Становление российского кинематографа.Часть2..pptx
- Количество слайдов: 54
Становление российского кинематографа. Часть 2.
Кроме игровых лент Ханжонков выпускает хронику, а с 1911 года — научно-учебные фильмы, которыми предпочитали не заниматься другие фирмы. В заслугу Ханжонкову надо поставить также организацию производства объемной мультипликации. Он привлек к работе в кино талантливого художника-самоучку В. Старевича, который начиная с 1912 года снимает кукольные фильмы, явившиеся первыми картинами объемной мультипликации не только в России, но и во всем мире. Успехи Ханжонкова объясняются главным образом тем, что он умел находить и привлекать к работе способных людей. Кроме Старевича у Ханжонкова начинают работать пионеры русской профессиональной кинорежиссуры П. Чардынин и Е. Бауэр. У него впервые снимается крупнейший актер русской дореволюционной кинематографии И. Мозжухин. В отдельных постановках Ханжонкова участвуют такие видные театральные актеры, как Л. Юренева, И. Берсенев.
Ива н Ильи ч Мозжу хин (1889 - 1939) — актёр российского немого кино, работал также во Франции, Германии и США.
Иван Мозжухин в фильме «Отец Сергий» (1918)
Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль (речь идёт о фильме «Леон Дрей» по роману С. С. Юшкевича, когда режиссёр Евгений Бауэр вместо И. Мозжухина, как предполагалось, пригласил на главную роль Н. М. Радина), перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. В 1917 году исполнил роли пастора Тальконса и его сына Сандро ван-Гогена в фильме «Сатана ликующий» . Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре. В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. Во время оккупации Крыма большевиками был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.
Вслед за предприятиями Дранкова и Ханжонкова появляются десятки новых фирм, организующих или пытающихся организовать производство кинокартин. Такие фирмы возникают не только в столицах — Петербурге и Москве, — но и в других крупнейших городах Российской империи — Варшаве, Риге, Одессе, Екатеринославе. Среди кинопредпринимателей — люди самого разнообразного контингента: тут и бывшие инженеры (Перский, Френкель), и отставные гвардейские офицеры (Гельгардт), и табачные фабриканты (Рейнгардт), и владельцы колбасных мастерских (Либкен) и т. п. Общее число фильмопроизводящих фирм к началу первой мировой войны превышает тридцать. Как и Ханжонков, Тиман и Рехгнгардт привлекают к работе способных людей, часть которых вырастает затем в виднейших мастеров русского кинематографа. В их фирме начинают свою кинематографическую деятельность режиссеры Я. Протазанов и В. Гардин, оператор А. Левицкий, художник В. Егоров.
Первыми русскими кинорежиссерами нужно считать В. Гончарова и П. Чардышша. Василием Гончаровым совместно с Александром Ханжонковым был поставлен первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя» . Однако низкий уровень общей и художественной культуры, а также быстрорастущие требования к качеству постановок не позволяют Гончарову успешно соревноваться с новыми вливавшимися п кинематографию режиссерскими кадрами, и в последние годы жизни (он умер в 1915 г. ) Гончаров прекращает творческую деятельность. «Оборо на Севасто поля» (другое название — «Воскресший Севастополь» , 1911) — русский документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне, одна из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии. Первая русская полнометражная кинопостановка.
