 см, ширина – около 23 - 25 см, (у скрипки 60 и 20 см соотв. ) Смычок Несколько толще и тяжелее скрипичного Строй Струны A – D – G – C Мензура Бóльшая, чем у скрипки Тембр несколько массивнее и в то же время бледнее, тусклее тембра скрипок Нотная запись В скрипичном и альтовом ключе Технические возможности Вследствие бóльшей массивности смычка легкие и воздушные штрихи менее естественны, чем у скрипки; уступает скрипке в блеске, виртуозности, подвижности, гибкости и динамике Основная роль Аккомпанирующий гармонический голос в оркестре
Звуковой диапазон ДО малой октавы -ДО 3 -й октавы (без учета флажолетов)
Характеристика струн Тембр несколько массивнее и в то же время бледнее, тусклее тембра скрипок • Первая (верхняя) струна Ля sul A • Вторая струна Ре sul D • Третья струна Соль sul G • Четвертая струна До ( «басок» ) sul С немного резкий, пронзительный, с носовым оттенком звук нежная и мягкая звучность сочная, суровая звучность, с некоторым оттенком зловещности
Известные альтисты
ВИОЛОНЧЕЛЬ Итал. : viola; фр. : alto; нем. : Bratsche; англ. : viola
Настройка струн
Звуковой диапазон ДО большой октавы -ЛЯ 2 -й октавы (без учета флажолетов)
Характеристика струн • Первая (верхняя) струна Ля sul A Тембр светлый, открытый, звук отличается большой выразительной теплотой, интенсивностью и динамической силой • Вторая струна Ре sul D Певучее, более матовое звучание • Третья струна Соль sul G Плотный тембр • Четвертая струна До sul С Низкий, густой, тяжеловесный звук
Аппликатура
Ставка • Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф
Известные виолончелисты Луиджи Боккерини (1743 – 1805)
Мстислав Ростропович (1927 – 2007)
Жаклин Дю Пре (1945 – 1987)
Миша Майский
Йо Йо Ма
Иван Каризна
КОНТРАБАС Итал. : contrabasso; фр. contrebasse; нем. : Kontrabass; англ. : double-bass, contrabass.
Настройка струн (по записи)
Звуковой диапазон МИ (ДО) контроктавы -ДО 1 -й октавы (без учета флажолетов)
Две системы держания смычка • 1) немецкий смычок (более высокая колодка, ее высота– около 6 см) • 2) французский смычок (более низкая колодка высотой около 3 см, по устройству схож с виолончельным смычком)
Аппликатура