Старообрядчество.(pptx).pptx
- Количество слайдов: 16
Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг» .
Нижегородский край с самого начала являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. Ø Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, родились в Нижегородском крае. Ø Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г. ) Ø По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. Ø В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.
Идеологи противоборствующих сторон. Никон. Патриарх Никон
Идеологи противоборствующих сторон. Аввакум. Пленение протопопа Аввакума
Борьба с раскольниками ØСторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. ØВ густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей — мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский , Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.
Епископ Павел Коломенский «Жгут еретика Павла Коломенского»
Основные этапы деятельности епископа Нижегородского Питирима В начале XVIII в. Пётр I возобновляет гонения на раскольников. Исполнителем своих намерений он избирает Питирима. Ø ØДеятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. ØВ 30 -е гг. он отмечает слабую эффективность миссионерской деятельности, переходит к к принуждению и преследованиям. Был казнён старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу.
Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). река Керженец
Толки и согласия на территории Нижегородской области Белокриницкое согласие Окружники Неокружники Беглопоповцы (поповцы, бугровская вера) Поморцы Беспоповцы Самокрещенцы Странники Федосеевцы Филипповцы Спасовцы
Белокриницкое (австрийкое) согласие ØНаиболее значительными особенностями окружников были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. ØОтличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и , являвшейся ее частью, никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»
Спор поповца и беспоповца. Гравюра.
Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства истинная церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром» (Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё
Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.
Община беспоповцев на Керженце
Старообрядцы нижегородского края в XIX в. Старообрядецы федосеевского согласия (с. Тонково)
Старообрядцы Семеновского уезда
Старообрядчество.(pptx).pptx