Фильм открывается крупными планами (кинопортретами) императоров Николая I и Александра II, а также руководителей и героев обороны Севастополя. Военно-морской совет в Севастополе. Командование гарнизона и Черноморского флота, в том числе. Нахимов и Корнилов, обсуждают стратегию обороны города и принимают трудное решение затопить корабли, чтобы перекрыть вражескому флоту вход в фарватер Северной бухты. Потопление нашего флота. На рейде Севастополя готовят к затоплению линейный корабль «Три Святителя» . Жители города собрались на берегу и прощаются с одним из лучших кораблей российского флота. Корабль расстреливают из береговых орудий. Женщины сооружают батарею. Жители города, солдаты и матросы строят укрепления. Первый штурм Севастополя 5 октября 1854 года. Вражеская пехота атакует укрепления. Русские войска контратакуют, затем снова отступают на позиции. Санитары выносят с поля боя оставшихся на нём убитых и раненых. Адмирал Корнилов на Малаховом кургане. Солдаты стреляют из ружей по противнику. На бруствер поднимается адмирал Корнилов и смотрит в сторону вражеских позиций в подзорную трубу. Внезапно адмирал падает, он ранен. Корнилова уносят с бруствера в лазарет, где он вскоре умирает. На Камчатском люнете в ночь на 11 марта. Ружейная перестрелка с противником, работа санитаров на позициях, передвижение войск. В тылу инкерманского сражения. Матрос Кошка пробирается через линию огня и берёт в плен вражеского часового. На Четвёртом бастионе. Артиллеристы и стрелки обороняют Четвёртый бастион. После очередной атаки бастион захвачен турками. В знак уважения, враги разрешают оставшимся в живых защитникам бастиона покинуть его с оружием.
Иван Мозжухин в роли Корнилова
Дети собирают ядра. Севастопольские дети приносят на батарею ядра, выпущенные по городу вражеской артиллерией. Деятельность адмирала Нахимова. Нахимов командует обороной на Четвёртом бастионе. Между жизнью и смертью. Солдаты между боями пляшут на бастионе «Барыню» с севастопольскими девушками. Неподалёку возле полевой часовни лежат приготовленные к отпеванию погибшие. Женщина узнаёт в одном из них своего мужа. Штурм Севастополя 28 июня 1855 года. Защитники городских укреплений отбивают нападение вражеской пехоты. Смерть адмирала Нахимова. Нахимов смертельно ранен возле орудия на бастионе. На перевязочном пункте. Сёстры милосердия помогают раненым. Пирогов оперирует тяжёлых пациентов. Санитары приносят всё новых и новых раненых. Совет главнокомандующих союзных армий. Английский, французский и турецкий главнокомандующие обсуждают следующий штурм Севастополя. Штурм 6 июля 1855 года. Объединённые вражеские войска отчаянной атакой захватывают батарею. Генерал Хрулёв скачет за подмогой и, повстречав плохо вооружённую роту, возвращающуюся со строительства укреплений, призывом «Благодетели мои! В штыки! За мною!» поднимает её в рукопашную и отбрасывает противника. Смерть капитана Островского. Командир мушкетёрской роты штабс капитан Островский ценой своей жизни задерживает неприятеля, угрожая взорвать бочонок с порохом.
Отступление на Северную сторону 27 августа 1855 года. Войска и жители оставляют разрушенный артиллерийским обстрелом город и переправляются через бухту на Северную сторону. Солдат прощается с Севастополем и клянётся, что вернётся сюда. Французские ветераны. Документальная съёмка: французские участники Крымской войны на Малаховом кургане. Английские ветераны. Документальная съёмка: британские участники Крымской войны на Малаховом кургане. Русские ветераны. Документальная съёмка: русские ветераны Крымской войны возле орудий на бастионе. Бывшие рядовые, унтер офицеры и сёстры милосердия по очереди подходят к камере, сверкая медалями — сначала женщины, затем мужчины, снимая фуражки. В кадре — фасад здания панорамы «Оборона Севастополя» на Историческом бульваре. Гранитные монументы с надписями « 1 бастіонъ» , « 2 бастіонъ» , мемориальные стелы « 4 бастіонъ» , «Язоновскій редутъ» , знаменитые севастопольские памятники — затопленным
По воспоминаниям Ханжонкова, идею фильма предложил Василий Гончаров, отношения с которым у Ханжонкова были сложные. Гончаров, который уже не работал в торговом доме Ханжонкова, предложил снять сверхдорогой и беспрецедентно длинный фильм об обороне Севастополя. Для организации массовых съёмок на местах сражений требовалась Высочайшая поддержка. Будучи уверенным в том, что добиться её будет невозможно, Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, и если поездка будет безуспешной, Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Ханжонков одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку, предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссёром. Однако поездка внезапно обернулась полным успехом — Гончаров не только заручился Высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из казны. По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Но от исторических неточностей это фильм не спасло. Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. «Оборона Севастополя» стала первым российским полнометражным фильмом. В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854 -55 годов.
Первый показ фильма состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии, зрителями стали Николай II и члены царской семьи. Так как затраты на производство фильма достигли 40 тысяч рублей, вернуть эту сумму путём обычной продажи копий фильма прокатчикам не представлялось возможным — даже несмотря на ажиотажный спрос. Ханжонков обратился за советом к директору московского отделения «Пате» М. Гашу, который посоветовал смириться с убытками, так как, по мнению последнего, «в одной стране с её ограниченной сетью кинематографов безусловно нельзя покрыть подобных затрат» , и рассматривать прокат фильма как чисто рекламное предприятие. Ханжонков не мог себе позволить этого, так как на съёмку фильма были брошены практически все его средства. В итоге Ханжонков не только спас ситуацию, но и получил значительную чистую прибыль, применив небывалую схему проката — он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определённых губерниях, уездах и городах, исключительно за наличный расчёт, выдавая им любое требующееся число позитивных копий фильма по цене только обработанной плёнки. Успех был колоссальным, несмотря на сопротивление союзов кинопрокатчиков Москвы и Петербурга (которые тем самым уступили право проката картины в столицах провинциальным прокатчикам и сильно на этом проиграли). «Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» — стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами (некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов). Сохранился только сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Из него, в частности, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания Эпизод с танцем «Барыня» не был постановочным. Оператор снял танец участников массовых сцен в перерыве между съёмками. Впоследствии было решено включить эти кадры в фильм. Фильм перешёл в общественное достояние.
«Песнь про купца Калашникова» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, один из первых художественных фильмов в истории кинематографа России.
«Русская свадьба XVI столетия» (1909) — российский немой художественный короткометражный фильм. Василия Гончарова по мотивам пьесы Петра Сухонина «Русская свадьба в исходе XVI века» , чрезвычайно популярной в своё время. Один из первых художественных фильмов в истории кинематографа России. Сюжет этой «исторической картины в пяти сценах» представляет собой краткое изложение романтической мелодрамы: молодой боярин (Андрей Громов) на дороге случайно опрокидывает встречную повозку, в которой едет боярышня (Александра Гончарова), которая, к счастью, не пострадала. Расставшись с ней, он приезжает домой, где родители хотят его обвенчать с девушкой, которую он не должен до свадьбы видеть. После венчания невеста снимает фату и боярин узнаёт незнакомку, с которой судьба свела его на дороге. В фильме этот сюжет использован как иллюстрация русских народных свадебных обрядов.
Сцены фильма: В доме невесты встречают сватов Сваты приходят в дом жениха Обряд одевания невесты к венцу Свадебный пир В опочивальне
Пётр Иванович Чардынин (1873 — 1934, Одесса) — русский актёр и кинорежиссёр эпохи немого кино. С 1908 года — в труппе Введенского народного дома, вместе с которой был приглашен сниматься в фильмах ателье Ханжонкова «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия» , которые ставил Василий Гончаров. Быстро овладел профессией постановщика, начал сам выступать в качестве режиссёра (дебют в кинорежиссуре — фильм «Власть тьмы» , 1909) и вскоре стал ведущим постановщиком у. Ханжонкова. В 1916 году, после появления среди работающих у Ханжонкова режиссёров Евгения Бауэра, почувствовал себя «отодвинутым на второй план» и ушёл в конкурирующее киноателье Дмитрия Харитонова, где снял несколько чрезвычайно успешных мелодрам. Всего до 1917 года Чардынин успел поставить около 200 фильмов, из которых сохранились 34. Сохранились в основном фильмы периода 1909 1914 гг. (25 фильмов из 50). Наибольшей плодотворности Чардынин достиг в 1915 году, поставив 35 фильмов.
