Скачать презентацию Стратегическая модель И Морозовой 1 Понятие эмоционального Скачать презентацию Стратегическая модель И Морозовой 1 Понятие эмоционального

4. Стратегическая модель креативной рекламы Ирины Морозовой.ppt

  • Количество слайдов: 73

Стратегическая модель И. Морозовой Стратегическая модель И. Морозовой

1. Понятие эмоционального маркетинга. 2. Метод эмоционального сдвига. 1. Понятие эмоционального маркетинга. 2. Метод эмоционального сдвига.

Задача креаторов – коммуникационная, устанавливающая ориентиры по отношению к потребительской аудитории. Это путь «эмоционального» Задача креаторов – коммуникационная, устанавливающая ориентиры по отношению к потребительской аудитории. Это путь «эмоционального» маркетинга.

Разработка креативной концепции: - изучение взаимоотношений рекламы с потребителем, - осознание места нужного товара Разработка креативной концепции: - изучение взаимоотношений рекламы с потребителем, - осознание места нужного товара в жизни потребителя

Задача рекламного креатива: Довести до потребителя не обычный продукт, состоящий из набора характеристик и Задача рекламного креатива: Довести до потребителя не обычный продукт, состоящий из набора характеристик и свойств, а бренд – характер, индивидуальность, близкую и интересную ему по духу.

Влияние бренда на потребителя должно выходить далеко за рамки прямых «обязанностей» продукта: не просто Влияние бренда на потребителя должно выходить далеко за рамки прямых «обязанностей» продукта: не просто утолить жажду или защитить от холода, а поддержать морально, вселить надежду, разделить интересы.

Бренд должен превратиться из объекта потребления в субъект общения. Такое возможно только при наличии Бренд должен превратиться из объекта потребления в субъект общения. Такое возможно только при наличии четко определенного характера бренда.

Задание на креатив – это психологический профиль бренда, логический и стройный образ, одушевленная проекция. Задание на креатив – это психологический профиль бренда, логический и стройный образ, одушевленная проекция. При этом надо быть готовым к тому, что сильный бренд с ярким характером, равно как и нестандартный человек, не будет нравиться всем подряд.

Реальное знание потребителя: это не просто описание целевой аудитории с помощью набора социально-демографических характеристик. Реальное знание потребителя: это не просто описание целевой аудитории с помощью набора социально-демографических характеристик.

Социальнодемографические характеристики потребителя Важные характеристики для создания бренда -пол -возраст -материальное положение и т. Социальнодемографические характеристики потребителя Важные характеристики для создания бренда -пол -возраст -материальное положение и т. д. -мысли -чувства -интересы людей -понимание того, что они любят и ненавидят и т. д.

Маркетологи Креаторы -ценовые ниши -узкие сегменты товарного рынка -эмоции -переживания -уметь понаблюдать в щелочку Маркетологи Креаторы -ценовые ниши -узкие сегменты товарного рынка -эмоции -переживания -уметь понаблюдать в щелочку за тем, как потребитель ведет себя в реальной жизни

Пример, использование чистящих средств бытовой химии, по мнению многих рекламодателей, должно мотивироваться хозяйственностью и Пример, использование чистящих средств бытовой химии, по мнению многих рекламодателей, должно мотивироваться хозяйственностью и стремлением к порядку и уюту в доме. Но если быть честным, то лишь немногие испытывают глубочайшее удовольствие при уборке квартиры, а воспринимают это как неизбежное зло.

Логично ли в этом случае посредством рекламы прививать потребителям хозяйственность и домовитость? Или лучше Логично ли в этом случае посредством рекламы прививать потребителям хозяйственность и домовитость? Или лучше выяснить причины нелюбви к уборке и причины, которые все же заставляют нас это делать? Ответы на эти вопросы и дадут материалы для креативного решения.

