Старинные города России..pptx
- Количество слайдов: 121
Старинные города России
Сергиев Посад Начало городу Сергиев Посад положил крупнейший в России Троицкий монастырь, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский. (1345 год) «Лавра» в переводе с греческого означает «главный (наиболее важный) монастырь. О начальном существовании монастыря мы узнаем из «Жития» Сергия, составленного около 1418 года Епифанием Премудрым и переработанного в 30 – е годы XV века Пахомием Логофетом. Из него следует, что в 1355 году был принят общежитийный уста, обязывавший монахов вести общее хозяйство и принимать одинаковую пищу. В этот же период расширяется территория монастыря, сюда стекаются люди. Обнесенный оградой, монастырь становится маленьким укрепленным городком. Во время освобождения от монголо – татарского ига монастырь сыграл важную роль в судьбе русского государства. В 1380 году в Троице – Сергиевом монастыре было дано благословение войску князя Дмитрия Донского.
Исторический герб Сергиева Посада
Троице – Сергиева лавра
Эрнест Лисснер. «Троице Сергиева лавра»
Гравюра Бориса Чорикова. Сергей Радонежский (справа, держа в левой руке Евангелие) крестом благословляет великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
За столетия на территории Свято Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422 1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Троицкий собор (1422 23 гг. ) Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422 23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому († 1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.
Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие, строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу. И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями, и наполнил украшениями.
Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который
Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена» .
М. Гадалов. Вид Троицкого собора и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.
Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в. , когда сложился образ компактного одноглавого придворно княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.
Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века
Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.
Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в. , сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.
Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425 1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).
Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца
Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница» , то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.
Рака преподобного Сергия Радонежского
В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу» . Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом» . Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.
Прп. Сергий с житием. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)
Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов» . Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.
В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал. . . в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635 1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице Сергиевой Лавры» ). В местном ряду иконостаса и на юго западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов 1476– 1477
Успенский собор 1559– 1585
Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято Троицкого собора)
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1635– 1637
Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь)
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии 1746– 1753
Колокольня Троице Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг. , замыкает собой северную сторону соборной площади Троице Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
К концу XVII века в Троице Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня как по местоположению, так и по архитектуре уже не соответствовала обновлённому виду обители. Монастырские власти стали хлопотать о сооружении новой колокольни взамен старой у Духовской церкви. В марте 1738 г. из Петербурга последовало распоряжение Святейшего Синода разобрать старую колокольню и снять план монастыря. План Троицкого монастыря составил архитектор И. Ф. Мичурин, руководивший застройкой Москвы. Ответ из Петербурга пришёл лишь два года спустя. Предписывалось строить колокольню по проекту придворного архитектора И. Я. Шумахера.
Проект колокольни представлял собой обычную для того времени трехъярусную композицию с довольно тяжеловесными пропорциями. Место для новой звонницы располагалось в центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. И. Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, стазу же поднял вопрос о неправильном выборе места под сооружение, которое загромоздило бы всю площадь перед Троицким собором. Он предложил поставить колокольню на северной стороне площади, где ещё стояла старая монастырская Трапезная XV века. Предложение Мичурина, поддержанное монастырскими властями, было послано в Петербург и отвергнуто со ссылкой на распоряжение императрицы Анны Иоанновны. Строительство затягивалось, но вскоре неожиданная смерть Анны Иоанновны поставила точку в решение спора. Монастырь получил уведомление, что правительница всея России Анна Леопольдовна приказала строить колокольню на том месте, о котором власти монастыря просили.
Колокольня. Чертеж из архитектурного альбома Троице Сергиевой Лавры 1745 89 гг.
Водяной башней называется сейчас юго западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII в. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице Сергиевой Лавры.
Звонковая (Кузничная) башня находится в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями. Она была выстроена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 16 м, размер в плане – 10 х11 м. В стенах этой четырехъярусной башни была сделана 51 бойница. Башню отличает нарядный фасад, украшенный большим числом пилястр, поясков и арочек, и шатровое покрытие, которое сохранило первоначальный характер XVII в. Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов Троицкой семинариио начале и окончании занятий.
