Культура первобытной эпохи.ppt
- Количество слайдов: 57
Становление современной цивилизации: Первобытная эпоха
Приблизительно в III – II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно осуществлялся постепенно. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях природных бедствий – наводнений, землетрясений, извержений вулканов и т. п. Мировоззрение человека все еще сохраняло первобытные черты: было мифологичным, синкретичным.
- - - Элвин (Олвин) Тоффлер американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Одним из ключевых применяемых терминов является "потребление": "потребитель - тот кто создает товары, услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 -1975) Английский историк Арнольд Тойнби считал, что первые цивилизации формировались по принципу вызова и ответа: естественная среда как бы бросала вызов людям, а те в ответ создавали искусственную среду, позволявшую противостоять силам природы и даже использовать их для своих нужд. Например, у представителей финикийской, греческой и римской цивилизаций не было необходимости в искусственном орошении: близость к морю и без того делала почву достаточно влажной. Но то же море, огибавшее названные страны с трех сторон, лишало их соседей, бросая этим новый вызов. И люди приняли его, создав в ответ навигацию, которая позволила их цивилизации шагнуть за моря, к другим землям.
Картина мира в Древних обществах Первобытные технологии Первобытные Формы религиозных верований Первобытная культура Присваивающие формы хозяйства Тотемизм Фетишизм Анимизм Магия Живопись Архитектура Письменность
Орудийная деятельность: Ранний палеолит (4 млн - 150 тыс. лет до н. э. ) • преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край Cредний палеолит (Мустьерская эпоха – 100 -40 тыс. лет до н. э. ) • более совершенные орудия: скребки для шкур, каменные ножи, резцы, отщепы, ручной топор и т. д.
Черты первобытного искусства • Синкретический характер • Основано на соединении познавательной, трудовой и социальной деятельности • Символическая форма, условный характер изображений
Этапы развития древней живописи 1. «Натуральное творчество» - композиция из туш и костей животных, натуральный макет 2. «Искусственная изобразительная форма» крупная глиняная скульптура, барельеф и профильный контур 3. «Верхнепалеолитическая революция в живописи» - многоцветная роспись пещер, гравировка камня и кости
Палеолитические Венеры (28 -26 тыс. лет) • Культовые изображения богини плодородия • Были распространены в культурах разных народов • Отражали антропологические характеристики народа
• «Венера Лоссельская» , называемая еще «Дама с рогом» , барельеф на известняковой скале хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция). Обнаружен в Лоссельской пещере
Пещерная живопись Пещера Ласко. Франция • Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений
Пещера Ласко. Наскальная живопись зала Ротонда
• Сама пещера относительно небольшого размера: совокупность галерей – примерно 250 м в длину при средней высоте в 30 м. • 27 декабря 1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции, и в 1979 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. • Рядом с законсервированной пещерой была создана ее копия – Ласко II, которая 18 июля 1983 году была открыта для посетителей. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко
Пещера Альтамира • пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита. Находится около Сантильянадель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.
• первый исследователь пещеры, владелец угодий, на которых находится пещера, обнаруженная в 1868 г. • в 1879 г. , гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". граф Марселино Санз де Саутуола Датой официального признания учёными наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые пещеры с наскальной живописью
• Она состоит из нескольких «комнат» , образованных эрозией известняка, и имеет протяженность 270 м.
Изображения рук (ок. 28 тыс. лет)
Изображение из пещеры Ласко (Франция), 17 тыс. лет Глиняные скульптуры бизонов
Формирование музыкального творчества • 1. 2. 3. • • • Найдено не менее дюжины флейт из птичьих костей (28 -22 тыс. лет) Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры) найдены на территории Венгрии и Молдавии. Этапы становления музыкального творчества: «Имитативное творчество» подражание звукам природы 1 -2 -звучные мотивы простой модуляции без эмоциональной окраски Многозвучные мотивы сложной модуляции с эмоциональной окраской Первые примитивные музыкальные инструменты, которые появились на заре человечества, были не чем иным, как предметами домашнего обихода и орудиями труда, пригодными для извлечения неких музыкальных звуков. В те времена музыкальное искусство не отделилось полностью от повседневной жизни и производственной деятельности человека.
