Скачать презентацию Стилистические фигуры речи Подготовил Кинаш Алексей 101 группа Скачать презентацию Стилистические фигуры речи Подготовил Кинаш Алексей 101 группа

Стилистические фигуры.ppt

  • Количество слайдов: 15

Стилистические фигуры речи Подготовил: Кинаш Алексей 101 группа. Стилистические фигуры речи Подготовил: Кинаш Алексей 101 группа.

Стилистические фигуры речи – особые синтаксические построения, веками отшлифованные в языке, используемые для усиления Стилистические фигуры речи – особые синтаксические построения, веками отшлифованные в языке, используемые для усиления образновыразительной функции художественной речи Анафора Антитеза Эпифора Градация Лексические повторы Параллелизм Парцелляция Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Бессоюзие Многосоюзие Эллипсис

АНАФОРА – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких АНАФОРА – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих предложений или в начале каждой части одного предложения, разделённого паузой. Прием увеличения эмоциональности. Ве-е-рнись моя утрата, (Эол). Ве-е-рнись моя любовь Рожки Поматии безжизненно опустились. Рожки Хеликса покрылись красными пятнами (Яна Дашковская, Улитка).

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. У сильного всегда Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов)

ЭПИФОРА – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце ЭПИФОРА – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Противоположностью эпифоры является анафора. По лицу вижу. По глазам вижу (Эол).

Градация – последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания (восходящая градация) или Градация – последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания (восходящая градация) или ослабевания ( нисходящая градация) их смыслового и эмоционального значения. Легче навести порядок в одной комнате, нежели во всем доме, в одном доме, нежели на всей улице, на одной улице, нежели во всем городе, и в одном городе, нежели во всей стране. (Б. Акунин)

Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. И вот мама приготовила Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е. Шварц)

Парцелляция – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего Парцелляция – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего второстепенного - и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. 1 Людьми пустыми дорожил! …об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом! (А. Грибоедов)

Парралелизм – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической Парралелизм – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Дуй сюда. Дуй отсюда (Эол). Не подойдёт сюжет. Не светит хэппи-энд (Маргарита Ротко, Неподходящий сценарий, или «по вечным мотивам» ).

Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Обратное их расположение является инверсией. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. А. С. Пушкин

Риторические вопросы Вопросы могут способствовать отражению тайных глубин человеческих чувств и ощущений, помочь разобраться Риторические вопросы Вопросы могут способствовать отражению тайных глубин человеческих чувств и ощущений, помочь разобраться в них, выразить сомнение, неуверенность, раздумье. Они активизируют внимание читателя, заставляют сопереживать вместе с лирическим героем Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? С. Есенин

Риторические восклицания, риторические обращения (высказывание обычно адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу) Мечты, Риторические восклицания, риторические обращения (высказывание обычно адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой! (А. Пушкин) Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек, белая весенняя горячка всеми гневами звенящих строк! (З. Гиппиус)

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов. Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов. Если первая Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов. Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов. Если первая фигура придает впечатление стремительности, быстрой смены картин, то вторая, напротив, замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов. Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…. А. Пушкин Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. В. Короленко

Эллипсис – пропуск во фразе какоголибо слова, легко подразумевающегося. Богаты мы, едва из колыбели, Эллипсис – пропуск во фразе какоголибо слова, легко подразумевающегося. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. М. Лермонтов Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня. А. Пушкин

Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !