структурные_и_содержательные_особенности_итогового_сочинения_2016_АСОУ.pptx
- Количество слайдов: 55
Структурные и содержательные особенности итогового сочинения (в формате 2016 г. ) Трунцева Т. Н. , доцент кафедры АСОУ, к. п. н. tanya. truntseva@mail. ru
Сочинение на свободную тему, в соответствии с форматом «итоговое сочинение 2016» , является особой формой творческой работы ученика на литературнопублицистическую тему и может быть выполнено в жанре литературно-критическая статья, эссе, аннотация, реклама… Основным типом речи сочинения на литературную тему (литературнокритическая статья, эссе, аннотация, реклама и т. д. ) является рассуждение При этом рассуждение может выполняться как на основе художественного произведения, так и на основе текста художественного произведения. • Художественное произведение – это то, что написал автор. • Художественный текст – это объект восприятия и предмет чтения.
Структура сочинения на литературнопублицистическую тему Опираясь на определение интертекстуальности как фактора понимания и интерпретации текста, мы можем установить, что в ходе написания сочинения на литературную тему может происходить: • понимание и интерпретация* учеником художественного произведения; • понимание, интерпретация текста художественного произведения. (*Интерпретация (лат. interpretatio) - 1. В широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. . . 2. Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. )
Структура сочинения на литературную тему 1. Рассуждая на тему «Каковы особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени? » , ученик как литературовед и критик производит и объясняет выполнение (решение) конкретной литературоведческой задачи на основе художественного произведения. И в этом случае его интерпретация тождественна позиции автора художественного произведения. Следовательно, выбранный учеником жанр творческой работы – литературно-критическая статья. 2. Рассуждая на тему «Почему Раскольников – фигура трагическая? » , ученик как читатель, литературовед и критик производит интерпретацию художественного текста на основе. Т. е производит смысловой анализ, который включает и отображение позиции автора художественного произведения, и отображение позиции ученика. Другими словами, в зависимости от объекта рассуждения (произведения или текста произведения) ученику предстоит выбрать соответствующий вид рассуждения на литературную тему.
При этом следует отметить, что не существует текста без произведения и произведения без текста !!!! Можно отметить возможную вариативность интерпретаций учениками художественного произведения и текстов художественных произведений, обусловленную разными мотивами и целями творческой работы на литературную тему, а значит, и возможность выбора учеником разных жанров рассуждения на литературную тему – литературно-критическая статья, рассуждение (эссе, обзор, путешествие, очерк, реклама, анонс…) При этом статья, рассуждение (рецензия, очерк и эссе) являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать и художественные произведения, и отраженные в них явления жизни. Например: - в соответствии с выбранным объектом – художественное произведение ученику может выполнить анализ, исследование в жанре литературнокритической статьи; - в соответствии с объектом – текст художественного произведения ученику предстоит использовать возможности написания творческой работы в жанре рассуждения (в т. ч. эссе, аннотации, очерка, рецензии, путешествия и др. нетрадиционных, оригинальных жанров).
Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем. Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены: • персонажу или группе персонажей одного произведения (Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» , «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ); • сравнению персонажей одного или двух произведений (Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , Онегин и Печорин в романах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова); • эпизодному или целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу ( «Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , «Л. Н. Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир» ), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» ).
Художественное произведение моноцентрично и монологично по своей структуре, участники процесса понимания и интерпретации художественного произведения в рамках сочинения на литературную тему в жанре литературно-критическая статья: автор художественного произведения и читатель художественного произведения. Ведущая роль в процессе понимания и интерпретации художественного произведения принадлежит автору, создавшему произведение. Автор создает произведение, по-своему интерпретируя то, что рассматривает в качестве объекта своего интереса, т. е. свой опыт понимания истории, жизни людей, поиска нравственного идеала и т. д. (схема 1)
Ученик-читатель-интерпретатор, т. е. критиклитературовед является участником рассуждения, воспроизводящим замысел автора-создателя, т. е. -как читатель понимает замысел автора художественного произведения; - как интерпретатор воспроизводит замысел автора и доносит его другим читателям. В написании сочинения в жанре литературно-критическая статья это выражается в том, что ученик как бы повторяет процесс создания произведения, которое (условно) является «собственностью» автора (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и т. д. ). Но процесс чтения-исследования учеником идет условно в обратном направлении - от текста к замыслу (схема 2).