Привычная схема работы с Сложный алгоритм брендами работы с брендами «товар-деньгитовар» «товар-бренддуша-деньгибренд-товар» Привычная схема работы с Сложный алгоритм брендами работы с брендами «товар-деньгитовар» «товар-бренддуша-деньгибренд-товар»

Рекламодатели - определяют цель: сформировать известность (узнаваемость) марки. Задачу «придумать» характер бренда поручают агентству. Рекламодатели - определяют цель: сформировать известность (узнаваемость) марки. Задачу «придумать» характер бренда поручают агентству. Т. о. отсутствует четкое видение собственной индивидуальности.

В поисках корпоративного характера возможны: - конференции - анкетирование - лекции о принципах брендинга В поисках корпоративного характера возможны: - конференции - анкетирование - лекции о принципах брендинга с примерами наиболее успешных мировых компаний - игры в «ассоциации» .

II. И. Морозова предложила представить процесс создания творческой рекламы в виде определенного процесса, который II. И. Морозова предложила представить процесс создания творческой рекламы в виде определенного процесса, который она назвала шагами.

Шаг 1 -ый: коммуникативная концепция – это понимание творческого образа бренда (или «кредо» ). Шаг 1 -ый: коммуникативная концепция – это понимание творческого образа бренда (или «кредо» ). Термины: «ценности бренда» , «характер бренда» , «миссия бренда» .

Коммуникативная концепция – это содержание концептуального сообщения, формулировка Большого Преимущества, предлагаемого брендом потребителю. Коммуникативная концепция – это содержание концептуального сообщения, формулировка Большого Преимущества, предлагаемого брендом потребителю.

Концептуальное сообщение – это суперзадача всей рекламной деятельности, основной смысл рекламы, ее идеологическая составляющая. Концептуальное сообщение – это суперзадача всей рекламной деятельности, основной смысл рекламы, ее идеологическая составляющая.

Сильные бренды: концептуальные сообщения всегда связаны не с продуктом, а с жизненными интересами аудитории. Сильные бренды: концептуальные сообщения всегда связаны не с продуктом, а с жизненными интересами аудитории. Они, как правило, остаются неизменными в течение лет, а иногда и десятилетий.

Сообщение сводится к двум основным аспектам – что сказать и как сказать. И. Морозова Сообщение сводится к двум основным аспектам – что сказать и как сказать. И. Морозова разделила общий концептуальный уровень рекламного креатива на два слоя: коммуникативная концепция и репрезентативная концепция.

Коммуникативная концепция правильная формулировка «С помощью бренда N вы станете более свободным» неправильная формулировка Коммуникативная концепция правильная формулировка «С помощью бренда N вы станете более свободным» неправильная формулировка «Бренд N – символ свободы»

Во-первых, коммуникативная концепция формулируется «от потребителя» . Во-вторых, коммуникативная концепция строится не вокруг продукта, Во-первых, коммуникативная концепция формулируется «от потребителя» . Во-вторых, коммуникативная концепция строится не вокруг продукта, а вокруг бренда – то есть имеет отношение не к рациональным свойствам материального объекта, а к эмоциональному наполнению его образа.

Рациональное предложение Эмоциональное предложение -прагматические функции -ограниченность бытовой ситуацией пользователя -расширение спектра воздействия рекламы Рациональное предложение Эмоциональное предложение -прагматические функции -ограниченность бытовой ситуацией пользователя -расширение спектра воздействия рекламы -обращение к эмоциям, чувствам, ощущениям, переживаниям -формирование устойчивых, иррациональных связей, влияющих на глубинные механизмы предпочтения и приверженности

Коммуникативная концепция Пример, бренда стирального порошка вовсе не должна звучать как «Идеально отстирывает пятна, Коммуникативная концепция Пример, бренда стирального порошка вовсе не должна звучать как «Идеально отстирывает пятна, даже в холодной воде» (хотя такие слова могут присутствовать в рекламном тексте в качестве поддерживающего аргумента). Зато она вполне может быть сформулирована как «Меньше стирки – больше жизни» (для современных молодых женщин, ненавидящих домашние дела) или «Хватит быть прислугой в своем доме – пора становиться хозяйкой!» (для традиционалисток, любящих порядок).

