Заочники 18 век.ppt
- Количество слайдов: 127
• Стиль – главная эстетическая доминанта, формирующая оценочный подход к произведению искусства и один из критериев его художественного совершенства. • Знание формальных и эстетических свойств, которыми наделен стиль, делает произведение архитектуры и искусства не только узнаваемым, но и понятным с точки зрения его историко-культурного контекста. • Как социо-культурный феномен, стиль напрямую связан с социально-политическими и экономическими условиями жизни страны или региона, их этнокультурными особенностями. Таким образом, стиль – это процесс, отражающий динамику развития истории, обусловленной материальной и духовной культурой конкретного времени через общность средств и приемов художественной выразительности.
Античность и Возрождение как предыстория двух великих стилей европейского искусства
Иктин, Калликрат, Фидий. Парфенон. 447– 432 гг. до н. э.
Парфенон. Реконструкция
Лео фон Кленце. Афинский Акрополь. 1830
И. Джисмонди. Рим в эпоху Империи. Макет. ХХ в.
Амфитиеатр Флавиев (Колизей). I в. н. э. Рим. Реконструкция
А. Дамасский. Пантеон. Рим. 118– 125 гг. н. э.
Модель Пантеона в разрезе
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Ок. 20 г. до н. э.
А. Дамасский. Пантеон. 118– 125 гг. н. э. Рим Храм в Ниме. I в. н. э. Франция
Античные формы в зданиях Европы XVIII–XIX вв.
Знаменитые купольные сооружения Европы
Арка Тита. I в. до н. э. Рим
Триумфальные арки европейских столиц: Рим, Париж, Петербург
Колонна Траяна. Ок. 113. Рим
Триумфальные колонны: Рим, Париж, Лондон
Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон. I в до н. э. Ватикан. Рим
Собор и площадь Святого Петра. Рим
Л. Бернини. Сень собора Св. Петра. 1624– 1633. Рим; Л. Бернини. Экстаз Св. Терезы. 1645– 1652. Церковь Санта Мария делла Витторио. Рим
Барокко (ит. barocco – причудливый, странный) – художественный стиль, получивший распространение с конца XVI по сер. XVIII века в Италии, Германии, Франции, России и других странах Европы. В стиле барокко нашли свое отражение новые представления о единстве, многообразии и противоречивости мира. В живописи, скульптуре и архитектуре ему были свойственны, прежде всего, эмоциональность и экспрессия форм.
Историческая эпоха, на которую приходится зарождение и развитие стиля барокко, отмечена событиями которые объединили переход от феодального к мануфактурному производству. Отнесем сюда контрреформацию и инквизицию, религиозные конфликты и великие научные открытия. Если говорить об именах в культуре эпохи барокко – то это поздний Микеланджело и В. Шекспир, М. Сервантес и Галилей, Кампанелла, Дж. Бруно, Ф. Бекон, Р. Декарт, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт и, наконец, Г. Ф. Гендель и И. С. Бах. Необычайно насыщенная и разнообразная духовная жизнь Европы этого времени допускала сочетание духовного экстаза Бернини с язычески плотским П. П. Рубенсом, драматизм поздних произведений Рембрандта с блистательными дворцово -парковыми комплексами Дрездена, Версаля, Вены и Петербурга, построенными Августом Сильным, Людовиком XIV, Марией Терезией и Петром I.
Ф. Борррмини. Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане. 1664 – 1667. Рим М. Пеппельман, Б. Пермозер. Цвингер. Павильон на валу. 1709– 1732. Дрезен
• Необычайно сильное движение форм превращает фасад церкви Сан-Карло-алле кварто-Фонтане и павильон Цвингера в театральную декорацию, что становиться концептуальным для архитектуры барокко и не дает представления о функциональном соответствии наружных и внутренних объемов. Фантазия архитектора часто превращает кирпич и камень в пластическую массу, а архитектурное сооружение в некое подобие скульптуры
Наиболее полно художественная концепция барокко суть которой заключалась в связи архитектуры, скульптуры и природного компонента дававшая представление о бесконечности мира и человеческих возможностей воплотилась в Версале. Именно этот дворцово-парковый комплекс воплотивший идею абсолютной власти монарха Франции, станет самым грандиозным творением барокко.
И. Сильвестр. Версаль. Дворцы и сады. Гравюра. Конец XVII в.
Версаль. Дворцово-парковый комплекс. XVII в.
