3 А Cредства общения 35 сл.ppt
- Количество слайдов: 35
Средства общения
Виды и средства общения Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Формы речи • Письменная • Устная (много вариантов: моно-, диаполи- лог) • Внутренняя • Сравнить, обсудить
Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Три основных вида невербальных средств передачи вида информации (или их еще называют просодика, экстра- и пара- лингвистические средства общения): • Фонационные (голос, речь, интонация). Также возможно выделить Ø Кинетические (жесты, позы, мимика), Ø Графические (письменная речь) Ø Оль-факторы (одорика) Ø Проксемика Ø Такесика (и стоп-дистанция) Ø Визуальный контакт.
Невербальные средства Кинесика Просодика Экстралингвистика Паралингвистика Такесика Проксемика Одорика
• Кинесика • Экспрессивно выразительные движения • Поза Жест • Походка • Мимика, пантомимика
• Визуальный контакт • Направление • Длина паузы • Частота контакта • «Чистота» контакта
• Просодика • Экспрессивно выразительные звучание • Мелодичность • Полётность • Форманта Объёмность
• Такесика Прикосновения • Рукопожатия • Объятия Поглаживания • Похлопывания Удары • Поцелуи
• Экстралингвистика • Интонация • Громкость • Тембр • Темп
• Паралингвистика • Паузы (ГП и ) • Смех • Вздох • Плач, Кашель
• Проксемика • Дистанции • Ориентации • Координации • Мизансцены
Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что информация передается: ü с помощью слов - 7%, ü звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п. ) – 38%, ü мимики, жестов, позы (невербалика)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а КАК это говорится. КАК
ЖЕСТЫ Их конгруэнт ность Коммуникативные Приветствие Прощание Внимание Запрет Утверждение Отрицание Вопрос Модальные Оценка Отношение Доверие и не Растерянность Описательные в контексте Сообщения Размер Пространство и т. п. Символы О кей Достаточно Всё в порядке
Можно разделить жесты по-другому: по-другому Ø жесты-символы Ø жесты-иллюстраторы Ø жесты-регуляторы Ø жесты - адапторы
Жесты-символы очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения
Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестоврегуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты - адапторы сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т. д.
Позы Поза при беседе значит очень многое: Ø заинтересованность в беседе, Ø субординацию, Ø стремление к совместной деятельности и т. п. Очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает важную информацию, позволяющую лучше его понимать.
Позы собеседника Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда он расслаблен. Человек, намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более недружелюбна и напряжена аудитория, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта.
Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией. Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, об ухаживании (флирте).
q Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии человека. q Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые называются однозначными. q В таких случаях тело, как правило, держится прямо, без особых изгибов, и может быть описано прямой линией, соединяющей голову со ступнями. q Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, повторяющая контур тела, становится ломаной.
Взгляд, визуальный контакт Ø Человек — весь во взгляде своем. Взгляд — это знаков, часто заменяющий голос. (Делестр ) Ø Как средство общения он не менее важен и выразителен, чем рукопожатие или поцелуи. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Ø Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Ø Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки. Ø Глаза искреннего, доброжелательного человека способны излучать теплоту и радость.
Мимика удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены; счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Смотрите на левую половину лица • Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, его работа отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю, • Правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью, его работа отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Поэтому: все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает - на левой. Ø Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, Ø отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.
Если в беседе человек чаще демонстрирует вам правую половину лица - он скрывает свои чувства или лжет. Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой правая и левая половины. Если лицо собеседника выражает определенное эмоциональное состояние - гнев, страх, радость - более десяти секунд, знайте: это фальшь. Искренние выражения сменяются молниеносно. Неподдельное удивление, например, длится не более секунды.
Походка, по словам Бальзака - "физиономия тела". Ее составляющими являются: • ритм, • динамика шага, • амплитуда переноса тела при движении, • масса тела. Эти показатели проявляются у разных людей по-разному. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.
Виды походок ü озабоченный человек - ходит в позе "мыслителя", голова опущена, руки сцеплены за спиной; ü находящийся в угнетенном состоянии - руки в движении состоянии или находятся в карманах, ноги воломит и, как правило, смотрит под ноги; ü уверенный - ходит быстро, уверенный размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать; ü заносчивый - высоко поднятый заносчивый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные - "вышагивание лидера".
Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка, к тому же хорошая осанка делает любого человека стройнее, Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе более благоприятное впечатление, следите за осанкой: она должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
Голос к экстралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, а также паралингвы: паузы, заполнение пауз (э, мэ, хм…, смех, плач, и т. п. ).
Ø В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, и впоследствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Ø Американские исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.
Заключительные правила: Роль габитуса – внешнего облика в целом ü Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника. ü Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы. ü Обращайте внимание прежде всего на так называемые "мелочи". ü Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.
Литература Пиз Алан. Читать человека словно книгу. Петрова Е. Знаки общения.
3 А Cредства общения 35 сл.ppt