В-третьих, коммуникативная концепция непременно должна быть позитивной. Негативные установки, предлагающие отрицание или уничтожение чего-либо В-третьих, коммуникативная концепция непременно должна быть позитивной. Негативные установки, предлагающие отрицание или уничтожение чего-либо (даже очень плохих и неприятных вещей), сводят бренд к функциональным возможностям продукта.

Бренд – «уничтожитель проблем» жив до тех пор, пока существует проблема. Его охотно купят, Бренд – «уничтожитель проблем» жив до тех пор, пока существует проблема. Его охотно купят, чтобы избавиться от неприятностей, но как только проблема исчезнет, его уберут с глаз долой. Такие бренды страдают своеобразным «вьетнамским синдромом» : превосходно чувствуя себя на войне, они абсолютно беспомощны в мирной жизни.

Товарные характеристики – это «преимущества перед Кем» . Морозова предлагает сделать их «Преимуществами для Товарные характеристики – это «преимущества перед Кем» . Морозова предлагает сделать их «Преимуществами для Кого» . Задача креатора – сформулировать это.

Морозова создала модель коммуникационного пространства, наглядно демонстрирующую поле деятельности эмоционального брендинга. Морозова создала модель коммуникационного пространства, наглядно демонстрирующую поле деятельности эмоционального брендинга.

Чувства и эмоции человека образуют «эмоционально-чувственные сферы» , у которых есть центр и периферия. Чувства и эмоции человека образуют «эмоционально-чувственные сферы» , у которых есть центр и периферия. Например, может существовать сфера «внутренней гармонии» , «успеха» , «творческой реализации» , «чувственного удовольствия» и т. п.

В центре эмоционально-чувственной сферы: - образы - понятия - ощущения - переживания которые наиболее В центре эмоционально-чувственной сферы: - образы - понятия - ощущения - переживания которые наиболее сильно и явно соотносятся с определенным типом эмоций и определенным состоянием человека.

На периферии находятся понятия, которые вызывают те же эмоции и состояния, но в гораздо На периферии находятся понятия, которые вызывают те же эмоции и состояния, но в гораздо более слабой форме, или являются побочным инструментом создания таких состояний.

Задача рекламного креатива: передвинуть бренд и продукт с периферии как можно ближе к центру Задача рекламного креатива: передвинуть бренд и продукт с периферии как можно ближе к центру сферы. Этот процесс Морозова назвала «Метод эмоционального сдвига» .

Метод эмоционального сдвига: найти и создать для продукта новые роли и функции, выполняя которые, Метод эмоционального сдвига: найти и создать для продукта новые роли и функции, выполняя которые, он (не теряя своего прежнего значения) мог бы обогатить жизнь потребителя новыми переживаниями и эмоциями.

Эти новые возможности можно почерпнуть не из самого продукта, а в сознании или в Эти новые возможности можно почерпнуть не из самого продукта, а в сознании или в подсознании потребителя, где находятся скрытые, тайные ассоциации и восприятия.

Нужно найти как можно больше сфер, с которыми так или иначе связан продукт. Подойдут Нужно найти как можно больше сфер, с которыми так или иначе связан продукт. Подойдут любые связи – как позитивные (продукт имеет отношение к определенным чувствам и переживаниям), так и негативные (продукт воспринимается как противоположность определенным чувствам).

Пути поиска сфер товара: 1. традиционная схема проведения качественных исследований с целью выяснения «потребительских Пути поиска сфер товара: 1. традиционная схема проведения качественных исследований с целью выяснения «потребительских предпочтений» . Недостаток: участников изначально программируют на определенную роль. Подавляющее большинство фокус-групп сразу ставят в центр беседы продукт или бренд, а потребитель занимает по отношению к нему подчиненное место.

