8- Средневековье.pptx
- Количество слайдов: 24
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековая философия (II-XIVвв. ) «Философия –служанка богословия» Тесное переплетение теологии и философии Сближение христианства с античной философией Противоречивый период: v фанатичен v духовная свобода личности Аристотель в Благовещенском соборе Московского Кремля 2
Восприятие времени: Ø в античности (физически) кругового, циклически повторяющееся время Ø Ø человек частица мироздания в средневековье устремление в будущее (к вечности) человек протягивает руку, минуя природу к Богу 3
Возникновение темы собственного несовершенства: Человек кроме души обладает телом, а тело поддается искушению Впервые появляется – тема раздвоения личности Намечается разрыв : Ад и Рай, Добро и Зло Задачей человека становится преображение 4
Основные принципы Теоцентризм – Креационизм – Попечительство Бога над миром Эсхатологизм – Сотворение мира Богом из ничего. Провиденциализм – Источник и причина всего сущего - Бог. учение о конечных судьбах мира и человека, о загробной жизни, о цели космоса и истории и их конце. Теодицея – оправдание Бога за существование зла на земле 5
Средневековая философия Отправной пункт– ЦЕРКОВНАЯ ДОГМА. Вся философская мысль пользуется религиозным понятийным аппаратом, приводится в соответствии с церковным учением. Идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Церковь постепенно становится главенствующей 6
Ø Ø Отцы церкви (апологеты) – основные вопросы и проблемы: о творении мира, грехопадении, искуплении, воскрешении и т. п. Средневековая философия– начинается тогда, когда впервые ставит себя на службу религии и заканчивается тогда – когда они расходятся 7
Основные черты истолкования: РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ДИДАКТИЗМ 8
ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА Бог рассматривался как некое сверхбытие, Основной инструмент познания – ВЕРА, как способность души человека Бог - открывается через откровение, которое зашифровано в Библии 9
в начале отрицательное отношение к разуму в конце ДВЕ ИСТИНЫ два способа познания, независимые друг от друга: что-то через веру, что-то через – разум Николай Ге. Что есть истина? 1890. 10
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА Ø Ø опирается с одной стороны на 4 -е догмата: Творения Грехопадения Искупления Воскрешения С другой – на понимание человека как – РАЗУМНОГО СУЩЕСТВА 11
Бог создает человека с душой и телом Человек - ПОСРЕДНИК между природой и Богом. ЖИВЕТ одновременно В 2 -Х МИРАХ Поскольку Бог создал только Благо – изначально как тело так и душа – должны быть благими. Но тело толкает на ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ Тело будет благим только когда будет под контролем души 12
Основные этапы средневековой философии Патристика (2 -6 вв. ) Схоластика (7 -14 вв. ) 13
ПАТРИСТИКА (II-YIвв. ) Ø Ø Становление – защита церковных догматов, разработка основных вопросов. Источники оформления с одной стороны, античная философия с другой - христианская телеологическая доктрина 14
Основные представители Василий Великий Григорий Богослов Григорий Нисский Григорий Великий Иоанн Златоуст Дионисий Ареопагит Максим Исповедник Иоанн Дамаскин Августин Блаженный (354430) 15
Аврелий Августин (354 -460) Блаженный Августин, Святитель Августин, Учитель Благодати, Святой католической и православной церквей. Один из Отцов христианской церкви, Родоначальник христианской философии истории. Самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием» . защищает учение о предопределении: епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие Человеческая история - есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного и царства Божия (отождествляет с римской церковью). 16
Схоластика (YII-XIY вв. ) Ø отличительные черты – оторванность от реальной действительности, замкнутость консерватизм, Ø крайний догматизм, Ø полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, Ø схематичность, Ø назидательность и учительство Ø 28
Схоластика философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля Схоластика – цель философски обосновать религиозное учение и догматы церкви (Библия, как жестко нормативный текст – абсолютная истина) 29
Основные представители Гуго Сен-Викторский Петр Дамиани Иоанн Росцеллин Ансельм Кентерберийский Иоанн Скотт Эриугена Фома Аквинский (1225 1274) Уильям Оккам Петр Абеляр Сигер Брабандский Роджер Бэкон 31
Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога Проблема универсалий 32
34
ФОМА АКВИНСКИЙ (1221 -1274) на позициях умеренного реализма пик средневековой схоластики, гений философии. «Сумма теологии» «Сумма философии» (против язычников) Систематизатор схоластики. Вершина западной теологической мысли В 1423 – папским собором провозглашен святым – с этого времени – официальный идеолог католицизма. 35
Богословские истины – сверхразумны Не все истины откровения доступны рациональному доказательству. Первая роль за верой, философия ниже. 39
41