Достопримечательностью города является «Загорская матрёшка» . По одной из версий русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника Сергея Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. П. Звёздочкиным появилась на свет в 1890— 1900 гг. Прототипом послужила игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова — добрый лысый старик, бог удачи Фукурокудзю, в форме которого находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Матрёшка Малютина стала крестьянской девочкой с чёрным петухом в руках. Сегодня оба артефакта хранятся экспозиции. Музея игрушки в Сергиевом Посаде. в
Переславль Залесский На береги Плещеева озера – жемчужины России, стоит древней русский город Переславль – Залесский. В XI веке на высоком северо – западном берегу озера славяне основали укрепленное городище «Клещин» . Недалеко от него, на берегу реки Трубеж, в 1152 году Юрий Долгорукий закладывает Переславль как место административного княжеского управления, строительство которого начинает с сооружения валов и Спасо – Преображенского собора. По тому времени новый город был одним из крупных политических и культурных центров Северо – Восточной Руси. В 1212 – 1302 годах Переславль (до XV века Переяславль) становится во главе удельного княжества, первый князь которого – внук Юрия Долгорукого Ярослав Всеволодович (1212 – 1240).
Памятник Ю. Долгорукому в Переславле Залесском
Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль Залесский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник.
Успенский собор
Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите. В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чаш ницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы.
Никитский мужской монастырь — монастырь, расположенный на северной окраине города Переславля Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику.
Никитский собор (1564 год)
Столп часовня Никиты и колокольня храма Благовещения
Сретенский Новодевичий монастырь — женский монастырь в кремле Переславля Залесского, существовавший в XVII— XVIII веках.
Свя то Тро ицкий Дани лов монастырь — православный мужскоймонастырь в Переславле. Залесском.
Фео доровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия)
Спа со Преображе нский собо р в Переславском кремле заложен. Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше). Стены собора выложены вполубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков.
Спасо. Преображенский собор в Переславле. Залесском. 1152 — 1157. Южный фасад. Реставрационный чертеж
Ширина храма больше, чем его высота. Из за своих пропорций он получился почти кубическим и приземистым. Его формы лаконичны и строги. Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами. Глава же по своей форме кажется воинский шлем, а городчатый пояс под ней напоминает отделку «городками» реальных шлемов древнерусских ратоборцев. Преображенский собор воплощает земную идею о силе и мощи княжеской власти.
Спасо-Преображенский собор в Переславле. Залесском. 1152— 1157. Вид с северо-восточной стороны Собор впечатляет строгостью своего облика. Его стены, разделенные лопатками на прясла, завершены закомарами, центральные из которых больше, чем боковые.
Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1, 2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1, 5 м с востока. До глубины 0, 8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается. Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя. Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал. А. Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940 х годах, предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора. Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152— 1157. План
В планировке и типологии переславский собор весьма близок к церкви в Кидекше. Зданию свойственна очень четкая разбивка плана. Это почти квадратный в плане трехапсидный храм с четырьмя крестчатыми столбами, которые держат своды и единственную главу. Боковые апсиды не закрывались алтарной преградой, но свободно открывались взорам молящихся. Центральное пространство храма освещалось восемью щелевидными окнами барабана и хоросом – подвесным многосвечником. От него остались крюки в замках подпружных арок. В храме всегда стоял полумрак: дневной свет с трудом пробивался через узкие окна.
Из названных в Типографской летописи (кон. XV — нач. XVI) храмов времен князя Юрия Долгорукова до нас дошли, в большей или меньшей сохранности, лишь церковь в Кидекше, у которой были переложены своды и разобраны верхние части апсид и восточных прясел боковых фасадов, и собор Спаса Преображения в Переяславле Залесском. Церковь Георгия во Владимире была разобрана в конце XVIII века и перестроена заново на старом основании. Раскопки 1936 года подтвердили, что и этот храм почти тождественен первым двум. Наконец, церковь Георгия в Юрьеве Польском была перестроена в 1230 1234 годах. Спасский собор принадлежит к широко распространенному в середине XII века типу небольшого четырехстолпного крестовокупольного храма с одной главой, тремя полукруглыми апсидами с востока и хорами в западной трети. Конструктивная система здания находит ясное выражение в его наружных формах: столбам отвечают плоские фасадные лопатки, которые членят стену на три доли, завершенные закомарами; закомары соответствуют полуциркульным сводам перекрытия. Выше уровня хор
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152— 1157. Вид с юго-восточной стороны Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров. Камни укладывали почти насухо, заполняя промежуток между внутренней и внешней стенами бутом (обломками и булыжниками), а затем заливались связующим раствором – известью. По низу здания проходит цоколь. Фундамент здания чрезвычайно широк: он выступает от стены более чем на метр, и состоит из крупных булыжников, скрепленных тем же известняковым раствором.