При такой постановке вопроса потребитель осознает, что его пригласили на дискуссию как типичного пользователя При такой постановке вопроса потребитель осознает, что его пригласили на дискуссию как типичного пользователя вышеупомянутого продукта. Он честно и добросовестно будет озвучивать то, что, по его убеждению, должен говорить «типичный пользователь» .

2. Надо поменять формат обсуждения, поставить в центр исследования не продукт, а потребителя. Последний 2. Надо поменять формат обсуждения, поставить в центр исследования не продукт, а потребителя. Последний не должен догадаться (по крайней мере до определенного момента), что объектом исследования является именно данный продукт или бренд.

Пример: Тему дискуссии можно сформулировать как «Образ жизни современного горожанина» или «Круг ваших интересов» Пример: Тему дискуссии можно сформулировать как «Образ жизни современного горожанина» или «Круг ваших интересов» . И после этого давать потребителю объект нужного продукта, прося определить его место в жизни, ощущения и ассоциации, которые он провоцирует. Осознавая, что в центре исследований находится их внутренний мир, люди могут выдать нам совершенно неожиданные суждения.

Итогом исследования о стиральном порошке может стать следующий вывод: «Хороший порошок помогает мне делать Итогом исследования о стиральном порошке может стать следующий вывод: «Хороший порошок помогает мне делать быстрее домашние дела, которые я ненавижу, и больше времени посвящать личным делам, которые я обожаю!» При таком подходе перед нами открываются огромные перспективы позиционирования марки в абсолютно новых для рынка (но реальных для потребителя) эмоционально-чувственных сферах.

Обнаруженные в ходе исследования сферы необходимо углубленно проработать: - выяснить источник - характер - Обнаруженные в ходе исследования сферы необходимо углубленно проработать: - выяснить источник - характер - силу связей продукта с тем или иным типом эмоций и переживаний - изучить сами эмоции и переживания во всем их разнообразии.

Эмоционально-чувственная сфера во всей своей глубине и разнообразии постепенно проявится Путь углубления в недра Эмоционально-чувственная сфера во всей своей глубине и разнообразии постепенно проявится Путь углубления в недра чувств и эмоций человека – это путь вопросов и ответов, постепенно уводящий от физической сущности продукта и приближающий к психологической сущности потребителя.

Стиральный порошок отстирывает без следа? Очень хорошо для порошка. Это дает чистоту белья? Прекрасно Стиральный порошок отстирывает без следа? Очень хорошо для порошка. Это дает чистоту белья? Прекрасно – для белья. Но что идеально чистое белье дает потребителю? Физическое удовольствие от контакта с вещами? Контроль над подвластной ему частью мира? Ощущение собственной силы? Получить ответ на этот вопрос гораздо сложнее. Но именно в нем кроется Большое Преимущество, которое в последствии должно вырасти в Большую Идею рекламы.

По окончании полевого исследования должны открыться как минимум несколько эмоционально-чувственных сфер, связанных с продуктом По окончании полевого исследования должны открыться как минимум несколько эмоционально-чувственных сфер, связанных с продуктом теми или иными отношениями. Некоторые из них будут предсказуемыми, некоторые неожиданными.

Следующая задача – определение приоритетной чувственной сферы. Простой путь Сложный путь остаться в предсказуемой Следующая задача – определение приоритетной чувственной сферы. Простой путь Сложный путь остаться в предсказуемой сфере, продвигая продукт как можно ближе к центру выйти за пределы существующих очертаний продукта, в те области чувств и эмоций, в которые официально он еще никогда не вступал, связать продукт с новыми эмоциями и переживаниями.

Пример направления эмоционального сдвига: сфера эстетического наслаждения ароматом и свежестью белья, которое обеспечивает кондиционер. Пример направления эмоционального сдвига: сфера эстетического наслаждения ароматом и свежестью белья, которое обеспечивает кондиционер. Рекламой Ariel, которая фактически реализовала этот сдвиг, представив обычные, поношенные вещи как букет свежих, ярких и нежных цветов. Налицо продвижение к центру эмоций: от прагматичного восприятия постиранного белья к насквозь чувственному восприятию живых цветов.