В рассуждении (эссе, рецензии, очерке, аннотации) на литературно-публицистическую тему объектом рассуждения является не только художественное произведение, но и способы познания человеком объективного мира, себя как части мира, отраженного в художественном тексте (схема 3) Как это проявляется? Ученик-читатель-критик выступает в сотворчестве с автором художественного произведения, при этом он предлагает его новое понимание, т. е. текст. Ученик - литературовед предстает в качестве беспристрастного судьи, предлагая анализ произведения, основанный не только на интерпретации, вызванной субъективным мнением, но и подтвержденный объективным объяснением. Интерпретация художественного произведения основывается на формулировании и реализации учеником вопросов «Что и как сказано автором художественного произведения? »
Интерпретация художественного текста производится через его объяснение учеником и основывается на вопросах по типу: • Почему это так сказано автором художественного произведения? • Почему я думаю так? • Как я понял замысел автора? • К каким выводам я пришел, основываясь на выявленных в тексте идее автора, проблематике текста, поступках героя, названия произведения, реплик героев, описания, повествования, рассуждения, данных автором? и т. д. »
Совокупность некоторых принципов и методов интерпретации художественного текста позволит ученикуисследователю в ходе работы над сочинением осуществить наиболее полное и глубокое его понимание. Выделим возможные варианты анализа, который может лежать в основе сочинения на литературную тему: 1. Историко-культурный анализ, базирующийся на знании исторической ситуации, ее отражение на судьбе автора, цели и намерения автора при написании книги, 2. Контекстуальный анализ, осуществляющийся изолированно от общего контекста. 3. Лексико-синтаксический анализ, выявляющий значения отдельных слов (лексикология) и способов их комбинации (синтаксис) для более точного выявления намерений автора.
В зависимости от целей и задач автор сочинения в жанре эссе (рецензии, очерка) может выбрать свой путь интерпретации художественного текста: • «интерпретация перевода» - истолкование «темных» , т. е. непонятных мест литературного произведения (интерпретаторисследователь как бы переводит с непонятного языка на знакомый язык; комментарии); • «аппликация» - интерпретатор предлагает свое прочтение, т. е. на основе данного художественного текста он может создавать свое произведение, что расширяет смысловой диапазон произведения-источника (т. е. производит свое произведение «по мотивам» произведения-источника). «Интерпретация перевода» и «аппликация» представляют собой профессиональный уровень истолкования художественного текста, поскольку основываются на его анализе.
Тип речи текста на литературно-публицистическую тему, как и в сочинении на литературную тему, - рассуждение. Но объект рассуждения (то, О ЧЕМ рассуждает автор сочинения) находится как в области субъективного (например, МОЕ личное время, МОЙ дом, МОЯ семья, книга, которую Я читаю), так и в области общезначимого, общечеловеческого, вневременного, например, мое и наше ВРЕМЯ, мой и наш ДОМ, ЛЮБОВЬ как вечная ценность, ПУТЬ мой и человечества, мой и наш ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ и др. При этом автор сочинения как субъект рассуждения должен проявить свои способности самостоятельно думать, чувствовать, желать, т. е. представить свое, а не только автора художественного текста!!!! субъективное отражение объективного мира поступков, явлений, событий и т. д.
В сочинении на свободную (публицистическую) тему происходит формирование и представление опыта субъекта, который стремится стать личностью. В этой связи данный вид творческой работы – это: • рассуждение о самом себе, • способ (путь) познания самого себя, своего внутреннего мира, своего поведения; • путь познания других; • путь познания социальной жизни и социальных отношений; • один из эффективных способов самовоспитания пишущего.
Это значит, что ученику предстоит составить текст, в котором он должен ОБЯЗАТЕЛЬНО проявить не только свою жизненную, но и личностную ПОЗИЦИЮ через осмысление проблемы рассуждения, которая связана с текстом художественного произведения. Жизненная позиция - это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека. Жизненная позиция - это базовая установка, из которой человек проявляет себя и взаимодействует с миром. Личностная позиция - это выражение права сделать выбор как результат решения человека о себе и своей жизни. И этот выбор должен соотноситься с нравственной нормой.
