Скачать презентацию СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Монотеизм Скачать презентацию СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Монотеизм

Философия Средневековье.pptx

  • Количество слайдов: 15

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ • • • Монотеизм: «Да не будет у тебя других СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ • • • Монотеизм: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Втор. 5: 7). «Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» (Втор. 5: 9). Теоцентризм: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12: 30) Теизм – Бог вне мира Креационизм: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало Быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 1— 3). Провиденциализм: Промысел Божий Идея откровения «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 -е Кор. 3: 19).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Идея грехопадения В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Идея грехопадения В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Учение о конце мира (эсхатология) Откровение Иоанна Богослова (от греч. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Учение о конце мира (эсхатология) Откровение Иоанна Богослова (от греч. «апокалипсис» — «раскрытие, откровение» ) — последняя книга Библии Нового Завета. В Апокалипсисе описаны события перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю, как они явились Иоанну в его видениях. Иоанн Богослов рассказывает о многочисленных катаклизмах и чудесах.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Идея спасения. Сотериология (греч. - спасение ) учение о спасении СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Идея спасения. Сотериология (греч. - спасение ) учение о спасении «Ибо Он спа сет людей Своих от грехових (Мф. 1: 21). Идея о Богочеловеческой природе Иисуса Христа. Антропоцентризм средневековый «Предвечный Совет» , «по образу и подобию Божьему» дух (греч. πνεῦμα), душу (греч. ψυχή), и плоть (греч. σάρξ) Переоценка ценностей античности и Ветхого Завета «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением твоим» . «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 31); . «Да любите друга; как Я воз любил вас, так и вы да любите друга» (Ин. 13: 34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Блажен ны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. . . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. . . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» — говорит Иисус (Мф. 5: 311).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Символизм. Слово - всеобщий знак. Экзегеза - толкование святого Слова. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Символизм. Слово - всеобщий знак. Экзегеза - толкование святого Слова. «если бы я написал книгу высшей непреложности, я предпочел бы ее написать так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна» (Августин) Теодицея (от греч. theos — Бог и dike — справедливость). Учение о добре и зле. «Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству…Собственно злом называется происходящее против закона Создателя» . Св. Иоанн Дамаскин Вера и разум: преобладание; нераздельность и гармония. Универсалии существуют реально (реалисты); являются именами вещей (номиналисты); самостоятельными мыслительными формами (концептуалисты)

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА ГЛАВА 13 Если я говорю языками человеческими и ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА ГЛАВА 13 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 Не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9 Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; 10 Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал му¬жем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадатель-но, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда по¬знаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Патристика — II—VIII века (период «отцов Церкви» ) Апологетика (защита): ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Патристика — II—VIII века (период «отцов Церкви» ) Апологетика (защита): Александрийская теология Тертуллиан, Ориген Каппадокийский кружок Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский Латинская патристика Аврелий Августин (Августин Блаженный) Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин Схоластика IX—XV века (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения) Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр Фома Аквинский Уильям Оккам Мистика Майстер Экхарт

ТЕРТУЛЛИАН (TERTULLIANUS) КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС (ОК. 160 — ПОСЛЕ 220) «Сredo quia absurdim est ТЕРТУЛЛИАН (TERTULLIANUS) КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС (ОК. 160 — ПОСЛЕ 220) «Сredo quia absurdim est""Верую, ибо абсурдно (трактат «О плоти Христа» ) - Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес это несомненно, ибо невозможно. " Верить в доказанное и показанное мало чести. Настоящая Вера начинается именно там, где кончаются опыт и доказательства. Вера всегда - не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ. - Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Евангелие от Иоанна, 20: 29).

АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) АВГУСТИН (354430 ГГ. ) « «ИС ПОВЕДЬ «О ГРАДЕ БОЖИЕМ» , «О АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) АВГУСТИН (354430 ГГ. ) « «ИС ПОВЕДЬ «О ГРАДЕ БОЖИЕМ» , «О » , ВЕЛИЧИЕ ДУШИ» , «ОБ ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ» , «О ТРОИЦЕ» Бог — нематериальный, всемогущий абсолют, высшая Сущность и Творец мира из ниче го, Личность. Это причина и предмет познания. Бог –первая реальность. Душа — индивидуальна, разум, память и воля «Разумей, чтобы верить, — верь, чтобы разуметь церковь — это высшая форма организации человеческого об щества, возможная на земле

DOCTOR MAGNIFICUS (ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР) Разумею не для того, чтобы верить, а верю, чтобы разуметь. DOCTOR MAGNIFICUS (ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР) Разумею не для того, чтобы верить, а верю, чтобы разуметь. Бог, больше чего нельзя помыслить, существует и в понимании, и реально. АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033 -1109)

ПЬЕР АБЕЛЯР (1079— 1142 ГГ. ) “Вера зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём ПЬЕР АБЕЛЯР (1079— 1142 ГГ. ) “Вера зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. ” «Да и Нет» , «Диалектика» , «Христиан ская теология» , «Введение в теологию» , «Познай самого себя» Логика – божественного происхождения. Ее высшая форма диалектика Мораль – следствие разума (Христос убеждал)

 «ИСТОРИЯ МОИХ БЕДСТВИЙ» «ИСТОРИЯ МОИХ БЕДСТВИЙ»

“Ты мой Бог… ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души… если “Ты мой Бог… ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души… если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине, без тебя моя душа никак существовать не может” “О, мой любимейший! Кто из царей или философов мог равняться с тобой в славе? Какая королева или владетельная дама не завидовала моим радостям или моему браку?

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226— 1274 ГГ. ) «Сумма истины католической веры против язычников» (1259— 1264 ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226— 1274 ГГ. ) «Сумма истины католической веры против язычников» (1259— 1264 гг. ) «Сумма теологии» (1265— 1274 гг. ) «Все, что я написал, кажет сямне пылью с точки зрения того, что мне открылось» .

ТОМИЗМ Учение о двойственной истине: философия (наука)и религия – два аспекта одной истины, но ТОМИЗМ Учение о двойственной истине: философия (наука)и религия – два аспекта одной истины, но не две разных истины Космологическое доказательство бытия Бога Двигательная причина Производящая Необходимая Причина блага и совершенства Целесообразная