Средневековая философия.pptx
- Количество слайдов: 26
Средневековая философия V – XIVвв.
Под Средневековьем понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Античного мира до Нового времени. Для философии это был тот период, когда изменились цель и характер философствования. политеизм монотеизм Христианство
Христианство Оно зародилось еще за несколько столетий до нашей эры как еретическое движение в иудаизме, затем окончательно отошло от него, стало обретать все большее значение в духовной жизни многих стран и было признано в качестве официальной государственной религии во время правления императора Константина Великого.
Раннее христианство – это разрозненные общины, состоящие из людей низших сословий. Оно было основано как движение угнетенных, которых увлекала идея равенства перед Богом, право на счастье и свободу, призывы к милосердию и справедливости. Первые христиане были проповедники, часто странствующие, призывающие верить в Единого Живого Бога, а в доказательство повествующие историю Иисуса Христа, как Сына Божьего.
В следствии чего, самостоятельное философствование в ту пору перестало существовать, оно выступало в лучшем случае как осторожный хранитель античных традиций, опираясь на некий инструментарий, а не на теоретические и методологические принципы.
Особенности средневековой философии Тесная связь со Священным Писанием Единство Священного Писания и Священного Предания В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово.
Основные принципы средневековой философии. • Теоцентризм Источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Бог триедин. Бог – отец, Бог - сын, Бог – святой дух.
• Креационизм Бог – творец, он создал мир «из ничего» . В начале были Божественная воля и Божественное слово – Логос.
• Персонализм Каждый человек – личность, отношения между человеком и Богом, между людьми прежде всего личностные. Бог сотворил человека по своему образу и подобию, чтобы тот стал личностью. • Ревеляционизм Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие мысли, истины бытия • Провиденциализм Мир управляется Богом, источник – Божественное начертание. Объективных законов существования и развития мира нет, все происходит по воле Божьей
Основные этапы развития средневековой философии Средневековая философия V – XV вв. н. э. Период патристики V-VII вв. Период схоластики VIII-XVвв.
Средневековая патристика Патристика – учение «отцов церкви» . Ориентация на мистику. Недоверие к разуму. Апологетика (основы христианских догматов) Юстин Мученик, Тертуллиан. Систематика (разработка догматики и философии) Василий Великий, Аврелий Августин
Апологетика (греч. «защита» ) Апологетами были крупные отцы церкви. Сочинения их были обращены к внешней, языческой аудитории. Апологеты должны были показать языч, что языческие верования нелепы, и не способны дать единство миру. Требовалась универсальная идея – Логос, утверждавшая единство и разумность мироздания
Характерной особенностью апологетической теологии был субординационизм (учение о неравнозначности Ипостасей Св. Троицы). Дело в том, что само рождение Сына-Логоса связывалось апологетами с актом творения мира. А, так как сын меньше отца, то тварное создание имеет космологические функции. Бог – Святой Дух у них едва замечен.
Систематика Систематики – первые христианские мыслители, попытавшиеся систематизировать христианские воззрения, что невозможно было сделать без использования античного философского наследия.
Аврелий Августин Блаженный ( «Исповедь» , «О троице» , «О граде Божьем» ) Ключевой идеей была – идея Бога, души человека и роли церкви в жизни общества; Выдвигает идею – единства веры и разума в движении к Богу, при этом разум не возвышает; Обосновывает креационизм.
Средневековая схоластика «школьная философия» Распространена среди широких слоев населения Вопрос об универсалиях – общих понятиях (человек, лошадь) Реализм Концептуализм Номинализм
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях» , воплощением которых являются реальные вещи).
Ансельм Кентерберийский - реальны только понятия, они имеют собственное независимое от единичных вещей существование, но связаны с ними. Гильом из Шампо – нечто не определенное и случайное реальностью не обладает.
Номинализм – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Иоанн Росцелин – утверждал, что нет цвета вне всякого конкретного цвета, нет мудрости вне мудрости души. Общие понятия – лишь звуки, голос, речь. Уильям Оккам – писал о независимости веры от философии, предложил сбривать лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккама» , что означает: «Не нужно множить сущности без необходимости» .
Концептуализм - (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus).
Пьер Аббеляр – заявлял, что абсурд, что реальной является лишь «человечность» , а не конкретные люди. Универсалии - в вещах, а не до и после вещей.
Философия Фомы Аквинского «Сумма теологии» , «Сумма философии» ( «Против язычников» ), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля Проблема соотношения философии и теологии – считал что философия и теология фактически не различаются: • предмет – Бог, что он создает; • Теология идет от Бога к природе; • Философия – от природы к Богу. Проблема соотношения общего и единичного (проблема универсалий) – общее содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность.
Доказательства существования Бога Фомы Аквинского: Кинетический: все, что движется, движимо кем-то (чемто) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; Каузально – финитный: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог; Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д. ) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог; Телеологический: все в окружающем мире имеет какуюлибо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог.
Средневековье сохранило философскую проблематику, но предложило свои решения во всех сферах понимания мира, определяющую роль стала играть христианская онтология, которая определила теологический характер мышления, а сама философия практически превратилась в теологию – богословие, стала учением о сущности и действиях Бога. Сформировался новый социальный институт – церковь, её иерархическая организация, которая претендовала на руководящую роль в обществе и личной жизни человека.
Спасибо за внимание!