СРедн-Образование.pptx
- Количество слайдов: 27
Средневековая система образования. Средние века -5 -14 в. в. • Мировоззрение эпохи формировалось под влиянием христианства. • Исторически формирование средневековой системы образования связано с процессом становления феодального общества. • Статус образовательных учреждений феодального общества определяется статусом церкви в нем
• Влияние христианства на жизнь общества в тот период было противоречиво и обуславливалось столкновением старого и нового. Культура Греции и Рима, основанная на отрицательном отношении ко всякому труду свободных граждан и основанная на эксплуатации рабов, полностью изжила себя. • С другой стороны, культура античности превосходила культуру первобытных племен, заселивших Европу, • Феодальные отношения - только возникали из усиливающегося неравенства внутри первобытнообщинных племен. • Христианство оказало значительное влияние на образовательный институт.
• Ранняя церковь проповедовала милосердие и великодушие: нищие, больные, убогие получают право на уважение. Она способствовала общественному признанию всякого труда. • Требования ранней христианской религии запретить гладиаторские битвы, прекратить детоубийства. жертвоприношения формировали новую культуру средневековья. • Кроме того, христианская церковь отчасти сохраняла древнюю культуру : Почти все ранние ОТЦЫ церкви были греческими или римскими философами, перешедшими в христианство. Это позволяет объяснить, почему образование попадает в руки церкви. • С 6 -13 в. в. в Западной Европе не существовало другого воспитания и обучения, кроме монастырского, если не считать кафедральных школ, в которых учителями были также монахи.
Цель • Цель, ценности – формирование христианского мировоззрения. • Содержание системы образования отражает ее генезис и удовлетворяет запросы общества. Подготовка индивида к земной жизни занимает мало места в этой системе. • Ее основное назначение - подготовка к будущей, за- загробной, в связи с чем большое внимание уделяется воспитанию и определяется градация предметов в обучении по их способности приблизить к Богу. Важнейшее значение придается знанию церковной латыни как языку "общения" с небом. Вся юридическая практика вплоть до Х 111 века велась на латинском языке.
• Организация образовательных учреждений связаны с процессом институционализации церкви. Ранняя христианская община принимала всех желающих в число своих членов после предварительного обучения христианскому учению и воспитания требуемых моральных качеств. • Курс обучения новичков состоял в моральных наставлениях и обучении пению. Эти школы назывались казехистическими, так как в основу всего обучения клали катехизис: используемый метод обучения – метод вопросов и ответов (так называемый, катехистический метод). Впоследствии они назывались епископальными или кафедральными или соборными школами.
• Организация образовательных учреждений связана с институциализацией церкви. В 5 -6 веках церковные соборы издали законы, регулирующие работу этих школ, в частности, дети, предназначавшиеся к духовному званию, должны были рано помещаться в эти школы под надзор епископа. • Другими образовательными учреждениями были монастыри, которые возникли из ранних христианских общин. Когда христианство стало государственной религией (313 -З 22 г. ) монастыри продолжали жить автономной жизнью в соответствии со своими уставом и нравственным кодексом.
• В период непрекращающегося беззакония, постоянных войн и междоусобиц монастыри оказывались единственными учреждениями, где проводились научные изыскания, где проводилось профессиональное обучение, где копировались, книги; они были хранилищами сокровищ образования и культуры, готовили ученых, были единственными воспитательными заведениями. • Предметами преподавания были искусство чтения, письмо, пение и исчисление церковного календаря, хотя последнее предназначалось для немногих.
• Статус образовательных учреждений феодального общества определяется статусом церкви в нем. • Контроль целиком принадлежал церкви. • Соединение с правящим классом обеспечило привилегии церкви: право собственного суда, мате- риально-экономическое содержание от государства (земли и десятина), освобождение от податей и военных повинностей, право получать вклады, приношения и наследства. Церковь стала, таким образом, крупнейшим землевладельцем, в монастырских хозяйствах работали тысячи крепостных.
• Фактическое управление делом образования осуществлялось с помощью особого права патроната, которое позволяло духовенству открывать и содержать школы. Это право давало доход патрону за счет платы за обучение и подарков со стороны богатых учеников и за счет физического труда на пользу церкви - со стороны бедннх. • Право патроната принадлежало либо схоластику в городе, который назначался епископом, либо - пастору в деревне, Это право могло быть подарено за особые услуги, либо продано. • Школы представляли собой особый вид промышленного предприятия, их держали также, как хлебопекарни и мельницы, то есть на правах частной собственности, и доход от них постоянно являлся предметом менового обращения наравне со всякими другими рентами.
Предметы обучения были известны под названием "семи свободных искусств" и включали: 1. латинскую грамматику, 2. риторику, 3. диалектику, 4. 5. 6. 7. арифметику, геометрию музыку и астрономию
• Первые три были необходимы для постижения "высшего" знания: теологии; • Арифметика выясняла таинственный смысл чисел; • Астрономия отождествлялась с астрологией и служила целям церковного календаря. • Те знания, которые не способствовали очищению дyши, относились к реальной земной жизни, считались "низшими" и ценились значительно меньше. • Таковы были медицина, практические искусства и ремесла, таковым было знание родного языка.
• Марциан Капелла (V в. ) в книге «Сатирикон, 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум» . • Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487 -575 г. г. ) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т. е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки» .
• В средневековой науке существовало три тенденции. Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221 -1274 г. г. ) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое. Сигер Брабантский (1235 -1282 г. г. ) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии. Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224 -1274 г. г. ). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология» : утверждал он.