При всей типичности подобных храмов во Владимиро Суздальской Руси постройка в Переяславле имеет и индивидуальные черты. Массив храма представляет собою почти куб, высота которого, однако, меньше его ширин. Алтарные апсиды, примыкающие с востока, очень тяжеловесны по своим пропорциям — это почти полуцилиндры, усиливающие грузность и приземистость здания. Важнейшим элементом композиции храма является массивный барабан главы, со шлемовидным, почти плоским куполом. Стены членятся симметрично на три широкие доли, лишенные какого либо декоративного убранства и завершенные спокойными полукружиями закомар. Щелевидные, похожие на крепостные бойницы окон обнаруживают массивность стены; простые обрамления входов, с тремя прямоугольными, смыкающимися в арку уступами, похожи скорее на строгую византийскую полуциркульную нишу, чем на перспективный портал. Все эти черты сообщают постройкам Долгорукого выражение упрямой подавляющей мощи.
Спасо Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152— 1157. Глава храма
Той же простотой и суровостью проникнут и интерьер храма, ясно расчлененный хорами, мощными крещатыми столбами и соответствующими им сильно выступающими настенными лопатками. В интерьере господствует центральное подкупольное пространство, к которому присоединяется пространство глубоких алтарных апсид, отделенных от храма лишь невысокой алтарной преградой. Свет, проникавший сквозь узкие щели окон, оставлял интерьер храма в постоянном полумраке. При Юрии переяславский храм не был расписан, и богослужение происходило среди белых стен. Сохранившаяся во фрагментах роспись собора относится уже ко времени Андрея, который также украсил достроенный им храм отца цветным полом из желтых и зеленых майоликовых плиток.
По видимому, все храмы, построенные при Долгоруком, были непосредственно соединены с соседними зданиями княжеского двора, но характер этой связи остается пока неясным. Дверь на хоры в северной стене переяславского собора, заложенная в позднейшее время, ясно указывает на их соединение переходом со смежными зданиями, как это мы увидим позже в Боголюбовском дворце. Но, скорее всего, здесь жилые части комплекса и переход были деревянными, так как раскопки не обнаружили никаких каменных пристроек около собора.
Спасо Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152— 1157. Западный фасад
Постройки Долгорукого отличаются от предшествующих храмов Мономаха и от современных им храмов других областей прекрасной техникой кладки из блоков «белого камня» , местного известняка. Камень клали почти насухо, заполняя промежуток между двумя его рядами обломками камня, залитыми связующим раствором (так называемая полубутовая кладка). Превосходно подогнанные друг к другу и тщательно вытесанные квадры камня образовали идеально ровную белокаменную гладь стены. Эта техника характерна для архитектуры Галичского княжества. В постройках Юрия имеются и некоторые декоративные детали, сходные с галичскими: аркатурный пояс с поребриком в Кидекше и Переяславле, перспективные порталы входов. Это свидетельствует о работе на строительстве Юрия пришлых мастеров. Вероятно, это были зодчие, строившие до 1152 года у галичских князей, с которыми Юрий находился в дружественных отношениях.
Однако эти пришлые мастера были строго ограничены условиями княжеского заказа и местными вкусами, сложившимися на протяжении длительного развития русского зодчества. Архитектурный образ храмов Юрия, в том числе и Спасо Преображенского, предельно прост и как бы проникнут мощным и суровым духом своего времени, выразившимся в могучей красоте лаконичных форм, ясной конструктивной логике здания и величавой статич ности его масс. Столь же характерно отношение этих храмов к окружающему ландшафту. В Переяславле и Юрьеве городской храм стоит не в центре, а с краю городской площади, он обращен одной стороной к валу, вдоль которого размещались жилища горожан; храм здесь не был виден из за валов города, отграничивавших и городской ансамбль и храм от окружающего их пространства.
В Переславле Залесском в 1220 году родился сын Ярослава Всеволодовича – Александр Ярославич – видный политический и военный деятель, известный в России как Александр Невский. В последней трети XIII века при сыне Александра Невского Дмитрии Переславль становится фактически столицей Владимиро – Суздальской земли. Само название города переводится с древнерусского как «перенявший славу» . В городе А. Невскому установлен памятник и построена церковь, носящая его имя.
Свято – Никольский женский монастырь 1348 год
Никольский женский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Переславль Залесский
Це рковь Петра митрополи та — православная шатровая церковь на Садовой улице города Переславля Залесского, редкий памятник архитектуры XVI века. Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста; каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединёнными дугообразными перемычками; в средине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утверждён восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими же промежутками. Над фонарём выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами; он отделён от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы.