Яков Протазанов, с 1911 года втягивающийся в режиссерскую работу в кино и вырастающий вскоре в крупнейшего мастера русского экрана. Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина» , «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге» : картина «выдержана <…> какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью <…> в работе чувствуется <…> заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории <…> неподражаемы <…> сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок» . В фильме «Анфиса» , по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов» .
В 1912— 1913 гг. Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в Российской Империи, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. В кино биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские впечатлений Тургенева, первая любовь, встреча с Полиной Виардо, встреча с Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть» . По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление» . В 1913 году Протазанов поставил 15 фильмов: эпизод из битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени» (о героическом подвиге русского солдата, сохранившего знамя полка), драма из цирковой жизни «О чём рыдала скрипка» ; «Клеймо прошедших наслаждений» (проблема ответственности за грехи молодости и вопрос о врачебной тайне); «Любовь японки» (любовь японской сестры милосердия к русскому пленному); «Купленный муж» (драма аристократки и опустившегося помещика, вступивших в фиктивный брак, но полюбивших друга); салонная мелодрама «Разбитая ваза» ; драма матери, случайно убившей свою дочь «Рукою матери» (по воспоминаниям актрисы Гиацинтовой, было сделано два финала: счастливый — для заграницы, и трагический — для России); «Сын палача» ; инсценировки балетов «Музыкальный момент» , «Ноктюрн Шопена» и «О чём рыдала скрипка» ; фарсы «Один насладился, другой расплатился» и «Сделайте ваше одолжение» .
В 1914 году Протазанов экранизировал повесть Толстого «Дьявол» и роман Нагродской «Гнев Диониса» ; поставил психологический одночастевой этюд на тему современной войны «Лицо войны» ; 7 фарсов ( «Амур, Артур и Ко» , «Блюститель нравственности» , «Женщина захочет — чёрта обморочит» , «Живой манекен» , «Зуб мудрости» , «Обезьянка выручила» , «Произведение искусства» ); психологическую драму «Мимо жизни» (женщина, ищу щая новых переживаний и ощущений, проходит мимо настоящей жизни и настоя щей юбви); авантюрно приключенческий л фильм из цирковой жизни «Арена мести» ; «Рождество в окопах» ; засъёмку балета ( «Ёлка» ) и модных танцев ( «Танго» , «Танец вампира» ); киноскетчи «На скамье подсудимых» и «Пляска среди мечей» (ряд сцен в концертном исполнении, снятых для гастрольного турне В. Максимова и В. Каралли; оба фильма смонтированы из одного и того же материала) и психологический этюд на сюжет пьесы Андре де Лорда «У телефона» «Драма у телефона» . Среди фильмов Протазанова этого периода выделяется фильм «Драма у телефона» , в котором «едва ли не впервые в кинематографии был применён принцип „полиэкрана“, то есть одновременного показа изображений разных событий» . «В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу, в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону, в правой части — жены, вызывающей мужа домой. В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры, передающие диалог между мужем и женой» .