Бассейн Латоны с видом на большой канал
Ф. Леруа, Л. Лево, Ж. А. Мансар. Мраморный двор Большого дворца. 1654. Версаль
Ж. А. Мансар, Ш. Лебрен. Зеркальная галерея Большого дворца. Версаль. 1679– 1687
Семидесяти трех метровая зеркальная галерея, отделана цветными мраморами и семнадцатью зеркальными панно, которые многократно отражают не только дневной и искусственный свет, но и те события, которые происходят в ее пространстве. Покрывающие своды тринадцать живописных плафонов посвящены славным деяниям Людовика XIV (Ш. Лебрен). Галерею украшают восемь бюстов римских императоров и восемь статуй, из которых семь – античные.
Б. К. Растрелли. Бюст Петра. 1723. Государственный Эрмитаж Л. Бернини. Портрет Людовика XIV. 1665. Версаль
И. Риго. Портрет короля Людовика XIV. 1701. Лувр. Париж
Версаль стал не только лабораторией, в которой рождался новый стиль - классицизм, но и средой формирования новой экономики. Заказ короля на развитие ее различных отраслей в связи с грандиозным строительством вел к постепенному превращению мелких производителей в новый класс предпринимателей. Развитие крупного капитала и зарождавшийся либерализм отрицающий династические традиции и аристократические привычки станут основой Просвещения, которое, основываясь на познании, утверждало необходимость переоценки ценностей.
Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях. Ок. 1636. Дрезденская картинная галерея
Рембрандт. Автопортрет. 1669. Мауриц Хаус, Гаага
Рококо (фр. rococo) – стиль, распространенный в архитектуре и пластических искусствах прежде во Франции XVIII века. В архитектуре рококо следовал за барокко, но без применения ордера. Наиболее ярко этот стиль проявил себя в декоративноприкладном искусстве и моде.
А. Ватто. Капризница. 1718. ГЭ, Санкт-Петербург
Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. XVIII в. Старая Пинакотека, Мюнхен
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. XVII в.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1698. Москва
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1698. Москва
А. Рублев. Троица ветхозаветная. Ок. 1411. ГТГ, Москва С. Ушаков. Троица ветхозаветная. 1671. ГРМ, Санкт-Петербург
Феофан Грек. Спас. XVI в. ГТГ, Москва С. Ушаков. Спас Нерукотворный. 1672. Москва
Спас Вседержитель на Престоле. Конец XVII – начало XVIII века. Новгород
Портрет царя Алексея Михайловича. Кон. 1670 – нач. 1680 гг. Оружейная палата, Москва
Копенгагенская фондовая биржа Берсен. Братья Стенвинкели. 1640
Шпиль длиной в 56 метров в форме сплетенных хвостами драконов символизирует союз Дании, Швеции и Норвегии.
Музей Петра I в Зандааме
П. Кнеллер. Портрет Петра I. 1698. ГЭ; И. Риго. Портрет Людовика XIV. 1701. Лувр. Париж
И. Зарудный. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). 1707. Москва
Генеральный план Д. Трезини. 1716 г.
Генеральный план Санкт-Петербурга. Ж. Б. Леблон. 1717 г
Панорама Петропавловской крепости. Санкт-Петербург
Д. Трезини, Т. Швертфегер. Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. 1710 -е. Санкт-Петербург
• Монплезир. А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж. -Б. Леблон, Н. Микетти. 1714— 1723
Петергоф. Дворцово-парковый комплекс. 1714 -1730 -е.
Конный памятник Петру I К. Б. Растрелли (1710 -40 -е)
Ж. М. Натье. Портрет Петра I. 1717. ГЭ, Москва
Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1725 г
И. Н. Никитин. Петр I на смертном одре. 1725.
М. Махаев. Летний дворец Елизаветы Петровны. (Б. Ф. Растрелли 1741— 1744)
Воронцовский дворец. Ф. Б. Растрелли. 1749– 1757
И. Я. Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор. Ок. 1750. ГРМ, Санкт-Петербург
Карл ван Лоо. Портрет императрицы Елизаветы I. 1760. Большой Петергофский дворец
Ф. Б. Растрелли. Екатерининский дворец. Царское Село. 1752– 1756
Большой зал Екатерининского дворца. Царское Село
Ф. Б. Растрелли. Павильон Эрмитаж. Царское Село. 1752– 1756.
• Лансере. Выход Елизаветы Петровны Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905
Картинный зал Екатерининского дворца. Царское Село
В. Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы I. 1758. ГЭ, Санкт-Петербург
С. Торелли. Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. 1765 -1766. ГЭ, Санкт-Петербург
Л. Токе. Портрет Елизаветы Петровны. 1765 Г. Бухгольц. Портрет Елизаветы Петровны. 1768
Дворцово-парковые ансамбли Европы эпохи барокко: Версаль, Шенбрунн, Петергоф
Генералиссимус принц Евгений Савойский И. Л. фон Гиндельбрандт Верхний Бельведер. 1721– 1723. Вена И. Л. фон Гиндельбрандт. Верхний Бельведер. Нижний зал
Г. Х. Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. Первая пол. XVIII в.