Боголюбово В пригородной княжеской резиденции — городке Боголюбом — был создан великолепный архитектурный ансамбль. Основные его части — собор Рождества Богородицы и дворец, соединенные между собой по второму этажу переходом; в среднюю часть перехода включена лестничная башня. На вымощенной каменными плитами площади перед собором стоял киворий — сень над водосвятной чашей. В настоящее время от ансамбля полностью сохранились лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором. Раскопками вскрыты нижние части стен собора, на которые в ХVIII веке поставили новую церковь. Основания кивория и перехода от башни к дворцу также были обнаружены в ходе раскопок, сам же дворец был полностью уничтожен и заменен более поздним зданием. Раскопки ансамбля и исследование сохранившихся частей дают возможность графически реконструировать его первоначальный облик с весьма значительной долей достоверности.
В 10 километрах к востоку от Владимира сохранилась часть дворцового белокаменного ансамбля в загородной резиденции Андрея Боголюбского. Сказание о гибели Андрея Боголюбского, повествует, что князь «создал же бяшеть собе город камен именемь Боголюбыи, толь далече я коже Вышегород от Кыева, тако же и Богълюбый от Володимеря» (Ипатьевская летопись под 6683 (1173) годом. ). Это сопоставление с Вышгородом — с резиденцией великих киевских князей — выделяет Боголюбов из числа других городов Северо Восточной Руси, подчеркивая его высокий статус.
Боголюбово. Дворцовый ансамбль. 1158— 1165 (? ). Общий вид
Центром ансамбля являлся собор. Он во многом повторял владимирский Успенский собор, хотя был не шести , а четырехстолпным и меньшим по величине. Вместо крестообразных в плане подкупольных столбов внутри собора стояли четыре мощные круглые колонны, имевшие профилированные базы и, судя по описаниям, резные капители. Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания. Сейчас об этом свидетельствуют лишь следы медных плит, устилавших пол, да отверстия от гвоздиков, которыми прибивали листы золоченой меди, украшавшей западный портал. Открытые раскопками нижние части перспективных порталов демонстрируют великолепную белокаменную резьбу. На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно колончатый пояс.
Боголюбово. Дворцовый ансамбль. 1158— 1165 (? ). Собор Рождества Богородицы. Реконструкция по Н. Н. Воронину
Древний собор, разрушившийся в 1722 году, был заново построен на прежнем основании. От храма XII века уцелела лишь часть северной стены, удержавшаяся вместе с сохранившимся переходом. Сохранилось сделанное по памяти в 1767— 1769 годах описание храма, построенного Андреем Боголюбовым. Он был одноглавым с позакомарным покрытием. Подкупольные столбы имели круглую форму и завершались «коруной» , то есть, надо понимать, капителью (Летопись Боголюбовского монастыря // Чтение в Обществе истории и древностей российских при Императорском Московском университете. 1878. кн. 1. С. 14— 15. ). Письменные источники также свидетельствуют о небывалой роскоши отделки здания. Князь Андрей украсил дворцовый храм ценными иконами и узорочьями. Приходившие сюда удивлялись богатству и разнообразию церковной утвари, сверкавшей золотом и эмалями, украшенному драгоценными камнями сиону, рипидам, многосвечным паникадилам. Церковь к тому же была расписана прекрасными фресками. Золотом были окованы двери, порталы и сень алтаря. По словам летописца, церковь была «всею добродетелью церковьною исполнена, нзьмечтана всею хытростью» (Ипатьевская летопись под 6683 (1175) годом. ). Археологические изыскания подтвердили это казавшееся преувеличенным описание. Полы были настланы толстыми плитами меди, запаянными оловом. Косяки западного портала сохранили следы их оковки тонкими листами золоченой меди. Обломки вырезанных из золоченой меди или тисненых украшений говорят о действительно широком применении «золота» во внутреннем и внешнем убранстве храма. На хорах пол был выстлан цветными майоликовыми плитками и имел сверкающую, почти зеркальную поверхность. Сюда, на хоры, по словам того же летописного рассказа, князь Андрей вводил приезжавших к нему послов и гостей, которые поражались великолепию церковного убранства.