Среди фильмов 1915 года: «Плебей» (поддавшись минутному влечению страсти, юная аристократка становилась любовницей грубого и циничного лакея и погибала); «Чайка» (экранизация романса «Вот вспыхнуло утро» ); «Война и мир» (фильм ставился в порядке конкуренции с фирмами. Ханжонкова и Талдыкина); комедия «Депутат» ; авантюрно-приключенческие 4 -серийные фильм «Петербургские трущобы» (по одноимённому роману Крестовского) и «Сашка-семинарист» ; экранизация романа Достоевского «Бесы» (фильм «Николай Ставрогин» , по мнению С. Гинзбурга, «был одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии» ); «На окраинах Москвы» (уголовно-бытовая драма «не блещет особенной глубиной замысла, однако даёт цельную бытовую картину, строго моральную» ); «Наташа Проскурова» (о женщине, изменяющей мужу; «немотивированные поступки героев <…> мастерски поставленные декорации <…> картина <…> смотрится с интересом <…> чувствуется, что сценарий не был продуман режиссёром» ); «Не подходите к ней с вопросами» (о «жрице свободной любви и как она дошла до жизни такой» ; «хороший по замыслу сценарий, тщательная постановка и недурное исполнение» ); «Тайна Нижегородской ярмарки» (уголовно -бытовая кинодрама из купеческой жизни); «Я и моя совесть» (роковые страсти приводили к смерти человека, построившего свою карьеру на преступлениях).
В 1916 году продолжаются творческие искания Протазанова. В фильме «Суд божий» была использована съёмка важных деталей (нож, звонок) крупным планом. Экранизация повести Толстого «Семейное счастье» , согласно С. Гинзбургу, был одним из трёх фильмов Протазанова (другие — «Андрей Кожухов» и «Отец Сергий» ), которые не кончались трагически; в то же время фильм, по мнению Гинзбурга, «оказался серьёзной неудачей режиссёра <…> не поднялся над обычным уровнем посредственных киноиллюстраций» . В фильме «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» В. Вишневский отметил «занимательный, интересно поставленный сюжет» Фильмы «Женщина с кинжалом» , «Панна Мэри» , «Тася» , по мнению кинокритики, представляли интерес исключительно благодаря участию в главной роли О. Гзовской. В 1917 году Протазанов ставил революционно разоблачительные фильмы ( «Андрей Кожухов» , «Не надо крови» ), которые, по мнению С. Гинзбурга и В. Вишневского, были лучшими фильмами на эту тему. О фильме «Не надо крови» рецензент писал: «Революция оказала благодетельное влияние на кинематографическое искусство. В затхлый, удушливый воздух салоннолюбовных сюжетов ворвалась свежая струя <…> Впервые мы увидели на экране потрясающе просто и безыскусственно рассказанную драму…» . Удачной названа картина «Прокурор» (1917). Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин» , «Пиковая дама» и «Отец Сергий» .
«Пи ковая да ма» (1916) — немой художественный фильм Якова Протазанова по мотивам одноимённой повести Пушкина. Фильм вышел на экраны 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1916 года. За карточной игрой один из офицеров рассказывает друзьям о своей престарелой родственнице-графине, которой некогда граф Сен. Жермен открыл тайну трёх верных карт, выигрывающих кряду. Германн (Иван Мозжухин), который никогда не садится за игровой стол из боязни проиграть, загорается идеей выведать у графини эту тайну. Для этого он знакомится с племянницей графини Лизой (Вера Орлова). Девушка влюбляется в него и даёт ему ключ от дома. Ночью Германн проникает в дом графини, чтобы выпытать у старухи тайну трёх карт. Графиня отказывается отвечать и умирает. Ночью не трезвому Германну является призрак графини и называет «верные» карты — это тройка, семёрка и туз. Германн ставит на кон всё своё состояние, выигрывает первые две ставки на тройке и семёрке, но затем передёргивается, открывает вместо туза пиковую даму и сходит с ума.
Оператор Евгений Славинский в этом фильме одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съёмках сцены, где Герман идёт ночью по анфиладе комнат дома графини. Подвижность камеры должна была показать сильное волнение персонажа. Тележек для камеры тогда ещё не было и аппарат при съёмке был установлен на пролётке Ермольева, которую втащили ради этого в студию. Были также использованы съёмки с новых ракурсов — например, вид сверху в сценах, где Лиза смотрит из окна на Германна и где Германн стоит у гроба графини — и ночная съёмка при свете юпитеров. Интересно, что некоторые современники этих новаций не оценили: обозреватель газеты «Театр» П. Цейхенштейн писал в рецензии на фильм, что «на экране получились движущиеся комнаты, что резко нарушает впечатление правдивости» . К выпуску фильма был издан специальный буклет (вероятно, впервые в истории русского кинематографа).