В этом смысле личностная позиция автора сочинения - это представление и осмысление СВОЕГО видения объекта рассуждения (ДОМ, ПУТЬ, ВРЕМЯ, ЛЮБОВЬ…), осмысление себя и своей жизненной позиции в связи с выявленной проблемой для рассуждения (предмет рассуждения) и предложение СВОЕГО решения общезначимой проблемной задачи. При этом важно помнить, что выражение личностной позиции является процессом, направленным действием поиска смыслов на основе САМОСТОЯТЕЛЬНО выбранных доказательств и не является ФОРМАЛЬНЫМ актом использования конструкций по типу «я думаю» , «мне кажется» , «я рыдаю над…»
Проиллюстрируем этот момент: Выражение личностной позиции ученика в творческой работе формата итоговое сочинение, например, на тему «Времена не выбирают…» происходит через поэтапное решение учащимся сформулированных им самим проблемных вопросов: • В чем я вижу особенность времени, в котором мы «живем и умираем» ? • Наше время надежд или разочарований? • Дает ли наше время человеку шанс проявить себя? • Можно ли наше время назвать «временем для человека» ? • Стоит ли наше время осуждать? • Можно ли наше время оправдать? • Можно ли наше время оценить?
Сформулированные вопросы направляют ученика к необходимости в ходе рассуждения сначала установить (заявить) свою позицию в виде тезиса, т. е. выразить свое Я: «молчаливого свидетеля» // «включенного наблюдателя» // «человека активного действия» . В этой связи содержание вопросов соответствует формуле: • Что я принимаю// не принимаю…? • Что мне понятно// не понятно…? • С чем согласен// не согласен…? А содержание тезисов, соответственно, представляет ответы на эти вопросы. В любом случае ученик имеет право на выражение своей позиции, какой бы внезапно откровенной она ни была!
Через выбор иллюстраций к аргументу по проблеме рассуждения (эпизоды художественных текстов большого объема, художественные, публицистические произведения малой формы, например очерки С. Алексеевич, сказки Л. Петрушевской, «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева и т. д. ) (культура личности, зрелость личности) В любом случае ученик имеет право на выбор иллюстрации к аргументу, какой бы внезапно откровенной и спорной она ни была!
В кульминационной части своего рассуждения (выводе) сделать выбор своей позиции (установить позицию Я-личность): «включенного наблюдателя» // «человека активного действия» . Содержание вопросов соответствует формуле: • Какая позиция мне ближе: включенного наблюдателя или человека активного действия? • На мой взгляд, мудрость жизни заключается в словах Л. Н. Толстого «Успокоение есть духовная подлость» • Я делаю вывод о необходимости следовать нравственным нормам жизни. Соответствует ли мой выбор этим нормам? ( «Не убий!» «Не укради!» «Возлюби ближнего, как самого себя!» . . . )
Как и зачем формулировать проблемные вопросы? Составляя рассуждение, связанное с решением проблемной задачи, учащийся может: • решить проблему, заданную в формулировке темы для сочинения при помощи проблемного вопроса, например: «Сколько человеку земли нужно? » ; «Отчего люди не летают? » ; «Путь к себе – это путь к миру? » , «Можно ли наш мир сделать добрее? » и др.
Другой вариант: можно сформулировать проблемный вопрос (вопросы) и адаптировать (приспособить) к рассуждению предложенный в задании тезис. Предложенный тезис «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…» (Л. Н. Толстой) в адаптированном виде может звучать так: Честным людям нужно объединить усилия (навалиться «всем миром» ), чтобы противостоять силе порочных людей.
Возможные проблемные вопросы, составляющие предмет рассуждения, могут быть такими: • Что нужно сделать честным людям, чтобы суметь противостоять силе порочной? = тезису «Честным людям нужно сделать многое, чтобы противостоять силе порочной, например, объединиться…» • Можно ли противостоять порочной силе всем миром? = тезису «Порочной силе можно противостоять всем миром» . • Стоит ли противостоять порочной силе силой? = тезису «Порочной силе можно и нужно противостоять силой добра» и т. д.
