Ф-фия_Л-4.pptx
- Количество слайдов: 25
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА
Охватывает период с V по XV века. Характеризуется безграничным господством религии и церкви в общественном сознании
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Августин Блаженный (354 -430) Альберт Великий (1193 -1280) Фома Аквинский (1225 -1274) Ансельм Кентерберийский (1033 -1109) Пьер Абеляр (1079 -1142) Уильям Оккам (1285 -1349)
Основные черты средневековой философии: Опора на два принципа: Теоцентризм – высшей реальностью признается не природа, а Бог. Креационизм – признается идея о сотворении мира Богом из ничего.
Основные черты средневековой философии: Основным инструментом познания выступает вера. Задача философа – раскрыть тайны библейских текстов. Гармония веры и разума – главное мировоззренческое кредо средневековой философии в Европе.
2 этапа средневековой философии Первый этап – патристика (IIVIII вв. ) - учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, давших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона.
2 й этап – схоластика (с XI в. до к. средневековья) характеризуется формализмом и догматизмом, опираясь на логику и философию Аристотеля. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики, - это строгость логического мышления, точность посылок и выводов.
Аврелий Августин (375 -383 жж. ) ( Августин Блаженный) Самый известный представитель патристики, который разработал основы католицизма. Главное его произведение «О граде Божьем» .
Августин Блаженный знаменитая формула «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить» принцип взаимодополнительности разума и веры
Фома Аквинский (1225 -1274 гг. ) Доминиканский монах, теолог, философ, систематизатор схоластики. Автор томизма (полат. Фома – Thomas) – одного из направлений католической церкви.
Пять доказательств существования Бога: Движение: все, что движется, движимо кем-то другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
Пять доказательств существования Бога: Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д. ) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
Пять доказательств существования Бога: Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
В конце ХIХ века католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права. Современная католическая философия известна как неотомизм.
Спор между реалистами и номиналистами о природе универсалий. Универсалия - общее понятие.
Росцелин Номиналисты: универсалии - только имена вещей, их существование сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. Они отрицали наличие общего в конкретной единичной вещи.
Фома Аквинский Реалисты: существует только общее (Аристотель: общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой)
И. Росцелин П. Абеляр А. Кентерберийский Ф. Аквинский Номинализм Существуе т только индивидуа льное, и только оно может быть предметом познания. Реализм Схоластика Теология Философия религии Спор номинализма и реализма в средневековой философии общее существуе т только вне вещей
В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания
Роджер Бэкон (ок. 1214 -1294) Выступал за отделение теологии от светских наук. Предлагал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов.
Роджер Бэкон Призывал к опытному исследованию природы – к разработке оптики, механики и астрономии. Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой.
Уильям Оккам (ок. 1289 -1350) Английский схоласт, представитель номинализма, политик-публицист Боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции. Призывал удалить из науки все понятия, не поддающиеся проверке опытом:
Уильям Оккам «Сущности не следует умножать без необходимости» . Этот принцип известен как «бритва Оккама» или Закон достаточного основания: во всякой теории (гипотезе, рассуждении) следует избегать создания новых понятий, терминов, сущностей, если без них можно обойтись.
ВЫВОД Эти факты говорят о кризисе схоластики, о начале перехода к Возрождению.