«Отец Се ргий» (1918) — немой художественный фильм Якова Протазанова по мотивам одноимённой повести Льва Толстого. Одно из выдающихся произведений раннего российского кинематографа. Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Продюсер Иосиф Ермольев Автор Александр Волков сценария В главных Иван Мозжухин ролях Наталья Лисенко Вера Орлова Владимир Гайдаров Николай Римский Оператор Николай Рудаков Фёдор Бургасов Композитор Евгений Букке Кинокомпания Товарищество И. Ермольева Длительность 112 мин. Страна РСФСР Язык русский язык и N/A (немой фильм) Год 1918
Молодой князь Степан Дмитрич Касатский (Иван Мозжухин) с благоговением относится к государю Николаю I(Владимир Гайдаров) и всячески ищет его расположения. Князь влюбляется в красавицу Мэри Короткову (В. Дженеева), не подозревая, что она любовница государя. Узнав правду, он переживает потрясение и встаёт перед необходимостью полностью пересмотреть свою жизнь. Князь отказывается от титула, уходит в монастырь и принимает постриг под именем отца Сергия. В монастыре жизнь кажется ему слишком суетной и подверженной соблазнам. В поисках душевного успокоения он становится отшельником. Через шесть лет на масленицу мимо его кельи проезжала весёлая компания, а с ней — красавица Маковкина (актриса Наталья Лисенко). Она решает на спор соблазнить отца Сергия и уговаривает друзей привезти её в три часа ночи к нему. Она просится в келью Сергия согреться и снимает намокшую одежду. Отец Сергий смущается, видя в этом происки дьявола. Маковкина отвечает, что она просто грешная женщина, и начинает соблазнять его. Сергий под предлогом удаляется в сени, где отрубает топором указательный палец левой руки, дабы «усмирить плоть» . Маковкина видит кровь и молит о прощении. Уже через год она сама уходит в монастырь. Праведность отца Сергия привлекает к нему как верующих, так и светских бездельников, которым в охотку поиздеваться над затворником. Соблазны находят его и в уединении. Не в силах обрести покой и прийти к согласию со своей совестью, отец Сергий впадает в отчаяние и становится безымянным бродягой…
Иван Мозжухин и Вера Орлова в фильме «Отец Сергий»
1. Евгений Бауэр — опытный театральный художник, с 1912 года работает декоратором в ателье Ханжонкова, а затем переходит на режиссуру, становится популярным кинематографистом-новатором, искателем новых путей. 2. Владимир Гардин — актер и режиссер театра имени В. Ф. Комиесаржевской, с 1913 года включается в кинопроизводство и быстро завоевывает авторитет одного из культурнейших мастеров русского кинематографа. 3. Уже в первые годы можно отметить отдельные попытки привлечения к съемкам крупных театральных имен. . Известная драматическая актриса Е. Рощина-Инсарова снимается в роли Марицы в «Каширской старине» (1911) и в роли Анфисы в одноименном фильме по сценарию Леонида Андреева (1912). В. Пашенная участвует в трех фильмах: «Грозе» , «Бесприданнице» и «Тайне дома № 5» ; все три фильма выходят в 1912 году. П. Орленев исполняет роль Раскольникова в «Преступлении и наказании» (1913).