Строительство боголюбовского ансамбля было, по видимому, завершено к 1165 году. Исследования показали, что при возведении этого ансамбля соблюдался странный, с точки зрения современного строительства, прием: каждый объект независимо от того, будет ли он стоять отдельно или войдет в состав более сложного комплекса, полностью завершали отделкой. Так, собор, арочный переход и башня имели законченную отделку фасадов, включая аркатурно колончатый пояс, несмотря то что с одной из сторон пояс в процессе строительства сразу же прикрывали следующей частью комплекса. Арочный переход немыслим без башни, ибо иначе он никуда бы не вел; следовательно, прием выполнения наружной отделки, которую тут же застраивали, объясняется не тем, что план строительства менялся во время его осуществления, а лишь своеобразной системой средневековой организации строительных работ. Данный прием, как выяснилось, был характерен и для зодчества других районов Руси, в частности киевского; например, наружные галереи киевского Софийского собора были построены одновременно с основным объемом, хотя примыкают к полностью отделанным фасадам внутренних галерей.
Боголюбово. Дворцовый ансамбль. 1158— 1165 (? ). Общий вид древней части памятника
От большого белокаменного ансамбля сохранились северная башня и двухъярусный переход к собору. Дворец был разрушен еще в древности, так же как хозяйственные и бытовые постройки — погреба, оружейные склады, конюшни, подвалы для меда, дворы ближайших придворных и прочее. В конце XVII века в дворцовом храме Рождества Богородицы были разобраны хоры и растесаны окна, в результате чего здание стало разваливаться и окончательно рухнуло в 1722 году. Позднее на его месте воздвигли новую соименную церковь.
Боголюбово. Дворцовый ансамбль. 1158— 1165 (? ). Интерьер северной башни Лестница, на которой заговорщики довершили убийство князя Андрея Боголюбского. Нам неизвестны условия работы каменных дел мастеров и формы их договоров с заказчиками. По одному косвенному свидетельству мы можем судить, что их труд очень ценился и высоко оплачивался. В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» говорится о том, что после трагической кончины самовластца горожане «Боголюбова разграбили княжеский дом и строителей, которые сошлись на строительство зданий, — золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили» (Повесть об убиении Андрея Боголюбского // Библиотека литературы древней Руси. Т. 4. — СПб. , 1997. С. 215. ). Из этого можно заключить, что зодчие по своему социальному положению и материальному состоянию входили в верхние слои древнерусского общества. У них было что
Владимир Золотые ворота во Владимире. 1164. Общий вид
Золотые ворота располагались в средней части западной оборонной стены и являлись главным торжественным въездом в столичный город Владимир. Грозный и величественный облик ворот воплощал идею воинской славы Владимиро Суздальского княжества и вместе с тем зримо свидетельствовал о том, город находится под покровительством Богородицы: на верху ворот была воздвигнута церковь Положения риз Богоматери. Г. К. Вагнер полагает, что название Золотых ворот происходит от того, что они были «обиты золоченой медью» . Однако известно, что существовала древняя традиция ставить при въезде в город именно «Золотые ворота» . Они несли символико богословский смысл, так как через Золотые ворота в Иерусалим в воскресение перед Страстной неделей въезжал на осле Иисус Христос, что Церковью понимается как предуказание будущей победы Спасителя над Сатаной через крестную смерть и воскресение. И неслучайно подобие иерусалимских ворот было построено в Константинополе (по преданию — императрицей Евдокией). В Древней Руси Ярослав Мудрый воздвигает Золотые ворота в Киеве, а Андрей Боголюбский — во Владимире. Князья делают это, чтобы уподобить свои столицы Царьграду, повторяя при этом
Дата закладки владимирских ворот неизвестна, но строительство началось не ранее 1158 года, когда Андрей Боголюбский стал возводить оборонную линию города. Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 годом, когда произошло освящение надвратной Ризоположенской церкви. Ворота сложены из прекрасно отесанных известняковых квадров. Однако в некоторых местах использован грубо обработанный пористый туф. В кладке оставлены не заложенными отверстия от пальцев строительных лесов.
Золотые ворота в своем изначальном облике до нас не дошли. Согласно письменным источникам, ремонт надвратной церкви проводился в 1469 году и затем в конце ХVII века. В последней четверти ХVIII века засыпали глубокий ров перед воротами и срыли примыкавший к ним земляной вал. В 1795 году разобрали надвратную церковь, так же как и своды ворот. Затем своды свели заново и поставили новую церковь. К углам пристроили круглые башни, скрывшие контрфорсы. Таким образом, от изначальной кладки сохранился лишь основной объем постройки до начала сводов. До разборки Золотых ворот, в 1779 году, были сделаны обмерные чертежи церкви. Они дошли до наших дней. Церковь изображена одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной с крестчатыми столбами и плоскими двухуступчатыми лопатками. Фасады были очень просты и почти лишены декора. Лишь по барабану шли аркатура и городчатый пояс. В археологическом раскопе возле ворот встречались керамические плитки. Вероятно, ими был выложен пол церкви.