Представим чашку с пенным, ароматным кофе как роскошную ванну, в которую окунается наша душа Представим чашку с пенным, ароматным кофе как роскошную ванну, в которую окунается наша душа в минуты отдыха и расслабления (идея Taster’s Choice).

Таким образом, источником концепции, в первую очередь, является картина мира, существующая в сознании потребителей. Таким образом, источником концепции, в первую очередь, является картина мира, существующая в сознании потребителей. При этом глубокие переживания, слабо связанные с продуктом, гораздо важнее тех, которые имеют прочную связь с продуктом, но сами по себе не значительны.

Великий бренд Nike потому велик, что рекламирует не спортивные товары или здоровый образ жизни. Великий бренд Nike потому велик, что рекламирует не спортивные товары или здоровый образ жизни. Он рекламирует активный взгляд на мир – взгляд бойца. Идеология бренда – не сделать спорт образом жизни, а сделать жизнь спортом, привнеся в нее спортивный характер, бескомпромиссный взгляд на жизнь, немного уверенности, чтобы «просто сделать это!»

Стереотипные подходы, как правило, присутствуют в каждой товарной категории. Они формируют восприятия потребителей и Стереотипные подходы, как правило, присутствуют в каждой товарной категории. Они формируют восприятия потребителей и во многом задают границы легкого «вхождения» в товарную категорию новых брендов.

Если конкуренты достаточно близко подошли к центру какой либо эмоциональной сферы, надо постараться перенести Если конкуренты достаточно близко подошли к центру какой либо эмоциональной сферы, надо постараться перенести восприятие продукта в другую, возможно – кардинально отличную от существующей.

Метод структурного анализа рекламного пространства – поиск стереотипов. - анализ всей массы рекламных материалов Метод структурного анализа рекламного пространства – поиск стереотипов. - анализ всей массы рекламных материалов в определенной рекламной категории - выявление общеупотребительных сюжетов, слов или рекламных приемов - анализ лежащих под ними глубинных смысловых структур

Проявление стереотипов: - в преимуществах, о которых заявляют рекламодатели - в мотивациях - в Проявление стереотипов: - в преимуществах, о которых заявляют рекламодатели - в мотивациях - в образах - в жанрах - в сюжетах - в уровне идей (или их отсутствия) тщательно разбирая каждый экземпляр до простого ответа на сакраментальный вопрос «О чем эта реклама? »

Создание типичного рекламного обращения: В качестве заглавной темы выступает рациональное свойство Инструментами его донесения Создание типичного рекламного обращения: В качестве заглавной темы выступает рациональное свойство Инструментами его донесения являются эмоциональные и ассоциативные связи.

И. Морозова предлагает перевернуть картину: в основу положить обещание сильного эмоционально-чувственного переживания, оперируя рациональными И. Морозова предлагает перевернуть картину: в основу положить обещание сильного эмоционально-чувственного переживания, оперируя рациональными фактами для подтверждения серьезности намерений.

 «Наш самый быстрый автомобиль позволит вам ощутить новую степень свободы!» - традиционное рекламное «Наш самый быстрый автомобиль позволит вам ощутить новую степень свободы!» - традиционное рекламное сообщение, сконцентрированное на свойствах и преимуществах продукта (словно скоростные качества автомобиля – единственное условие обретения человеком внутренней свободы!). «Путь к свободе вы выбираете сами, мы лишь помогаем пройти его побыстрее» - так могла бы обратиться к потребителю эмоционально-ориентированная реклама.

Шаг 2 -ой: репрезентативная концепция. Характер бренда: личность бренда должна быть неизменной и связанной Шаг 2 -ой: репрезентативная концепция. Характер бренда: личность бренда должна быть неизменной и связанной с внутренними законами и культурой компании-обладателя.

