Становление русской философии в X-XVIII вв.ppt
- Количество слайдов: 13
СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В X-XVIII ВВ.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Религиозно-философские взгляды в Киевской Руси XXVIII ( «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона) 2. Философские идеи в период Московского княжества и царства в XIV-XVII вв. (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, концепция «Москва-Третий Рим» ) 3. Русская философия эпохи Просвещения (Ломоносов М. В. , Радищев А. Н. )
РЕЛИГИОЗНОФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В КИЕВСКОЙ РУСИ X-XVIII
XI ВЕК Иларион - митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь, и, по желанию последнего, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава , относящееся к последним годам княжения этого князя.
XII ВЕК Владимир Всееволодович Мономаах — князь смоленский (1073— 1078), черниговский (1078 — 1094), переяславский (1094— 1113), великий князь киевский (1113— 1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение Владимира Мономаха» , второе — автобиографический рассказ о «путях и ловах» , третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ПЕРИОД МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА И ЦАРСТВА В XIV-XVII ВВ.
Исихазм Иосифляне Нестяжатели Новгородскомосковская ересь
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ Иосиф Волоцкий (в миру Санин); 1439 – 9. IX. 1515) – русский церковный деятель, писатель. В 1479 году И. В. основал Волоколамский Успенский монастырь со строгими правилами общежития, сформулированными в написанном им «Уставе» . Богословски образованный, И. В. начал публицистическую деятельность в 1493 году; вел борьбу с областным сепаратизмом за победу московского единодержавия; выступал против ереси «жидовствующих» . Написал несколько посланий, «Сказание о новоявившейся ереси…» . Сборник, над которым И. В. работал в 1494 -1506 годах, названный впоследствии «Просветителем» , состоит из 16 «слов» и существует в двух редакциях, отражающих эволюцию политических взглядов автора. В сборнике дана общая оценка новгородской ереси и предлагаются меры для ее искоренения. На церковном соборе 1503 года И. В. и его ученики – «иосифляне» выступали против «заволжских старцев» во главе с Нилом Сорским, отрицавших право монастырей владеть землей и крестьянами. В защиту прав монастырей И. В. написал специальное сочинение.
НИЛ СОРСКИЙ Нил Со рский (в миру Николай Майков; 1433, Москва — 1508) — православный святой, известный деятель русской церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания» , «Устава скитской жизни» , а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами. Память его празднуется 7 (20) мая в день преставления и в 3 -ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Вологодских святых.
КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВАТРЕТИЙ РИМ» Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
М. В. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич Ломоносов (8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёныйестествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физикохимических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
А. Н. РАДИЩЕВ Алекса ндр Никола евич Ради щев (20 [31] августа 1749 года, село Верхнее Облязово Саратовской губернии — 12 [24] сентября 1802 года, Санкт. Петербург) — русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» , которое издал анонимно в 1790 году.