Сохранились арки свода в проезжей части. На уровне верха арочной перемычки на внутренних стенках имеются неглубокие (быть может, позже переложенные) прямоугольные гнезда для балок деревянного боевого настила. В южном пилоне выложена лестница, которая вела на настил и дальше на верхнюю площадку ворот, где стояла церковь. Первоначальная высота проездной арки достигала 15 м; в настоящее время уровень земли почти на 1, 5 м выше первоначального. Ширина арки точно измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии.
Золотые ворота во Владимире. 1164. Вид с югозападной стороны
Золотые ворота во Владимире. 1164. Вид с западной стороны
Золотые ворота во Владимире. 1164. Проездная арка
Успенский собор во Владимире. 1158 1160. 1185 1189. Общий вид
Общий вид Успенского собора с колокольней, лето 2011 г.
Собор был построен по заказу князя Андрея Боголюбского в 1158 1160 годах в виде шестистолпного, трехнефного и одноглавого здания. В 1185 году храм пострадал при сильнейшем и разрушительном пожаре, при котором выгорело чуть ли не полгорода. Видимо, сразу же после пожара князь Всеволод Большое Гнездо распорядился восстановить собор. В 1189 году он был освящен заново. При возобновлении храм значительно расширили и сделали пятиглавым.
МОСКВА Успенский собор в Московском Кремле являлся главным храмом города и в течение четырех веков служил для важнейших государственных церемоний. В нем происходили коронации царей и поставления духовных «владык» — митрополитов. Первый каменный Успенский собор был построен в 1326— 1327 годах по приказу Ивана Даниловича Калиты. Это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами, расположенными по странам света, и приделом, где был похоронен митрополит Петр, размещенным у северо восточной апсиды. К концу XV века храм сильно обветшал и не соответствовал своим обликом возросшему значению Москвы. В 1471 году с одобрения великого князя митрополит Филипп послал мастеров для изучения и обмера Успенского собора во Владимире, по образцу которого предполагалось строить собор в Москве. (Некоторые исследователи считают, что вначале новый собор задумывали, следуя раннемосковской традиции, одноглавым — таким, каким был владимирский Успенский собор до его перестройки Всеволодом III. Так можно истолковать слова летописи о прообразе московского Успенского собора, указанном заказчиками: «в меру храма пречистые Богородицы иже во Владимире, ея же созда благоверный князь Андрей Боголюбский. . . о едином верее» . ).
Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1497. Общий вид
В 1472 году зодчие Иван Кривцов и Мышкин начали строительство. В 1474 году собор, возведенный до сводов, рухнул при небольшом землетрясении. Вызванные из Пскова мастера отказались продолжать стройку. Тогда по приглашению Ивана III из Италии приехал архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В 1475 году Фиораванти разобрал стены рухнувшего собора и заложил фундаменты нового здания. Согласно летописным данным, Фиораванти совершил поездку во Владимир, Успенский собор которого был ему указан как «образец» для возведения главного храма Руси. Строительство было завершено в 1479 году. В 1547 году здание пострадало от пожара и было восстановлено; к западному фасаду пристроили крыльцо. В 1624— 1626 годах каменных дел подмастерье Важен Огурцов и палатный мастер Джон Талер укрепляли своды собора, пострадавшего в Смутное время, переложив при этом подпружные арки. Не сохранили первоначальной формы и покрытия, более всего страдавшие во время пожаров. В течение второй половины XVII века произошли изменения в алтарной
Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1497. Гравюра. Нач. 1880 -х гг.
По сторонам центрального алтаря изначально существовали приделы: Петропавловский — в северо восточной апсиде, в юго восточных — приделы Дмитрия Солунского и Похвалы Богородицы. Перед устройством помещения для ризницы Похвальский придел из юго восточной апсиды перенесли в барабан главы (в XIX в. туда подвели железную лестницу), его место занял Дмитриевский придел, над которым расположили ризницу. Для этого арку между центральной и южной апсидами заложили, на небольшой высоте сделали свод, изолировавший нижнее помещение от прежних источников света; поэтому в южной и восточной стенах были пробиты небольшие окна, снаружи получившие обрамления, типичные для ХVII века. В 1819 году часть стены Петропавловского придела была сломана для устройства раки митрополита Петра. В XIX веке уровень пола немного повысили, белокаменные плиты сменили на чугунные, одновременно была заменена часть облицовки цоколя и стен.