Шаг 3 -ий: креативная идея. Идея – это преломление концепции через призму определенных маркетинговых Шаг 3 -ий: креативная идея. Идея – это преломление концепции через призму определенных маркетинговых задач, ее конкретное воплощение в текущей рекламной кампании.

Если концепция – это философский, психологический и идеологический подтекст всей рекламной коммуникации, то креативная Если концепция – это философский, психологический и идеологический подтекст всей рекламной коммуникации, то креативная идея – конкретизация подтекста в рамках четкого рекламного формата.

Коммуникативная концепция определяет Большое Преимущество – общечеловеческие ценности, поддерживаемые брендом, и эмоции, получаемые через Коммуникативная концепция определяет Большое Преимущество – общечеловеческие ценности, поддерживаемые брендом, и эмоции, получаемые через общение с брендом.

Креативная идея демонстрирует потребителю, как через вполне конкретные свойства, возможности и функции продукта он Креативная идея демонстрирует потребителю, как через вполне конкретные свойства, возможности и функции продукта он может получить Большое Преимущество.

Создавая рекламную идею, мы задаемся вопросом: «Как показать большее (концепция) через меньшее (продукт)» . Создавая рекламную идею, мы задаемся вопросом: «Как показать большее (концепция) через меньшее (продукт)» .

Базовый элемент процесса разработки креативной идеи в том, чтобы сместить фокус с продукта на Базовый элемент процесса разработки креативной идеи в том, чтобы сместить фокус с продукта на потребителя и держать его там постоянно, не позволяя традиционному подходу увлечь нас в восторженный хоровод вокруг продукта.

Преимущество продукта – это еще не креативная идея. Большинство преимуществ, УТП, вовсе не так Преимущество продукта – это еще не креативная идея. Большинство преимуществ, УТП, вовсе не так уникальны, как этого хотелось бы рекламодателям: Все банки надежны, вся бытовая техника удобна, вся одежда модна, все шампуни обеспечивают блеск и силу здоровых волос, а все стиральные порошки отстирывают пятна без лишних хлопот – даже в холодной воде.

 «Идея – это уникальное приложение преимущества к реальной жизни потребителя. Так и в «Идея – это уникальное приложение преимущества к реальной жизни потребителя. Так и в рекламе: одни и те же функции продукта могут быть поданы как обычные свойства, а могут – как уникальные возможности для пользователя. Самое главное – посмотреть на вещи с точки зрения потребителя: найти важные для него интересы и задачи и попытаться реализовать их с помощью продукта. »

Например, в корпорации Procter & Gamble была создана новая лечебная маска для поврежденных и Например, в корпорации Procter & Gamble была создана новая лечебная маска для поврежденных и слабых волос. Основной гордость разработчиков был рекордно короткий срок применения продукта: 3 -5 минут. Проблема обозначилась на первой же фокус-группе, с каждой последующей она лишь становилась более явной: женщины не считали короткий срок действия маски преимуществом.

Как объяснили женщины, применение косметических средств для них – не просто терапия, но источник Как объяснили женщины, применение косметических средств для них – не просто терапия, но источник удовольствия и повод для отдыха. Для них преимуществом маски был бы, напротив, более длительный срок действия: как минимум 15 -20 минут. В результате компании пришлось срочно менять посыл, сформулировав предложение следующим образом: «Если у вас нет времени, то уже через 5 минут вы можете ожидать от маски лечебного эффекта; но чем дольше вы держите ее, тем глубже она воздействует» .

В создании идеи не может быть однозначной схемы. Но принцип, который лежит в основе В создании идеи не может быть однозначной схемы. Но принцип, который лежит в основе творческого процесса, Морозова назвала принципом следующего шага. После того, как определена концепция рекламного сообщения, мы идем по пути максимального сближения ее с реальной жизнью потребителя.

Реальность представлений потребителя о бренде во многом зависит от реальности представлений бренда о потребителе. Реальность представлений потребителя о бренде во многом зависит от реальности представлений бренда о потребителе.