Позже других возникает профессия сценариста. В 1908— 1913 годах сценариев в нашем понимании этого слова еще не существует. «Сценарии или сценариусы наши, — вспоминает Ханжон-ков о той поре, — не были похожи на современные. Это были лишь списки сцен, подлежащих съемке в их хронологической последовательности. Все остальное «знал» режиссер, который и показывал актерам перед съемкой, что надо делать» . Когда экранизировались литературные произведения, сценарии не писались вовсе, а последовательность сцен намечалась на полях книги. В 1911 — 1912 годах Ханжонков пытается привлечь к работе в кино современных писателей. Заключаются договоры с А. Аверченко, Л. Андреевым, А. Амфитеатровым, М. Арцы-башевым, А. Куприным, Ф. Сологубом, Е. Чириковым, С. Юшкевичем. Однако никаких практических результатов эта попытка не дала. Писатели не представили ни одной рукописи. Более других заинтересовался кинематографом Леонид Андреев, который переделал для экрана две свои пьесы— «Анфису» и «Дни нашей жизни» . Л. Андреев выступал также с теоретическими высказываниями о кино 1 и являлся автором крылатого выражения «Великий Кинемо» , позже вытесненного близким по созвучию словосочетанием — «Великий Немой» . Два сценария: «Жакомино жестоко наказан» и «Трус» — приписывались рекламой А. Куприну, который, однако, от обоих отмежевался в печати. Подавляющее большинство сценариев пишется режиссерами. Сценарист как самостоятельная литературная профессия ехце не существует, а писатели держатся на почтительном расстоянии от кинематографа.
Растет не только ежегодный выпуск картин, но и средний метраж их. В 1908 году крупнейший фильм «Стенька Разин» имел всего 224 м; в 1909 году крупнейшими были «Власть тьмы» и «Чародейка» — по 365 м каждый; в 1910 году «Петр Великий» — 590 м. В 1911 году выходит первая так называемая полнометражная, то есть заполняющая собой целый сеанс картина «Оборона Севастополя» , совершенно небывалого по тому времени объема — в 2000 м.
Что же представляют собой ранние русские фильмы? Фильмы эти были, разумеется, разными по тематике, жанрам и методам построения. На первых порах господствует тематика историческая и историколитературная; жанры — драматические; метод, который можно условно назвать «театральноиллюстративным» . Значительная часть фильмов является простой фиксацией фрагментов из популярных спектаклей. Как и в ранних зарубежных картинах, здесь камера используется не как творческий инструмент, а как средство документации зрелища, создаваемого средствами других искусств. Но если раньше в основе этого зрелища лежали цирковые и мюзик-холльные аттракционы и эстрадные скетчи, то теперь и на Западе и у нас кино равняется на драматический театр, подражает ему, учится у него.
В 1908— 1914 годах съемкой и выпуском кинохроники занимаются фирмы А. Дранкова, А. Ханжонкова, московские филиалы «Пате» и «Гомон» и некоторые другие предприятия. По-прежнему кинохроника включается в программы кинотеатров в виде эпизодических выпусков, посвященных отдельным актуальным событиям: «Нижегородская ярмарка» , «Первая русская олимпиада в Киеве» , «Всероссийский праздник воздухоплавания» , «Пожар в Москве» и т. п. Из более значительных по содержанию хроник следует упомянуть вторую съемку Л. Н. Толстого, сделанную А. Дранковым в 1910 году. В 1911 году Дранков начинает выпускать первый в России еженедельный хроникальный журнал «Обозрение событий» , который монтируется по типу широко распространенных «Пате-журнала» и «Хроники Гомона» . Вслед за Дранковым пробуют выпускать хроникальные журналы Ханжонков (журнал «Пегас» ) и киевский кинопредприниматель. Шанцер ( «Экспресс-журнал» ).
Первые попытки применения кинематографа для популяризации научных знаний в России отмечаются еще в конце XIX века, когда Русское техническое общество и некоторые другие научные и общественные организации пробуют устраивать общедоступные просветительные киносеансы в сопровождении лекций. Для демонстрации используются видовые, этнографические и другие «натурные» ленты из коммерческих фильмофондов. Такие сеансы организуются в 1896— 1898 годах в Петербурге в Тенишевском училище, лиговском Народном доме Паниной, Обществе народных университетов в Соляном городке. Однако отсутствие прочной материальной базы подсекает эти начинания, и просветительные сеансы на время прекращаются.