Успенский собор выстроен из специально изготовленного Фиораванти кирпича и облицован снаружи блоками белого камня. Собор имеет глубокий фундамент, под которым забиты дубовые сваи. В стенах применены железные связи, что, как и выкладка крестовых сводов в один кирпич, позволило сделать более тонкими стены и круглые столбы. План собора не совсем обычен для русских крестовокупольных зданий. Он подразделяется на двенадцать одинаковых квадратов. Собор увенчан пятью куполами, причем вся группа куполов сдвинута к востоку, и снаружи храм имеет вполне традиционный облик. Однако членения, примыкающие к центральному подкупольному квадрату, вместо полуцилиндров, образующих внутри пространственный крест (отсюда название системы — крестовокупольная), несут крестовые своды, такие же, как и остальные членения собора (исключая, разумеется, те, которые перекрыты куполами). Чтобы сделать среднюю главу больше других, зодчему пришлось, начав кладку центрального барабана, через несколько рядов отступить от ее внутреннего кольца и увеличить диаметр цилиндра, образовав в его основании полую камеру.
Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный — на четыре, западный и восточный — на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Гладь стен разделена широким аркатурно колончатым поясом и прорезана узкими щелевидными окнами. Перспективные порталы вместе с главным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Со стороны южного и северного фасадов пять апсид собора скрыты выступами угловых лопаток. Контраст внешней замкнутости, слитности объема Успенского собора ( «как един камень» ) его просторному интерьеру, поразившему современников «светлостью, звонкостью и простран¬ством» , — одна из особенностей этого величественного здания. Четыре круглых столба с капителями, низкая первоначальная алтарная преграда, пристроенная к восточным квадратным в плане столбам, позволяли обозревать внутреннее пространство храма в целом. Отсутствие хор, равномерная расстановка столбов, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливали впечатление
По летописным свидетельствам, собор начали украшать живописью непосредственно после окончания стройки и освящения, к 1514— 1515 годам собор был полностью расписан. В 1481 году «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» устроили в соборе трехъярусный иконостас. В середине XVI века росписи появились на наружных фасадах собора — над южным порталом и на восточной стене. В 1642 — 1643 годах обветшавшие первоначальные росписи интерьера после снятия с них прорисей (то есть копий) были сбиты вместе со штукатуркой. Около полутора сотен мастеров по этим прорисям выполнили новую роспись собора.
Среди них были московские «царские изографы» Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Марк Матвеев, Важен Савин, Степан Ефремов, мастера иконописцы и знаменщики (рисовальщики) из городов Владимира, Новгорода, Костромы, Ярославля, Суздаля, Устюга, Нижнего Новгорода, Рязани, Юрьева Польского, Казани. В 1680 году «травным» (растительным) орнаментом мастер травщик Василий Романов расписал ризницу (часть росписи сохранилась под позднейшей масляной прописью). Фрески собора поновлялись на протяжении всего XVII века. В 1773 году они были покрыты масляной живописью ремесленного характера и с отступлением от рисунка XVII века. Еще раз фрески прописали маслом в 1853 году (по контурам 1773 г. ). В настоящее время фрески XVII века частично раскрыты реставрацией, наиболее удачно — в алтаре, в ризнице и на северной паре столбов. В них наблюдается стилистическая близость к традициям XVI века.
Первоначальная стенопись долго считалась полностью утраченной. В 1890 году во время ремонта иконостаса на алтарной преграде обнаружили фрески 1480 х годов, изображающие святителей (закрыты иконостасом). При промывке и вычинке фресок в 1895 году стало ясно, что первоначальные фрески уцелели и в приделах собора. Реставрационными работами 1914 года в юго восточной апсиде, где первоначально находился Похвальский придел, в уровне ризницы были расчищены композиции «Поклонение волхвов» , «Похвала Богородицы» , «Рождество Иоанна Предтечи» . В 1920 х годах в Петропавловском приделе были раскрыты фрески «Три отрока в пещи огненной» и «Житие апостола Петра» . Все они по манере исполнения и колориту близки творчеству Дионисия. В ином стилистическом ключе выполнена раскрытая тогда же фреска на южной стене Петропавловского придела, отделяющей его от жертвенника, которая представляет фрагмент композиции «Сорок мучеников севастийских» (уцелело 24 фигуры).