Проблемные вопросы и тезисы, построенные на их основе, могут стать основой плана работы и помогут автору сочинения выстроить логику рассуждения. Парадигма проблемных вопросов (5 -7) обеспечит его содержательность и глубину. Личностная позиция пишущего в этом случае может быть выражена в выдвижении им «смелого» тезиса, который должен вызвать у виртуального оппонента интерес, а затем и желание задуматься над общезначимым волпросом и поразмышлять в свою очередь. При этом ведущим мотивом рассуждения должно быть желание пишущего не только рассказать о чем-то важном и интересном, но убедить возможного оппонента в том, что предмет его рассуждения ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важен и интересен. О наличии в сочинении личностной позиции мы сможем говорить в том случае, если в работе будет содержаться отклик ( «ОТЗЫВ СЕРДЦА» ) автора рассуждения на поставленную//выявленную проблему, будет выражена потребность завязать диалог с современниками. (Например, о времени, которое должен попытаться осмыслить КАЖДЫЙ, чтобы не быть потерянным в этом времени. А ведь все хотят найти свое место в жизни. О Доме, в котором все будут счастливы. Многим хочется иметь счастливую семью, дом, в котором царит любовь и взаимопонимание. О Любви, которая может сделать человека крылатым. Кто из нас не желал
Сделаем вывод: если итоговое сочинение 2016 - вид творческой работы ученика на публицистическую тему, то может включать: • личностное восприятие, оценку события, явления, предмета (т. е. объекта рассуждения), • осмысление проблемной задачи (в виде вопроса, тезиса, вывода) • формулирование своего предложения для разрешения общезначимой проблемной задачи на основе убедительной аргументации (иллюстрированных доказательств, привлеченных из разного рода источников (худож. , публиц. , историкодокументальной литературы, а также других авторитетных, экспертированных текстов) (схема 4, 5).
Какой может быть структура рассуждения 1. «Собственно рассуждение» • собственно рассуждение, для него характерно установление субъектом рассуждения (автором сочинения) причинно-следственных связей между предметом рассуждения (проблемной задачей) и объектом рассуждения (ВРЕМЯ, ПУТЬ, ЛЮБОВЬ, ДОМ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ). Оно происходит через формулирование вопросов по схеме: «почему? (причина) - для чего? (цель)» . Рассуждение проявляется в умении автора сочинения формулировать выводы по схеме «почему? - поэтому (следствие)» (схема 6).
Для вывода характерна однозначность, т. е. отсутствие открытого финала композиции рассуждения (схема 6). В отличие от размышления, оно решает конкретные задачи, где уже понятна цель и определены данные. Обратим внимание на формулировку темы для рассуждения «Большое видится на расстоянье» (А. С. Есенин). Вероятнее всего, всем ходом рассуждения автором сочинения будет доказано следующее: поистине великие события, поступки, судьбы могут быть оценены, осуждены, оправданы только через большой исторический промежуток времени.