• Господствующее положение духовенства делало его обладателем всех знаний. "Высшие" знания передавались только лицам духовного сана во всех так называемых "внутренних" школах: монастырских, кафедральных, соборных. • Монастыри и соборные школы открывали "внешние" школы для богатых и знатных светских детей. • Народное образование ограничивалось тем минимумом, который необходим для усвоения основных догматов церкви в приходских и различных внешних школах.
• Какие требования предъявлялись к образованию народа, осуществляемого церковью, видно из наставления Веронского епископа: «Каждому иметь рукопись Символа Веры и Молитвы Господней и вполне ее понимать , по ней ревностно наставлять вверенный ему народ» . • 06 уровне образования священников можно судить по тому факту, что многие читали молитвы, выучив их наизусть и не понимая смысла. • В связи с этим становится понятным наставление священникам: «Евангелие и Послания надо уметь хорошо читать и о, если бы вы могли передавать по крайней мере достословный их смысл!»
• Что касается "высшего" образования, то его содержание 6 ыло раз навсегда задано извне. • В основе обучения лежали книги, имеющие каноническое значение. К знанию относились как к интеграции того, о чем говорится в освященных авторитетом книгах. • Лишь толкование, систематизация и способ аргументации осуществляли для индивидуальной мысли некоторый простор.
Методы • Любое средневековое учебное заведение - прежде всего – латинское. "Всякий садившийся в Средние Века за учебу ребенок должен был выучить наизусть по латыни Отче Наш, Молитву Богородице, Символ Веры и все полтораста псалмов. Это давало ему возможность, одной стороны, немедленно принимать участие в богослужении, а с другой - служило необходимым введением в искусство латинского чтения.
Пример Примечательны при этом воспоминания аббата t получавшего "высшее" образование в монастыре Райхенау в IX веке и учившего после латыни родной немецкий язык. Когда ему дали немецкую книгу, то, как он пишет: ". . чтение ее мне стоило большего труда, но и доставило большее удовольствие потому что, когда я ее читал, я ее понимал, в то время как по латыни я ничего не понимал, так что меня поначалу очень удивляло, как можно читать и ч и т а е м о е о д н о в р е м е н н о п о н и м а т ь»
• Какие функции выполняло образование? Оно имело прямое назначение – обеспечить общество нужным ему количеством профессионального духовенства • Этот результат для общества был вполне удовлетворителен до тех пор, пока не произошли существенные изменения в культуре.
Выводы • Несоответствие результатов образовательной деятельности с потребностями общества • Оно проявилось в борьбе за реформу школы. • В результате появились а)городские школы; б) университеты.
Принципы, качественного изменения института образования : • Существенно новый способ трансляции культуры обеспечивает "предвидимое будущее" общественного развития; • Происходит внутренняя структурнофункциональная перестройка самого образовательного института; • Происходит перестройка взаимосвязи с внешними по отношению к нему институтами и социальной средой в целом "Автоматизация" этого опыта с помощью новых образовательных ресурсов - одна из основных задач, возлагаемых обществом на систему образования.
• Каким образом инновации в культуре проникают в образование, ясно видно на примере ближайшей к нам "революции" в образовании, связанной с возникновением профессионального образования в период промышленной революции и зарождения капитализма
• Революция в образовании: качественное изменение института образования.
Методы • Каков результат этих изменений? • фактически цениться стали все методы, способы, приводящие к практическому результату, то есть позволяющие улучшить усвоение нужных предметов. • Новые методы зачастую держатся в секрете и служат источником дохода учителей. • Икельзамер: "О правильном методе научиться читать; также немецкая грамматика, по которой всякий сам собою мог научиться грамоте» . В контрактах того времени имеется оговорка: ". . . и должен за эти деньги учитель добросовестно учить детей, ничего от них не утаивая из того, что сам знает°.
• Делаются эмпирические попытки учесть возрастные особенности обучаемых. : "Всех учеников нужно разделить на три равные части так, чтобы старшие и самые понятливые сидели друг с другом, потом средние, потом младшие. Таким образом, одинаковые подбираются к одинаковым и растут вместе. . . ". Затем каждую часть предлагалось разделить еще на три части и получить девять классов. Тогда "у каждого старшего учительского помощника окажется под началом ученики всего лишь троякого рода; он будет учить их с большей легкостью и с большей пользой, чем по старому обычаю, когда каждый учитель учил десять учеников, которые часто бывали шести разных степеней понимания. • Постепенно укрепляется убеждение в том, что обучать может не только духовенство.
• Так, появляются частные учителя, нанимаемые за плату состоятельными гражданами и обучающими на дому (репетиторство), что являлось неслыханным делом с точки зрения духовенства • Постепенно укрепляется убеждение в том, что обучать может не только духовенство. • Как замечает Н. Сперанский существует как начальная, так и народная школа. Однако, парадоксальная ситуация обнаруживается в том, что "начальная школа предназначена не для народа, а народная школа не ставит своей целью распространение начального образования". К концу ХУ в. "обучение родному языку везде велось за плату и потому было закрыто для полной бедноты"
Выводы: Реформа ср-вой системы • С введением реальных предметов были изменены методы. • Образование как институт общества получает оформленную структуру: выделяется низшая, средняя и высшая ступени; • Представление о ребенке как развивающемся организме, а не как о взрослом в миниатюре; • Вводится урок – временная единица обучения • Возникает профессия педагога. • Подражание сменяет всеобщая грамотность. • Признаются и используются законы обучения, т. е. , возникает педагогическая наука.
СРедн-Образование.pptx