Она датируется рубежом XV—XVI веков. Древний тябловый иконостас, частью которого была каменная алтарная преграда, к 1627 году был уже четырехъярусным. Три его яруса украшал серебряный басменный оклад, а верхний железный был позолочен. Коренным образом иконостас перестроили в 1652 году, когда были устроены новые тябла (резчики Троице Сергиева монастыря Ф. Кондратьев, Л. Афанасьев, И. Григорьев), вновь написаны иконы (мастера П. Сергеев, С. Арчеев, Степан Сергиев), а в 1654 году были сделаны царские врата (иноземец Иванов и резчик Петр). Оклад был из серебра с позолотой. В 1840 году иконостас вновь переделывался: тогда фоны икон обложили серебряными окладами, имитирующими древнюю басму, иконы заново переписали, а в ряде случаев заменили живописью на холсте. В 1880— 1890 х годах в иконостасе подновили обветшавшие
В Успенском соборе хранятся прекрасные образцы древнерусской живописи с XI по XVII век. В свое время в иконостасе Успенского собора находились знаменитые иконы: «Богоматерь Владимирская» рубежа XI—XII веков, «Деисус» (XII в. ), «Благовещение Устюжское» (XII в. ; ныне в Третьяковской галерее). К XII веку принадлежит поясное изображение Георгия. ХII—ХIII веками датируются иконы: «Архангел Михаил» , «Богоматерь Иверская» , «Спас Златые власы» . Икона середины XIV века «Спас Ярое око» написана для Успенского собора, как и того же времени «Троица» , а также, по видимому, икона «Петр и Павел» (рубежа XIV—XV вв. ; некоторые исследователи склонны считать ее произведением Феофана Грека). К XIV веку относится икона «Борис и Глеб» (ныне в Третьяковской галерее). Эти иконы были перенесены в собор Фиораванти из старого Успенского собора. Кроме них для существующего храма были заказаны иконы, написанные в 1480— 1510 х годах: «Успение Богоматери» , «О тебе радуется» , «Петр митрополит с житием» , «Алексей митрополит с житием» (ныне в собрании Третьяковской галереи) и «Апокалипсис» ; их связывают с именем Дионисия и мастерами его круга. Среди икон собора еще немало нерасчищенных, под поздней записью скрывающих, быть может, произведения древней живописи.
В Успенском соборе сосредоточено много великолепных изделий прикладного искусства: медные двери с золотой росписью из Суздальского собора, привезенные в Москву в 1410 году и установленные в южном портале Успенского храма; «царское место» , выполненное в 1551 году для Ивана Грозного, — уникальный образец резьбы по дереву; белокаменное «патриаршее место» XVI века, расписанное в XVII веке; бронзовый ажурный шатер мастера Дмитрия Сверчкова (1625 г. ); паникадило, шандалы и другие светильники — образцы медного литья XVII века. Люстра, висящая в среднем нефе собора, изготовлена из серебра, награбленного французами в 1812 году и отбитого казаками у отступавшего неприятеля (выполнена по рисунку мастера Гедлунга).
Собор служил усыпальницей митрополитов и патриархов. Сохранились их гробницы. Гробница патриарха Гермогена, погибшего в 1612 году (во время польской интервенции), в 1913 году перенесена под шатер работы Д. Сверчкова, ранее предназначенный для хранения церковных реликвий и установленный в юго западном углу собора. Изучение Успенского собора и его реставрация, начавшаяся с расчистки фресок в 1895 и в 1914 годах, широко развернулись в советский период. Стенопись расчищали в 1920 х годах, затем в 1949— 1960 годах одновременно с ремонтом и укреплением сводов, очисткой наружных стен и вычинкой карниза.
Архангельский собор Московского Кремля В южной — «княжеской» — части Соборной площади, напротив Благовещенского собора, возвышается Архангельский собор, бывший до конца ХVIII века усыпальницей великих князей и царей. По преданию, еще в ХIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом. В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила. По свидетельству летописи, он был самым большим из построенных в то время в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами Архангельского собора. С тех пор собор стал усыпальницей великих князей московских и их ближайших родственников — удельных князей.
Архангельский собор Московского Кремля. Арх. Алевиз Новый. 1505— 1508. Общий вид
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси» , принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505— 1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор. Строительство его и колокольни Ивана Великого завершило формирование архитектурного ансамбля Соборной площади. Храм усыпальница является одним из основных зданий этого ансамбля, для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно пространственного решения русских церквей.
Архангельский собор Московского Кремля. Арх. Алевиз Новый. 1505— 1508. Вид со стороны Москвы реки
В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.
Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.
Известно, что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды — фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетний период своего существования Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности, крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.