2. Структура рассуждения - «размышление» • размышление: установление автором сочинения причинноследственных связей через погружение в ситуацию осмысления. Например, ВРЕМЕНИ, ПУТИ, ЛЮБВИ, ДОМА и т. д. В процессе размышления автор сочинения углубляется мыслью в предмет своего рассуждения, т. е. представляет целый спектр вопросов и предлагает возможные варианты разрешения этих вопросов). Формулирование вопросов происходит по той же схеме, что и в собственно рассуждении. Но размышление менее категорично, возможно несколько выводов по типу: Может быть так… А может быть иначе… (схема 7) Размышление - развернутое мышление. Ученик выполняет исследование ситуации, связанной с выявлением своей жизненной и личностной позиций, взвешивает все ЗА и ПРОТИВ, приводит доказательства своей позиции, основываясь на смысловой анализ текстов различных источников. Размышление - широкое мышление, где ставится под сомнение все или почти все. Свернутое и мгновенное размышление (осмысление) чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Размышление Схема 7 субъект (ученик) позиция: я-личность, я-мир анализ ситуации, смысловой анализ текста 1 объект "ВРЕМЯ", "ДОМ", "ПУТЬ" Обратим внимание на формулировку темы для размышления «В жизни всегда есть место подвигу? » (М. Горький. «Старуха Изергиль» ). Первым ответом на этот вопрос, вероятнее всего, будет «не знаю, наверное…» Поэтому всем ходом рассуждения автор сочинения попытается найти свой ответ на вопрос, а может, быть этих ответов будет множество…
3. Структура рассуждения - «восприятие» • восприятие: чувственное отражение автором сочинения, например, счастливой//несчастной ЛЮБВИ, возможного//невозможного СЧАСТЬЯ и эмоциональное решение проблемной задачи. Выяснение того, что любовь – это «солнечный удар» , принятие и усвоение предмета восприятия (я думаю, что это действительно так) и формирование этого образа в словесной форме. Формулировка для рассуждениявосприятия может быть представлена так: «Может ли быть любовь крылатой? » Эмоциональное восприятие «крылатой любви» может быть выражено так: «На такую тему НЕЛЬЗЯ рассуждать, не выпрямив спину, без чувства, без вдохновения, без страстного желания любить и быть любимым!»
Восприятие осуществляется через формулирование вопросов по типу: • Каков предмет моего восприятия (ЛЮБОВЬ – крылатая, бездонная, как «солнечный удар» , «одна на тысячу» , «поединок роковой» …) в контексте проблемы рассуждения «Может ли быть любовь крылатой? » • Какие чувства пробуждаются во мне, когда я рассуждаю о крылатой ЛЮБВИ, о испепеляющей НЕНАВИСТИ? • Каким я воспринимаю автора, героя произведений, которых я использую в качестве аргументации (иллюстрации к аргументу) в связи с исследуемой проблемой ( «МОЖЕТ ли быть любовь крылатой? » ? • Хочу // не хочу ли я ЛЮБВИ, у которой есть крылья? (схема 8)
4. Структура рассуждения - отклик, отзыв: в основе - выражение отношения автора сочинения к тому, о чем рассуждает (ВРЕМЯ, ДОМ, ПУТЬ, ЛЮБОВЬ, КНИГА), в соответствии с поставленным вопросом. Установление причинно-следственных связей происходит по схеме: • Почему я хочу поделиться своим мнением с другими о том, что меня потрясло? • Чего я жду от себя? • На что надеюсь в связи с тем, что открыл для себя? (схема 9)
Отклик и Отзыв схема 9 объект ("ВРЕМЯ", "ДОМ", "ПУТЬ") предмет (ПРОБЛЕМА) рассуждения субъект Я-личность Обратим внимание на формулировку темы для рассуждения «В жизни всегда есть место подвигу!» (М. Горький. «Старуха Изергиль» ). Вероятнее всего, всем ходом рассуждения автором сочинения не только будет доказано, что в нашей жизни, как и во все времена, есть место подвигу. При этом кульминацией рассуждения, возможно, станет вывод о том, что такие подвиги ДОЛЖНЫ БЫТЬ в судьбе каждого из нас. Откликом автора станет призыв к жизни активной, честной, деятельной – жизни человека с неравнодушным сердцем.
Соответствие модели тематического направления концепта «Время» и проблемы рассуждения схема 10 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как восстановить историческую память России? время и память ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какова тенденции эпохи время герой времени дом и время на современном этапе миссия России? Кого можно ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Каково мое представление о Доме как вечной ценности? назвать героем нашего времени? Почему?