Для пропаганды идей просветительного кино создается специальное общество «Разумный кинематограф» , издающее каталоги видовых и научных фильмов, а также и другую литературу по данному вопросу. Что касается производства просветительных фильмов, то из русских кинопредпринимателей наибольшее внимание им уделяет А. Ханжонков. Как уже упоминалось раньше, начиная с 1911 года он организует систематический выпуск научнопросветительных лент. С 1911 по 1914 год отдел выпускает серию фильмов по физике ( «Электрический телеграф» , «Электрический телефон» , «Получение электромагнитных волн» ), по биологии ( «Жизнь в капле воды» ), медицинских, производственных и т. д. Особенно удачным был фильм «Пьянство и его последствия» , поставленный в 1912 году при участии профессоров Московского университета Ф. Андреева, А. Коровина и В. Канеля.
Значительным достижением этого периода явилось создание русской объемно-мультипликационной кинематографии. Изобретателем и первым художником этого вида фильмов явился режиссер и оператор ателье Ханжонкова Владислав Старевич. В 1912 году им был поставлен по собственному сценарию короткометражный фильм-пародия на зарубежные костюмно-исторические картины «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей» , в котором действовали художественно выполненные фигурки жуков. Снятые по принципу покадровой съемки, движения этих фигурок казались настолько естественными, что зритель принимал жуков за настоящих.
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» — немой мультипликационный фильм российского режиссёра и оператора Владислава Старевича, снятый им в 1912 году. Его первый, и один из первых в мире, объёмно-мультипликационный (кукольный) фильм. Представляет собой пародию (с элементами гротеска) на засилье в кинематографе того времени эффектных псевдоисторических сюжетов из аристократической жизни[. Фильм был снят способом покадровой съёмки, впервые применённой В. Старевичем в 1910 году во время работы над созданием познавательного фильма «Битва жуков-рогачей» . Премьера «Прекрасной Люканиды» состоялась 26 марта 1912 года. Фильм демонстрировался в кинопрокате до середины 20 х годов. В послереволюционный период шёл под названием «Куртизанка на троне» . Тип мультфильма кукольный Жанр пародия комедия мелодрама Режиссёр Владислав Старевич Автор сценария В. В. Старевич Оператор В. В. Старевич Студия А. Ханжонков и К° Страна Российская империя Язык русский язык Длительность 8 минут Премьера 1912
В фильме разыгрывается драма из средневековой жизни, главными героями которой являются насекомые— любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из соперничающего племени жуков-усачей. В качестве героев фильма В. Старевич снимал насекомых из своей обширной энтомологической коллекции, предварительно придав им необходимые для съёмки качества. Хорошее знание повадок насекомых, которых Старевич изучал много лет, и использование метода покадровой съёмки, позволяло ему добиваться в своих фильмах натуральной пластики. Король Цервус дает в своем замке пышный бал. Среди прочих гостей самый почетный гость страны усачей — граф Герос. Цервус с королевой Люканидой, красой и гордостью всей страны рогачей, восседает на троне. Во время праздника король застает Героса, который тайно признается Люканиде в любви. Герос одерживает победу в дуэли на мечах и уходит из замка. Тем временем Люканида пытается утопиться в реке, но Герос вовремя спасает ее и увозит в свой замок. Развязывается
Вслед за «Прекрасной. Люканидой» В. Старевич снимает ряд других объемномультипликационных фильмов-пародий: «Авиационную неделю насекомых» , - «Месть кинематографического оператора» , «Четыре черта» , которые пользовались большим успехом у зрителя. Кроме пародий Старевич создает несколько объемно-мультипликационных фильмов для детей: «Стрекоза и муравей» , «Рождество обитателей леса» , «Веселые сценки из жизни насекомых» . Им же сняты мультипликационные вставки к научнопросветительному фильму «Пьянство и его последствия» .