Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской

Скачать презентацию Средневековая философия Патристика   Философское осмысление христианской Скачать презентацию Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской

srednevekovaya_filosofiya_+.pptx

  • Размер: 1.0 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 36

Описание презентации Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской по слайдам

Средневековая философия Патристика  Философское осмысление христианской догматики • Проблема триединства Бога • Проблема Боговоплощения •Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской догматики • Проблема триединства Бога • Проблема Боговоплощения • Проблема иконопочитания Проблема теодицеи • Зло как недостаток блага • Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения • Зло как злоупотребление свободой воли Философия истории • Смена цикличной парадигмы линейной • История как мистическая драма

Средневековая философия • Основные характеристики • Теоцентризм • Креационизм • Эсхатология • Теодицея – оправдание БогаСредневековая философия • Основные характеристики • Теоцентризм • Креационизм • Эсхатология • Теодицея – оправдание Бога перед фактом существования зла в мире

Патристика Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы Василий Великий ок. 330 -Патристика Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы Василий Великий ок. 330 — 379 Григорий Назианзин ок. 330 — 390 Григорий Нисский ок. 335 — ок. 394 Поздняя патристика Иоанн Дамаскин ок. 675 — до 753 Псевдо-Дионисий V-VI в. Максим Исповедник ок. 580 – 662 Аврелий Августин ок. 354 — ок. 430 Северин Боэций ок. 480 —

Патристика • Августин. Против академиков.  • Августин. О порядке.  • Августин. Исповедь.  •Патристика • Августин. Против академиков. • Августин. О порядке. • Августин. Исповедь. • Августин. О граде Божием. • Боэций. Комментарии к Порфирию. • Боэций. Утешение философией. • Псевдо-Дионисий. Ареопагитики: Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии • Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий

Средневековая философия Схоластика  Проблема веры и разума  Проблема бытия Бога Проблема универсалий • РеализмСредневековая философия Схоластика Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Проблема универсалий • Реализм • Номинализм • Концептуализм

Схоластика • Ансельм Кентерберийский (1033/34 -1109) • Пьер Абеляр (1079 -1142) • Пётр Ломбардский (ок. 1100Схоластика • Ансельм Кентерберийский (1033/34 -1109) • Пьер Абеляр (1079 -1142) • Пётр Ломбардский (ок. 1100 -1160) • Альберт Великий (ок. 1200 -1280) • Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217 -1274) • Фома Аквинский (1225/26 -1274) • Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 -1308) • Уильям Оккам (ок. 1285 -1347/49) Аоста. Бек Париж Рим. Баньореджо. Палле Дунс Оккам Оксфорд Аквино. Лауинген Кёльн Лумеллоньо

Схоластика • Ансельм. Монологион.  • Ансельм. Прослогион.  • Абеляр. Да и Нет.  •Схоластика • Ансельм. Монологион. • Ансельм. Прослогион. • Абеляр. Да и Нет. • Абеляр. Логика «для начинающих» . • Абеляр. Теология «Высшего блага» . • Пётр Ломбардский. Сентенции. • Фома Аквинский. Сумма против язычников. • Фома Аквинский. Сумма теологии. • Дунс Скот. Оксфордское сочинение. • Оккам. Сумма логики. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский. Ансельм Кентерберийский Дунс Скот

Доказательства существования Бога . . . Бытие Божие может быть доказано пятью путями.  • ПервыйДоказательства существования Бога «. . . Бытие Божие может быть доказано пятью путями. • Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движе ния. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается пока заниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что дви жется, имеет причиной своего движения нечто иное… Следовательно, коль скоро движу щий предмет сам движется, его движет еще один предмет, и так да лее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а следовательно, и никакого иного двигателя … Следовательно, необходи мо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным: а под ним все разумеют Бога. Св. Фома (1225 -1274)

 • Второй путь исходит из понятия производящей причины.  В самом деле, мы обнаруживаем в • Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность про изводящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно. Нельзя по мыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконеч ность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а сред ний — причина конечного (причем средних членов может быть множе ство или только один). Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Отсюда, если в ряду производящих причин не станет начального чле на, не станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная про изводящая причина; а в таком случае отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить некоторую пер вичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

 • Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему.  Мы • Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть, и не быть; обнаруживается, что они возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и быть, и не быть. Но для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь пе рейдет в него. Если же все может не быть, когда-нибудь в мире ни чего не будет. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет; ибо не сущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, ес ли бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным обра зом ложно. Итак, не все сущее случайно, но в мире должно быть не что необходимое. Однако все необходимое либо имеет некоторую внешнюю причину своей необходимости, либо не имеет. Между тем невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, обусловливающих необходимость друга, уходил в бесконечность (таким же обра зом, как это происходит с производящими причинами, что доказано выше). Поэтому необходимо положить некую необходимую сущ ность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходи мости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

 • Четвертый путь исходит из различных степеней ,  которые обнару живаются в вещах. • Четвертый путь исходит из различных степеней , которые обнару живаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совер шенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с про чими отношениями того же рода. Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к не которому пределу: так, более теплым является то, что более приближа ется к пределу теплоты. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества… Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причи ной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем Богом. • Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы при родные тела, подчиняются целесообразности. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Следова тельно, есть разумное существо, полагающее цель всего, что проис ходит в природе; и его мы именуем Богом».

Проблема универсалий  Реализм  • Универсалии, являясь мыслями Бога и прообразами вещей, существуют до вещейПроблема универсалий Реализм • Универсалии, являясь мыслями Бога и прообразами вещей, существуют до вещей и вне вещей как их причины (Св. Ансельм, Св. Фома, Дунс Скот) Номинализм • Универсалии существуют только в уме знаков вещей, объединенных в классы по существенным признакам ( Росцелин, У. Оккам) Концептуализм • Универсалии существуют в уме как понятия, отражающие основные свойства вещей (П. Абеляр)

Обоснование номинализма • … универсалия не есть нечто реальное, имеющее в душе или вне ее субъектноеОбоснование номинализма • … универсалия не есть нечто реальное, имеющее в душе или вне ее субъектное бытие, а имеет в ней лишь объектное бытие и есть некий [мысленный] образ, суще ствующий в объектном бытии, так же как внешняя вещь — в субъектном бытии. Поясню это следующим образом: разум, видящий некую вещь вне души, со здает в уме подобный ей образ так, что если бы он в такой же степени обладал способностью производить, в какой он обладает способностью создавать образы, то он произвел бы внешнюю вещь в субъектном бытии, лишь численно отличающуюся от предыдущей. … так же как мастер, видя дом или какое-нибудь строение вне [души], создает в свой душе образ подобного ему дома, а затем строит подобный ему дом вовне, который лишь численно отличается от преды дущего, так и в нашем случае образ, созданный в уме на основании того, что мы видели внешнюю вещь, есть образец, ибо, так же как образ дома (если тот, кто создает этот образ, имеет реальную способность производить) есть для самого мастера образец, так и тот образ есть образец для того, кто создает его. И сей [образ] можно назвать универсалией, ибо он образец и одинаково относится ко всем единичным внешним ве щам и ввиду этого сходства в объектном бытии может замещать вещи, которые обладают сходным бытием вне разума. Таким образом, в этом смысле универса лия такова не первично, а получается через абстраги рование, которое есть не что иное, как некий вид создавания образов. (У. Оккам)

Философия Ф. Бэкона Обоснование эмпиризма  Учение о «призраках» ( «идолах» ) разума • Идолы родаФилософия Ф. Бэкона Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» ( «идолах» ) разума • Идолы рода • Идолы пещеры • Идолы площади (рынка) • Идолы театра Природа научного познания • Опыт как источник знания • Опыт и эксперимент • Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные Индуктивная логика как орудие научного познания • Таблицы сущности и присутствия • Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем • Таблицы степеней, или сравнений • Modus tollendo ponens

 • Обучение в Тринити-колледже (1573 -1575) • Член парламента ( с 1584 г. ) • • Обучение в Тринити-колледже (1573 -1575) • Член парламента ( с 1584 г. ) • Генеральный прокурор (с 1613 г. ) • Лорд-хранитель печати (с 1617 г. ) • Лорд-канцлер (1618 -1621) Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Основные сочинения • Великое восстановление наук О достоинстве и приумножении наук (1605) Новый Органон (1620) История ветров (1622) История жизни и смерти (1623) • Новая Атлантида (1623 -1624? )

Учение о четырех «идолах» разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Идолы площади ИдолыУчение о четырех «идолах» разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Идолы площади Идолы рода Идолы пещеры Идолы театра

Идолы рода  находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибоИдолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде. Ф. Бэкон. «Новый Органон» .

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть свояИдолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные. . . Ф. Бэкон. «Новый Органон» .

Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообществаИдолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Ф. Бэкон. «Новый Органон» .

Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а такжеИдолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра , ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Ф. Бэкон. «Новый Органон» .

Опыт как источник знания • Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины.Опыт как источник знания • Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный. • Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе.

Метод построения научной теории Универсальная теория ( «наиболее общие аксиомы» ) Теория среднего уровня ( «средниеМетод построения научной теории Универсальная теория ( «наиболее общие аксиомы» ) Теория среднего уровня ( «средние аксиомы» ) Ф А К Т ЫТеория среднего уровня ( «средние аксиомы» ) «Истинная индукция» Обобщение теории YXДедукция новых фактов X Дедукция Y новых фактов

Эксперимент как метод научного познания • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт,  если толькоЭксперимент как метод научного познания • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. Научный опыт … исследует модифи кации экспериментирования. Поскольку мы установили, что эта область знания только должна быть создана и пока еще далеко не является ясной, то по заведенному нами порядку мы попытаемся в известной мере обрисо вать ее. Модификации экспериментирования выступают главным образом как изменение, распространение, пере нос, инверсия, усиление, применение, соединение и, на конец, случайности экспериментов.

Метод индукции Таблицы сущности и присутствия Сначала нужно для каждой данной природы представить разуму все известныеМетод индукции Таблицы сущности и присутствия Сначала нужно для каждой данной природы представить разуму все известные примеры, сходящиеся в этой природе, хотя бы и посредством самых различных материй. И собрание этого рода должно быть образовано исторически без преждевременного умствования или каких-либо чрезмерных тонкостей.

Таблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла: 1. Солнечные лучи,Таблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла: 1. Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. 2. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 3. Огненные метеоры. 4. Воспламеняющиеся молнии. 5. Извержение пламени из горных недр и т. д. 6. Всякое пламя. 7. Раскалённые тела. 8. Естественные горячие источники. 9. Кипящие или нагретые жидкости. 10. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. 11. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года. 12. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. 13. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла.

Таблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла:  14. ВсеТаблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла: 14. Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, 15. Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара. 16. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. 17. Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем. 18. Негашёная известь, смоченная водой. 19. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. 20. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела. 21. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. 22. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань.

Таблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла:  24. МаслоТаблицы сущности и присутствия (исследование сущности тепла) • Примеры, сходящиеся в природе тепла: 24. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов. 25. Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба. 26. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д. , которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. 27. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар. 28. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. 29. И прочее.

Метод индукции. Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены даннойМетод индукции. Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены данной природы, ибо форма… так же должна отсутствовать там, где отсутствует природа, как и присутствовать там, где она присутствует. Но перечисление этого во всех случаях было бы бесконечным. Поэтому отрицательное должно быть подчинено положительному, и отсутствие природы должно быть рассмотрено только в предметах наиболее родственных тем, в которых данная природа присутствует и наблюдается.

Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем (исследование природы тепла) Не обнаруживается, чтобы кометы (если и ихТаблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем (исследование природы тепла) Не обнаруживается, чтобы кометы (если и их причислять к метеорам) производили очевидное и постоянное действие на увеличение жары…Огненные метеоры. 3 Лучи солнца не производят тепла в средней (как её называют) области воздуха. Обычно этому даётся неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 2 Лучи Луны, звёзд и комет не оказываются тёплыми для осязания…Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. 1 Примеры отсутствия в ближайшем. Примеры присутствия

Метод индукции. Таблицы степеней,  или сравнений В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемая природаМетод индукции. Таблицы степеней, или сравнений В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени. Это возможно или посредством сопоставления роста и уменьшения этого свойства в одном и том же предмете, или посредством сравнения его в различных предметах.

Джон Локк (1632 -1704) • Опыт о человеческом разумении (1690) • Два трактата о правлении (1690)Джон Локк (1632 -1704) • Опыт о человеческом разумении (1690) • Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения

Критика концепции «врождённых идей» Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже такКритика концепции «врождённых идей» Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже так называемые «общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам. Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого, то такое знание невозможно. Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся. Менее общие истины известны раньше более общих.

Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются изВсе идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи • Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексииЭмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи • Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии , оставаясь при этом пассивным. • Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. • Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). • Общие идеи ум образует путём абстрагирования , т. е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние ума Активная работа ума

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Субстанции. Модусы Отношения Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций илиЭмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Субстанции. Модусы Отношения Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них. Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи. Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.

Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло. Первичные и вторичные качества Первичные качества –Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло. Первичные и вторичные качества Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. принадлежат самим телам. находятся в наших органах чувств.