• Необычный музыкальный инструмент наподобие погремушки археологи обнаружили на стоянке древнего человека в провинции Ганьсу. Он представляет собой овальный полый сосуд с полированной поверхностью, покрытый с одной стороны резьбой в виде пересекающихся крестнакрест линий. Наполненный внутри твердыми шариками, он издает шуршащий звук при встряхивании. • самый древний в мире музыкальный инструмент. Его возраст составляет более 35 тыс. лет. Остатки инструмента, напоминающего флейту, были найдены в пещере на юго-западе Германии.
Архитектура • • В эпоху палеолита получили распространение различные виды Мегалитических сооружений Основными из них были: менгиры дольмены кромлехи зиккураты
• Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн • МЕНГИРЫ - это врытые вертикально в землю каменные столбы. • Простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные • Традиционно считается, что слово менгир происходит от бретонских корней «камень» и «длинный» . Их высота варьируется от 80 сантиметров до 20 метров, вес достигает 300 тонн.
Кромлех Свинсайд, Англия • Кромлех - древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.
Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал
Дольмен в Ирландии • Дольме ны (от брет. «стол» , «камень» ) - древние мегалитические сооружения определённой формы.
• На Кавказе дольмены занимают северо-западную часть гор и предгорных равнин от Анапы до долины Лабы на материковой части Кавказа и со стороны моря - до Кодорской долины в Абхазии. Кавказские дольмены сооружались, в основном, в интервале 4 -го - 2 -го тысячелетий до н. э.
Зиккурат в Уре. Возведён в XXI веке до н. э. • Зиккура т (от вавилонского слова «вершина» , в том числе «вершина горы» ) - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян
• Возможно, так выглядел Зиккурат в Уре в древности.
• Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов
Виды древней письменности Ацтекская пиктограмма «Мир» из Кодекса Теллериано-Ременсис • Пиктогра мма (от лат. «рисовать» ) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. • В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значкиэлементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др. ) • Пиктографи ческое письмо - вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др.
• Ученые пришли к выводу, что начало пиктографической письменности приходится на завершение каменного века. С развитием цивилизации появилась необходимость в записи боле сложной информации. Для передачи более сложных мыслей пиктограмма не подходила. Те понятия, которые невозможно передать рисунком, люд научились обозначать определенными символами – идеограммами.
Туппум – глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 до н. э. • Кли нопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал - глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
• Узелковое письмо • Кипу - своеобразная письменность: представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка.
Рунический камень из Дании. Надпись переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник» . • Ру ны - письменность древних германцев. Употреблялась с I -II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X-XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей.
Рунический камень из Рёка - камень с наиболее длинной рунической надписью из известных. Состоит из 762 рун. Первоначальное место, где был установлен камень, неизвестно, вероятно, он стоял неподалёку от своего нынешнего местонахождения у церкви Рёкского прихода в лене Эстергётланд. Надпись на камне датируется первой половиной IX в. Она покрывает камень со всех сторон, в том числе и сверху. Руническая надпись на камне из Рёка Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.
• Иеро глиф (греч. «священный» и «резное письмо» ) - название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного письма), так и целые слова и понятия (идеограммы).
• Еги петское иероглифи ческое письмо — система письма, принятая в Древнем Египте, сочетавшая черты идеографического и фонетического письма.
Формирование религиозных представлений • Джеймс Джордж Фрэзер В 1899 г. Фрейзер построил новую теорию тотемизма. По Фрейзеру, тотемизм - не религия, т. е. не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, т. е. вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от её сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в своё время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результат которой получается изобилие всех продуктов потребления.
• • Ближе других к выяснению вопроса подошёл Тайлор, который, принимает одним из исходных пунктов тотемизма культ предков и веру в переселение душ; Родовая организация и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше тотемизма. Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови, пиктография и т. п. , а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии. Генезис тотемизма кроется не в одной какойлибо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Эдвард Бернетт Тэйлор
• Маргарет Мид (1901 -1978), видный • Маргарет Мид американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др. ) и современных обществах, детскую психологию с позиций этнопсихологической школы. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры - дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры -дети и взрослые учатся у равных, т. е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет.
• Префигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют но-вый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются конфликты между поколениями, молодежная культура перерастает в контркультуру. • Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а Префигуративные — на будущее и ускоренное движение •
• К моменту своей смерти в 1978 году Маргарет Мид, была самым известным антропологом в мире. Благодаря её исследованиям, множество людей узнали об антропологических исследованиях этнических особенностей человеческих групп. Как антрополог, Мид интересовалась особенностями взаимосвязи всех аспектов человеческой жизни. Производство пищи не может быть отделено от ритуала и веры, и политика не может быть отделена от детства или искусства.
• Тотемизм — первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевлённые предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу). У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.
• Интересный экспонат - фетиш из Лоанго (Конго), утыканный гвоздями и металлическими пластинками. • Он изготовлялся колдуном, устанавливался в хижине охотника или рыболова и считался ответственным за успех в промысле. Чтобы побудить фетиш выполнить просьбу хозяина, в фигурку вбивали раскаленные гвозди и другие острые предметы. Рядом с ним стоит устрашающего вида фетиш с копьем в руке - его ставил на плантации владелец с целью сохранить ее плоды от расхищения. Обращает на себя внимание и фетиш из Бенина с вытянутыми вперед непропорционально большими руками. Его назначение - отвращать зло ограждать людей от несчастий. Фетиш из Лоанго (Конго)
• Фетишизм - она из самых ранних форм • фетиш из Заира древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д. ). Фетишем мог быть даже какойнибудь рисунок, татуировка на теле. Фетишем мог стать любой предмет, почемулибо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д. ). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. Святыня фетиша, Гана
"Злые духи поедают человеческую душу". Копия чукотского рисунка Роспись пещеры с изображением мифологических героев. Кимберли. Австралия • Анимизм (от лат. animus - "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. • Вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь, который назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.
• Магия (от лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события Дощечка проклятий, Рим, IV век н. э. Австралиец нацеливает "кость смерти" (обряд вредоносной магии). к. XIX в. Фотография
Идеологическая функция • Синкретический характер традиционной культуры выражается через искусство. • Эклектичный тип современной культуры находит свое выражение в искусстве. Кулик Олег. Перформанс Э. Уорхол. Видео Арт Виллендорфская Венера. Палеолит. Известняк
Общеобразовательная Традиционное искусство: • Условный изобразительный язык • Выражение языком пластики сложных понятий В Современном искусстве – концептуальное: • Произведение важнее физического содержания • Цель в передаче идеи Сол Ле Витт pyramid 1989 Использование идеограмм
Общеобразовательная Ритуальная графика Сол Ле Витт Wadsworth Color Bands
Коммуникативная функция • Художественное произведение имеет коммуникативное значение, Человек<=>Общество В современной культуре практические все направления искусства призывают публику к какому-либо действию. Олени. Палеолит. Пешера Ласко. Франция Бэнкси. Граффити
Социальная функция • Взаимодействие социальной и религиозномагической функции Ритуальная маска Соц Арт: • Перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства. • Эпатирующая форма, которая развенчивает истинный смысл
Социальная функция Ритуальный каменный нож Соц Арт
Познавательная функция • Абстрагирование – простейший творческий акт. • Функция познания в искусстве трансформируется в самопознание. • Современному искусству присуща идея познания сущности через выражение эмоций – лирическая абстракция. «Женщина с кубком» . . Верхний палеолит. Схематическое Музей изящных изображение женщины. искусств. Бордо. Неолит. Круазар. Франция Лирическая абстракция
Познавательная функция Схематические изображения человеческих фигур. Неолит. Горы Сьерра-Морена. Испания Нет-Арт
Эстетическая функция • Цель первобытного искусства не эстетическое наслаждение Произведения традиционного В современном искусстве: искусства: • • Представляют собой формы религиозного культа • Форма предметов –новое по отношению к природе. Изображение человека. Пещерная живопись Живопись жёстких контуров— живопись, которая содержит фигуры с резкими, чёткими контурами. Френк Стелла 1980
Культура первобытной эпохи.ppt