Структура программы на языке Паскаль.pptx
- Количество слайдов: 14
Структура программы на языке Паскаль
• Программа на языке Delphi состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. К разделам описаний относятся разделы описания переменных, констант, производных типов и подпрограмм.
1. Раздел объявления используемых модулей. Раздел описания модулей определяется служебным словом uses и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав стандартной библиотеки, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми. Описание этого раздела имеет следующий синтаксис: uses имена_модулей;
2. Раздел объявления меток. Метки – это имена операторов программы. Метки используются для того, чтобы программист смог указать компилятору, какой оператор программы должен выполняться следующим. Однако используются метки крайне редко. Описание раздела имеет синтаксис: Label список_меток;
3. Раздел объявления констант. Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описаний констант const по следующему правилу: const имя_константы = константное_выражение;
4. Раздел описания типов. В этом разделе можно определить свой тип данных, задав идентификатор типа и структуру нового типа данных. Определенные в этом разделе идентификаторы типов можно использовать для описания переменных.
5. Раздел описания переменных. В разделе описания переменных задается тип всех переменных, используемых в программе. Делается это по следующему правилу: var список_имен_переменных: тип_переменных;
6. Раздел объявления процедур и функций. Процедуры и функции – это относительно самостоятельные фрагменты программ, оформленные особым образом и снабженные именем. Упоминание этого имени в тексте программы называется вызовом подпрограммы. Описание подпрограммы имеет точно такую же структуру, как и программа, за одним исключением. В разделе описаний подпрограммы нельзя использовать оператор uses.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами begin. . . . end последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом «; » . Тело программы является обязательной частью программы. Текст программы заканчивается символом «точка» после слова end.
В соответствии со стандартом разделы должны обязательно располагаться в указанном порядке. Однако имеются следующие особенности:
• Заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Фактически заголовок играет роль комментария. • Раздел объявления используемых модулей должен указываться сразу после заголовка программы. Нельзя указывать несколько разделов uses. • Порядок размещения всех других разделов описаний произвольный. Можно создавать несколько одинаковых разделов, за исключением раздела подключения модулей. • В любом месте программы можно использовать те элементы, которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. • Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
Кроме описаний и операторов программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев и закрывающей скобкой комментариев.
program TRIANG; {пример простой программы} var A, B, C, S, P: real; begin Read(A, B, C); Write. Ln(A, B, C); P: =(A+B+C)/2; S: =Sqrt(P*(P–A)*(P–B)*(P–C)); Write. Ln('S=', S: 8: 3) end.
Текст программы может содержать ключи компиляции, которые позволяют управлять режимом компиляции. Синтаксически ключи компиляции записываются как комментарии. Ключ компиляции содержит символ $ и букву – ключ с последующим знаком + (включить режим) или – (выключить режим). Например: {$E+} – эмулировать математический сопроцессор; {$F+} – формировать дальний тип вызова процедур и функций; {$N+} – использовать математический сопроцессор; {$R+} – проверять выход за границы диапазонов. Некоторые ключи компиляции могут содержать параметр, например: {$I имя файла} – включить в текст компилируемой программы названный файл.