Тематическое направление «ПУТЬ» схема 11 ПУТЬ к себе: Я - это МИР) поиск семейного (счастливая СЕМЬЯ) счастья поиск своего места в мире, путь к МИРУ (путь к ДОМУ)
Проблемная задача рассуждения в соответствии с тематическим направлением «Путь» схема 12 открытие себя, мира : Дойти до самой сути. . . " построение: ДОМА, СЕМЬИ, ЛЮБВИ, ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ путь разрушение Личности, Дома, Семьи, Мира (например, Плюшкин -"прореха на человечестве") осмысление , определение сути пути "Узнаю тебя, жизнь, принимаю. . . "
Модель тематического направления «Дом» схема 13 ДОМ - это семья, построение семьи ДОМ - это мир = путь к миру дом Дом - это Я путь к себе ДОМ - это место человека в мире = поиск своего места среди людей
Проблемная задача рассуждения в соответствии с тематическим направлением «Дом» схема 14 открытие (каким должны быть личность, Дом, Семья, мир) построение: ДОМА, СЕМЬИ, ЛЮБВИ, ДОМ читательской культуры разрушение личности, Дома, Семьи, мира (например, Плюшкин -"прореха на человечестве" осмысление ДОМА, СЕМЬИ, ЛЮБВИ
Формулирование проблемы в соотнесении с моделью тематического направления 1 - «Время» Модель тематического направления Герой нашего времени 1. 1. «Жизнь слишком коротка, а 1. Кого можно назвать героем нашего времени, и по праву? время слишком драгоценно, 2. Кого, увы, считают героем нашего времени? (искаженное понимая чтобы тратить его на глупые героя, подмена ценностей, ссоры» . (Джоанн Харрис; принципов жизни) 3. Можно ли стать героем времени? проблема 3); (желание, стремление помочь своему 1. 2. «… И, верно, было мне времени; активная жизненная позиция принимать, приветствовать, назначение высокое …» (М. Ю. бороться, противостоять) Лермонтов; проблема 3 -4) 4. Почему мы ищем портрет героя нашего времени? (ищем себя, 1. 3. Измениться не может никто, пытаемся определить свое Я, выявить но стать лучше может каждый» (Э. законы жизни, по которым движемся вперед, к своей цели, боимся Фейхтерслебен; проблема 4) ошибиться, и поэтому ищем того, на кого хотим быть похожими, равняться)
Модель тематического направления 2. Тенденции эпохи. тенденции: направление жизни/развития государства России, законы жизни во имя человека/на благо человека, идеалы, образцы поведения, национальный вопрос, вопрос самоопределения, мироносная миссия России… 2. 1. «Крутые у них времена» 1. В чем свою миссию в мире на современном этапе видит Россия? (проблема 7) 2. 2. «Воистину железный век» (о революционных событиях и первой мировой войне; проблема 7) 2. 3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе» (Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи» (лето, 1917); проблема 7) 2. 4. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет» Маяковский; проблема 3) (В. В. (мироносная миссия, защита мира от агрессии, борьба с терроризмом) 2. Какова суть внешней политики России? (прийти к диалогу/взаимодействию всех государств) 3. Мое отношение к политике моего государства (принимаю, и что не готов принять в принципах, по которым развивается мое государство сегодня) 4. Есть ли место России среди других государств? (умение государства вести диалог, а не навязывать свое мнение; национальная гордость, а не политические амбиции; суметь вернуть позиции равного партнерства) 5. Почему с Россией «не хотят партнерских отношений» , вести диалог? (имперская политика государств-оппонентов, «стран по ту сторону океана» ; противостояние навязыванию чужеродных принципов жизни) 6. Чье/какое время в истории России было самым благополучным? (не может быть однозначное оценки даже самых благополучных периодов в истории нашей страны; допустимость разных точек зрения на один и тот же вопрос) 7. Чье/какое время в истории России было самым трагическим? (не должно быть однозначное оценки даже самых трагических периодов в истории нашей страны; допустимость разных точек зрения на один и тот же вопрос.