А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762. ГРМ, Санкт-Петербург; Д. Г. Левицкий. Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия Фемиды. 1780. ГТГ, Москва
Ф. С. Рокотов Портрет Екатерины II. 1763
Д. Г. Левицкий. Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия Фемиды. 1780. ГТГ Д. Г. Левицкий. «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783. ГРМ
• В основе идеологии Просвещения лежало обращение к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества, ориентировало свою эпоху на изменение мышления и как следствие – существующего порядка. Философской основой Просвещения стали труды Вольтера, Д. Дидро, Ж. -Ж. Руссо, а также И. Гете, Ф. Шиллера, И. Лессинга. Большое влияние на развитие Просвещения оказали раскопки в древнеримских городах Геркуланум (1738) и Помпеи (1748), во многом определившие развитие классицизма –ведущего художественного направления в европейском искусстве конца XYII – начала XIX века
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль в западно-европейском искусстве XVII–XIX века, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания в архитектуре и пластических искусствах.
Ф. С. Рокотов. Портрет М. И. Воронцова 1750 -е. ГЭ, Санкт-Петербург
Д. Левицкий. Портрет Ивана Шувалова
Академия художеств. Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов. 1764– 1789
Д. Г. Левицкий. Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769. ГРМ
Д. Г. Левицкий. Портрет Н. А. Львова. 1780 -е В. Л. Боровиковский. Портрет Ф. А. Боровского. 1799. ГРМ, Санкт-Петербург
Д. Г. Левицкий. Портрет Е. Нелидовой. 1773. ГРМ, Санкт-Петербург
Д. Г. Левицкий. Портрет А. Д. Ланского. 1782. ГРМ, Санкт-Петербург
Д. Г. Левицкий. Портрет А. Б. Куракина. 1801 -1802. ГТГ, Москва
В. Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1790 -е. ГРМ, Санкт-Петербург
В. Л. Боровиковский. Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных. 1802. ГТГ, Москва
В. Л. Боровиковский. Портрет Е. И. Неклюдовой. 1798. Новгородский музей искусства и истории
В. Л. Боровиковский. Портрет княгини М. И. Долгорукой. ГТГ, Москва
В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797. ГТГ, Москва
На смену одному великому стилю шел другой – классицизм. Причиной его появления была как иррациональность рококо, так и подогретый раскопками в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748) интерес к конструктивной выразительности и логике архитектурных форм Античности.
Г. Парк. Студент, производящий обмер храма Кастора и Поллукса в Риме. 1819. Акварель. Музей лорда Дж. Стоуна, Лондон
Д. П. Панини. Античный Рим. Ок. 1755. Государственная галерея, Штутгарт
Лео фон Кленце. Афинский Акрополь. 1830
У. Инвуд, Г. Инвуд. Церковь Св. Панкратия. 1819– 1822. Лондон; Ж. А. Габриель. Застройка площади Людовика XV. 1753– 1755. Париж; П. А. Виньон. Церковь Св. Марии Магдалины. 1807– 1842. Париж
Во второй половине XVIII века классицизм стал доминировать в Европе, а принципы универсальной регламентации проявились во всех сферах духовной жизни. Понятие долга, подчинение государству и исполнение обязанностей стали основой поведения человека, подавление чувств во имя разума казалось достойной подражания высшей добродетелью. В живописи это нашло отражение в героических полотнах одного из самых ярких приверженцев нового стиля Ж. Л. Давида – художника, который за пять лет до Великой французской революции своей картиной «Клятва Горациев» призывал сограждан к борьбе с тиранией короля.
Ж. -Л. Давид. Клятва Горациев. 1784. Лувр, Париж
Россия на пути новых художественных решений
Характерные признаки барокко: - сложность архитектурных и живописно-пластических композиций; - необычные пространственные решения; - динамика, пластическая выразительность и живописность архитектурных форм; - монументальность и репрезентативность архитектурных и живописно-пластических образов; - синтез искусств; - декоративность; - эмоциональность архитектурных и пластических образов
Барокко и ранний классицизм в художественном наследии Европы и России
Мраморный дворец. А. Ринальди, П. Е. Егоров 1768 -1785
Академия наук. Джакомо (Доменико) Кваренги. 1783 -1789