Модель тематического направления 3. Время и вечность Вечные ценности: любовь, семья, дружба, долг перед собой // Отечеством… 3. 1. 1. «Время не любит, когда его тратят впустую» 1. 1. (Г. Форд; проблема 1. 1) Происходит ли подмена истинных ценностей ложными? 3. 1. 2. «Время – это простор для развития 1. 2. Чего не хватает нашему времени? (нет способностей» (Карл Маркс; проблемы 1. 3, 1. 5) нравственных идеалов; не достаточно примеров 3. 1. 5. «Не дайте проскользнуть жизни меж жизни нравственной, отвечающей идеалу) пальцев» . (И. С. Тургенев; проблема 1. 1. 1. 7. ) 1. 3. Почему нашему времени выгодно не иметь 3. 1. 6. Время – мерцающий пульс жизни (проблема нравственные идеалы? (время потребителей, 1. 1) ищущих выгоду; нравственные идеалы заставляют 3. 1. 7. «Жизнь слишком коротка, а время слишком человека мыслящего прозреть и сопротивляться драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры» злу, насилию и корысти) (Джоанн Харрис; проблема 1. 1, 1. 7. ) 1. 4. Кто виноват в том, что наше время 3. 1. 8. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое «безрадостно и зло» ? (безнравственность людей, видится на расстоянье» . (С. А. Есенин; проблема подменяющих истинные ценности ложными) 1. 3) 1. 5. Нужно ли противостоять времени, 3. 1. 9. «Они работают, а вы их труд ядите» (А. П. погрязшему в безнравственности? Сумароков; проблема 1. 3 -1. 5) 1. 6. Дает ли время человеку шанс? Какой? Как им надо распорядиться?
Тематическое направление 4. Любовь Проблемные вопросы 3. 2. 1. «Счастливые часов не наблюдают» (А. С. 2. 1. Почему Грибоедов; проблема 2. 1 -2. 3) любовь – это «вечная ценность» ? 3. 2. 2. «Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот 2. 2. Какая любовь делает человека дым и этот свет» (И. А. Бунин; проблема 2. 4. ) 3. 2. 3. «Если проза в любви неизбежна, так крылатым? возьмем и с нее долю счастья: после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и 2. 3. Почему об истинной любви мы участья. . . » (Н. А. Некрасов; проблема 2. 1. ) говорим «громада-любовь» ? (Любовь 3. 2. 4. Все начинается с любви. . . (проблема 2. 2. ) 3. 2. 5. Громада-любовь (В. В. Маяковский о вечных ценностях; проблемы 2. 1. -2. 4. ) 3. 2. 6. «Любовь — это жизнь» Маяковский; проблема 21. -2. 4. ) (В. В. 3. 2. 7. Время может отнять у нас все, кроме любви (проблема 2. 1) 3. 2. 8. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» (И. Гёте; проблема 2. 1 -2. 3) 3. 2. 9. «“Проснулась любовь, проснулась и жизнь» (Л. Н. Толстой; проблема 2. 1. ) активна. Любить — значит уметь ненавидеть всё, что мешает воспринимать мир как счастье) 2. 4. Может ли быть любовь длиною в жизнь?
Модель тематического направления 5. Путь Далее – к проблеме 1 6. 1. Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 1. (Конфуций; проблема 1) 6. 2. Иду вперёд силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением. (М. М. Пришвин; проблема 1) 6. 3. Любая ли цель оправдывает средства ее достижения? (проблема 2) 6. 4. Может быть, в искании трудных путей 2. заключается кратчайший путь к цели. (Д. Х. Джебран) 6. 5. Идти вперёд – значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя. 6. 6. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Н. Толстой «Война и Мир» ) 6. 7. Упал – встань, а встал – иди! (Б. Тойшибеков) 6. 8. Безопасней всего пути, которые никуда не ведут. (Г. Лауб проблема 4, 1) 6. 9. Нет ничего невозможного, и есть пути, 3. ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и средства. (Ф. Ларошфуко); (проблема 1, 3) 6. 10. Пойдешь прямо – сам себя съешь. (А. П. Чехов, проблема 3, 1) Как человек должен идти к своей цели? (Путь к цели: человек должен прилагать усилия, чтобы добиться своей цели; цель должна достигаться только нравственными средствами: силами добра, искренности, правды) Ошибочность выбранного пути к цели, и тогда жизнь представляет «бег по кругу» . (Разрушение личности, разорение души, процесс нравственной деградации, подмена истинных ценностей ложными, становление нравственной калекой, духовное оскудение современного человека, омертвление человеческой души , духовная опустошенность общества, моральное одичание, отсутствие морально-нравственных преград ) Сам ли человек должен выбирать свой путь? (Именно человек ответствен за ту цель, которую он выбирает, и за пути ее достижения. Ответственность человека за выбранную дорогу в жизни).
структурные_и_содержательные_особенности_итогового_сочинения_2016_АСОУ.pptx